Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 16 страница
Как существо телесное он подчинен законам материального мира, как существо духовное он стоит вне их.
Телесною стороною он раб материи, духовную — он властелин ее.
Человек властен не только над своим телом, управляет не только своими поступками, но власть его распространяется даже на мыс ли, желания, страсти и пр.
В этом смысле человек есть существо свободное, определяющее действия из самого себя.
Если прочитать все эти тирады, то сразу они кажутся простыми, по нятными, соответствующими целому ряду общеизвестных фактов и даже не лишенными некоторой последовательности, насколько природа челове ка может быть определена рядом афоризмов. Но стоит только вдуматься в реальную подкладку перечисленных положений и взвесить, насколько слова соответствуют делу, и большинство афоризмов превращается в ряд абсур-дов. В самом деле, понятие о человеке как неделимом, особи, единице, по самому смыслу этих наименований, не может быть ни чем иным, как абст ракцией от фактов его физической обособленности в природе; стало быть, во всех случаях, когда говорится о человеке как неделимом целом, едини це, под словом человек нельзя разуметь ничего другого, кроме его физи ческой природы. С этой точки зрения все последующие афоризмы, в кото рых подлежащими является слово «человек», были бы очевидными абсурдами. Так, второе положение превратилось бы в невозможное урав нение: телесная форма человека = самой себе + душа, а остальное — в не передаваемую на словах бессмыслицу. Но положим, что понятию человек соответствует сочетание души и тела; тогда уже во всех случаях и следует принимать, что человек = душе + тело.
|
|
|
|
|
|
этой точки зрения 1-е положение было бы невозможно, 3-е и 4-е были бы нелепостью (потому что одно и то же нечто не может в одно и то же время быть подчинено известным законам и стоят вне их, быть рабом материи и в то же время властелином ее), а 5-е имеет вообще смысл только как образ, потому что власть предполагает всегда два субъекта — властвующего и
|
|
158
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
подчиняющегося, и, следовательно, в нашем случае пришлось бы от сум мы, состоящей из души и тела, оторвать в качестве подчиненного не только все тело, но и часть души. Как ни смела подобная операция, но она очень часто производилась над бедной природой человека по счастью, только на словах!
Вообще же грехи, известные всем под общим именем игры в слова, проис текают главнейшим образом из того обстоятельства, что человек, будучи спо собен производить над словами как символическими знаками предметов и их отношений те же самые умственные операции, как над любым рядом реальных предметов внешнего мира, переносит продукты этих операций на почву реаль ных отношений. Бывают, например, случаи, что в психологию переносятся крайние продукты отвлечения или обобщения, и тогда в науке появляются в виде реальностей пустые абстракты вроде «бытия», «сущности вещей» и пр. Другой раз ум, подкупаясь расчленяемостью речи, бесконтрольно принимает соответственную расчленяемость и по отношению к реальным процессам, обо значаемым словом; отсюда происходит столь частое смешение логических сто рон мышления с психологическими и вообще смешение логического (на сло вах) с истинным. Наконец, бывают даже такие случаи, когда человек, додумавшись, как говорится, до чертиков, начинает прямо облекать в психи ческую реальность какую-нибудь невинную грамматическую форму; сюда от носится, например, знаменитая по наивности и распространенности игра в «я ». Понятно, однако, что все эти грехи становятся грехами только потому, что перенесение фактов и выводов из области имен в область реальных предметов делается бесконтрольно, за неимением у обыденного сознания никаких об щих критериев для определения истинных психологических реальностей.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!