Список рекомендуемой литературы и интернет ресурсов



1. Атнагулов, Р.Р. Методические рекомендации по проведению занятий на тему городского пейзажа/Р.Р. Атнагулов// Научно-методический электронный журнал «Концепт»– 2015. –№S18 – С.11–15.

2. Базанова М. Д. Пленэр: учеб.пособие/ М.Д. Базанова – М.: Изобразительное искусство, 1994.– 161с.

3. Баррас, Д. Свет в акварели. Поурочные разработки по изобразительному искусству/ Д. Баррас. – М.: Издательство Кристина, 2011. – 48 с.

4. Беда Г. Живопись / Г. Беда. - М.: Просвещение, 1986. – 45 с.

5. Белая А. Цвет в природе, бизнесе, моде, живописи, воспитании и психотерапии / А. Белая. – М.: ИП Стрельбицкий, 2012. – 250 с.

6. Белов Н.В. Учимся рисовать как великие мастера/Н.В.Белов – Минск: Харвест,2012. – 127с.

7. Беспалов Д. П. Атлас облаков: под общ.ред.: Л. К. Сурыгина /Д.П. Беспалов, Федер. служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Гл. геофиз. Обсерватория им. А.И. Воейкова – СПб : Д’АРТ, 2011. – 248 с.

8. Бордовская Н. Педагогика: Учебник для вузов/ Н. Бордовская, А. Реан — СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

9. Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря/А.А. Борисов –СПб.: Изд-во А.Ф. Девриера, 1907. – 104 с.

10. Бубенцов В. Н. Зарождение и развитие пленэрной живописи на северо-западе России в XIX – XX вв/ В.Н. Бубенцов //Вестник Адыгейского государственного университета. – Серия2– 2016. – 5с.

11. Винер А. О технике живописи К.Коровина. Проблемы мастерства / А. Винер. - М.: Искусство, 1965. – 212 с.

12. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Искусство,1985. – 56с.

13. Волков Н.Н. Композиция в живописи/ Н.Н. Волков. – М.: Искусство, 1977. – 263с.

14.  Губарев А. Трактат о живописи Леонардо да Винчи /Леонардо да Винчи, пер. А. Губарев – М.: Фолио, 2013.– 224с.

15. Дейнека А.А. Из моей рабочей практики/ А.А. Дейнека. – М.: Академия художеств СССР, 1961.–!!с.

16. Дятлева Г. Мастера пейзажа / Г. Дятлева – М.:Вече, 2002. – 304с.

17. Жаданова Л.А. Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно–творческой индивидуальности студентов: автореф. дис. кандидата пед. наук: 13.00.02/ Л.А. Жаданова. – Спб.: 2006. – 201с.

18. Зинченко, Н.В. Развитие творческой самостоятельности студентов на пленэрной практике (в работе над пейзажем): автореф. дис. … кандидата пед. наук/ Н. В. Зинченко – М .: 2008 –46с.

19. Изобразительное искусство «Н.П. Крымов – художник и педагог»/Изобразительное искусство – М.: 1989.– 224 с.

20. Иогансон Б. Уметь видеть. Юный художник / Б. Иогансон. - М.: ГПИБ - 1989, - N 4. 

21. Иттен И.: Искусство цвета/Иттен И. – М.: Д. Аронов, 2010. – 96с.

22. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости/ В.В. Кандинский.–Спб.: Азбука, 2001. – 260с.

23. Куприн А.В. Материалы живописи. Советы мастеров / А.В. Куприн. - Л.: Художник РСФСР, 1973. – 297 с.

24. Лук А. Психология творчества/ А. Лук — М.: Наука, 1978. – 126 с.

25. Манин В. С.: Архип Иванович Куинджи и его школа/ В. С. Манин –Ленинград: «Художник РСФСР»,1987. –160с.

26. Матюшин, М.В. Справочник по цвету. Закономерности изменяемости цветовых сочетаний/М.В. Матюшин – М.: Д.Аронов, 2007. – 72 с.

27. Месяц С.В.: Гёте и его учение о цвете/ С.В. Месяц.– Часть первая– М.:Кругъ, 2012. – 464с.

28. Никитин А.М. Художественные краски и материалы. Справочник /А.М. Никитин – Инфра-Инженерия, 2016.– 416с.

29. Новиков Г.И. Колориметрические исследования в живописи/ Г.И. Новиков//Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН. Из материалов международной конференции Прикладная оптика – 2010. – №3– С.

30. Павленкович О.Б. Учебный пленэр/ учебное пособие/ О. Б. Павленкович, Б. А. Карев – М.: Научно – исследовательский институт истории, экономики и права, 2017. – 80с.

31. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение /Г.И. Панксенов– М.: Академия, 2007. – 114 с.

32. Петровец, Т.Г. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма /Т.Г.Петровец. – М .: Софит-принт, 2012. – 320 с.

33. Петрушевский, Ф.Ф. Краски и живопись/Ф.Ф. Петрушевский. – М.: Типография М. М. Стасюлевича, 1891. – 344с.

34. Петрушевский, Ф.Ф. Свет и цвета сами по себе и по отношению к живописи. (Шесть публичных лекций)/Ф.Ф.Петрушевский – СПб.: 1883.–90с.

35. Погейни У. Искусство рисования/У. Погейни; пер. с англ. Е.Л.Орлова. – 7-е изд. – Минск: Попурри, 2012.– 128 с.: ил.

36. Пронина Н.К. Методические рекомендации к заданиям на создание общего тонового и цветового состояния в живописи на пленэре [Электронный ресурс]:статья Киберленинка – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-k-zadaniyam-na-sozdanie-obschego-tonovogo-i-tsvetovogo-sostoyaniya-v-zhivopisi-na-plenere(дата обращения 27.05.18).

37.  Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах – М.: Азбука–классика, 2001.– 320с.

38.  Раушенбах Б. В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы/Б. В. Раушенбах – М.: Наука,1986.– 256с.

39. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов/Б.В. Раушенбах – М.: Наука, 1980. – 286 с.

40. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорозов Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия/ Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорозов. – М.: Просвещение, 1989.–207с.

41. Рыбников А.Н. Техника масляной живописи/ А.Н. Рыбников М.: Литература, 1933– 74с.

42. Смит Рэй Настольная книга художника. Оборудование, материалы, процессы, техника/Рэй Смит, перевод В.А. Нефедов. – М.: АСТ, 2004. – 384с.

43. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи/ Н.М. Соккольникова.– М.: Титул 1999 –368с.

44. Сотников Б. Е. Объемно-пространственная композиция: учебн. пособие для студентов специальности ДАС 1-2 курсов по дисциплине «Объемно-пространственная композиция» / сост.Б.Е.Сотников – Ульяновск :УлГТУ, 2009. – 68 с.

45. Сурина Л.Б. Расширение диапазона самостоятельной работы студентов в условиях пленэрной практики: учеб.пособие/ Сурина Л.Б. – Челябинск: ЮУрГУ, 2010. – 22с.

46. Техники изобразительного искусства [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://becmology.ru/blog/art/art_tech.htm(дата обращения 25.05.18)

47. Фершильд Марк Д. Модели цветового восприятия/Марк Д.Фершильд, перевод А.Шадрина– 2-е изд., СПб.: 2006.– 249с.

48. Филиппова Л.С. Специальная подготовка обучающихся к художественно–творческой практике (пленэру) в системе дополнительного образования/ Л.С. Филиппова// Наука и школа.– 2016. – №6–С.170-174.

49. Хенненс Р. Полный курс масляной живописи/ Р.Хенненс, пер. Л. Степанова.: АСТ 2017. – 128с.

50. Шабанов Н.К., Шабанова О.П., Художественно-педагогический словарь/ Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова – М.: Академический проект, 2005. – 480 с.

51. Шамагин, Л.М. Масляная живопись/Л.М.Шамагин– Ленинград: Учпедгиз, 1963.– 32 с.

52. Штаничева Н.С. Живопись: учеб.пособие для ВУЗов / Н.С. Штаничева, В.И. Денисенко – М.: Академический проект, 2009. – 303 с.

53. Эдвардс Б. Откройте в себе художника/ Б. Эдвардс; пер. с англ. Т.И. Попова. 2-еизд. – Минск: Попурри, 2017. – 368с.: ил.

54. Яновский – Максимов Н. Сквозь магический кристалл / Н. Яновский –Максимов. – М.: Просвещение, 1975. - 113 с. 


 

Глоссарий

АКОНСТАНТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ – процесс отражения в сознании художника обусловленных характеристик, претерпевших изменения под воздействием различных факторов окружающей среды

АЛЛА ПРИМА – технический прием в живописи, в котором набор основных цветовых отношений выполняется в один прием в полную силу без расчета на дальнейшую прописку

АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – серые цвета от чистого белого до чистого черного, которые имеют только одну характеристику – светлота

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА – основанная на зрительном восприятии система передачи удаленных предметов, включающая смягчение очертаний, ослабленное изображение деталей, уменьшение яркости цвета и другие приемы. Закономерное изменение цветов и тонов предметов, также обусловленное расстояниями между предметами и наблюдателем, а точнее, толщиной воздушного слоя.

ДИСПЕРСНОСТЬ – физическая величина, характеризующая размер взвешенных частиц в дисперсных системах ( какое число частиц можно уложить в одном кубическом метре)

ЗАКОН ВЕБЕРА–ФЕХНЕРА – интенсивность ощущения чего-либо прямо пропорциональна степени интенсивности раздражителя.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА – комплекс знаний, умений и навыков художника в рисовании.

ИМПРИМАТУРА – это первый красочный слой картины. Это простой и легкий способ сразу же сформировать цветовую гармонию картины, ее палитру, как говорят художники

КАМЕРТОН – контрольный предмет или участок наблюдаемого в пространстве в натуре, а также контрольное изображение на холсте или отдельное пятно, с которым сравниваются другие предметы или пятна по цветовому оттенку, насыщенности, светлоте

КАРТИНА – законченное произведение станковой живописи

КОНДЕНСАЦИЯ – переход вещества в жидкое или твёрдое состояние из газообразного. Примечание: следы от самолета на небе происходят в момент явления конденсации. Сама конденсация происходит только при таких условиях, когда количество водяного пара превышает количество необходимого насыщения. Длительность существования конденсационного следа зависит от влажности и температуры атмосферного воздуха. При относительно высокой температуре и низкой влажности след может и вовсе отсутствовать. Чем выше влажность и ниже температура, тем больше водяного пара конденсируется, тем медленнее происходит испарение, следовательно след насыщеннее и длиннее

КОНТРАЖУР – световой эффект, используемый для подсветки обратной стороны объемных объектов, создание светового ореола вокруг него

КОНТРАСТ – явление, при котором воспринимаемое различие больше, чем его физическая основа; в живописи различают светлотный, величинный, цветовой контрасты

ЛЕПКА ФОРМЫ ЦВЕТОМ – процесс моделирования предмета, выявления его объема цветовыми оттенками с учетом их изменений по насыщенности и светлоте

ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ – основной предметный цвет объекта, его окрас без претерпеваний изменений под воздействием среды

МАКРОФИЗИКА – физика, рассматривающая крупные тела, не имеющая дела с микроскопически малыми; противоположность - микрофизика.

МАНЕРА – совокупность приемов, характеризующих стилистические и технические особенности целого направления или творчества одного живописца

МКМ (МИКРОМЕ́ТР) – дольная единица измерения длины в Международной системе единиц (1 мкм = 0,001 мм = 0,0001 см = 0,000001 м).

МОДЕЛИРОВКА (от итал. modellare - лепить), моделирование-воспроизведение объемно-пластических и пространственных свойств предметов в произведении искусства при помощи светотеневых и цветовых градаций, контрастов, оптических свойств теплых и холодных тонов, лепки мазками.

МОТИВ (франц. motif, от лат. moveo – двигаю, привожу в движение) - устойчивая тема, проблема или идея в творчестве художника или целого направления в искусстве. Мотив может относиться как к натуре, так и к ее изображению.

НМ (нанометр) – дольная единица измерения длины в Международной системе единиц

ОБЛАКО – видимая совокупность взвешенных в атмосфере и находящихся в процессе непрерывной эволюции капель и/или кристаллов, являющихся продуктами конденсации и/или сублимации водяного пара на высотах от нескольких десятков метров до нескольких километров

ПАСТОЗНОСТЬ – работа плотными, непросвечивающими ( кроющими) слоями, мазками краски, иногда создающими рельефность, по значению противоположна лессировке

ПИГМЕНТЫ – твердые вещества, не растворимые в воде, связующем веществе и используемых растворителях. Отвечают за цвет краски.

ПОДЛОЖКА – любая поверхность, на которую наносится краска.

Показатель преломления (коэффициент преломления) – оптическая характеристика среды, связанная с преломлением света на границе раздела двух сред. Показатель преломления зависит как от свойств среды, так и от длины волны света и увеличивается с уменьшением длины волны. Абсолютный показатель преломления вычисляется при переходе света из вакуума в данную среду и для всех жидких, твердых и газообразных веществ колеблется от 1 до 2 (в редких случаях выше). Чем больше показатель преломления, тем больше краска кроющая. Если показатель преломления пленкообразователя и пигмента близки, то краска станет лессирующей.

ПОМАЛЁВОК – подготовительная работа над картиной, эскиз.

Преломление света – изменение направления распространения световой волны (светового луча) при прохождении через границу раздела двух различных пространственных сред.

РАЗБЕЛ – оттенок, полученный при смешении определенного количества хроматической (цветной) краски и белой.

РАЗБЕЛИВАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ – способность белых пигментов осветлять другие пигменты

ТОН – светлота ( яркость) цветов или поверхностей

УКРЫВИСТОСТЬ ИЛИ КРОЮЩАЯ СИЛА – способность красок или пигментов при нанесении их тонким слоем закрывать и делать невидимым цвет грунта или нижнего красочного слоя. Измеряется в г/м2

ХОЛСТ – тип ткани, наиболее часто используемый в качестве основы для создания живописного произведения

ЦВЕТ – качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.

ЦВЕТОВАЯ ГАММА – единство основных цветовых свойств (оттенок, насыщенность, светлота)

ШТУДИЯ – работа, содержащая в себе особо тщательную проработку в рисунке, живописном, скульптурном этюде оттенков светотени, цвета, нюансов формы, деталей

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – память человека на пережитые им в прошлом чувства

ЭТЮД – вспомогательное произведение, предназначено для разработки будущей картины

 


 

[2] Важно! Клей ПВА не должен быть жидким. Между нанесением клея необходимо уделять время просушке каждого слоев. В процессе подготовки холста следует избегать сквозняков.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!