Раздел III. Практические задания и упражнения



Пленэрная практика на художественно-графических факультетах проходит с первого по третий курс. Её специфика заключается в том, чтобы активизировать профессионально-творческую деятельность будущих учителей изобразительного искусства, а также обеспечить постоянно усложняющиеся живописные задачи.

Перед началом практических занятий целесообразно показать учащимся репродукции работ художников, выполненных на пленэре.

Начинающий художник часто задается вопросом и производит поиск информации о методе построения картины, например неодинаковым расположением и наложением красочных слоев и различными способами выполнения подмалевка, способствовавшими развитию целого ряда живописно-технических вариантов. Однако, практическая деятельность вне зависимости от теории является основным видом деятельности, так как чем больше художник занимается живописью, особенно, пейзажными этюдами, тем быстрее происходит процесс понимания методики нанесения красочного слоя в зависимости от заданных условий. Краски природы разнообразны и изменчивы, особенно в воздушном пространстве, что заранее установить какие-либо пропорции для составления красок на палитре невозможно.

Для совершенствования навыков изобразительной деятельности на практике следует брать подготовленную поверхность небольшого формата (для набросков и зарисовок в технике масляная живопись), что ускоряет творческий процесс. Мотивом для изображения может быть не только сложная пространственная композиция пейзажа, но и отдельный простой элемент. Зачастую масляные произведения пишут на основе графической работы, выполненной в альбоме для зарисовок. 

Учебно-методический комплекс по данной теме адресован студентам очной формы обучения. В процессе обучения на художественно-графической специальности студент осваивает оптические основы живописи, законы световоздушной и линейной перспективы с основой на перцептивную систему перспективы, изучает особенности личного восприятия. Практическая работа стоится на выполнении различных заданий при наличии определенных формулировок целей, задач и результатов. Важным по итогу работы становится самоанализ, а именно выявление ошибок, достижений и прочее. Ниже приведены несколько заданий в соответствии с развитием знаний и навыков в изобразительной деятельности.

Выявление тоновых и цветовых отношений различных планов является основным в живописи. Для тренировки навыков сопоставления необходимо написание серий небольших краткосрочных этюдов пейзажей в разнообразных условиях. При написании природной среды в определенный промежуток времени важно верное определение общего тона будущей картины, в связи с чем существуют тренировочное задание для решения данной проблемы, а именно –определить цветовую и тональную разницу двух разных точек в натуре. Роль общего тонового и цветового состояния пейзажной натуры в построении гармоничного цветового строя можно хорошо понаблюдать и понять, если практические работы выполнить в технике гризайль, затем выполнить этюды в цветовом решении с одного и того же пейзажного мотива, в разных условиях освещения [36].

Живопись – искусство цвета. Многие художники-педагоги считают этюды на пленэре наиболее эффективной формой работы с цветом. В подготовке к пленэрной практике важную роль играют упражнения по колористике. Студентам предлагается выполнить тональные растяжки одного цвета, а также ряд композиций, основанных на взаимодействии цветов при смешении. Так, при создании несложных композиций из двух контрастных цветов, студент наглядно изучает взаимодействие масляных красок.

Основной целью в ряде заданий на пленэре является выработка привычки к наблюдению, способности сохранять итог наблюдения отраженной в той или иной форме; научиться обобщать увиденное, отбирать существенное и запоминать. Изначально обучение направлено на переход к цельному видению натуры, подходу в работе через обобщение, и только после этих упражнений следует обратиться к изучению деталей пейзажа (кроны деревьев, камни, лесная поросль, травы и т. д.).

Одним из ключевых объектов в изображении световоздушной среды является облако. В связи с чем, в учебной практике следует направлять студента на выполнение этюдов облаков при спокойной, ветреной и дождливой погоде, способствующих развитию скорости при передаче основных характеристик, формы и цвета.

Написание этюдов в вечернее время способствуют развитию навыков поиска наиболее выразительных сочетаний для передачи глубины пространства, решения больших пятен света и тени и введение нескольких планов.

Выполнение этюда по памяти способствует закреплению теоретических знаний и наблюдательности, а также развитию целостного восприятия цвета. Так, учащимся предлагается выполнение мотива без натуры с учетом определенных теоретических закономерностей. При передаче освещения обучающийся учитывает общий колорит мотива, форму облаков. В помощь студенту рекомендуется провести поиск мотивов, прототипов в помощь при создании произведения.

Задания по выполнению этюдов пейзажей в различных состояниях (утро, день, вечер, солнечно, пасмурно, облачно) должны присутствовать с целью развития видения различных колористических состояний в этюдах в зависимости от общего цветового освещения в каждом конкретном случае. Целесообразно определиться с личной палитрой: на грунтованном холсте или картоне выложить мазки всех красок, имеющихся в наличии. Данная раскладка дает общее представление о первоначальном внешнем виде имеющихся пигментов.

Практика на пленэре с наставлением преподавателя закрепляет навыки применения различных приемов работы масляными красками. В этюдах должно прослеживаться соблюдение чередование корпусной и лессировочной живописи, а также использование иных приемов, способствующих достижению определенных эффектов. Так, студенту предлагается выполнить на небольшом формате приемы сграффито (выцарапанный рисунок по влажной поверхности), приемы работы с мастихином, приемы затирания красочного слоя при помощи ветоши и проч.

После заданий на тренировку целостного видения для развития углубленных навыков передачи реальной действительности на плоскость холста вводятся подробные зарисовки элементов пейзажа. Это может быть небольшая композиционная зарисовка одного объекта.

На небольших форматах выполняются разнообразные пейзажные мотивы (с учетом перспективы и пространства). Обучающимся следует обратить внимание на выбор выгодной точки зрения на объект, проследить зависимость композиции от линии горизонта. Форматы композиции могут быть вертикальные, горизонтальные, квадратные, но необходимым становится выделение главного. В работе важно определить пространственное положение пейзажа, линию горизонта (низкая, высокая, средняя), перспективное сокращение элементов пейзажа (линейная и воздушная перспектива), направление света (тени падающие). Лучше всего в коротком этюде выбрать день с рассеянным светом, в такой день освещение более устойчиво, хорошо просматриваются пространственные планы.

В каждом краткосрочном тренировочном этюде целесообразно ставить конкретные учебные задачи, такие как: точная передача основных отношений земли и неба, предметов переднего плана и удаленных планов; отношение света и тени (теплее, холоднее), рефлексы от неба и земли; выявление тоном и цветом характерных особенностей определённого типа рельефа; анализ пропорций природных форм и достижение единства и цельности в изображении фрагментов.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!