Роль цвета и света в живописи при изображении световоздушного пространства



 

Жизнь показывает, что художники, воспитанные только на постановках в помещении, теряются в поисках цветовых отношений в световоздушной среде. Атмосферный воздух и глубокие перспективные ландшафты являются незаменимой натурой для развития видения тончайших нюансов цвета, что было подмечено французским просветителем Д. Дидро, который говорил: «Тот, кто не изучал и не чувствовал эффект света и тени в полях, в чаще лесов, на сельских крышах, городских домах днем и ночью – пусть оставит кисть…» [36]. Чем ближе берется оттенок, тем лучше передается материальность объекта. Так, допустив ошибку при передаче оттенка, снег получается известковым, шелк превращается в шерсть и т. д. Художники часто говорят о таком понятии как свет, об источниках света, цвете объектов, однако, не каждый имеет точное представление о том, что такое свет и цвет.

Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством применения ряда художественно-выразительных средств, которые, в свою очередь, отображают сложные явления, происходящие в природе. Одним из таких явлений является свет, влияющий на цвет объектов окружающей действительности. Понятия света и цвета взаимосвязаны. Для углубленного понимания понятий, их взаимосвязи и разницы стоит обратиться к знаниям из физики.

Почти все вокруг оказывает влияние на человека, так как имеет электромагнитное излучение. В свою очередь, электромагнитное излучение – это электромагнитные волны, созданные различными излучающими объектами (заряженными частицами, атомами, молекулами).

Цвет – качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Ощущение цвета у человека возникает под действием световых волн. Светом в узком смысле называют доступное для восприятия человека электромагнитное излучение (Рисунок 22).

Рис.22 Восприятие света в зависимости от длины волны в нанометрах

 Свет – плоскость колебаний, а цвет – волны определенной длины. Многие знаменитые живописцы изучали теорию цвета и света для приближения своих произведений к реальности. Исходя из данных определений, свет – это излучение, существующее в окружающем мире, а цвет является его характеристикой.

А.И. Куинджи не скрывал своего интереса к влиянию света на окрас предметов. В работе «Лов рыбы на черном море» 1900 года можно видеть результат поисков и работы талантливого человека, который хотел понять характер влияния воздушной среды на цветовое решение объектов пейзажа.

Пластическая новизна художника – достижение предельной иллюзии света. Эффект достигнут благодаря многослойной лессировочной живописи, световому и цветовому контрастам, а также, разработанному вместе с Менделеевым особому составу пигмента, который давал ощущение свечения. В картинах художник пользуется знанием теории о дополнительных цветах. Иван Николаевич Крамской отмечал, что в России в отделе пейзажа никто не различал в такой мере, как Архип Иванович, какие цвета дополняют или усиливают друг друга[25].

Эффект цветового контраста играет большую роль в достижении определенных целей в пейзажной живописи и базируется на знании теории и природы цвета. Художнику необходимо знать, какие цвета будут резко контрастными, а какие соподчиненными. Так, снова обратившись к работе Архипа Ивановича, можно увидеть использование при написании неба противоположных в цветовом круге оттенков лимонного желтого, синего и бирюзового, которые вместе создают иллюзию таинственного ночного неба, а свет на лунной дорожке написан не белилами, а смесью из специально подобранных оттенков с разбелом.

С физической точки зрения дополнительные цвета– цвета, которые при соединении создают впечатление белого. Дополнительные цвета активно влияют друг на друга. Так, расположенные близко друг к другу красный и зеленый, делают друг друга ярче.

Для людей, занимающихся живописью, важно знать законы и природу цвета. Жизнь показывает, что художники, воспитанные только на постановках в помещении, теряются в поисках цветовых отношений в световоздушной среде. Атмосферный воздух и глубокие перспективные ландшафты являются незаменимой натурой для развития видения тончайших нюансов цвета, что было подмечено французским просветителем Д. Дидро, который говорил: «Тот, кто не изучал и не чувствовал эффект света и тени в полях, в чаще лесов, на сельских крышах, городских домах днем и ночью – пусть оставит кисть…» [26].

Цвет играет важнейшую роль в построении картины, в ее композиции, а также в определении общего колорита. Бесконечное цветовое разнообразие предметного мира побуждает художника, подражая ей, искать более точные, соответствующие поставленным художественно-образным задачам оттенки. Хроматические цвета могут послужить художнику своими тремя основными свойствами: цветовым тоном, насыщенностью, светлотой. Под цветовым тоном понимается оттенок, характеризующий цвет как зеленый, синий или желтый и проч. Под насыщенностью понимается степень звучания или выраженности цвета. Светлота – признак, под которым цвет определяется как светлый или темный. Ахроматические цвета – черный, белый, серый, обладают только последним свойством.

Немаловажную роль играет цвет при передаче настроения, чувств средствами изобразительного языка. Цвет как средство передачи эмоционального ощущения, отношения автора к изображаемому, главного и второстепенного планов имеет большую значимость в пейзаже.

Цветовые ощущения, а именно влияние оттенков рассматривал в своих множественных исследованиях И.В. Гёте. Интерес к цвету и цветовым явлениям Иоганна Вольфганга Гёте первоначально был вызван увлечением живописью. Основной проблемой начинающих художников становится выбор краски по воле случая или по привычке без опоры на любую теорию, опираясь на интуицию. Гёте был убежден в том, что существуют строгие законы колорита.

В изобразительной деятельности принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет – возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный; желтый цвет – теплый, бодрящий, веселый, привлекательный; оранжевый цвет – веселый, радостный, пламенный, добрый. Богат ассоциациями и зеленый цвет, он создает спокойное, приятное и мирное настроение.

Синий цвет характеризуют как серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный. Фиолетовый цвет соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов – он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывающим тоску и грусть.

Восприятие цвета индивидуально. Педагогу стоит знать особенности детского восприятия. Зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. С детства человек живет по определенным эталонам цвета (зеленая трава, красный цветок, синее небо, желтое солнце), без развития ощущения цвета в дальнейшем человек будет находиться в пределах «детского восприятия». Видеть многообразие мира через познание и обогащение внутренней палитры цвета становится одной из важных задач в обучении изобразительному искусству. Чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия. При наличии скупой палитры и знаний о цвете первоначальные работы не обладают широким диапазоном оттенков, отсюда происходит распространенная ошибка – одинаковая передача зелени.

Изначально солнечный свет белый, однако, из-за разной протяженности волны свет для человека приобретает разные оттенки. Самые длинные – красные, самые короткие – фиолетовые. На самом деле небо без атмосферы казалось бы черным, а солнце белым. Все волны разной длины проходят разное расстояние через атмосферу, преломляясь, и тем самым мы можем созерцать переливы цветов. Особенно выраженным разложение цвета в атмосфере становится в момент образования радуги. Смешанные вместе фиолетовые, синие, голубые и зеленые волны дают голубой цвет. Поэтому днем мы видим небо голубого цвета. На закате мы видим небо красно – оранжевого цвета, потому как свет от низко стоящего солнца должен пройти через атмосферу гораздо больший путь, чем днем.

Рис.23 А. Пластов «Ужин трактористов»

Примером передачи вечернего заката служит работа «Ужин трактористов», выполненная Аркадием Пластовым в 1951 году. На землю спускаются сумерки, вспаханное поле потемнело, однако прямой свет заходящего солнца окрасил все на переднем плане в жгучие красновато-золотистые тона. Контрастные «сочные» цвета в работе создают иллюзию огненного заката (Рисунок 23).

Также, немаловажной причиной, по которой следует проводить тщательную и основную работу на палитре является утверждение в том, что чем ближе берется оттенок, тем лучше передается материальность объекта. Так, допустив ошибку при передаче оттенка, снег получается известковым, шелк превращается в шерсть и т. д. Свет по своей природе когерентен. Когерентность – согласованное колебание нескольких колебательных и волновых процессов. Световая волна только с течением времени претерпевает случайные (хаотические) изменения. Именно поэтому светотень в природе имеет больше нюансов, плавных переходов и стоит на первом месте по отношению к пределам светотени в живописи (что доказывает наличие некоторой условности изображения), а на третьем – светотень в фотографии.

Данное утверждение доказывает то, что написание работы с натуры не может быть заменено списыванием с фотографии или по представлению и является наиболее важной формой работы, так как художник в момент «общения» с натурой способен воспринимать всеми органами чувств, постоянно пополняя и обновляя поток информации и тем самым отображать полноценно информацию от природы.

В силу некоторых обстоятельств (удаленность натуры, динамичность и пр.), художники прибегают к использованию средств фототехники. Здесь художник встречается с рядом серьезных проблем, такими как: резко выраженный свет, поглощающий цвета при фронтальном солнечном свете; переконтраст; нивелирование таких качеств как форма, текстура и фактура; искажение тепло – холодности цвета и общего оттенка мотива; ухудшение качества изображения; неверный фокус и прочие. Использование фототехники должно быть оправданным и сознательным.

Однако, в восприятии человеком также создается ряд условностей. В связи с чем, мнение исследователей о пользе в использовании вспомогательных средств разделилось.

На глаз человека влияет солнечный свет, в связи с чем, в органе зрения возникают личные цвета, которые может видеть человек, происходит ответная реакция глаза на цветовое раздражение.

Говоря о восприятии человеком окружающей действительности, стоит отметить ряд закономерностей, при изучении которых исследователи подошли к более глубокому пониманию такого явления, как свет. Анализ начинался с констатирования простых закономерностей: свет фар от приближающейся машины ослепляет человека ночью, но едва заметен днем [47,стр.26]; по мере того как свет тускнеет, объекты становятся «вялыми», но различимыми; звезды днем на небе не видны, большинство звезд едва различимы в крупных городах по сравнению с отдаленными лесами, поселениями; стена кажется более контрастной; не существует серой или коричневой электро-лампочки; не существует красно-зеленого и желто-синего цветов.

Первая особенность при восприятии света от фар может быть объяснена законом Вебера–Фехнера, который гласит что интенсивность ощущения чего-либо прямо пропорциональна степени интенсивности раздражителя.

 Цвет неба может существенно меняться даже в ясную погоду. Часто небо принимает различные цвета спектра [30, стр. 50]. Обычно небо светлее у линии горизонта и темнеет с высотой. Небо над головой может быть голубым, а ближе к горизонту иметь промежуточные оттенки желтого, зеленого. Частички пыли, водяного пара преломляют лучи, вследствие чего возникают промежутки зеленовато-серых оттенков в небесном пространстве.

Наряду с этим возникают трудности при изучении неба в солнечный день, когда сильное сияние солнца настолько ярко, что едва различимы цвета. Сам по себе свет, особенно, высокоэнергетический – такой, например, как свет солнца – ослепителен и бесцветен; однако если рассматривать его даже сквозь слабо мутную среду, он будет казаться желтым. Если помутнение среды усилится, желтый цвет приобретет сначала красноватый оттенок, а затем и вовсе превратится в пурпур. Вот почему солнце кажется нам сквозь земную атмосферу желтым, а на восходе и на закате, когда его лучи пронзают гораздо большую массу испарений, выглядит красным. Если же, наоборот, сквозь мутную среду, освещенную падающим светом, будет видна темнота, то нашему взору предстанут цвета так называемой «холодной» части спектра –от фиолетового до синего [27,стр.22].

Шестичастный цветовой круг Гёте содержит в себе условно две стороны, в каждой из которых по три цвета справа и слева (Рисунок 24). Желтый и оранжевый, расположенные в левой, положительной части круга, представляют собой разные степени опосредования мутной средой света, тогда как цвета правой, отрицательной стороны – фиолетовый и синий – суть порождения темноты.

Рис. 24 Шестичастный цветовой круг И. В. Гёте

Так, при написании отдаленных участков в пейзаже к зелени условно прибавляется холодные оттенки, невидимые дали также часто списываются в бледные холодные цвета, что можно наблюдать в многочисленных картинах, выполненных в духе классической академической школы.

Утверждение о том, что в пейзаже падающие тени цветные и холодные в момент направления на объект теплого света подтверждается наглядными примерами, а именно работами художника-пейзажиста, живописца, и рисовальщика Ивана Ивановича Шишкина. Характерным в творчестве художника является частое изображение солнца в полдень. В работе И.И. Шишкина «Сосновый бор» мы видим как при теплом, ярком полуденном освещении от сосен падают холодные цветные тени (Рисунок А15).

Иван Иванович, вошедший в историю как мастер масштабных работ, прописывал до мельчайших подробностей все элементы картины. При длительном рассмотрении картины «Сосновый бор» мы можем увидеть множество отдельных мазков разных оттенков, при соединении которых появляется целая картина хвойного леса, освещенного солнцем (Рисунок 12). На сосне есть неожиданно проложенный мазок голубого, идентичного цвету неба, который отражает один из принципов масляной живописи, а именно – «Для достижения целостности, сложности и при этом реалистичности изображения необходимо присутствие одного пигмента в разных точках изобразительной плоскости». Наличие холодных мазков рядом с теплыми ярко-желтыми (контрасты) показывает то, что в живописи если свет теплый, то тень холодная и наоборот.

При анализе природы цвета и света стоит отметить специфику восприятия окружающего мира человеком. Зрение человека настроено воспринимать окружение на свету, если поместить его в темное помещение, то раздражения органов зрения не происходит, а следовательно, видна только темнота. Мы воспринимаем темноту и черное лишь по контрасту со светом, через его отсутствие. Например, рассматривая черный квадрат на белом фоне, мы видим, собственно, не сам квадрат, а его белое обрамление. Без белого фона на черном мы не сможем увидеть что-либо.

Исходя из данного утверждения, стоит отметить влияние объектов друг на друга. При анализе одного предмета можно собрать информацию о втором методом сравнения.

При выполнении этюдов с натуры восприятие характеризуется многозадачностью. Происходит изменение уровня адаптации зрительного анализатора при выполнении таких задач как передача основного цвета объекта с учетом тона, рефлексов, света и тени и прочих характеристик. При углубленном изучении цвета в натуре, нахождении мест, где рефлекс переходит в тень, какой цвет холоднее или теплее, взгляд, одного объекта к другому, взгляд перестает различать особенности формы, фактуры предметов.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!