Формы и особенности работы на пленэре



 

В силу ограниченности времени при работе на воздухе самым распространенным видом работы на пленэре является этюд.

Этюд – вспомогательное произведение, предназначено для разработки будущей картины. Этюд часто выступает в качестве «тренажера» начинающего художника (Рисунок 10, 11). По времени исполнения этюды могут быть длительными и краткосрочными. В длительном этюде требуется убедительная передача пространства, состояния погоды, тонких нюансов и детальная проработка. Задача краткосрочного этюда – передача основных цветовых и световых отношений, состояния.

Цели и задачи длительного этюда определяют его сущность, схожую с написанием этюда-картины. Как правило, изображение выполняется в условиях пленэра и является самостоятельным по назначению произведением станковой живописи, в котором каждая деталь соотнесена с целым и выражает образ, отличительной чертой является значительность содержания. Однако, длительный этюд по отношению к этюду-картине является недостаточно завершенным. В свою очередь, этюд-картина является произведением, содержащим характеристики как картины, так и этюда. Этюд Исаака Ильича Левитана «Лесная речка», написанный в 1894 году всецело передает предчувствие дождя. При наличии небольшого формата работа содержит в себе обе характеристики этюда и картины (Рисунок 6). Картина – законченное произведение станковой живописи, по сравнению с этюдом имеет длительный процесс выполнения, ведется в несколько этапов, длительность которых начинается от 3-4 часов и может продолжаться до 4-5 недель (Рисунок 12). Картина выполняется в мастерской, является произведением станковой живописи, обладающим законченным характером и самостоятельным художественным значением. В отличие от этюда картина может выразить действительность более достоверно, с наибольшей глубиной.

При овладении техникой живописи следует писать этюды разнообразного характера (по длительности и по задачам), так как правдоподобная передача объектов с натуры развивается за счет взаимодействия различных подходов.

Этюд является основным видом работы, так как в условиях быстро меняющегося освещения, цветовых отношений не всегда удается выполнить длительную работу. В связи с условиями, возникающими в естественной среде (не только наличие подвижности натуры, но и отвлекающих факторов), применение знаний и их практическое применение является ключевым в подготовке студента.

Так, изучая книгу «Советы старых мастеров», мы можем найти ряд советов, решающие поставленные задачи пленэрной живописи. А.С. Зайцев отмечал, как положительно влияет на работу выбор того, что вас больше всего поразило в пейзаже. Отмечается важность умения последовательно ставить задачи [23].

Случается, что начинающие художники, увидев однородное поле и небо без каких-либо достопримечательностей, могут сказать, что мотив неба в данном случае писать «скучно», однако это будет грубой ошибкой, так как в данном случае можно поставить задачу передача воздушного пространства, световых и цветовых отношений, и это принесет большую пользу.

Композиционное решение оказывает большое влияние на работу. Интересны и более всего необходимы упражнения для развития чувства композиции. Начинающему художнику необходимо знать виды композиции, ее законы и закономерности. Подготавливаясь к изображению пейзажа, необходимо изучить отдельно некоторые элементы, из которых будет состоять пейзаж. Из-за недостаточного знания объектов, находящихся в природе, наблюдается некоторая декоративность в решении. Вместо изменений в натуре, связанных с пространственной характеристикой, мы видим декоративные пятна на плоскости.

Каждый начинающий художник совершает ошибку, когда прописывает каждую деталь до мельчайших подробностей, задерживаясь в определенной области своей работы. Такой метод передачи реалистичного изображения, как правило, терпит неудачу. Ф.И. Рерберг – художник, профессор, приводил множество примеров своим ученикам, в которых наглядно прослеживались ошибки как результат поспешных и необоснованных теорией побуждений. Вот один из примеров, относящийся к ошибкам в передаче тона, света и теней, но в целом отражающий необдуманность действий: «Перед глазами художника пейзаж, на переднем плане которого находится дом с освещенной солнцем светлой стеной и с открытым слуховым окном на чердаке. Художник, не наметив на холсте самые светлые и темные пятна пейзажа, начинает писать небо, облака, потом темную полосу леса. Световые соотношения как будто выдержаны и вышли неплохо. Однако когда нужно было написать наиболее светлое место картины – освещенную солнцем стену и темное отверстие открытого окна, то оказалось, что более светлой белой краски по отношению к нанесенным светлым бликам на облаках у художника уже нет, что более темной краски, что он нанес на темные места леса, тоже не оказывается. В результате облака и лес выдвигаются на первый план, так как нехватает нужной белизны стены и она по светосиле не отличается от светлых облаков, а чернота отверстия окна мало отличается от полосы леса. Во избежание такой ошибки нужно первоначально наметить освещенную солнцем стену и почти черное отверстие окна, зафиксировать силу света и по отношению к этим местам картины находить силу света облаков и леса» [19].

Распространенной ошибкой при выполнении этюда с натуры является однородность в передаче фактуры изображаемого объекта, повтор выразительных приемов. Чем лучше и ближе берется оттенок предмета в природе, тем лучше передается материал. Так, в работах встречается ошибочно известковый снег, «резиновое» тело, железные сапоги, а шелк передается как шерсть.

Сложным в выполнении живописной работы являются нюансы в использовании белил. Необходимо соблюдать баланс. Когда картина строится на тонах, то белила почти не используются [23].

Леон Баттиста Альберти отмечал: «Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо, поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины» [6]. Прежде, чем приступить к живописи, надо внимательно присмотреться к натуре, определить все основные цветовые соотношения и найти на палитре основные тона. Лучше потратить полтора – два часа на поиски цветовых отношений и тонов на палитре, нежели это делать прямо на холсте, тем самым загрязняя живопись.

 

Рис.12 И.И. Шишкин «Сосновый бор» 1895 г.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!