Раздел II. Методические рекомендации по выполнению этюдов неба в технике масляной живописи



 

 

Выполнение серий облаков на пленэре в технике масляной живописи улучшает ряд навыков:

· быстрота реакции (запечатление первоначального состояния и быстрая передача на холсте);

· передача линейной, световоздушной перспективы;

· передача тончайших нюансов, понимание глубинности цвета;

· навык систематизации (всю природу написать невозможно);

· координация глаз-рука (развитие связи «глаз-рука-мозг»);

· использование комплекса изобразительной грамоты (знания, умения и навыки) в условиях постоянной изменчивости;

· изображение световоздушной среды и характера ее влияния на окрас предметов;

· нахождение и передача общего состояния натуры.

Пейзаж, выполненный с натуры, принято выполнять в один сеанс. Природа бесконечно разнообразна, в связи с чем, необходимо отметить для себя единственное главное в натуре. Еще советские мастера живописи советовали останавливаться на том, что вас больше всего поразило в пейзаже.

Небесная среда, особенно в ветреную погоду, самая динамичная в природе, поэтому необходимо держать в памяти первоначальное состояние. Для ускорения рабочего процесса без отрицательного влияния на результат работы стоит тщательно продумать свои действия, быть подготовленным в соответствии с природными условиями и т.п. (см. «Материалы, оборудование для работы на пленэре»).

На первых этапах предпочтительно работать большими мазками, что позволяет быстро передать состояние, не прописывая мелкие детали, на которые можно обратить внимание в конце работы. Этюд выполняется на небольшом формате, что также способствует быстрому запечатлению минутного состояния натуры.

Начальный этап – выбор композиции, перенос на изобразительную плоскость местонахождение элементов будущей работы. Легкими линиями набросок выполняется как углем, так и самой масляной краской. Художники по-разному выполняют набросок. Так, советский художник Герасимов отмечал, что не пишет углем, так как считает, что поверхность холста загрязняется.

Работа на палитре является ключевой. Вначале необходимо определить подходящие оттенки к мотиву, подготовить рабочее место и материалы (см. главу о материалах и инструментах).

Масляная живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством применения ряда художественно-выразительных средств, к которым относятся цвет, колорит, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, форма, композиция, фактура.

Композиционное решение оказывает большое влияние на работу. Композиция картины, по мнению Н.Н. Волкова – «построение сюжета на плоскости в границах рамы»[36]. Композиция является не самоцелью, а способом подачи смысловой нагрузки мотива.

Для начинающего художника одной из главных проблем становится определение и передача планов. План – пространственные зоны различной отдаленности.

Цвет играет важную роль в построении картины, в ее композиции. Хроматические служат художнику посредством своих трех характеристик (цветовой тон, насыщенность, светлота). Как было отмечено ранее, под цветовым тоном понимается оттенок, характеризующий цвет как желтый, синий или красный и т. д. Степень выраженности цвета – насыщенность, светлота – признак, определяющий цвет как темный или светлый(единственное свойство ахроматических цветов).

Варьируя яркостную характеристику цвета, художник способен выделить главное, расставить композиционные акценты, обратив внимание зрителя на существенное. Так, в изображении вечернего заката ярким акцентом, привлекающим внимание и задающим основной контраст является линия света на горизонте, написаная в первую очередь на чистой поверхности холста, плотным тоном (Рисунок 25).

Рис. 25 Кузьмина К. Вечерний этюд «Возвращение домой»

Фактура – еще одно выразительное средство, под которым в живописи принято понимать микрорельеф красочного слоя, его внешнюю поверхность, которая, не является каким-то независимым качеством, но определяется всем построением красочного слоя, всей его структурой целиком. В живописи фактура имеет определенную эстетическую составляющую, служит средством образной выразительности, раскрывает творческий замысел, характеризует почерк художника, его технику, а также видение, воплощенное в красках [3, стр. 12].

Выразительность в работе достигается разнообразием линий и пятен. Распространенной ошибкой при выполнении этюда с натуры является однородность в передаче фактуры изображаемого объекта, повтор выразительных приемов. В итоге, в работе присутствует наличие однородных пятен, не связанных между собой через нахождение рефлексов, сходств и различий (Рисунок26).

Рис.26 Однородность в передаче пространственных планов в пейзаже

Небесная среда, особенно в ветреную погоду, самая динамичная в природе, поэтому необходимо держать в памяти первоначальное состояние. Для ускорения рабочего процесса без отрицательного влияния на результат работы стоит тщательно продумать свои действия, быть подготовленным в соответствии с природными условиями.

Тончайшие отношения, диктуемые природой, в связи с ее неповторимо высокими пределами светотени, затруднительные при передаче. Нахождение тонких отношений очень затрудняется тем, что то же самое пятно кажется нам светлым, когда оно окружено более темным фоном, и представляется несравненно более темным на светлом фоне.

Именно степень светосилы объектов определяет различия в цвете. При рассмотрении методики работы над световоздушной средой в разное время суток мы встречаемся с понятием общего тона. Цветовые отношения неба и далей, горизонта строятся за счет верно взятого тона. Еще Крымов Николай Петрович определял тон как степень светосилы цвета, а общим тоном – общее потемнение или посветление природы в соответствующие моменты дня (так, общий тон сумерек темнее тона дня). В соответствии с наблюдениями Николай Петрович написал состояние среды одного мотива в разно время суток. Педагог отмечал, что если найден правильный общий тон, то художнику уже значительно легче писать все детали. В связи с чем, на начальном этапе требуется целостное видение, проработка деталей выходит на заключительный этап. (Рисунок 27).

Рис.27 Н.П. Крымов Теория изменения тона для передачи в живописи состояний природы

Для достижения живости в работе и передачи различий в плотности объектов по отношению друг к другу необходимо чередовать корпусную и лессировочную живопись. Корпусное письмо, а именно – письмо плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски придает элементам картинной плоскости объем, значимость. Федор Александрович Васильев в своих этюдах передавал минутное состояние перед грозой и после, вставляя рядом с плотными тучами легкие протирки в небесное пространство (Рисунок 28).

Рис.28 Ф. А. Васильев, «Облака» 1870-71гг.

Корпусный мазок и лессировка противоположны. Плотные, яркие цвета в работе притягивают больше внимания, чем лессировочные плавные переходы. Для того, чтобы создать иллюзию отдаленности на горизонте при помощи лессировки изображается касание неба и земли, что приглушает дальний план. Что было применено на практике при написании этюда облака (Рисунок 29).

Рис.29 Кузьмина К. Этюд в дневное время суток

Существует несколько методов изображения облаков, которые определяют разнообразие в картинах. Александр Дейнека – живописец, мастерски написавший в 1932 году картину «В воздухе» (Рисунок 30) писал: «Когда художник пишет небо, то его надо всегда писать прозрачными красками без белил или с очень небольшой примесью их, но всегда наносить краску очень тонким слоем [23,стр. 61]». Также, художник отмечал, что в его работах может встретиться и неверный рисунок, и грубый цвет, что могло быть оправдано самобытным языком изобразительного искусства, творческим использованием возможностей материала[15,стр.10].

Рис. 30 А. Дейнека, «В воздухе» 1932г.

 

 

Многие пейзажисты XVIII века сначала прописывали белой краской – пастой облака, затем, когда все высыхало, наносили слой синей краски. После – частично удаляли синюю краску и получали эффект перистых облаков. Однако, пастозный метод не всегда применим для изображения едва видимых облаков. Метод «затирки» и лессировок подходит для передачи воздушного пространства, тем самым позволяет холсту «дышать», что, в свою очередь, способствует реалистичной передаче едва уловимой воздушной среды. Этюд в соответствии с рисунком 31 выполнен по-сухому.

Рис.31 Кузьмина К. Этюд облаков, выполненный сухой кистью прозрачными лессировками, с использованием ветоши

В практической части при выполнении серии этюдов целью являлось смешивание полутонов внутри облаков, а именно стремление добиться плавного перехода одного цвета в другой, создавая тем самым эффект неразрывной связи света и пространства. Цвет и форма «слиты» в одно целое (Рисунок 32).

Рис. 32 Вечерний этюд «На закате 1»

Сложным в выполнении живописной работы являются нюансы в использовании белил. Необходимо соблюдать баланс. Когда картина строится на тонах, то белила почти не используются. При этом, некоторые мотивы при использовании одной темной лессировки друг на друга при наборе тона приводит к пожуханию красочного слоя, работа выглядит «грязной» (Рисунок 33).

Рис. 33 Нарушение баланса использования белил в работе

При написании сложной конструкции облака необходимо следить за тончайшими различиями тепло–холодности. При точном написании определенного участка будущего этюда следует прописывать близ находящиеся «точки» облака, сопоставляя и определяя различия или сходства. Облака в зависимости от внешнего вида могут быть написаны по-сырому, мягкой кистью, пышные кучевые – вихревыми, круговыми движениями; рваные слоистые, перистые наносятся по-сухому, жесткой кистью. (Рисунок 34, 34.1). Во избежание лишней «тяжести» облака в работе следует наносить свет от тени отдельно с характерными краями (в зависимости от вида облака). 

Рис.34 Написание грозового облака

Рис 34.1 Кузьмина К. «Грозовое облако», из серии этюдов облаков

 

В масляной живописи используют технику работы мастихином. Мастихин – инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Разная форма мастихина помогает добиться различной фактуры, рельефности, объемности. Мастихином можно также наносить ровные, гладкие мазки, а также мазки рваного характера. Лезвие мастихина позволяет соскабливать краску, создавая тонкие линии (Рисунок 10).

Идея солнечного света должна поддерживаться на всей изобразительной плоскости. Так, полоски зеленого берега на закате в местах, приближенных к прямому солнечному свету, изображаются с добавлением красноты, созвучной с пятном на небе неподалеку. Наличие созвучности цвета в работе необходимо, так как для достижения целостности, сложности и при этом реалистичности изображения необходимо наличие одного пигмента в разных точках изобразительной плоскости (Рисунок 35). В зависимости от времени суток превалируют определенные цветовые сочетания, которые на первом этапе необходимо писать в максимально сближенной гамме. Часто художниками при помощи ветоши или широкой жесткой кистью тонким слоем втирается единый цвет будущего изображения в целях создания определенной среды.

Рис.35 Изображение облаков при разном освещении

 

При изображении сложной конструкции облаков необходимо определить пространственное положение их относительно друг друга. Облака, находящиеся ближе к свету, менее плотные, при перекрытии одного облака другим плотность возрастает. Изображение должно вестись с учетом закономерностей перспективы – чем дальше, тем они меньше и плотнее. Для упрощения в построении пространства, в композиции цепь из находящихся на разном уровне облаков можно представить в виде ступеней, каждая из которых будет характеризоваться протяженностью (длиной), высотой, удаленностью от поверхности земли, плотностью относительно друг друга (Рисунок 36).

Рис.36 Пространственные планы или «ступени» облаков по отдаленности от зрителя

При наблюдении можно заметить, что кусты поздним лунным вечером имеют красноватый оттенок, некоторая зелень изумрудная, тени едва заметны.

При изображении с натуры стоит определять видимый предмет или невидим. Так, реалистичность в пейзаже достигается путем списывания частей натуры, которые не способен увидеть человек в реальности.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!