Линейная и воздушная перспектива



 

Воздушная перспектива является одним из основополагающих элементов пейзажа. Существуют определенные законы данной перспективы, с помощью которых успешно передают цвета и размеры изображаемых объектов. Предмет должен быть меньше настолько же, насколько и отдален от глаз. Холодные краски оптически отдаляют предмет. Если мы вспомним работы в духе классической академической школы, то увидим четкое разделение планов, которые по мере удаления от наблюдателя забирают себе холодные цвета и на горизонте полностью исчезают в холодных оттенках (Рис. 20).

 

Рис.20 Г. Г. Чернецов «Вид Генисаретского озера»,1844 г.

 

Изначально художники Ренессанса пользовались научной системой перспективы. Существующий метод перспективных построений возник в результате обобщения достижений эпохи Возрождения. Однако, на данном этапе намечались ошибки в изображении: при правильном измерении высоты и ширины изображение выглядит неестественно из-за карикатурного уменьшения дальнего плана и увеличения переднего. Для достижения предельной реалистичности художники намеренно изменяют размеры объектов с опорой на визуальное восприятие. В связи с чем, в дальнейшем перспектива делится на два направления. Первая – линейная перспектива, которой пользуются художники и в настоящее время; вторая – перцептивная, передающая образ субъективного пространства (с лат. «перцепция» – восприятие). Особенно важным для художников стало развитие системы перцептивной перспективы, так как художники стремятся, прежде всего, передать художественный образ окружающего мира.

Ранее указывалось, что небо в пространстве принято делить на ступени, которые в различиях будут создавать иллюзию пространства. Так, мы можем наметить ближайшую ступень, которая будет шире остальных ступеней. Из законов линейной перспективы известно, что предметы по удалению становятся меньше. Если вспомнить дорогу или рельсы, в соответствии с рисунком 21, то параллельные линии, удаляющиеся от наблюдателя вдаль, сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта .

Рис. 21 Изображение рельсов с учетом законов линейной перспективы

Линии и пропорции в небе подчиняются тем же правилам и законам перспективы, что применяются и к объектам на земле, с точками схода и линиями, ведущими к ним. В перспективе с одной точкой схода параллельные линии сливаются по направлению к точке схода на горизонте, однако когда объект расположен под углом, то существует две точки схода. Данные точки не видны, но их необходимо учитывать[39].

Воздушная перспектива ставит перед художником определенные ориентиры для обозначения основных различий объектов, находящихся на расстоянии друг от друга и от наблюдателя, а именно: деталировка имеет место на первом плане, в то время как к горизонту объекты «списываются»; дали человеку предстают в синих, фиолетовых, бледновато-холодных оттенках; темные предметы вдали становятся светлее, светлые по удалению темнеют; объекты, находящиеся ближе к наблюдателю, имеют значительные контрасты, изображаются резко и объемно, в то время как дали выполняются одинаковым тоном, плавно и плоско.

Характеристика планов световоздушной среды в связи с воздушной перспективой зависит от ряда факторов, такие как запыленность воздуха, ветреность, влажность, туманность.

Исходя из исследований Бориса Раушенбаха, мы узнаем, что невозможно отобразить реальность без искажений. В изобразительном искусстве принято говорить о доступной мере условности изображения. Так, зачастую в работах художники полагаются на перцептивную перспективу, а именно на собственно восприятие.

Порой наблюдаются частые ошибки при использовании метода визирования в момент переноса наброска натуры на холст. При наличии достаточно постоянной тренировки восприятия человек способен подойти к передаче окружающего мира точнее, чем позволяют измерения.

В изобразительном искусстве существует несколько принципов, приемов и систем передачи пространства и объема на плоскости, которые в совокупности при зрительном синтезе создают иллюзию глубины в двухмерном пространстве картины. Восприятие пластики пространства на плоскости будет отличаться от пространства в реальности. Так, иллюзию пространства на плоской поверхности создают перекрывающие друг друга предметы, уменьшающиеся по мере удаления, а также далекие предметы кажутся сдвинутыми вверх в поле зрения [39].

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!