Раздел I. Пленэр. Краткая историческая справка



Наглядно-методическое пособие выполнено на кафедре изобразительного искусства Педагогического института ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет».

 

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент, О.Б. Павленкович

 

 

Наглядно-методическое пособие «Теоретические аспекты и методические рекомендации по написанию этюдов неба в технике масляной живописи» предназначено для студентов художественных и художественно-педагогических специальностей, даёт возможность изучить не только теоретическую основу, но и показывает как её применять в практической деятельности, являясь, своего рода самоучителем по дисциплине. Наглядное иллюстрирование способов изображения световоздушного пространства в живописном произведении на пленэре и по памяти, краткие пояснения к ним, помогут студенту при изображении световоздушного пространства в пейзаже. Методическое пособие раскрывает специфику и особенности пленэрных занятий, что способствует подготовке к творческой самостоятельной деятельности студентов на пленэре.

Наглядно-методическое пособие состоит из введения, трех разделов с иллюстративным сопровождением, заключения, списка использованных источников, глоссария.

 

© Кузьмина К.А., Хабаровск, 2018

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….....3

Раздел I. Пленэр. Краткая историческая справка…………………………...5

1.1 Формы и особенности работы на пленэре……………………………..18

1.2 Материалы, оборудование для работы на пленэре……………………21

1.3 Разновидности облаков…………………………………………………29

1.4 Линейная и воздушная перспектива……………………………………33

1.5 Роль цвета и света в живописи при изображении световоздушного пространства………………………………………………………………………..35

Раздел II. Методические рекомендации по выполнению этюдов неба в технике масляной живописи………………………………………………………43

Раздел III. Практические задания и упражнения…………………………………………………………………………55

Список рекомендуемой литературы и интернет ресурсов……………………………………………………………………..………58

Глоссарий………..…………………………………………………………...60

 


 

Введение

С давних времен человечество стремилось познать небесное пространство. Многие тысячи лет на Земле оно наблюдало природу и происходящими в атмосфере явления. Любопытство познания и стремление к прекрасному раскрыли перед человечеством новые возможности. Небо являлось и остается вдохновителем для многих музыкантов, поэтов, художников.

Природой нам дана возможность наблюдать за двумя чудами света: ясный день, освещенный лучами солнца, и ночь с ее сияющей луной и мерцающими звездами. В знаменитых произведениях изобразительного искусства зритель воспринимает небесное пространство, которое выступает как неотъемлемая часть пейзажа, порой включенное в картину с религиозной темой или глубокой философской задумкой. Небо – самая обширная натура в пейзаже и сложная среда, при художественно-техническом воплощении которой художник параллельно решает важные задачи по созданию целого художественного произведения – поиск сюжета, передача общего тона, освещения и время суток, настроения и др. Именно потому, что небо имеет меньшую плотность и тональность по отношению к земному пространству, но при этом не теряет своей сложности, оно является одним из значительных элементов в живописи и требует подробного и внимательного изучения.

Цель данного учебно-методического пособия – дать знания об изображении световоздушной среды в условиях естественного освещения, подготовить студентов художественных и художественно-педагогических специальностей к самостоятельной учебно-познавательной и творческой деятельности.

В процессе достижения поставленной цели решались следующие взаимосвязанные между собой задач:

1) раскрыть специфику работы на пленэре;

2) провести анализ световоздушной среды, а именно дать знания гидрометеорологического характера для углубленно понимания натуры;

3) обосновать особенности возникновения двух взаимовлияющих характеристик света и цвета с опорой данных из физики и восприятия человека;

4) выявить основные проблемы начинающих художников при изображении световоздушной среды на пленэре и способы их устранения;

5) разработать упражнения, методические рекомендации по выполнению этюдов неба на пленэре;

6) выполнить серию этюдов световоздушной среды в разное время суток и погодное состояние на пленэре и по памяти с целью подтверждения теоретической части на практике

7) обобщить и пополнить запас теоретических знаний и практических умений

Пленэрная практика студентов художественных и художественно-педагогических специальностей имеет высокую профессионально-практическую значимость. Методические рекомендации и специальные упражнения, предложенные в данном методическом пособии уместно также применять в образовательном процессе художественных школ, колледжей искусств, в художественном процессе студентов высших учебных заведений.


 

Раздел I. Пленэр. Краткая историческая справка

 

Пленэр, как учебная дисциплина-практика – является неотъемлемой частью учебного процесса подготовки студентов художественных и художественно-педагогических специальностей. Важнейшая задача учебной художественной практики «Пленэр» – привить навыки передачи с натуры красочного богатства окружающего мира изобразительными средствами живописи, рисунка и станковой композиции. Уникальность данной формы и вида деятельности художника строится на изучении явлений действительности, возникших в определенное время, в определенном месте (на воздухе при активном влиянии погодных условий и природных явлений) при активном влиянии световоздушной среды.

Пленэр (фр. pleinair – вольный воздух) – воспроизведение естественного освещения и воздушной среды; – естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник [Толковый словарь Ожегова]. В пленере природная среда одновременно является и местом и объектом творчества живописца [Толковый словарь Ефремовой].

Целью учебной художественной практики Пленэр является развитие и закрепление знаний по теории и практике живописи, рисунка, композиции. Художественная практика на открытом воздухе направлена на развитие у студентов:

· объемно-пространственного мышления;

· целостного восприятия натуры и передаче ее с учетом определенного тонового и цветового состояния;

· способности воспринимать натуру в естественном трехмерном пространстве и передавать ее художественными средствами на двухмерной картиной плоскости.

Природа является неисчерпаемым ресурсом для выбора мотива, именно поэтому на пленэре в процессе изображения активно развивается творческое воображение и закрепляются знания композиции.

При восприятии и исполнении пейзажных мотивов студент имеет возможность:

· развить аконстантное восприятие;

· совершенствовать зрительное восприятие на основе многоплановости и масштабности пространства;

· избежать однообразия в исполнении одного и того же мотива в виду изменчивости натуры;

· развить мастерство быстрого выполнения этюда в технике масляной живописи;

· накопить художественный материал для дальнейшей творческой работы.

Творческий процесс в природной среде может стать толчком в развитии, так как стремление найти в ней созвучие своим идеалам, чувствам всегда было источником вдохновения многих писателей, композиторов, художников.

Обилие света, разнообразие рефлексов, большая удаленность объектов изображения от наблюдателя, смена освещенности, различные состояния погоды, времени суток и года – непривычные для начинающего художника условия изобразительной деятельности [30]. Работа на пленэре отличается повышенной активностью, требующая достаточного уровня «мобильности» от обучающегося. Изменчива не только натура, но и пространство, в котором находится сам художник, в связи с чем необходимо продумывать оснащение, наличие необходимых материалов для комфортного пленэра.

В первых работах начинающих художников возникает ряд часто встречающихся серьезных ошибок:

· случайность в выборе композиции, неопределенность ее построения;

· дисгармония плотности тона в передаче неба, земли и воды;

· увлечение открытым цветом, взятым без учета световоздушной перспективы;

· искажения перспективы, одинаковая передача планов;

· отсутствие доминирующего цвета в этюде;

· неоправданная деталировка заднего плана;

· отсутствие выбора главного в мотиве;

· шаблонность применения техники написания, композиции, выразительных приемов;

· написание предметов «по отдельности», без учета взаимовлияния.

Все вышестоящие проблемы исходят не только из-за недостатка практики, но и из-за неверного подхода к написанию картины. Мышление составляет восприятие. Для предотвращения множественных ошибок, каждая из которых встречается у многих студентов, необходимо иметь теоретическую базу, состоящую из общих правил и закономерностей, проверенных опытом предшественников.

По итогу пленэрной практики, направленной на изображение световоздушной среды, обучающийся должен

знать:

· учебный материал по теме;

· специфику работы на пленэре, материалы и инструменты;

· законы линейной, воздушной перспективы;

· методику, закономерность и последовательность ведения работы;

· особенности композиционно–пластической и пространственной организации изображения на плоскости;

уметь:

· выбирать мотив, технику и технологию исполнения работы в соответствии с поставленными задачами;

· выбирать размер и формат изобразительной плоскости в соответствии с характером будущего изображения;

· соблюдать основные этапы выполнения масляной живописи

· передавать характер и пропорции изображаемых объектов;

· передавать типичные и индивидуальные особенности натуры, динамику, внутреннее движение и состояние объектов изображения;

· находить внутренние, смысловые связи в натуре и изображении, в работе выделять главное, соподчинять детали (тема поддерживается композиционными и живописно-пластическим решением, все компоненты изображения: сюжет, изобразительный материал и др. становится целенаправленными средствами выражения содержания);

· завершать произведение

· проводить аналитико-конструктивный анализ и объективно оценивать продукты художественной деятельности

· определять, имеются ли ошибки в своей работе или работе другого студента, пояснить их происхождение и способы устранения

Владеть

· материалом и техникой масляной живописи;

· методом работы пропорционального соотношения;

· свободно зрительными образами памяти, без визуального сличения с натурой;

· специальной терминологией.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!