Внутренние функции государства. 13 страница



Специфика кризиса политической системы состоит в том, что он может затрагивать как механизмы власти, ее юридические и конституционные процессы, так и социально-политические отношения, отношения собственности. Он по своей сущности равен общенациональному кризису.

К внутриполитическим кризисам относятся такие кризисы, как кризис легитимности, участия, идентичности, распределения благ, проникновения.

Кризис легитимности проявляется в падении доверия народа к существующей власти, падении рейтинга ее популярности. Нарушение принципа равенства политического участия общественных групп в формировании власти, возникновение на этой основе чувства своей бесполезности и отказ от дальнейшего участия в этом называется кризисом участия. Данный кризис находит свое проявление в разного рода бойкотах, резком падении рейтинга популярности властей.

Кризис идентичности (потеря своего политического лица) имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе идеологии, политической культуры, политического имиджа.

Массовое недовольство населения условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ называется кризисом распределения. Обострение противоречий между центральными и местными органами, их стремление к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу каждым проявляется в кризисе проникновения.

И, наконец, внешнеполитический кризис характеризуется обострением противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом.

Примером международного политического кризиса может служить Карибский кризис 1962 г. из-за Кубы. Главными его субъектами были СССР и США. Причина кризиса носила обоюдный характер. С одной стороны, Соединенные Штаты стремились ликвидировать политическую власть Фиделя Кастро, который объявил о строительстве социализма на Кубе. С другой стороны, Советский Союз, поддерживая Кубу, разместил там ракетное оружие стратегического назначения. Американцы объявили Кубе блокаду, заявили о досмотре всех судов, следовавших в кубинские порты. В результате возник острый международный кризис, угрожающий перерасти в мировую термоядерную войну. Только трезвая политика обоих государств заставила их сесть за стол переговоров и мирно разрешить этот кризис. Советские ракеты были выведены с Кубы, а США отказались от вторжения на этот остров.

Кризис отношений между мировым сообществом и государством проявился в войне против Ирака в 2003 — 2004 гг. Он был спровоцирован США и их союзниками.

Политические кризисы можно предотвратить путем налаживания диалога, взаимных уступок и компромисса. Разрешение конфликта возможно также революционным путем, проведением глубоких реформ, перестройки общественных отношений.

Таким образом, кризисы и конфликты являются неотъемлемой частью политической жизни.

IV.За свою историю человечество накопило значительный опыт разрешения политических конфликтов и кризисов. Сложился ряд подходов, путей и способов, этапов их урегулирования и разрешения. Основные пути их урегулирования:

- отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов (например, замалчивание расстрела митингующих рабочих г. Новочеркасска в 1962 году);

- применение насильственных репрессивных мер к одному или всем конфликтующим субъектам;

- урегулирование с помощью правовых и моральных норм, если противоборствующие стороны выражают согласие;

- дискредитация руководителей конфликтующих сторон или руководителей одной стороны;

- перевод конфликта в «мирное» русло и устранение его непосредственных причин;

- осуществление реформ, призванных частично или полностью урегулировать конфликт, его упредить;

- достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок;

- уклонение от конфликта, избежание конфликтных ситуаций и другие.

Разрешение конфликта и кризиса есть процесс согласования интересов, урегулирования социально-политических противоречий. В этом плане разрешение конфликта возможно путем придания ему правовой и организованной основы, т. е. институализации конфликта, управления им. Неинституализированный конфликт характеризуется отсутствием принципов и правил и чаще всего представляет собой стихийный и неподдающийся контролю взрыв недовольства. При институциональном конфликте несовместимость сторон выражается в пределах установленных в обществе норм, законов. Достигается предсказуемость поведения участников конфликта.

Управление разрешением конфликта проходит три основные стадии: подготовительную, переговоров, выхода из конфликта и контроля за согласованными решениями.

На подготовительном этапе происходит:

- выяснение причин конфликта, мотивов и характера поведения его участников;

- определение субъектов конфликтов, их замыслов, намерений и ресурсов, а также объекта конфликта;

- структурирование субъектов конфликта, определение лидеров, колеблющихся и т. д.;

- определение степени остроты и время протекания конфликта;

- изучение влияния конфликта на политическую ситуацию в обществе, прогнозирование его масштабов, остроты и последствий;

- поиск альтернативных вариантов урегулирования конфликтов;

- организация переговорного процесса при посредничестве полномочных социальных институтов;

- установление и согласование сторонами норм и процедур разрешения конфликтов;

- налаживание коммуникаций участников переговорного процесса, побуждение их к добровольному соглашению, примирению;

- предложение политическим соперникам возможных путей разрешения конфликта.

Вторая стадия переговоров предполагает непосредственный контакт участников конфликта или доверенных лиц, осуществляется путем дискуссии и поиска оптимального решения.

Процесс переговоров — это целая наука и искусство, его успех зависит:

- от способности участников переговоров, их посредников снять психологическую напряженность, недоверие между оппонентами;

- степени проработки спорных вопросов;

- умения концентрировать внимание на сути проблемы, а не на второстепенных, личных свойствах и декларациях соперников;

- акцентирования внимания на том, что приемлемо для обоих сторон, всего общества, что объединяет конфликтующие стороны;

- формирования атмосферы доверия с помощью обмена информацией и расширения разностороннего общения;

- от формирования позитивного отношения друг к другу, отказ от применения угроз и силы.

Безусловно, все эти и многие другие правила ведения переговоров урегулирования конфликтов не универсальны. Их необходимо применять творчески, учитывая все факторы конфликтной ситуации. Однако их знания расширяют конфликтологический кругозор политиков, помогают находить правильные решения и направлять конфликты в безопасное русло.

На третьей стадии выхода из конфликта и его разрешения происходит окончательное оформление договоренности, устранение причин конфликта, определение способа контроля за соблюдением договоренностей.

Политические конфликты и кризисы — драматические моменты в судьбах любого общества. Их роль в общественном развитии двойственна. С одной стороны, они дестабилизируют обстановку, а с другой, служат началом нового этапа развития общества, его прогресса или упадка.

Тема 13. Политическая культура и политическая
социализация

 

1. Понятие политической культуры и её структура.

2. Функции и типы политической культуры.

3. Политическая социализация.

 

I. Важнейший элемент политической жизни общества — политическая культура. Без неё невозможны политическая и гражданская жизнь общества, политические отношения в отдельных странах и международном масштабе. От уровня и типа политической культуры во многом зависят формы, способы и масштабы политического участия и поведения, характер политических действий, степень цивилизованности общества.

Подобно тому, как общая культура определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения в различных сферах жизнедеятельности человека, так и политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и правила игры в политической сфере.

От степени соотношения и соответствия ценностей политической культуры ценностям политической системы зависит устойчивость и жизнеспособность этой системы. Даже Римская империя основывалась не столько на силе, сколько на согласии и доброй воле её подданных. В наше время стабильность Великобритании, других стран Запада также основывается на высокой политической культуре граждан, субъектов власти. Именно культурные стандарты определяют образцы и формы поведения институтов власти, народа, а вместе с этим и политическую систему, и политический режим. Чем ниже уровень политической культуры, тем больше тоталитаризма, авторитаризма, неконституционных действий. Глубина и темпы реформ также связаны с уровнем политической культуры.

Идея политической культуры имеет древнее происхождение. Она встречается в трудах Платона, Аристотеля. Проблемы политической культуры затрагивали Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.–Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другие. Они предприняли попытку выявить связь межу политическими представлениями людей и политическим устройством общества.

Сам термин «политическая культура» впервые в научный оборот был введен немецким философом И.Г. Гердером в XVIII в.

Современные концепции политической культуры разрабатываются такими учеными как Х. Файер, Г. Алмонд, С. Верба, Р. Шварценберт, М. Дюверже, А. Тойнби и другие. В советской политической литературе проблемы политической культуры начинают разрабатываться с середины 80-х годов. Существенный вклад в её разработку внесли Э. Баталов, К. Гаджиев, Е. Егоров и многие другие.

Что такое политическая культура? Политическая культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая культура — это довольно многогранное явление. Она фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политическое поведение.

Сфера политической культуры — политическая жизнь общества, все то, что затрагивает проблемы власти и управления, участия людей в политике, а также «пограничные зоны» — взаимодействия политики и права, политики и экономики, политики и нравственности.

Политическая культура проявляется: в культуре принятия политических решений; поведении политических партий, движений, граждан, органов власти; восприятии политических явлений; в характере взаимодействия между политическими институтами; в уровне идеологизированности политических субъектов; в политическом языке, жестикуляции, символике. Она не ограничивается только этим. Политическая культура проникает в образование, науку, во всю духовную культуру. Проникает она и в материальную культуру, придавая ей политическую окраску. Сегодня политическую окраску приобретает производственная культура, культура земледелия, культура врачебной деятельности и т. д.

В своей структуре политическая культура включает следующие основные элементы: когнитивный, эмоционально-психологический, нравственно-оценочный, поведенческий, а также политическую символику.

Когнитивный элемент политической культуры составляют политические знания и представления людей о политике, политической системе, политической власти, ее формах и механизмах осуществления; о демократии, правах человека и т. д., то есть все то, что составляет политическое образование.

Эмоционально-психологический элемент политической культуры — это политические чувства и переживания, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни. К ним можно отнести чувство социальной справедливости, терпимости или нетерпимости к инакомыслию, эмоциональный подъем по поводу победы на выборах и т. д. Сюда же входят и иррациональные моменты в политическом поведении человека. Они проявляются в форме фанатичной любви к вождю, приверженности догмам, мифам, утопиям. Последние выступают в роли своеобразного компенсатора недостатка научных знаний о политике. Политические мифы и утопии, основанные на надеждах и чаяниях, легко воспринимаются широкими массами. Они их воодушевляют на активные политические действия, вселяют веру в лучшее будущее.

Нравственно-оценочный элемент политической культуры включает характерные для данного общества ценности, идеалы, нормы и т. д. Он предполагает определенную оценку, суждение и мнение о политических объектах, процессах. Здесь роль играет соотнесение собственных представлений с идейно-ценностными установками государства, общества, человечества.

Поведенческий элемент политической культуры образуют формы и степень участия граждан в политической жизни общества (митингах, демонстрациях, политических забастовках, пикетах, выборах, политических акциях и т. д.). Он включает также политические установки, типы политической активности, формы, стили, образцы, навыки политического поведения.

Развитая политическая культура предполагает такие нормы поведения, как: отношение к человеку как к высшей ценности, терпимость к инакомыслию, лояльность, сознательная дисциплина и самодисциплина, гражданская ответственность, ответственность перед будущим и др. Эти нормы создают своеобразный кодекс цивилизованного поведения субъектов политических отношений. Они предполагают конституционные, правовые формы поведения и деятельности.

Высокая политическая культура складывается именно из этих четырех элементов. Недостаточное развитие или отсутствие одного из этих элементов не способствует ее высокому уровню. Например, если бы в послереволюционные годы и более поздний период политические силы Советского Союза владели бы высокой политической культурой, то знали бы, что карать человека без суда и следствия, исходя только из эмоций, нельзя. В настоящее время мы также наблюдаем недостаточное развитие образовательного уровня политической культуры и превалирование эмоционально-психологического и нравственно-оценочного элемента. Нам не хватает основанной на знаниях рассудительности.

Важнейшей составной частью политической культуры является политическая символика, которая отражает, идеализирует мир политики и ее культуру. Элементами политической символики выступают — национально-государственная символика (Конституция, флаг, герб, гимн, денежные знаки и т. д.); политико-ритуальная символика (церемония инаугурации Президента, процессы возложения венков, цветов к национальным святыням и др.); скульптурно-архитектурная символика, воплощенная в памятниках, скульптурах, архитектурных сооружениях, символизирующих страну (в Беларуси — Дом правительства, Площадь Победы, вокзальные ворота); название городов, с которыми отождествляют страну (Москва — Россия, Минск — Беларусь). К политической символике относятся знаки отличия, флажки, эмблемы и другие символы.

Политическая символика разнообразит и украшает политическую жизнь общества, придает ей символически-культурный смысл. Она способствует сплочению нации, сохранению ее самобытности и традиций, формированию национального самосознания и национальных чувств народа, идей патриотизма, гражданственности. К сожалению, их частая смена в Беларуси не способствует этому.

II. Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической жизни общества. Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт людей. Именно с помощью функций она становится реально осязаемой, понятной, а, следовательно, практически значимой и достижимой.

Политической культуре присущи следующие основные функции.

Познавательная. Эта функция формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, нормы, повышает политическую образованность. Особенно важна и актуальна эта функция в отношении молодежи, которая находится в решающей стадии становления личности и подвержена всем влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит. Молодежь республики живет сейчас в обстановке свободы выбора и сделать его очень не просто. Идет ломка многих представлений, стереотипов. В этих условиях процесс формирования высокой политической культуры призван не только дать знания молодому поколению о политике, но и вооружить ее знанием таких норм политической культуры, как уважительное отношение к человеку как высшей ценности; терпимость к инакомыслию и другие.

Интегративная, которая призвана быть интегратором политического опыта и механизмом передачи его от поколения к поколению. Интегрируя и передавая политико-культурные ценности, политическая культура формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует согласию существующей политической системе и избранного обществом политического строя.

Коммуникативная функция, позволяющая установить связь между участниками политического процесса, действовать так, как требуют политические нормы.

Регулятивная. Она обеспечивает эффективное воздействие граждан на политический процесс в соответствии с общественно значимыми ценностями.

Воспитательная, которая позволяет сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации людей.

Социализации, характеризующая приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права.

Выделяют также функции идентификации, адаптации, ориентации и другие.

На практике все функции политической культуры тесно взаимосвязаны и направлены на формирование политически грамотной и социально активной личности, на стабильное развитие общества.

Важная характеристика политической культуры — её типология. Сейчас существует довольно обширная типология политической культуры, исходящая из разных критериев.

По характеру организации политической жизни различают рыночную и этатистскую политические культуры (Э. Баталов, И. Шумпетер). Рыночная политическая культура понимается и организуется как разновидность бизнеса и рассматривается как акт свободного обмена деятельностью. Её основные элементы — ориентация на конкурентную борьбу, индивидоцентристские установки, ориентация на спонтанность, саморегулирование в отправлении политических и иных функций.

Этатистская политическая культура — это культура, которая главенствующую роль в организации политической жизни и определении условий политического участия отводит государству. Это культура ограничения конкурентной борьбы, для которой интересы целого (государства, нации, класса, какой-либо организации) выше частных, индивидуальных интересов.

По отношению к инновациям (Р. Шварценберг, А. Боднер) выделяют открытую (ориентированную на иннокультурный, общечеловеческой опыт и общение) и закрытую (ориентированную на собственные локальные образцы и нормы) культуры;

По цивилизационному фактору (Н. Данилевский, А. Тойнби и др.) различают западную, восточную и восточноевропейскую политические культуры. Они сформировались на разных социально-экономических отношениях и политических процессах. В частности, для восточноевропейской политической культуры, которая сформировалась в условиях «срединного» географического положения, в результате взаимодействия западных и восточных ценностных ориентаций, при доминирующей роли государства в регулировании общественной жизни, как следствие определяющего воздействия идеалов и ценностей православного христианства, доминирования силовых методов разрешения кризисных и конфликтных ситуаций, дуализма власти и народа, экстенсивной экономики присущи — социокультурный раскол взаимооппонирующих политических культур (народа и элиты); доминирование в общественном сознании ценностей групповой справедливости («правды», коммунитаризма (коллективизма)), уравнительного равенства; этатизм сознания, отсутствие рациональности в западном понимании, неприятие инакомыслия, индивидуализма и конкуренции, доминирование идеологических ценностей над целевыми; иррациональный авторитет власти, персонифицированное восприятие её («добрый царь», «хороший вождь» и т. д.); ориентация не на личную активность, а на государственный патернализм и другие ценности.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!