Внутренние функции государства. 16 страница



IV. Возникновение социализма связано с многовековым желанием и мечтой широких народных масс о лучшей жизни, о социальной справедливости и социальной защите личности. Эти светлые надежды людей нашли отражение в фольклоре — сказках, мифах, преданиях, легендах. Даже ученые и писатели придумывали в виде «Города Солнца» или острова «Утопия» проекты осуществления желаний о счастливой жизни.

Развитие промышленного капитализма сопровождалось бурным ростом численности наемных рабочих, подвергавшихся нещадной эксплуатации. Возникла острая необходимость защиты этого нового социального слоя общества. В отличие от феодалов и буржуазии, которые с целью защиты своих интересов создали свои идеологии, соответственно консерватизм и либерализм, наемные рабочие сделать это были не в состоянии. Социализм как идеология сперва возник в виде теоретических концепций в головах интеллигентов. Они создавали свои идейные конструкции с ориентировкой на рабочих, которые представляли собой огромные массы людей. Рабочие овладеют этими идеями и превратят их в могучую материальную силу. В повестку того времени была поставлена проблема — замена капитализма социализмом, как крайне несправедливого строя на справедливый общественный строй.

Наиболее законченное учение о социализме возникло в середине ХIX столетия в виде марксизма. Основоположники его — К. Маркс и Ф. Энгельс  — теоретически обосновали предполагаемую идеологию рабочего класса с экономических, политических и философских позиций, а также определили пути ее реализации. Они считали, что социалистическое, а в перспективе — коммунистическое общество будет характеризоваться следующим;

1) произойдет утверждение общественной собственности на средства производства, что ликвидирует эксплуатацию человека человеком, нищету, а неграмотность миллионов уйдет в историческое прошлое;

2) научно-техническая революция, которая в капиталистическом обществе ведет к безработице, при социализме будет неуклонно повышать благосостояние народа; в результате прежде будет обеспечен принцип «От каждого по способностям, каждому — по труду», а в коммунистическом обществе «От каждого по способностям, каждому — по потребностям»;

3) сложится социалистический образ жизни, основанный на социальной справедливости, коллективизме и взаимопомощи; будут обеспечены условия для принципа о единстве прав и обязанностей для всех одинаково. Общество даст каждому своему гражданину уверенность в будущем.

Такие прекрасные перспективы не могли не привлечь к себе миллионы сторонников и последователей. Они практически не замечали или не обращали внимания на ряд противоречий и чисто доктринерского подхода к изучению исторических и социальных процессов. Социалистическая доктрина главную роль в развитии общества отводила государству и политике, а не личности и экономике, как это делал либерализм.

В начале ХХ столетия в социализме произошел раскол. Образовались две тактические, а затем и идеологические ветви — коммунистическая и социал-демократическая.

1. Коммунистическая ветвь, прежде всего, в виде политической партии большевиков во главе с В. Лениным, стала на путь революционного преобразования общества посредством вооруженного восстания и установления «диктатуры пролетариата» как средства, орудия построения социализма. В 1917 году такая диктатура была установлена. Однако колоссальный и непробиваемый бюрократизм, естественно возникший из строго централизованной, государственной власти, да и еще помноженный на сугубо российские властные традиции азиатского деспотизма, привел к образованию в СССР командно-административной системы и установлению дикого и свирепого режима — сталинщины. Эта разновидность тоталитаризма очень сильно дискредитировала прельстительные идеи раннего социализма, особенно радикальной его ветви — коммунистической. В настоящее время идеология и практика коммунистических партий с развалом СССР фактически обанкротилась.

2. Социал-демократическая ветвь социализма отказалась от революции как средства переустройства общества и стала ориентироваться на реформы, на эволюционный путь переустройства общества. Родоначальники этого направления в социализме Э. Бернштейн и К. Каутский, а в России — Г.В. Плеханов.

Современная социал-демократия придерживается новой концепции под названием «демократический социализм». Эта концепция отличается от «демократического капитализма». Капитализм, по мнению социал-демократов, развил огромные производительные силы, однако поставил права собственности над правами человека. Она также не может иметь ничего общего с «реальным социализмом», в котором коммунисты уничтожили свободу, создали новое классовое общество и неэффективную экономику, основанную на принудительном труде.

Составные части концепции демократического социализма — политическая, экономическая и социальная демократия. В политической сфере социал-демократы главным считают реализацию принципов свободы и демократии, а основным регулятором и примирителем противоречий в обществе видят государство. Оно же — главный орган в деле общественных изменений и прогрессивного развития. В экономической области социал-демократы выступают за многообразие форм собственности и за рыночные отношения под контролем государства. Признается принцип: «конкуренция — насколько возможна, планирование — насколько необходимо». В социальной части «демократического социализма» центральное место занимает борьба за более высокое качество жизни человека труда. Сюда входит свобода, справедливость, материальное благополучие, образование и здравоохранение, условия труда и отдыха, экология. Там, где социал-демократы длительное время находились у власти (Швеция, Австрия и др.), были достигнуты убедительные достижения.

Сегодня социал-демократия очень сильно сблизилась с неолиберализмом. Они шли навстречу друг другу через совершенствование своих доктрин. Отличие сохраняется лишь в том, что у социал-демократов преобладает деятельность по обеспечению социального состояния трудящихся и придание государству большего веса и значимости в обеспечении социальной справедливости и в регулировании жизни общества.

V.Религиозные верования, сам процесс их соблюдения и отправления еще в первобытном обществе начинал выполнять, пусть даже и в минимальном значении, идеологическую роль. Посредством религиозных обрядов человек обращался к богам с просьбой о помощи в работе и на охоте, о спасении от болезней и от смерти. При любом исходе причины такого обращения религиозные деятели доступно все объясняли человеку и успокаивали его. Таким образом, уже тогда, именно на религиозной основе стали зарождаться главные функции идеологии: воспитательная, разъяснительная, интеграционная и др.

С возникновением государства необходимость в идеологическом обеспечении государственной власти резко возросла. Успешно выполнять роль идеологического института власти могла только ведущая религия. К этому времени религиозные деятели, в соответствии со своими партикулярными интересами и духовными особенностями, создали свои корпоративные структуры — конфессии, которые активно стали заботиться не только о духовности, но и о своих светских, в том числе и материальных, интересах. Реализация этих интересов включала религиозные конфессии в политический процесс, и они очень быстро и повсеместно стали занимать ведущие места в обществе. Способствовало этому то, что они были хорошо организованы, обладали отличными, профессионально подготовленными кадрами проповедников и воспитателей (духовных пастырей), т. е. фактически кадрами идеологических работников. Кроме того, сама религия представляла собой в духовном плане безукоризненную идеологию. Она была уже вполне теоретически отработанным учением и весьма эффективным средством воздействия на сознание прихожан. Поэтому много столетий вплотную, плечом к плечу, руководили обществом государственная власть и религия. Практически во всех добуржуазных обществах религия бессменно выполняла функции государственной идеологии. РРЕРРРРРРрррррррррррррррррррррррррррррррррр

В современных демократических странах, как правило, религия отделена от государства, и в государственной идеологии ее традиционные ценности играют лишь вспомогательную роль. Однако в странах так называемого «мусульманского мира» влияние религии на государство и на жизнь в обществе очень велико, а в ряде теократических государств (Иран, Афганистан и др.) религиозная идеология господствующая. В этих странах вся жизнь регламентируется по канонам мусульманской религии (по шариату). Как правило, мусульманская идеология повсеместно включает кроме общеконфессийных, характерных для всего мирового ислама, еще и национальные традиции и ценности. Все это способствует стабильности мусульманства как религии и даже усилению тенденции к ее расширению.

Религиозные идеологии рождают собственные политические доктрины, преследуя не столько духовные, сколько светские, земные интересы: расширить свое конфессиональное влияние и приобрести больше возможностей для утилитарного обогащения. Из исторического прошлого известна доктрина католической церкви о «защите Гроба Господнего», которая осуществлялась в ХI — XII столетиях посредством привлечения из стран Европы многих тысяч рыцарей для крестовых походов в Палестину. Эти походы сопровождались кровавым разбоем и беззастенчивым грабежом. Не меньше беды и горя славянским и прибалтийским народам принесло стремление Ватикана «приобщить» эти народы к святой католической церкви. На протяжении ХIII — XIV веков крестоносцы огнем и мечом «приобщали» к католицизму язычников — прибалтов и православных белорусов. Наконец, выдающаяся победа наших предков в Грюнвальдской битве в 1410 году остановила эту агрессивную экспансию. Затем длительное время католический костел активно способствовал ополячиванию белорусов. Русская православная церковь была вдохновителем и покровителем великодержавных устремлений. Московского централизованного по восточным принципам деспотического государства. Именно она в ХVI веке предложила идею величать это государство «третьим Римом». На присоединенных к России территориях российские православные священники внесли очень весомую лепту в процесс русификации населения, особенно белорусского.

От мусульманской религии исходит доктрина «мир для правоверных», которую стремится реализовать наиболее воинственная и фанатичная часть верующих мусульман под руководством ортодоксальной ветви этой конфессии — ваххабитов. Об этом свидетельствуют события в Афганистане, Чечне и других местах.

В современных условиях многие религии, а точнее их догматы, наряду с марксизмом и фашизмом, стали своеобразным источником для теоретического обоснования такого распространенного в мире явления, как экстремизм. Понятие «экстремизм» исходит от латинского слова «естремус» (крайний). Оно означает крайние взгляды, крайние поступки и действия, превышающие необходимые меры, доходящие даже до абсурда. Политический экстремизм (или крайний радикализм) может быть присущ как личностям, так и группам, партиям, движениям и государством. Ему свойственен культ сильной власти, жесточайшая исполнительная дисциплина в организациях, фанатизм и жертвенность. Экстремисты стремятся достичь политических целей через массовое устрашение применением тактики террора. Невиданная жестокость террористических актов чаще всего к людям абсолютно не причастным к политике, массовое циничное и безжалостное убийство женщин, стариков и детей по идее террористов должно парализовать волю противодействующих политиков.

За последнее время в мире участились террористические акты и сильно подействовали на психику людей. Сегодня почти все ведущие страны мира объявили борьбу с терроризмом основным приоритетом своей внешней политики, особенно после событий 11 сентября 2002 года в США. Богатая, могущественная держава оказалась фактически бессильной против террористов, лишивших жизни более тысячи безвинных ее граждан в самом центре страны.

Экстремизм имеет свои корни, истоки.

Социальные истоки экстремизма выходят из городских низов, люмпенов и маргиналов, низших и обнищавших слоев интеллигенции, безработной молодежи, некоторой части студенчества. Активность этих слоев общества растет с ухудшением жизни в обществе.

Психологические истоки экстремизма тоже связаны с состоянием экономики. Их формирует экономический спад развития общества, когда резко ухудшаются жизненные условия. Это делает человека бессильным против невыносимых обстоятельств, озлобляет, делает его агрессивным. Такое психическое состояние представляет собой своеобразную форму защиты и компенсации за мучительно плохую жизнь. На основе этой агрессии идет сплочение с подобными чувствами людей в группы, организации. Затем эти группы идеологизируются, т. е. вырабатывают свою доктрину, программу деятельности, а, скорее всего, они присоединяются к какой-нибудь готовой экстремистской, чаще всего религиозного происхождения, доктрине. В этом случае появляются еще и аксиологические (ценное учение, теория) истоки. Сегодня наиболее распространенное идеологическое прикрытие для экстремистского использования политики и тактики — ислам.

Экстремизм различают «правый» и «левый».

«Правый экстремизм» обычно апеллирует к зажиточным слоям общества, к консервативно настроенному обывателю. Это неофашизм, шовинизм, различные политического направления религиозные организации и общества типа «Аль-Каида», «Братья мусульмане» и др. Именно религиозность придает особый характер террору — он осуществляется смертниками (шахидами). Политический интерес лежит в основе террористических актов, проводимых членами сионистских и антисемитских организаций. С целью массового устрашения практикуется и государственный террор Израилем, Соединенными Штатами Америки, Турцией, Российской Федерацией и др.

«Левый экстремизм» апеллирует к «простому» народу, к обездоленным, к «низам» общества, настраивая их против тех, кто живет в достатке. К нему относятся анархизм разных оттенков, троцкизм, «Красные бригады» и др. Левый экстремизм в государственном масштабе четко проявился в политике Китая в 70-е годы ХХ века, когда в основу внешней политики была положена доктрина «борьбы мировой деревни с мировым городом». Это означало, что Китай возглавляет борьбу слаборазвитых стран мира против высокоразвитых стран.

Таков неполный обзор и краткая характеристика религиозных идеологий и экстремизма, использующего довольно часто религиозные доктрины для прикрытия идейного обоснования своих действий.

VI.Республика Беларусь как суверенное государство существует с 1991 года. С первых дней независимости она заявила о своем стремлении войти равноправным членом в мировое сообщество, взяв на себя соответствующие обязательства в проведении внутренней и внешней политики. Белорусское государство стало создавать основные атрибуты своего суверенитета: национальную армию и внутренние силовые органы с целью развития национальной экономики, ввело свою денежную единицу и реорганизовало финансовую структуру, стало формировать национальное правовое поле и структуры внешнеполитических связей.

Однако эта первоначальная деятельность правительства Беларуси, его цели и задачи не приобрели необходимого теоретико-концептуального оформления, т. е. не были представлены в виде государственной идеологии. «А государство без идеологии, — сказал Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, — как человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам». Он сравнил значение идеологии для государства с «иммунной системой» живого организма, которая стоит на страже его здоровья.

Опоздание с оформлением государственной идеологии Республики Беларусь более чем на десять лет объясняется рядом причин. Прежде всего, тем, что после распада могущественной державы — Советского Союза, менталитет большинства граждан Беларуси оставался в значительной мере советским, сформировавшимся за 70 лет под воздействием марксистско-ленинской идеологии. Этому менталитету характерно отрицание частной собственности, нетерпимость к предпринимательству, неприятие демократических стандартов жизни, а в условиях Беларуси еще и проявление в массовом сознании национального нигилизма. Остается также довольно сильным желание, особенно у старшего поколения страны, возродить СССР и тем самым вернуть утраченную былую великодержавность. Ностальгические чувства по СССР во многом определили принятие на референдуме нового государственного герба и флага. А позднее и гимна Беларуси, которые являются фактически модернизированной символикой БССР.

Следует отметить, что такое сложившееся общественное сознание старательно поддерживалось и консервировалось коммунистической элитой, которая, как в никакой другой республике постсоветского пространства, длительное время занимала ключевые позиции во властных структурах Беларуси. Таким образом, менталитет, массовое сознание большинства населения республики не соответствовало реальному положению страны, получившей неожиданно, без напряжения всех сил и борьбы, без «родовых мук» национальную свободу. Очень многим было трудно осмыслить и оценить возникшую вокруг отличную возможность самостоятельно строить новую жизнь и совершенствовать свою национальную государственность.

За прошедшие более чем десять лет независимости в Республике Беларусь произошли значимые изменения. Введение во властные структуры доминирующего института президентства и особенно избрание на этот пост А.Г. Лукашенко, в стране постепенно установился стабильный режим власти. Это дало возможность государственной элите осознать положение страны как самостоятельного государства, определить приоритеты внутренней и внешней политики, разработать вместе с руководством Российской Федерации стратегию совместной интеграции и в перспективе создания единого союзного государства. Выработанная политическая определенность и направленность стала остро нуждаться в идеологическом обеспечении.

Вопрос о государственной идеологии Республики Беларусь поднял сам Президент 27 марта 2003 года в докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее осуществлению». Президент А. Г. Лукашенко особое внимание уделил разрешению, в основном, двух важнейших задач. Это создание комплексной и гармоничной системы идеологической деятельности, способной обеспечить восприятие и осознание идеологических постулатов большинством населения страны, особенно молодежью. Решение этой задачи не представляет большой, особой сложности. Здесь проблема организационная, и для ее преодоления у белорусского государства имеются необходимые ресурсы, в том числе и богатый опыт создания всеохватывающей системы идеологической работы в советское время. Только необходимо избежать повторения негативных сторон этого опыта.

Другая, но уже довольно сложная задача — выработка и формулирование стройной идеологии современного белорусского государства. Эта идеология предназначена для укрепления государственной системы, создания своей государственной доктрины, формирования четких и понятных лозунгов и призывов. Новая идеология, по мнению главы государства, обязана включать общечеловеческие ценности и одновременно учитывать специфику Беларуси.

Президент Беларуси считает, что из трех мировых идеологий — марксизма (социалистическая идеология), консерватизма и либерализма — для идеологии белорусского государства самая подходящая — марксистская в интерпретации и в практическом осуществлении коммунистической партией. С этой идеологией в XX веке были одержаны великие победы (над нищетой, безграмотностью и нацизмом), с ней первыми в мире проложили дорогу в космос. Суверенной Беларуси подходят такие принципы прежней коммунистической идеологии, как коллективизм, патриотизм и социальная справедливость. Нам необходим высокий престиж образования, общественно полезный труд без расчета на материальное вознаграждение, формы морального поощрения людей. «Думаю, — сказал А. Г. Лукашенко, — все это должно органично входить в идеологический фундамент современного белорусского общества».


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!