Внутренние функции государства. 15 страница



Идеология является столь же древней, как и само общество. С развитием общества, когда шел закономерный процесс увеличения количества и умножение разнообразия социальных образований, соответственно развивалась и усложнялась идеология. Первобытнообщинное сожительство уже можно считать истоком генезиса идеологии, хотя она там присутствовала в виде своеобразного «эмбриона». В то время духовное общение людей определялось примитивными потребностями и возможностями, не выходило за пределы рода, племени. Этими рамками были ограничены их представления, мечты и идеалы, в этом маленьком мирке вращались и их интересы.

С возникновением имущественного неравенства, с образованием государства происходит отрыв общественного сознания от личного и группового внутриплеменного опыта. Возникает господствующее мнение, впитавшее некоторые ценности и традиции прошлых поколений, но уже выражающее в виде теоретических концепций интересы новых, более широких общественных образований. Это факт рождения «полнокровной» идеологии. Ее поддерживают и распространяют особые группы людей — специалистов (идеологов): жрецы, шаманы, философы, советники и др. Теперь уже господствующее мнение как идеология приобретает геополитический характер и начинает жить собственной жизнью, совершенствоваться, пополняясь сходными элементами от других концепций прошлого и настоящего.

Образовавшаяся политическая идеология охватывает большие группы людей в обществе со своими особыми, а порой даже противоположными интересами. Поэтому понятие «политическая идеология» — это, по сути, общее название разнообразных концептуально сформулированных интересов больших групп общества: партий, профсоюзов, корпораций, землячеств, этносов, наций, государства в лице его институтов. В этом ряду идеология государства или государственная идеология занимает особое положение, так как олицетворяет собою высшую степень духовного проявления политики в обществе. Во-первых, она — властвующая, господствующая идеология. Во-вторых, государственная идеология предназначена выражать интересы не только государства как властной организации, но и всей политической системы того общества в целом, представителем которого это государство является.

В современных условиях государственная идеология немыслима без
очевидного влияния на нее какой-либо мировой глобальной идеологии, без применения в политическом процессе ее концептуальных положений. Такими идеологиями являются: либерализм, консерватизм, социализм, коммунизм и социал-демократизм, а также мировые религиозные образования. Эти, можно сказать, суперидеологии сложились исторически как концептуальная совокупность ценностей, интересов мировых политических сообществ и систем в виде философского обобщения культуры существующих цивилизаций, а также как результат длительного существования международных религиозных конфессий. Более подробно рассмотрим их сущность в следующих вопросах данной темы.

Политическая идеология выполняет, в основном, следующие функции.

1. Функция защиты материальных и духовных интересов и ценностей носителей этой идеологии. Так, если это идеология национального государства, то защитные меры должны быть направлены на сохранение и развитие национального языка, национальной культуры, государственности в национальных границах. В процессе реализации этой функции, как правило, осуществляется интерпретация реальной действительности в свою пользу. Обычно противопоставляются свои возвеличенные достоинства и ценности с приниженным качеством соперника, носителя противоположной идеологии. А в случае столкновения классовых, национальных или государственных интересов, эта конфликтная ситуация всегда сопровождается ожесточенной и бескомпромиссной борьбой идеологий субъектов вспыхнувшего конфликта. В данном случае, идеологическая борьба преследует цель доказать свою правоту, дискредитировать ценности противника и вытеснять его идеологию, как ничтожную и вредную, из жизни общества. Эта цель оправдывает фактически любые доступные средства: обман, подлог, различного рода манипуляции. Ведь идеология побеждается только идеологией, а силовые или административные средства могут играть только вспомогательную роль.

2. Воспитательно-мобилизационная функция преследует цель умножить число своих сторонников, тем самым расширить социальную базу своих носителей. Эта проблема может быть разрешена только при условии распространения и внедрения своих взглядов и ценностей, приобщением к своим интересам как можно большего количества людей. Ради этого носители идеологий, в том числе и государство, стремятся овладеть и подчинить своим целям и задачам систему образования, массовые коммуникации, особенно СМИ. Осуществляется широкая, всеохватывающая агитация и пропаганда, всевозможно используются различные методы и формы манипуляции массовым сознанием. Особенно благодатно в этом деле приспособление старых и придумывание новых стереотипов и мифов, так как они в наибольшей степени способны оказывать воздействие на эмоциональную сторону сознания человека.

Идеологическое воздействие на людей не исключает манипулирование их сознанием и даже зомбирование человека. Все это направлено на формирование необходимой жизненной позиции, которая вызовет активность в распространении усвоенных ценностей и идей, а также обеспечит мобилизацию людей на их защиту.

3. Очень важную роль играет интегральная функция. Она способствует сплочению социальной группы, нации, общества вокруг какой-нибудь идеи, отражающей общие интересы. Сторонники одной идеи как единомышленники быстро находят общий язык и поддерживают друг друга. Поклонники одной идеологии смотрят на мир как бы через единую призму оформленных и утвержденных в своей среде взглядов, оценок и стереотипов, превращая общность этих людей в духовно-монолитную глыбу.

Политическая идеология не содержит практических указаний, как действовать для достижения желанных целей в определенных условиях. Этим занимается политическая доктрина. Производная от идеологии, она не только содержит систему взглядов, она переносит эти «материнские» взгляды на язык конкретной политики, определяет направление, цели и средства политических действий. Это квинтэссенция, кумуляция идеологического обоснования и реализации интересов партии, нации или государства применительно к какой-либо конкретной ситуации. Одна идеология в зависимости от направлений интересов ее носителя может «рождать» соответствующие доктрины, особенно если эта идеология глобальная.

Доктрина может быть выражена в краткой формуле. Например, «Америка для американцев» (доктрина Монро, США); «Остановить коммунизм» (доктрина Трумена, США); «Принцип ограниченного суверенитета» (доктрина Брежнева, СССР) и др.

Тщательно и детально разработанная доктрина с целью применения ее сейчас и в конкретной обстановке называется политической программой. Это уже продукт холодного расчета не только философов-теоретиков, но и политиков-практиков. В ней подробно излагается, детализируется во времени и пространстве стратегия и тактика достижения доктринальной цели.

ІІ.Либерализм — одна из ведущих классических мировых идеологий. Он детище европейской цивилизации, которая раньше всех вышла на путь буржуазного развития. Инициатором и носителем либерализма как идеологии была буржуазия. Вышедшая из городского населения, практичная и энергичная, она стремилась на простор предпринимательской деятельности, которую жестко сковывали феодальные порядки и мораль. Буржуазия стала оформлять свои партикулярные интересы в соответствующие им постулаты и концепции, центральное место среди которых стала занимать идея индивидуальной свободы человека. Успешному утверждению и распространению этой идеи способствовало сформированное христианской религией в массовом сознании европейцев понятие о ценности человека как личности. Ведь, согласно священному писанию, человек был создан Богом «по своему образу и подобию», и хотя он имел «бренное тело», но в нем была «бессмертная душа», человек мог стать даже святым.

В то же время, католическая религия, как идеология феодального общества, бдительно охраняла его сословное деление:

- человек — раб Божий;

- власть короля и феодала «от Бога», а кто выступает против этой власти, следовательно, совершает смертный грех;

- духовная власть в лице Папы Римского выше светской власти, так как Папа — посредник между всевышним и людьми.

Исходя из этих утверждений, папство централизовало свою власть и монополизировало право быть распорядителем и вершителем властных отношений в Западной и Центральной Европе.

По мере укрепления своего экономического веса в обществе буржуазия стала ломать феодальные рамки и оттеснять на «задний план» феодальную идеологию. Она инициировала «Реформацию», создав более демократичную, независимую от Ватикана, протестантскую конфессию. Она была ведущей силой в период эпохи «Возрождения», главным содержанием и смыслом которого был гуманизм, красота и величие человека. Затем, последовавшая за Возрождением эпоха Просвещения, внесла и обосновала в либерализме утверждение, что человек, овладевший современными знаниями, становится всесильным и свободным, способным создать справедливое общественное устройство. Над данной проблемой плодотворно работали великие умы этого времени: англичане
Т. Гоббс и Дж. Локк, французы Ш. Монтескье и Ж-Ж. Руссо, американец
Т. Джефферсон, наш белорусский знаменитый предок Лев Сапега, один из создателей «Статута Вялікага княства Літоўскага», высказал многие либеральные идеи еще в XVI веке. Великим разработчиком и апробатором идей либерализма стала Французская буржуазная революция 1789–1794 гг. Она провозгласила знаменитый лозунг «Свобода, равенство и братство», ликвидировала сословные привилегии, ввела право избирать и быть избранными для людей «третьего» (буржуазного) сословия.

Термин «либерализм» (от латинского слова «либералис» — свободный) отражал основную, главную идею либеральной идеологии. Он был понятным, а идеология привлекательна для большинства европейцев. Но его распространение было очень опасным явлением для феодальных государств. В крепостнической России «либерализм» толковался как зло, а подозреваемых в либеральных взглядах людей преследовали и третировали. Их называли не иначе, как «либералы проклятые», приписывая им всевозможные отрицательные проявления: зловредность, разнузданность, разбойные устремления и даже национальную измену. Либерализм стал «страшилкой», пугалом на многие десятилетия для большинства россиян.

Вместе с тем, уже в конце ХVII столетия либерализм как идеология оформился в довольно цельную идейно-теоретическую систему, включавшую свои оценки и свои принципы относительно всех областей жизни общества.

1. В политической области. Центральная идея либерализма — положение о свободе человека и обеспечение этой свободы. В «Декларации прав человека и гражданина», принятой во время Великой французской революции в 1789 году, в первой статье говорится: «люди рождаются свободными и равноправными и пребывают таковыми», «свобода состоит в праве делать все, что не вредит другим». В этом выдающемся документе, ставшем мощным глашатаем сущности либерализма, провозглашались свобода слова, печати, совести, собраний и демонстраций.

Либеральная идеология предъявила жесткие требования к закону, который должен запрещать только то, что вредно для общества, и ни в коей мере не регламентировать поведение людей. Обязанностью государства становится строгое соблюдение презумпции невиновности. С целью ограничения исполнительной власти стала проводиться в жизнь идея о разделении властей на три равноправные ветви.

2. В экономической области утверждалось, как неотъемлемое, право граждан на частную собственность. Либеральный философ В.Ф. Гегель считал, что «императив собственности» — высшая форма демократического общества. Собственность — это свобода.

Еще одно важнейшее положение либерализма — свобода конкуренции и рыночных отношений, а также создание благоприятных условий для предпринимательства.

3. В социальной области либеральная идеология утверждает абсолютную ценность человеческой личности, равенство всех людей перед законом, признание прав человека на жизнь и на обеспеченное существование. Однако проблеме реализации последнего права, особенно низшим слоям общества, либерализм уделял очень мало внимания. Теоретики этой идеологии обосновывали необходимость, прежде всего, создания таких условий в обществе, которые не тормозили бы инициативу и деятельность каждого в стремлении жить в законном достатке и поощряли, вознаграждали трудолюбие и деловитость.

Главной проблемой либерализма являлось определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь человека. Увлечение правами человека по отношению к государству привело к тому, что роль государства в обществе была низведена до уровня «ночного сторожа», который должен охранять жизнь, права и имущество граждан и обеспечивать порядок в стане. Кроме этого ошибочного положения в процессе практического осуществления либеральных постулатов выявились и другие недостатки. Они порождали в обществе нежелательные последствия. Необходимо было вносить коррективы в либеральные доктрины. Появился модернизированный либерализм, получивший название «неолиберализм».

Новые либералы (Дж. Кейнс, Дж Милль и др.) уже возвеличили роль государства в обществе и увидели в нем могучее и универсальное средство регулирования экономических процессов, в разрешении социальных проблем и конфликтов.

В середине ХХ века неолиберальная идеология создала концепцию — доктрину под названием «государство всеобщего благоденствия» или «народный капитализм». Ее суть в следующем:

а) старый капитализм умер и родился новый. Он демократизировал собственность и государственную власть;

б) появилась возможность управлять обществом через рабочие коллективы. Сами рабочие могут стать акционерами своего предприятия и получать кроме зарплаты долю дохода. Это серьезно смягчает трудовые споры, предотвращает конфликты.

Реализация на практике этой доктрины в США в 1960–1970 гг. дала положительный результат. Усиление роли государства в решении социальных проблем сказалось на повышении ассигнований на образование с 1 % бюджета до 4,5 %, а на здравоохранение — с 1 % до 10 %.

За весьма длительный период существования либерализм был не только идеологией, он постоянно присутствовал в мире как политическая практика. Либерализм стал источником и пропагандистом демократических ценностей, способствовал распространению и утверждению в современном мире норм и принципов демократии.

Либерализму принадлежит заслуга в теоретическом обосновании сути проблемы прав человека. Главным атрибутам политики любого демократического государства должно быть неукоснительное соблюдение этих прав.

III. Название этой идеологии происходит от латинского слова «консерво» — сохраняю. Общую краткую характеристику консерватизма можно свести к тому, что он резко отрицает идеи равенства, ратует за сохранение старого, устоявшегося: нравов, традиций, проверенных временем государственных порядков.

Консервативная идеология представляет собою не просто концептуальное оформление интересов уходящих с политической арены старых феодальных сил, это своеобразный антипод взглядам и действиям властвующей буржуазии. Негативные стороны практического применения либеральной идеологии во время французской буржуазной революции, особенно якобинский террор, явились сильным катализатором для быстрого и четкого концептуального оформления консерватизма.

Впервые наиболее полно систематизировал принципы консерватизма английский философ Э. Берк. В книге «Размышление о французской революции» он подверг критике идеи и практику либерализма, в частности, те принципиальные положения и ценности, что были основанием борьбы с феодализмом. Практика бурных дней французской революции показала всю неприглядность индивидуализма, разнузданность и безнравственность всеобщей свободы и равенства, извращенность братских отношений. Берк считал, что либеральные ценности разрушают вековые нравственные устои, ведут к раздору и хаосу в обществе, проповедуют неограниченный эгоизм, безразличие и бездуховность, ожесточают людей в отношении друг к другу.

Консерватизму свойственно проповедовать и стремление утверждать следующие принципы своей идеологии:

1) нравственный абсолютизм.Консерваторы считают, что свобода не должна освобождать людей от моральных предписаний. Несовершенство человеческой природы подвергает человека на всевозможные соблазны, поэтому необходимо укреплять морально-религиозный порядок. Деятельность государственных структур должна соответствовать нравственным стандартам, но это не исключает применения силы в интересах сохранения или восстановления утраченных ценностей;

2) прагматизм. Это значит, что нужен трезвый расчет в политике ради выгоды. В политике не обязательно иметь постоянных друзей или врагов, но постоянными должны быть только государственные (национальные) интересы. Консерваторы выступают против резкого, кардинального реформирования в обществе, тем более они категорически против всякой революции. Необходимо, чтобы реформируемая часть общества в одно и то же время была во много раз меньше той, что остается неизменной. Они также против социального равенства, так как в природе не может быть людей равных по своим физическим, умственным и моральным качествам. Вследствие этого в обществе должна быть иерархия. Управлять в обществе и государстве должна элита, т. е. особо одаренные и способные люди;

3) традиционализм. Этот принцип означает приверженность к устоявшимся принципам и традициям, из которых должны «вырастать» и совершенствоваться конституция (основной закон) и сопутствующие ей другие законы. В них непременно должен быть отражен результат многовекового опыта поколений народа. Преемственность поколений обязательно должна отражаться во всех сторонах жизни общества, в том числе и в государственных делах.

В современных условиях консервативная идеология, несмотря на неестественное уменьшение феодальной знати, как своих традиционных носителей, но благодаря приспособлению к реалиям современной жизни, по-прежнему остается мировой идеологией, но только получившей название «неоконсерватизм». В настоящее время новые консерваторы Д. Белл, Р. Арон и др. также хотят иметь сильное государство и жесткое подчинение ему граждан, они против чрезмерных социальных программ, которые, по их мнению, порождают в обществе лень и иждивенчество. Одновременно современные консерваторы признают необходимость демократических процедур (выборов) в формировании государственной власти.

Неоконсерваторам принадлежит доктрина под названием «технократизм». Авторы ее считают, что в развитых странах мира уже произошла «мирная революция», в ходе которой власть от буржуазии перешла к менеджерам. Они как специалисты-профессионалы больше всего заинтересованы в развитии производства. Это гарантирует наемным рабочим занятость и высокие заработки, а собственникам — большую прибыль. Согласно этой доктрине, главная ценность людей — их высокий профессионализм и деловитость, что свойственно больше всего интеллигенции. Один из разработчиков теоретической основы «технократизма» Зб. Бжезинский сформулировал даже лозунг: «Интеллигенты всех стран — соединяйтесь!».

Для нынешнего времени весьма характерна периодическая смена власти элитами, разделяющими или либеральную, или консервативную идеологию. Если продолжительное время находятся у власти социал-демократы или либералы, то улучшается социальный климат и повышается жизненный уровень людей, но ухудшается работа экономики. После прихода к власти консерваторов происходит все наоборот.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!