With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 41 страница



 

Она является символом индивидуации так как представ­ ляет психическую реальность или целостность, рисунок явля­ ется типичной мандалой сущности, так как она показывает центральный квадрат и окружающий его круг. Квадрат, с его ссылкой на число четыре, возникает во всех восточных ман-далах как "монастырский дворик", с четырьмя образами дей-


 

Ритуал выхода (фр.) - Прим. ред.

 

Ритуал входа (фр ) - Прим ред

Richard Wilhelm and С Jung. The Secret of the Golden Flower CW 13.


80                                                                                       Герхард Адлер

 

ствий сознания - это единство четырех психических функций круг - это temenos*', или алхимический "кратер", внутри ко­ торого имеет место трансмутация, алхимическое делание, то есть процесс индивидуации.

 

Число шесть, присутствующее в этой мандале, также ти­ пично для восточных ритуальных мандал**, связанное с иде­ ей гороскопа, выраженного во сне***. Весь рисунок в симво­ лической форме указывает на единство и интеграцию лич­ ности и ясно, как много это представление психологической целостности должно значить, не говоря уже об общей значи­ мости, для пациента, чьими первоначальными проблемами были проблемы сильнейшего раздвоения личности. Это на­ водит на мысль о том, почему и как люди вообще начинают думать о рисовании и какую форму символического выраже­ ния принять для передачи содержания сновидения.

 

Последний рисунок и сон, ему предшествовавший - хоро­ ший пример случая, в котором мы можем и даже должны рас­ ширить ассоциации видевшего сон при помощи своих со­ бственных познаний. Юнг называет этот метод интерпретаций 'амплификацией"****. Благодаря этому оригинальный матери­ ал, будь то рисунок или сновидение, обогащается посредст­ вом аналогичных образов из мифологии, фольклора и т.п.

Очевидно, что архетипный символизм, который содержит наиболее обширный материал, должен неизбежно быть вне досягаемости видящего сон, а потому она не могла понять значение своих рисунков. Само собой разумеется, что в по­ добных случаях аналитик очень часто не дает пациенту под­ робного объяснения всех намеков и ассоциаций, показанных

 

в его рисунке, а предоставляет лишь то объяснение, которо­ го будет достаточно для понимания пациентом его основного значения. Нет необходимости обсуждать весь теоретический материал, а лишь ту его часть, которая незаменима для по­ нимания фактического и острого положения пациента. На поздней стадии аналитического процесса, когда невротичес­ кий материал уступил место выплывшим неискаженным обра-

 

Участок земли вокруг храма (лат), см. Jung. Psychology and Alchemy См. Тибетские мандалы, которые Юнг дает в Psychology and Alchemy CW ν 12 p.98

 

Как аналог смотрите мексиканский календарь в Psychology and Aichemy CWν 12 ρ 99

**** См. jung. The Integiation of the Personality. C.W. 12. p.272


Сравнительное исследование 81

 

зам коллективного бессознательного, общие обсуждения та­ кого рода становятся все более и более целесообразными и дают все больше пользы. Что касается вопроса о технике ис­ полнения рисунка, то он не совсем уместен. А то, что реаль­ но имеет значение - так это действие либидо, а также психо­ логическое и символическое значение, которое оказывает на своего автора рисунок. Эти рисунки оказывают чрезвычайно сильное воздействие на сновидящего, влияние настолько мощное, что кажется магическим. Взгляните на эти картинки

 

с рациональной позиции обыденной жизни и они покажутся вам более или менее абсурдными; но опыт показывает, что они обладают весьма конструктивным влиянием. Уже сам факт, что они зародились в бессознательном, дает им силу заставить бессознательное отказаться от своей очаровываю­ щей и принудительной власти над пациентом, а вместо этого выпустить на волю его скрытую прогрессивную энергию.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!