With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 40 страница




 

В настоящих шахматах такого выражения нет - Прим пер


76                                                                                       Герхард Адлер


 

3. Поющее дерево


Сравнительное исследование                                                     77


 

 

• * * -  , * ' *         ^

й%

 

Щ0.


 

 

4. Гороскоп


78                                                                                       Герхард Адлер

 

Этот сон резюмирует все случившееся. Она пробудилась от своего бессознательного состояния и теперь готовится ко встрече с "мудрым старцем" в себе же. Попытки вмешатель­ ства со стороны ее собственного феминистского самовыра­ жения теперь могут быть успешно преодолены, а ее свобода кажется обеспеченной уже в недалеком будущем.

 

Этот процесс освобождения и интеграции, который при­ вел ее к соприкосновению с исцеляющими силами ее со­ бственного бессознательного, пациентка выразила очень яс­ но в своих поздних рисунках. Это вытекает из предлагаемо­ го третьего рисунка (где-то двадцатый по счету), нарисован­ ного двумя месяцами позже и ясно показывающего опреде­ ленный прогресс, вызванный анализом (см. рис 3). Его паци­ ентка озаглавила как "Поющее дерево", он полностью отли­ чается по характеру от двух предыдущих. Давящая, угрожа­ ющая, негативная атмосфера сменилась ярким и веселым и открыто позитивным настроением. Дерево, которое во вто­ ром рисунке указывает экспериментальным и довольно зага­ дочным способом на область бессознательного, теперь оп­ ределенно входит в область сознания.

 

Цвета этой картины выражают ощущение счастья и до­ бровольного принятия эмоциональной жизни. Если сравни­ вать этот рисунок с первыми двумя, то можно получить не­ которое представление о том, что же они значат для пациен­ тки в такой ситуации и как они могут помочь ей представить мощь ее собственной позитивной силы. Весьма интересно отметить, как возросли технические возможности пациентки, бывшие поначалу весьма убогими.

 

Я хочу обсудить еще один рисунок этой пациентки, сде­ ланный уже в числе последних (см. рис.4). Почвой для него послужил сон, приснившийся ей спустя ровно два года пос­ ле начала ее анализа, и который обозначил его конец. Сон был таким: "Я была весьма долгое время пассажиром океан­ ского судна и начала бояться выходить снова на землю. На последнем судне, которое должно было отбуксировать нас в порт, я встретила астролога и захотела проконсультировать­ ся у него относительно своего гороскопа. Он развернул его передо мной, а похож он был на витраж в церви, сквозь ко­ торый просвечивало солнце". Этот сон оказал животворящее впечатление на мою пациентку.


Сравнительное исследование 79

 

Понятно, что это свидетельствует об окончании анализа, ко­ торый символизируется путешествием через океан - через глубину бессознательного. Она чувствует, что сейчас должна "выгружаться на берег" и приниматься за "сухопутное сущес­ твование", еще раз за свою обыденную жизнь . Совершенно понятно, что это критическая точка, так как она означает, с од­ ной стороны, лишение путеводного анализа и аналитика, а с другой стороны, означает, что все, чему она научилась и в чем приобрела опыт, теперь должно подвергнуться, выражаясь языком химиков, пробе на кислую реакцию. Пока что ее сон - это своего рода rite de sortie*. А вот последняя часть, кажется, напротив - rite d'entrйe** - попытка ее бессознательного опре­ делить уже достигнутую позицию и обеспечить ее своего рода картой на будущее. Фигура астролога должна была представ­ лять собой архетип "мудрого старца", сущность, наделенную высшим эзотерическим знанием. "Гороскоп" должен представлять собой символ роковой комбинации ее врожден­ ного характера и ее проблем. Окно церкви, в форме которого предстал перед ней гороскоп, стремится показать, что диссоциации в ее прежней жизни, которые заставили ее при­ бегнуть к анализу, полностью увязаны теперь в одно гармони­ ческое единство. Солнце светит сквозь него, что можно вос­ принимать как освященный высшим сознанием паттерн ее жизни. Не удивительно, что рассказывая мне сон, она чувство­ вала, что слова ее дают только неполное его описание, это чув­ ство было настолько велико, что она испытала необходимость подачи более адекватного выражения таких выдающихся мо­ ментов сна, как гороскоп или окно церкви. Нарисованный ею рисунок носит четко выраженный характер мандалы, который Юнг описал в "Тайне Золотого Цветка"*", где в главе "Интег­ рация личности" приводится огромное количество примеров


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!