With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 38 страница




Сравнительное исследование 71

 

ствами. Ее индивидуальное развитие было серьезно наруше­ но, и она начала страдать от сильного чувства ничтожности

и неполноценности. Первые месяцы анализа во многом по­ ходили на сражения за взаимоотношения со мной - в кото­ рых она страшно нуждалась, как противовесе ее плохих вза­ имоотношениях с ее отцом, в частности, и ее неверию в че­ ловеческие взаимоотношения вообще - и борьбой с чувст­ вом полной безнадежности в отношении ее собственного бу­ дущего и ее собственных возможностей. Затем она внезап­ но, без всяких наущений с моей стороны, спустя почти пять месяцев, принесла свой первый рисунок (см. рис.1).

Он представляет собой некое кладбище с тремя могила­ ми, из которых центральная особо выделяется своим над­ гробным камнем. Атмосфера всего рисунка в целом очень зловеща и мрачна, а в воздухе витают лики привидений, пис­ толетов, бутылочки с ядом и прочие неприятные объекты. Я хочу приступить к рассмотрению важнейшей проблемы, запе­ чатленной на этом рисунке, что выражено в образе централь­ ной могилы. На надгробном камне написано большое коли­ чество слов: "Отец-дядя-мать-грех-дитя-ведьма-безумие-профессия-анализ-газ-мужчина-смерть-яд-страх-револьвер-недуг-доктор-грубый-замужество(брак)-слишком поздно".

Слово "страх" повторяется трижды. Вокруг надгробного камня помещены слова "грех-страх-смерть-безумие-конец". Все эти слова указывают на комплексы пациентки и поэтому подают важные намеки и отправные точки для обсуждения интерпретации. Например, можно догадываться по этой ком­ позиции и особой окраске слова "отец", что взаимоотноше­ ния пациентки с ее отцом играли крайне важную роль. Фак­ тически это и была та сильная негативная фиксация к отцу, которая во многом стала причиной ее невротических про­ блем. Очевидно, что рисунок, как целое, является выражени­ ем депрессивного негативистического состояния сознания; и пациентка нарисовала картинку для того, чтобы убедить ме­ ня в без надежности ожидания излечения. На самом деле та­ кие рисунки могут также породить сомнения относительно деструктивных сил пациента, которые уже не кажутся столь сильными. Но достаточно странно и весьма удачно то, что само бессознательное пациентки обманывает ее и дает пря­ мое доказательство на рисунке тому, что все это не так.


72                                                                                       Герхард Адлер


 

1. Кладбище


Сравнительное исследование                                                        73


 

Д _ . Ј * x ^

 

Ni/Ρ;. '

 

ал '· i MI M . > ν .»*Л.
  III  

 

2. Вход воспрещен


74                                                                                       Герхард Адлер

 

Если вглядеться внимательнее в центральную могилу, то можно увидеть очень замечательный признак жизни, который вовсе не подходит по духу с остальным в этой картине, а именно - красно-желто-зеленый круг. Он похож на зародыш жизни, который и дает нам, вопреки всему негативному на этом рисунке, некоторое доказательство того, что можно на­ звать способностью пациентки к психическому росту. На са­ мом деле этот круг - первое фрагментарное проявление мандалы. Характерно, что этот зачаток жизни был запрятан в глубине гроба, прямо под землей, символизируя бессозна­ тельное, из которого будущее развитие и дает свои ростки. Этот рисунок мне представляется особенно важным и инте­ ресным, потому что он дает открытое свидетельство, опро­ вергающее теорию, говорящую, что такие рисунки создают­ ся искусственно, или получились, как случайный продукт. Ведь тот компонент, который имел решающую важность, со­ здавался не только без каких-либо сознательных намерений со стороны пациентки, но даже в противоречии со всеми ее сознательными ожиданиями.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!