With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 36 страница
Сравнительное исследование | 67 |
развитием самого оригинального образа. Единственным от ветом на это возражение может послужить убедительное чувство очевидной реальности, которое активным воображе нием передается тому, кто его испытывает. Другой ответ да ет тот факт, что процессы активного воображения обладают автономностью - это убедительнее всего. Довольно часто обнаруживают, что подобные явления происходят вопреки всем ожиданиям, иногда люди охвачены внезапной паникой перед лицом развития образа и перед тем, что они вынуж дены воспринять происходящее под тяжестью и динамикой силы внутренних процессов. Более того, человек чувствует, что он хотел бы увидеть некоторые вещи, к примеру, лицо, более четко, но просто не может заставить бессознательное открыть, показать это лицо.
|
|
|
|
Это дает абсолютно убедительное ощущение этих процес сов как совершенно независимых от желаний, страхов и от ожидаемых явлений собственного эго. Фактом решающей важности является здесь то, что эти внутренние образы не являются нашим собственным созданием, а что они открыва ют нам внутреннюю психическую жизнь. Таким образом, ак тивное воображение должно восприниматься как процесс со зерцания или медитации над бессознательными образами.
|
|
Все, что мы должны делать - это обеспечить концентрацию внимания и подчиниться благочестивому наблюдению за внутренними образами. Перенацеливать либидо - вот что мы должны активно делать именно во время каждого сосредото ченного и отрешенного наблюдения за фактами.
|
|
Когда, описывая метод использования активного вообра жения, я упомянул, что если личность концентрируется на образах, появившихся на фоне психических предпосылок, то эти образы начинают оживать. Помимо всего выше перечис ленного, существуют и другие пути использования техники активного воображения. Всегда найдутся пациенты, выкри кивающие во время пересказа своего сновидения: "Я видел все так четко, что я мог бы просто это нарисовать!". Очевид но, такие люди считают, что простых слов совершенно недо статочно, чтобы выразить живость переживаний, которые им пришлось испытывать во время сна или фантазий. Они ощу щают потребность в выражении своего внутреннего пережи вания при помощи различных средств символической приро-
68 Герхард Адлер
ды. Внутренние переживания были настолько мощными и впечатляющими, что их содержание превосходит слова в та кой степени, что надо отыскать другое, более адекватное средство выражения.
Это можно легко понять, если мы задумаемся об исполь зовании символов, например, в религии. Само существова ние таких символов означает, что переживания возникают у людей, избегающих рациональных определений. Символ не является знаком чего-то, что можно выразить рациональны ми словами. Вот почему, в действительности, Фрейд исполь зовал термин "символ" неправильно. Палка, например, это не символ полового органа, а просто знак или шифр. "Сим вол" Фрейда никоим образом не выражает ничего большего, чем это можно было бы выразить рациональным образом. Однако, настоящий символ, как например, крест в христиан стве, выражает значительно больше, чем рациональный и из вестный факт. Он не является, как считает Фрейд, статичес ким знаком, он - динамический опыт. Там, где необходим, как средство выражения переживаний, символ - там любой другой способ выражения был бы неадекватным. Архетипное содержание, которое прорывается в сознательную психе, яв ляется все же слишком мощным, слишком наполнено ирра циональным значением для сознательного мышления, для то го, чтобы в целом ухватить его значение и поэтому, не может быть определено адекватно. Энергия символа, таким обра зом, является именно из события, которое он выражает в об разе, ощущения, которое за счет своей сложности и уникаль ности ускользает от интеллектуальных формулировок. Это, конечно, не значит, что сознательное мышление не может подвергаться воздействию этим содержимым в конструктив ном смысле; это значит только то, что сознательное мышле ние не может формулировать его в достаточном объеме. В тот момент, когда символы полностью проанализированы и сформулированы, они тотчас же теряют свою оригинальную значимость как символы. Символ - это своего рода энерге тические феномены и они оказывают столь сильное влия ние на сознательную психе, что просто невозможно им дать определение. Они - выразители архетипных событий, пред шествовавших дифференциации или рационализации, пере водящие энергию архетипа в сознательное мышление.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!