With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 37 страница
Сравнительное исследование | 69 |
По этой причине символы обладают способностью контроля за недифференцированным и примитивным либидо Они яв ляются "неоценимым средством, которым мы можем пользо ваться для эффективной оценки чисто инстинктивного тече ния энергетического процесса".*
Это объясняет великое значение символов в каждой ре лигии, где они служат выражением, каналами и преобразо вателями опыта переживаний высшего (нуменального) архе типа божества. Выражаясь психологическим языком, непос редственный опыт архетипа божества несет такой огромный приток энергии, что сознательное в личности оказывается под угрозой взрыва**. Символ» поэтому, является попыткой передать архетипныи опыт настолько адекватно, насколько это возможно для использования сознательным мышлением (определение, снова показывающее огромную пропасть, ко торая разделяет психоанализ и аналитическую психологию). Как говорил Юнг: "Мифологический образ, неопределенный
|
|
|
|
и все же определенный, вместе с радужным символом, вы ражают психический процесс более удачно, более полно и потому бесконечно более ясно, чем самая четкая концепция, поскольку символ дает нам не только представление о про цессах, но также - и это, возможно, важно в той же мере - дает шанс поучаствовать или посуществовать в ретроспекти ве опыта этого процесса. Таковым процессом является неяс ное явление, которое мы можем понять только благодаря со чувственному участию, а не при помощи грубого вмешатель ства, которое хочет сделать все ясным и понятным".***
|
|
Если пациент испытывает настойчивую потребность нари совать (или хочет как-то по-другому представить сновидение или фантазию), то пусть так и делает, потому что опыт сна или фантазии, с одной стороны, превосходит силу его раци онального формулирования и, с другой стороны, он чувству ет, в меру своих возожностей, необходимость соединения этого опыта со своим сознательным мышлением. Это объяс няет еще и то, почему символ, как и сновидения, меняет с годами свое значение, ведь оно вскрывает вечно обновляю щиеся грани для сознательного мышления.
|
|
Jung, Contributions to Analytical Psychology, p.52, CW v.8, p.47 См. раздел Психологический подход к религии".
"•' Jung, Paracelsica. Raskher. Zurich, 1942, p. 135.
70 Герхард Адлер
Символическое представление оригинального бессозна тельного опыта может находиться за рамками понимания па циента; но добытый им факт окажет интегрирующее влияние, потому что, как объяснялось выше, был создан канал для постепенной интеграции энергии и содержания бессозна тельного. Символы, таким образом созданные и оформлен ные, обладают сильным рефлективным воздействием на па циента, так как размышление и созерцание, направленные на них, несут в себе интегративный эффект.
Эффект этот показан в следующем случае, который имеет несколько интересных особенностей. Во-первых он иллюс трирует, какими автономными являются эти бессознательные процессы, и отвечает на возражения, касающиеся того, что они являются в большей или меньшей степени произвольны ми продуктами с низкой ценностью. Во-вторых, показывает, как символическая тема используется для отражения внут реннего развития, имеющего место в период анализа. И, на конец, объясняет, как символическое представление, выро сшее из психологического процесса, может существенно по высить способности сознательного мышления.
Это случай с двадцативосьмилетней девушкой, пришед шей ко мне по поводу тяжелейшей депрессии и диссоциа ции, сопровождавшихся суицидальными тенденциями. Лече ние продолжалось около двух лет, в дополнение к интенсив ной работе над сновидениями, ее рисунки приобретали все возрастающую значимость. Она выполнила около шестиде сяти этих рисунков, четыре из которых я представляют на ва ше рассмотрение. Первые два рисунка являются первыми в жизни рисунками пациентки, тогда как третий был сделан двумя месяцами позже, а четвертый - почти под конец ана лиза. Анализ продолжался около пяти месяцев и большая часть персонального анамнеза относилась, в значительной степени, к ее взаимоотношениям с отцом. Он, судя по все му, был весьма неприятной личностью и ее отношение к не му было соответственно плохим. Мать умерла, когда пациен тке было около десяти лет, а отец - год спустя. После смер ти ее матери она воспитывалась гувернанткой, которая была тиранична и педантична, а моя пациентка, девушка тонко чувствующая и имеющая глубокую интуицию, была весьма сильно травмирована этими неблагоприятными обстоятель-
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!