With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 32 страница



 

Важной частью анализа, особенно на его поздних стадиях, является метод активного воображения. Этот "метод" играет весьма характерную и специфическую роль в методе анали­ тической психологии и поэтому будет рассмотрен детально, несмотря на огромные трудности при попытке описать его вполне адекватно при небольшом объеме изложения, осо-


Сравнительное исследование 61

 

бенно для тех, кто не имеет никакого понятия об этом. Стро­ го говоря, слово "метод" - неправильно в связи с самими процессами активного воображения, так же как едва ли мож­ но говорить о "методе сновидения". Сны - естественное со­ бытие, как и образы в активном воображении. Если слово "метод" и используется в этой связи, то надо понимать его только как ссылку на метод восприятия этих образов, точно также, как мы можем давать некоторым людям методические советы о том, как запоминать и наблюдать за своими снами, показывая и помогая им выяснить, что же является лучшим по отношению к подобным психическим фактам.

 

Под "активным воображением" мы понимаем определен­ ную позицию по отношению к содержимому бессознательно­ го, посредством чего мы и стремимся выделить и, тем са­ мым, пронаблюдать за его автономным развитием. Мы мо­ жем сказать, что "заставляем его оживать", но это некоррек­ тно, поскольку мы просто наблюдаем за тем. что происходит. Правильная позиция, вероятно, может быть лучше всего оха­ рактеризована, как позиция "активной пассивности". То есть, оставаться полностью пассивным и воспринимать то, что вы­ деляется из своего бессознательного, но в то же самое вре­ мя активно сфокусироваться на том, что собирается про­ изойти. И это, в отличие от просмотра фильма и прослуши­ вания музыки, не сидение и "восприятие" того, что мы не де­ лаем, но что происходит, с сосредоточенностью, которая то­же является определенным видом активности. Главное же отличие в том, что при активном воображении "фильм" про­ кручивается внутри.

 

Давайте возьмем в качестве примера сон, в котором па­ циент подвергается определенным тревожным переживани­ ям, таким, как, к примеру, кораблекрушение, после которого он оказался плавающим посреди океана в совершенном оди­ ночестве. Или мы представим себе фантастический образ, когда пациент чувствует угрозу со стороны скрывающейся за темной вуалью фигуры. Мы можем предложить пациенту со­ средоточиться на той или иной ситуации. Большинство лю­ дей, потратив немного времени и труда над этими ситуаци­ ями или, как более удачно можно их назвать, над этими мен­ тальными образами, покажут нам определенную автоном­ ность жизни и движения, они развивают ситуации и те при-


62                                                                                       Герхард Адлер

 

обретают дополнительные свойства. Короче, если мы кон­ центрируемся на них, то они формируют ядра для группы ос­ тального содержимого бессознательного, собирающегося вокруг них. К примеру, в первом случае с кораблекрушени­ ем внезапное появление острова может повлечь за собой спасение, безопасность или, с другой стороны, ситуация станет еще хуже при возникновении новой опасности. Во втором примере угрожающая фигура может приобретать распознаваемые черты. Эти новые детали предоставляют ценнейшую информацию о происхождении и значении пер­ воначального источника.

 

Будет легче понять, что происходит в такой ситуации, ес­ ли держать в мыслях то, что неявно можно определить как "диссоциация личности из-за существования комплексов"*.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!