With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 28 страница




54                                                                                        Герхард Адлер

 

трудности, с которыми большое число пациентов пережива­ ет принятие правды при подобной интерпретации их срывов. Вместо поиска в их воспоминаниях детства козла отпущения, посредством которого они могут избавиться от ответствен­ ности за свои симптомы, аналитик предъявляет им требова­ ния самооценки и переориентации их собственной жизни. Но мы можем не позволить себе избавляться от симптомов с помощью любого вида сопротивления. Ведь часто происхо­ дит, что пациент с самого начала анализа ожидает от психо­ терапевта какого-то волшебного средства, которое просто избавит его от симптомов без сколь-нибудь значительного вторжения в остальную структуру его жизни, которая его со­ вершенно устраивает. От аналитика слишком часто ожидают ипостаси "целителя", который заставит симптомы исчезнуть без вмешательства в нутро пациента. Действительность же такова, что никто не сможет вылечиться, если не готов при­ нять необходимость более-менее полной переориентации своей жизни. В двух словах: исцеленная личность не перво­ начальная личность, лишенная симптома, а заново переори­ ентированная личность, в которой, благодаря этой новой ориентации, потребность в симптомах и, следовательно, са­ ми симптомы исчезли. Иногда может случиться, что лечение означает не исчезновение симптома, а исчезновение страда­ ния, вызванного этим симптомом, потому что первоначаль­ ное страдание достигло своей цели.

 

Это можно прояснить, исследуя приведенный выше сон с телегой сена, с точки зрения Фрейда и Адлера, т.е. под ис­ ключительно редуктивным и аналитическим углом зрения. В первом случае, сарай должен был восприниматься как сим­ вол женских гениталий, а сам сон должен был интерпретиро­ ваться как стремление возврата в материнскую утробу, тен­ денция, которая, из-за скрытого в ней инцестуозного жела­ ния, повлекла бы за собой наказание (кастрацию). Интерес­ ным и важным моментом является то, что на определенном уровне это объяснение совершенно оправдано, поскольку подавление возможностей бессознательного у человека воз­ никает достаточно часто, особенно в случае с мужчинами из-за нерешенной фиксации к матери. Такая фиксация, в кото­ рой мать применяет бессознательные чары, угрожает задер­ жать нормальное развитие эго. В этом случае одним воз-


Сравнительное исследование 55

 

можным ответом здесь может быть только полное отверже­ ние матери и перенесение акцента на свое эго и вместе с ним на рациональное "сознательное" и (в социологическом смысле) на коллективные ценности. За образом персональ­ ной матери прячется, однако, архетип матери, который явля­ ется символом бессознательного, т.е. не-эго. Это не-эго за счет страха перед своей, "личной" матерью и бессознатель­ ного ее доминирования воспринимается враждебно. Други­ ми словами, персональная мать (персоницифированная мать) и мать-архетип все еще не отделимы друг от друга и без страха перед личностью матери теряется самое глубокое

 

и конструктивное значение архетипа- матери. Повышенная акцентуация на эго-позиции и отвержение бессознательного непременно заведет в тупик.

 

Просто редуктивная позиция занимается только фикса­ цией к личности матери и она нуждается в конструктивной и синтетической позиции, чтобы установить контакт с творчес­ ким потенциалом бессознательного, т.е. образами коллек­ тивного бессознательного. Привязанность и страх перед ма­ терью может замаскировать более глубокую проблему взаи­ мосвязи с архетипом матери. Это архетип матери является первой формой восприятия анимы, и проблема пациента заключается в достижении позитивной взаимосвязи с ани-мой, т.е. с его бессознательным. Это хорошо показывает, как чисто редуктивная интерпретация без дополнения ее кон­ структивной интерпретацией остается лишь неполноценным фрагментом.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!