With the drawing of this Love and the voice of this Calling We shall not cease from exploration 45 страница




 

Jung, The Integration of the Personality. CW 12. p.327.


88                                                                                       Герхард Адлер


 

 

rit

 

 

6.1. Пещера сокровищ


Сравнительное исследование                                                     89


 

а.

 

6.2. Пещера сокровищ


90                                                                                       Герхард Адлер

 

Дремлющее стремление к интроверсии и потребность бо­ лее полной интеграции своей личности, существовавшей в его бессознательном и требовавшей распознания, были ответ­ ственными, в основном, за его настоящий конфликт, выражен­ ный в этих рисунках. На то же самое намекает и лунный лан­ дшафт на ночном пейзаже, подразумевающий, что рисунок символизирует экскурс в область бессознательного. В целом рисунок представляет собой следующее: пациент находит се­ бя в обществе своей анимы (жены), которая выступает пос­ редником между ним и глубокими слоями психе при путеше­ ствии по лунному ландшафту коллективного бессознательно­ го. Путешествуя, он пришел к пещере - сокровищнице, тая­ щей в себе множество загадочных символов. И его задачей, по-видимому, будет раскрыть смысл этих символов, которые указывали на определенные нерациональные и интегратив-ные, т.е. в широком смысле "религиозные", тенденции в нем самом, о существовании которых он до сих пор и не подозре­ вал. (Интересна в этой связи причудливая форма посоха в ру­ ке одной из фигур. Она несет в себе некоторое сходство с crux ansata, древнеегипетским символом вечной жизни). Этотрисунок четко объясняет почему пациент не в состоянии со­ средоточиться и теряет свою энергию. Его либидо, очевидно, заключено в символах сокровищницы-пещеры, где оно долж­ но быть увидено, заново открыто и заново завоевано.

 

Следующий рисунок (см. рис. 6.2) показывает, как пациент продолжает свое путешествие в этом направлении. Здесь изображена подводная пещера, т.е. говоря психологическим языком, действие происходит в глубинах коллективного бес­ сознательного и весьма активно,судя по пару, поднимающе­ муся над чем-то вроде очага, отражая довольно забавное по­ нимание пациента, с полной уверенностью и без капли коле­ бания утверждавшего, что это - Тайная Вечеря, тогда как фи­ гура справа, в соответствии с его же представлениями, озна­ чала божественное существо, сидящее на троне.

 

Пациент настаивает на символе Тайной Вечери, поскольку

 

у него имеются для этого веские причины. Действуя со все­ ми нашими полностью дифференцированным функциями и возможностями, мы самоуверенны и самодовольны до той поры, пока можем поддерживать нашу жизнь на этом уровне и нам не нужна ничья помощь. Но как только мы будем вы-


Сравнительное исследование 91

 

нуждены взглянуть в лицо нашей неразвитой и худшей сторо­ не нашей тени - мы становимся беспомощными из-за своей ограниченности. Тогда мы чувствуем себя зависимыми и забытыми, и впервые узнаем на собственном опыте, что зна­ чит быть одиноким. Только тогда мы становимся настоящими людьми и вступаем в контакт с настоящим таинством сущес­ твования - бытия. Этим кризисом неразвитой худшей сторо­ ны нашей натуры зачастую сопровождается решающий пово­ ротный момент в середине нашей жизни. То, что поначалу было важным, теперь становится неважным и наоборот. Вот почему мой пациент, как только осознал свою уязвимую точ­ ку, представил себе символ Тайной Вечери с глубинным смыслом смерти и воскресения и, более того, архетипом ду­ ховного союза и братства. С этой отправной точки он может достичь и воплотить совершенно новый план существования. Эта потребность, порожденная односторонним развитием па­ циента и заведшая его вглухой тупик, вызвала совершенно неожиданную помощь со стороны до сих пор неведомых уровней. То же иллюстрируется и символом сердца, содер­ жащим крест. Обряд Тайной Вечери, общения между Богом и человеком, выпустил на волю энергию, испаряющуюся из то­ го слояколлективного бессознательного в его личной жизни, который способствовал возникновению духовных ощущений. Это еще одно доказательство того, что человек испытывает потребность ассимилировать противоположный полюс своей сознательной личности, и именно это потребовалось от паци­ ента в критический момент его жизни. Здесь и нигде больше он вновь приобрел доступ к своей "утерянной энергии".


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!