НАИЛУЧШИЙ ИЗ ВОЗМОЖНЫХ КОМПРОМИССОВ 21 страница



       Однако не только из-за семени и мела Лейбниц полагал, что в каждой частичке пыли содержится бесконечное количество живых существ. Хотя микроскопы предоставили некоторое приятное подтверждение этой идеи, философские соображения тоже сыграли большую роль. Материя сама по себе «просто пассивна»42, согласно Лейбницу, поэтому для объяснения активности во Вселенной к ней нужно добавить что-то живое. И поскольку материя по разным причинам должна быть «действительно подразделена без конца, каждая часть на части, из которых каждая имеет свое собственное движение»43, то должно быть бесконечно много крошечных существ, связанных с ней, каждое из которых имеет активную монаду в качестве души.

       Философские убеждения Лейбница прежде всего формировало желание согласовать и объединить великие системы прошлого. «Истина, — написал он однажды, — распространена гораздо шире, чем думают»44. Почти всем удается овладеть какой-то ее частью, и, таким образом, большинство философских школ «правы в значительной части своих утверждений»45. Его цель состояла в том, чтобы добывать мудрость веков и извлекать те зерна знаний, которые сочетались с новейшими научными достижениями. Получавшийся в результате синтез, утверждал он, объединяет «Платона с Демокритом, Аристотеля с Декартом, схоластиков с современными мыслителями, теологию и мораль с разумом»46. В его эклектической философии находилось место и для многих других. Стоики оказывались правы, говоря, что все вещи связаны. Пифагорейцы тоже чего-то достигли «сведением всего к гармониям или числам»47. Античные скептики не ошибались насчет «незначительности субстанциональной реальности в чувственно воспринимаемых вещах». Даже поклонники каббалы, смешивающие средневековую еврейскую мистику с поздним платонизмом, близки к истине, «наделяя чувством все вокруг»48.

       Самая сложная задача в дипломатии Лейбница заключалась в том, чтобы сочетать браком аристотелевскую схоластику университетских богословов и новомодные исследования материи и движения. Такой союз примирил бы «новейшую механистическую философию с теми рассудительными и благонамеренными особами, которые не без основания опасаются, как бы люди в ущерб вере не удалились слишком от бестелесных существ»49. Здесь найдется место как современным, так и более традиционным взглядам на природу, если понимать, что они смотрят по-разному на одно и то же:

       Вообще надо принять то положение, что все в природе можно объяснить двояко: …через производящие причины [т.е. предшествующие события или обстоятельства, толкающие вещи вперед. — Прим. авт.] …через целенаправленные причины [т.е. цели и задачи, притягивающие вещи к себе. — Прим. авт.]…50

       Лейбниц называл область производящих (или механических) причин «царством могущества», а область целенаправленных причин «царством мудрости». Бог же занимается тем, что «правит во славу себе» обоими царствами, которые «находятся повсюду во взаимопроникновении, но законы каждого из них остаются несмешанными и невозмущенными»51.

       Монады, которые являются разумами или подобны разумам, позволили Лейбницу реабилитировать «целенаправленные причины». В механистической философии их любили игнорировать, но для людей набожных они казались свойственными богоуправляемой вселенной. Согласно Лейбницу, целенаправленные причины действительно были лишними в повседневной физике, но они были необходимы для метафизики, то есть для более глубокого взгляда на вещи. Он писал, что все телесные явления «можно вывести из механических причин», но надлежит «сами механические законы в целом рассматривать как проистекающие от высших помыслов»52. Таким образом, все опять оказывались правы.

       Проект всеобщего примирения Лейбница не ограничивался философией, но распространялся также и на религию. Лейбниц был воспитан как лютеранин и отказался от предложения стать библиотекарем Ватикана, поскольку это означало бы обращение в католицизм. Но он утверждал, что если бы родился католиком, то с радостью бы им и остался. Ведь основные версии христианства не расходились в каком-либо действительно важном вопросе, поэтому можно оставаться тем, кем вы и так являетесь. Он любил рассказывать историю о двух английских братьях елизаветинских времен, один из которых был протестантом, а другой католиком. Каждый из них постарался обратить второго в свою веру. Доводы оказались убедительными в обоих случаях, и поэтому братья поменялись местами53.

       Лейбниц трудился десятилетиями, чтобы сформулировать ряд доктрин, приемлемых для всех основных конфессий. Тем самым он продолжал работу Гуго Гроция, голландского юриста и дипломата, чье сочинение с предложением общей формы христианства было опубликовано за два десятилетия до рождения Лейбница. Книга Гроция в миссионерских целях была переведена на многие языки, а свою Лейбниц так и не закончил. Как и Гроций, Лейбниц участвовал в различных — и неизменно безуспешных — дипломатических переговорах, направленных на объединение церквей. Стратегия Лейбница по обеспечению мира между религиозными группами была более амбициозной и менее практичной, чем политика терпимости, которую отстаивали Локк, Бейль и позднее Вольтер. Вместо того чтобы акцентировать внимание на необходимости примирения даже при отсутствии согласия, Лейбниц стремился убедить людей, что у них на самом деле нет разногласий.

       Он даже утверждал, что китайская религия ближе к христианству, нежели обычно считают, и что китайцев вполне можно обратить в лоно христианской церкви. Лейбниц не заходил так далеко, как Иоахим Буве, иезуитский миссионер, считавший, что Фу Си, предполагаемый автор «Книги перемен», мог быть тем же человеком, что и пророк Енох. Но когда отец Буве сообщил Лейбницу, что в гексаграммах «Книги перемен» будто бы зашифрована библейская история творения, то Лейбниц ухватился за эту прекрасную весть. По наущению Буве, Лейбниц пришел к выводу, что гексаграммы «Книги перемен», представляющие собой сочетание шести прерывистых и непрерывных линий, являются разновидностью двоичной арифметики, которую недавно изобрел сам Лейбниц, или, как оказалось, попросту переоткрыл. Религиозное значение этого факта заключалось в том, что, согласно Лейбницу, знание бинарной арифметики, которая образует все числа из 1 и 0, равносильно признанию идеи «выведения всего из единицы и ничто»54. И поскольку считалось, что заставить язычников принять библейскую идею сотворения из ничего практически невозможно, то в свете этого факта получалось, что не так сложно, как люди думали, обратить китайцев. Лейбниц изо всех сил старался трактовать китайские тексты и фольклор в более соответствующем христианству духе. Например, хотя он должен был признать, что «ученые китайцы не упоминают ни об аде, ни о чистилище», тем не менее «возможно, что некоторые из них верят, или верили некогда, что блуждающие души, которые скитаются по горам и лесам, пребывают в некоторого рода чистилище»55. В целом, писал Лейбниц, «сущность древнего богословия китайцев не повреждена и, будучи очищена от дополнительных ошибок, может быть применена в великих истинах христианской религии»56.

 

       Эклектичные вкусы и интеллектуальные амбиции Лейбница были очевидны уже в раннем возрасте. К восьми годам он проявил себя как удивительный маленький ученый, и ему было позволено проглатывать какие угодно книги в библиотеке своего покойного отца. Тот был профессором этики в Лейпцигском университете и умер, когда Лейбницу было шесть лет. Мальчик знакомился с древними авторами, отцами церкви, средневековыми философами, учеными эпохи Возрождения и некоторыми современными мыслителями, в том числе с Гоббсом. Среди его любимых предметов были поэзия, история и логика. В возрасте 13 лет он пытался усовершенствовать логику Аристотеля, но школьные учителя не одобряли этих усилий.

       В 14 лет он поступил в тот же университет, где ранее работал его отец, чтобы изучать древние языки, риторику, математику и философию. Позже Лейбниц утверждал, что на данном этапе он уже искал способ соединить схоластическую и современную мысль. Как бы то ни было, зачатки некоторых его отличительных философских идей и схем проявились уже в подростковом возрасте. Диссертация, которую он закончил еще до достижения 20-летия, была его первой попыткой разработать то, что он позже назвал «алфавитом человеческих мыслей»57. Алфавит должен был лечь в основу логического языка, с помощью которого в конечном счете Лейбниц полагал возможным получить «фундаментальное знание всего»58. Он работал над этим проектом спорадически в течение многих лет, но так и не опубликовал свои результаты, поскольку они не оправдали его надежд.

       За два года до смерти он размышлял, что, если бы меньше отвлекался на другие дела или имел несколько талантливых молодых помощников, он все же смог бы создать некий «общий метод изложения идей, в коем все истины разума были бы сведены к некоему математическому выражению»59. Такое изобретение стало бы «ключом ко всем наукам»60. Вспомним, как в романе «Мидлмарч» Джордж Элиот описывает одержимого ученого Эдварда Кейсобона. Трудом всей его жизни был незавершенный «Ключ ко всем мифологиям», и у него, как у Лейбница, мысли были «заняты неопубликованными материалами»61. Однако, в отличие от Кейсобона, усилия Лейбница по поиску универсального ключа дали свои плоды. Прямым их результатом стало его новаторское развитие математической логики.

       Идея искусственного языка, облегчающего умозаключения и научные достижения, витала в воздухе довольно давно. Примерно за 40 лет до времен студенчества Лейбница Декарт размышлял, что если бы кто-то мог «правильно объяснить, каковы в человеческом воображении те простые идеи, из которых составлены все человеческие мысли», то теоретически можно было бы построить язык, не позволяющий «сбиться с пути… что позволило бы крестьянам судить вернее, нежели судят сейчас даже философы»62. Декарт, похоже, не тратил времени на разработку такого языка, как это делали другие. В подходе Лейбница новым было то, что он акцентировал внимание на числах и идее применения математических методов к искусству рассуждения. В своей юношеской диссертации он хвалил Гоббса, который «справедливо утверждал, что все, что делается нашим умом, является вычислением, под которым следует понимать либо сложение суммы, либо вычитание разницы»63. Лейбниц полагал, что предложенный им язык сможет свести все интеллектуальные споры к простым вопросам исчисления, если окажется возможным присвоить понятиям числа и математически ими управлять. Таким образом можно будет прояснять даже религиозные истины, и тогда миссионерам станет легче обращать язычников. Один из методов Лейбница состоял в том, чтобы простыми числами обозначать примитивные понятия, а составными числами обозначать комбинации этих базовых элементов. Такой подход использовал Курт Гёдель (1906–1978) для разработки двух самых важных теорем в математической логике XX в. Тем не менее подобное манипулирование понятиями не оказалось особенно продуктивным за пределами математики64.

       Получив ученую степень по философии и праву в Лейпциге, в 1666 г. Лейбниц поступил на юридический факультет Альтдорфского университета под Нюрнбергом и в течение шести недель защитил докторскую диссертацию. Ее тема заключалась в разрешении сложных вопросов гражданского права: Лейбниц утверждал, что ответ на них всегда может быть получен из принципов международного или естественного права. Преподаватели факультета были впечатлены, и через несколько месяцев ему предложили профессорскую должность. Однако 20-летний Лейбниц шире понимал свое предназначение и отказался от работы. В течение года у него сложился образ жизни, которому он следовал до самой смерти: постоянное перемещение между разными сферами, от естественных наук и философии до мира политики и дипломатии.

       Его первыми двумя патронами были архиепископ Майнцский фон Шёнборн, один из восьми курфюрстов агломерации государств, которой Вольтер дал незабываемую характеристику не Священной, не Римской, не Империи, а также бывший первый министр Шёнборна барон Бойнебург. Архиепископ поручил Лейбницу работать над реорганизацией юридического кодекса, а затем назначил его судьей в одном из высших судов Майнца. Бойнебург нанял Лейбница в качестве советника, помощника и библиотекаря; эти двое стали друзьями, и Бойнебург вскоре вовлек его в какую-то секретную работу, которой Лейбниц задал логическое направление. Один из кандидатов на освободившийся в 1668 г. престол Польши обратился к Бойнебургу за помощью, и тот велел Лейбницу написать предвыборные материалы, чтобы опубликовать их под именем вымышленного польского аристократа. Лейбниц подготовил брошюру, в которой использовались научные методы Галилея, Бэкона, Гоббса и Декарта, по крайней мере так это декларировалось в предисловии. Из 60 предположений и их следствий делался вывод, что должен победить названный кандидат. Из-за задержки печати брошюра вышла в свет фактически уже после поражения на выборах.

       В то же время Лейбниц писал работы по физике, философии и богословию. Эти предметы в его уме были тесно связаны, поскольку он чувствовал, что новая наука о материи и движении угрожает его «величайшему благу жизни, именно уверенности в вечном существовании после смерти и надежде на то, что благость Божия снизойдет некогда на добрых и невинных»65. Задача философии — устранить эту очевидную угрозу. В качестве первого шага к примирению религии и новой науки молодой Лейбниц выдвигал различные аргументы, показывающие, что материя и физические тела «сами по себе, без бестелесного [то есть нефизического] начала, существовать не могут»66. Таким образом, Лейбниц сделал еще один шаг вперед после Декарта, утверждая, что материя не только не объясняет разум, но разум нужен для объяснения материи.

       Будучи в Майнце, Лейбниц размышлял об энциклопедии, в которой систематизировались бы все отрасли знаний. Возможно, он задумался об этом, приводя в порядок хаотичное книжное собрание Бойнебурга. Также Лейбниц разработал план для своего magnum opus, который должен был начинаться с принципов науки и логики, доказывать существование Бога и бессмертие души, а затем отстаивать христианские убеждения. Хотя тройственная природа Бога и присутствие тела Иисуса в освященном хлебе не могли не вызывать сомнений, согласно Лейбницу, философия могла, по крайней мере, показать их последовательными и правдоподобными. Работу предполагалось завершить рассмотрением Священного Писания и церковной власти. Результатом стало бы богословие для всех.

       Двор Шёнборна был хорошим питомником подобных экуменических схем. И Шёнборн, и Бойнебург пытались наладить мир между церквями. Но Майнц вряд ли можно было назвать эпицентром науки и философии в Европе. Поэтому в свои 20 с лишним лет Лейбниц начал искать контакты с новаторами и научными обществами в других местах.

       Он написал льстивое письмо 85-летнему Гоббсу, с восхвалениями его работ и просьбой рассказать больше о природе разума. Хотя Лейбницу нравилась идея Гоббса, что умение рассуждать подобно вычислению, он отвергал его материализм и призывал Гоббса «завершить то, что Декарт только попытался сделать, и содействовать счастью человеческого рода, укрепив надежду на бессмертие»67. То есть Лейбниц хотел очевидного подтверждения, что разум не зависит от тела. Позднее для обоснования идеи, что не все в нас можно свести к физическим причинам, Лейбниц придумал поразительный образ. Допустим, что может существовать машина, «устройство которой производит мысль, чувство и восприятия»68. Теперь представьте, что она стала такой огромной, «что можно будет входить в нее, как в мельницу». Что бы мы увидели, прогуливаясь внутри этой грохочущей машины? Ничего, «кроме частей, толкающих одна другую». Мы наверняка «никогда не найдем ничего такого, чем бы можно было объяснить восприятие». Этот небольшой мысленный эксперимент не разрешает никаких проблем, но хорошо выражает общий подход к ним.

       В своем письме к Гоббсу Лейбниц также превозносил политическую философию старика и упомянул, что и сам выстраивает теорию юриспруденции в духе Гоббса. Люди совершенно неправы, называя произведения Гоббса нечестивыми и безнравственными, заверял его 24-летний Лейбниц. Однако всего несколько месяцев спустя, как всегда, дипломатичный Лейбниц приветствовал атаку одного из своих бывших учителей на «недопустимо безнравственный»69 «Богословско-политический трактат» Спинозы, который, как писал Лейбниц, основан на идеях Гоббса. Письмо к Гоббсу, вероятно, так и не дошло до адресата; не было, конечно, и никакого ответа. Лейбницу больше повезло с самим Спинозой, которому он отправил работу по оптике, сопроводив ее экстравагантной похвалой и попросив великого человека прокомментировать статью, отклик не заставил себя долго ждать. Лейбниц также написал довольно хвастливо ныне знаменитому Арно, перечисляя свои собственные достижения. На этом этапе Лейбниц начал работу над своей вычислительной машиной и устанавливал связи с французскими математиками и некоторыми членами Лондонского королевского общества, на которых он произвел большое впечатление. Пришло время попытаться встретиться с этими людьми. К счастью, у Бойнебурга для Лейбница были какие-то дипломатические и деловые поручения в Париже.

       Лейбниц же ухитрился растянуть свое пребывание в Париже до четырех с половиной лет. Его дипломатическая миссия зашла в тупик, хотя и не по его вине, а поскольку дел было не так много, у Лейбница хватало времени для учения и дискуссий. Он окунулся с головой в новейшую математику, физику и технику, проводил время с такими ведущими мыслителями, как Арно и Мальбранш, и углублял свои знания о трудах Декарта. Большинство важных достижений Лейбница в математике, включая дифференциальное и интегральное исчисление, пришлось на парижский период, когда он в какой-то мере учился у Христиана Гюйгенса. Во время визита в Лондон он продемонстрировал рабочую модель своей вычислительной машины Королевскому обществу, которое избрало его своим членом. Машина стала первым арифмометром, который мог выполнять умножение и деление напрямую[11], хотя и не умела, вопреки заявлениям Лейбница, извлекать квадратный и кубический корни.

       Лейбниц, скорее всего, не покинул бы Париж, но найти подходящей работы там не удалось, поэтому он принял предложение герцога Ганновера стать его советником и интеллектуальным фактотумом. В Ганновере Лейбниц обосновался до конца жизни. Хотя он пользовался любой возможностью попутешествовать — и иногда к досаде трех последовательно сменявших друг друга герцогов, нанимавших его на протяжении многих лет, тем не менее, находясь в северной Германии, он был сравнительно изолирован, поэтому, наверное, неудивительно, что он написал так много писем. На пятом десятке своей жизни Лейбниц переписывался более чем с сотней людей одновременно. У него не было семейной жизни, которая могла бы отвлечь его от работы. По словам его секретаря, в возрасте 50 лет Лейбниц подумывал о женитьбе, «но его избранница попросила время подумать. Это дало и самому Лейбницу время на размышления, в результате коих он передумал и потому никогда не был женат»70.

       На пути из Парижа в Ганновер, где Лейбницу предстояло начать новую работу, в ноябре 1676 г. он остановился в Гааге. Там он провел несколько дней со Спинозой, скончавшимся три месяца спустя. Они говорили о политической ситуации в Нидерландах, о Декартовой теории движения и планах Лейбница по созданию универсального языка; но больше всего интересовали Лейбница именно богословские аспекты философии Спинозы. Два года спустя он приобрел экземпляр посмертно изданной «Этики» Спинозы и перечислил пункты, которые делали эту книгу опасной. Одним из них было то, что Лейбниц назвал спинозианской «роковой необходимостью»71. Все происходит потому, что так должно быть, что, похоже, не оставляет места свободе воли. Детерминизм Спинозы особенно тревожил Лейбница, так как и сам он придерживался подобных взглядов. Лейбниц стремился объяснить, что его собственный взгляд на судьбу, в отличие от версии Спинозы, соответствует христианским представлениям о человеческом выборе и моральной ответственности.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!