Римская поэзия и польская проза 22 страница



Это будущее украинское государство средних размеров после церковной катастрофы при советской власти, почем знать — может явиться достаточно подготовленным для восприятия унии, которую нужно укрепить и наново оборудовать после разгрома ее в Восточной Галиции.

Оставшийся вне Галиции единственный униатский епископ Иван Бучка оказался в Европе. Перед самой войной он по поручению митрополита А.Шептицкого был послан на визитацию украинских греко-католиков в США, в Канаде и Южной Америке. Он возвратился после войны в Рим и был сделан апостолическим визитатором в Западной Европе для униатов в Германии, каковыми оказались униаты исключительно из Восточной Галиции.

По статистике украинского информационного бюро, среди украинской эмиграции в американской зоне оккупированной Германии, числится 68,6% униатов, православных 30,4%. В британской зоне 65% униатов и 35% православных. Таким образом, превалирующим исповеданием явилось исповедание униатское, ликвидированное в Галиции, и теперь в эмиграции униаты считают Православие орудием советской политики. В Америке униатская церковь особого значения не имела.

Основателями униатской церкви в Америке явилась карпато-русская эмиграция, которая после 1880 года, в связи с насилием венгерской власти, стала покидать Карпатскую Русь, в особенности из Мукачевской и Пряшевской епархий. В Америке карпатороссы организуют свою епархию. К ним присоединяются прибывающие униаты из Галиции. В 1907 году в Америку униатским епископом был назначен Сотер Ортинский, которой пытался объединить карпатороссов и галичан. Из этого ничего не вышло, так как карпатороссы были русофильского настроения и вообще имели наклонность к Православию. В результате произошел раскол между галичанами и карпатороссами, и 10 000 карпатороссов перешло в Православие. В 1916 году епископ Сотер Ортинский умер, и для Рима было ясно, что эти две группы карпатороссов — сторонников России и галичан — врагов России — необходимо разъединить. В 1924 году были назначены отдельные епископы: К.Богачевский — епископом галичан с центром в Пенсильвании в Мингале и Василий Такач — с центром епархии в Филадельфии. Несмотря на то, что Василий Такач у себя на родине поддерживал тесные связи с католическими духовными властями, он, сделавшись епископом тех униатов, которых в Америке называли «русинами», под давлением своей паствы отделился от галичан. Карпатороссы и до сего времени, по словам украинской газеты, «и слышать не хотят заверений о том, что они украинцы». Епископ В.Такач умирает в мае текущего года. На место его епископом назначен Данило, посвященный еще в 1946 году. На будущее галицийские националисты смотрят без особых надежд.

«При новом епископе Даниле, — утверждает “Украинська трибуна”, — или наступит полная, национальная гибель “русинов”, а вместе с тем и греко-католической церкви в чужом море, или разгорится присыпанная пеплом граница, в которой еще тлеет украинское национальное сознание прикарпатского народа».

«Настало время, — продолжает газета, — чтобы между “угро-русинами” в Америке зажглось ясное солнце. Без национального сознания нет силы в церкви, гибнут язык, традиции, обряд, народность. Необходимы сознательное украинское духовенство, украинское печатное слово, дабы спасти греко-католическую церковь и народность закарпатских украинцев в Америке»[16].

K этой задаче — спасать греко-католическую церковь закарпатских украинцев в Америке — присоединяется необходимость вообще укрепить униатскую церковь после ее ликвидации в пределах самой Галиции. В связи с этим центр ее переносится в Канаду, куда стремятся направить главную массу украинской униатской эмиграции. Канада и до сего времени являлась сосредоточием украинской эмиграции, между прочим, также и из Киевской и Волынской губерний эмигранты стремились также в Канаду, страну просторную и земледельческую. Однако канадская униатская церковь особого значения не имела. В настоящее время Канада является центром униатства.

21 июня папа Пий ХII при посредстве апостолического делегата на Канаду уведомил, что епархиальный архиерей экзархата Средней Канады Василий Ладика возведен в сан архиепископа за свои заслуги перед украинской униатской церковью в Канаде и перед украинским народом. Таким образом, греко-католическая церковь в Канаде стала архиепископией или митрополией, и она обнимает две епархии: одну на востоке, а другую на западе Канады.

27 мая текущего года в импозантном соборе Св. Михаила в Торонто была хиротония двух униатских епископов: Исидора Борецкого во епископа экзархата Восточной Канады и Андрея Роборецкого — в епископы-суфраганы экзархата Средней Канады. В хиротонии принимали участие униатский епископ Ладика и епископ, бывший суфраган в США, Амвросий Савившин, который еще 13 апреля стал епископом Западной Канады с центром в Эдмонте. К этому нужно добавить, что история униатской церкви в Канаде начинается всего лишь с 1912 года, когда, по ходатайству митрополита А.Шептицкого, был создан украинский униатский экзархат в Канаде, во главе которого первоначально стоял епископ Никита Будка, впоследствии возвратившийся в Галицию и ныне вывезенный советской властью[17].

Таким образом, в Канаде образуется центр униатской церкви.

Образуется в Канаде и центр украинского православия. Как было уже отмечено, православной епархией в Канаде с 1924 года управлял архиепископ Иоанн Теодорович (Самосвят), который в оправдание благодатности иерархии, созданной в Киеве в октябре 1921 года, даже написал небольшой труд, который свидетельствует о богословских познаниях автора, в силу чего его утверждение, что указанная иерархия является благодатной, в высшей степени странно. В Канаду был командирован собором так называемой украинской автокефальной церкви, во главе которой стоит митрополит Поликарп, ныне проживающий в Германии, епископ Мстислав Скрипник, которому был дан титул архиепископа. 22 и 23 ноября в Виннипеге состоялся собор, и на этом соборе главою православной церкви в Канаде был избран указанный епископ Мстислав. На соборе этом не произошло объединения с так называемой украинской автокефальной церковью, а означенная церковь названа «церковью-сестрой родной по духу и стремлению»[18]. К этому нужно добавить, что в Канаде оказался и митрополит Илларион (Огиенко), который именует себя «Митрополит Холмский и Подляшский, Архиепископ-Элект Киевский и Переясловский». Он обращается к «всечестному духовенству и всем боголюбивым верующим» и в своем обращении, с одной стороны, опровергает, как он выражается, «оскорбительные сплетни» в том смысле, что он «будто бы приехал в Канаду обращать украинцев к Московскому Патриарху и что будто бы его направили советофилы». Он заявляет, что с Московским Патриархом он не имел и не имеет ни малейших отношений и что в Канаду он приехал только для того, «чтобы послужить украинскому народу и его церкви и помочь ей соединиться в единую, чисто православную церковь»[19]. Таким образом, в Канаде, в том же самом Виннипеге, оказались архиепископ Мстислав, опирающийся на чрезвычайный собор, и митрополит Илларион, который подписался: «Смиренный богомолец за лучшую судьбу украинского народа. Украинский митрополитальный православный собор в Виннипеге». Что из всего этого выйдет — сказать трудно, но несомненно только одно, что в украинской православной церкви нет единства и намечаются тенденции, для нее опасные.

В самой оккупированной Германии униатская церковь, опираясь на Рим, заняла более влиятельное положение, чем Церковь Православная. С самого начала в Мюнхене оказался апостолический визитатор и администратор украинцев-униатов в Германии о. Николай Вояковский. Засим прибыл епископ Иван Бучко. Все это указывает на то, что украинской униатской церкви за границей в настоящее время придается особое значение. Вместе с тем галичане понимают, что наличность двух вероисповеданий является препятствием к действительному объединению украинского народа, и поэтому со стороны униатов выдвигается мысль об объединении двух вероисповеданий. Вопрос ставится довольно просто.

«Если западные католики и протестанты находят общий язык и место общей работы для обороны против наступающего врага, который для достижения своей цели в противовес христианской вере создал для себя красное московское лжеправославие, — то тем паче оба украинских вероисповедания должны создать национальное объединение украинской соборной церкви. Различия абстрактно-догматического значения должны отойти на дальнейший план, чтобы освободить место для конкретной задачи — общей обороны нашего народа — перед опасностью национальной гибели.

Владыкам наших обоих вероисповеданий принадлежит решительное слово для разрешения этого ныне жизненного церковного украинского вопроса. Украинские верующие низы уже действуют сообща»[20].

Все это весьма примитивно и наивно. Это свидетельствует о необычайном падении церковного сознания и ответственности среди современных галицийских деятелей. Газета «Час», которая поместила эту статью, является влиятельным органом галицийских униатов. И несомненно, в Канаде будут делаться попытки к этому церковному «объединению», к стремлению отодвинуть на второстепенный план «абстрактно-догматические различие» обоих вероисповеданий.

Рим усиливает униатскую церковь в Канаде и этим стремится восстановить те потери, которые понесены в Восточной Галиции. Делается попытка в этом направлении и в Европе. Так, греко-католическая семинария, во главе которой стоят ксендз-инфулат Василий Лаба и ксендз-администратор Александр Малиновский, по оставлении Львова в течение некоторого времени находилась в Гиршберге под Вайльгаймом в Баварии, ныне эта семинария перенесена в Голландию в Куленборг. Открытие семинарии происходило в очень торжественной обстановке. Освящение совершил апостолический визитатор для униатов в Западной Европе епископ И.Бучко, в присутствии делегатов кардинала да Йонга, архиепископа Утрехта и апостолического нунция в Гааге, монсиньора Гиоба. Были делегаты также от вице-премьера и министра юстиции. Были получены телеграммы от папы и кардинала Тиссерана, секретаря Конгрегации восточной церкви, известного деятеля «восточного обряда»[21].

С другого конца света сообщают, что в Шанхае имеется специальная миссионерская организация, которая подготовляет миссионеров для России на тот случай, когда это станет возможным. Эта организация состоит из 11 священников «восточного обряда» и возглавляется английским иезуитом священником Вилсоцким. Эти миссионеры прибыли в Шанхай из Англии. Они получили специальную подготовку. Знают не только русский язык, но русскую историю и традиции. Они должны находиться в постоянном общении с повседневной русской жизнью и понимать русский характер. Большинство из них — русские. В последнее время в Китай бежала значительная группа жертв советского террора, и среди них работают миссионеры[22].

Одним словом, для Рима все остается по-старому. Несмотря на то, что «восточный обряд» в Польше уничтожен до корня, что ликвидирована униатская церковь в Восточной Галиции после 350-летней истории, несмотря на то, что весь мир потрясается назревающими событиями, которые требуют усилий защитников европейской христианской культуры, Рим продолжает оставаться на старых позициях миссионерской работы среди православных, укрепления униатской церкви в Канаде, подготовки будущих миссионеров для России, освобожденной от советской власти, несмотря на то, что все эти методы осуждены историей и кроме страданий народа и огорчений для того же Рима ничего на протяжении длинных веков не дали и дать не могут.

Единение христианского мира и единение христианских церквей повелительно диктуются всем ходом всемирной истории. Православный мир это давно ощущает, но он считает, что это единение может произойти только в путях взаимного понимания и любви.

В настоящий момент нет места для чьей-либо гордости, а есть место для сознания взаимных ошибок и поисков истинного пути для возвращения к церковному единству. Это церковное единство явится духовным единством всего человечества западной культуры, к которой принадлежит и Россия с ее оригинальным и глубоким содержанием духовной жизни. Вместе с тем должно быть покончено с теми утверждениями, которыми до сих пор пользуются униатские писатели. В небольшой брошюре по поводу 350-летнего юбилея Брестской унии некий Петр Исаев утверждает:

«Будущее церковной унии вообще зависит от политического будущего Украины. Если Украина окажется под влиянием Западной Европы и западная культура там постепенно восторжествует, то вместе с этой культурой постепенно и добровольно восторжествуют и западные церковные влияния. В случае же, если Украина останется в сфере московско-азиатской культуры на длинное время, то там вообще уничтожат всякую церковь, всякую Украину, оставивши, в крайнем случае, на карте ее имя»[23].

Этой мысли можно противопоставить иную, и эта иная мысль является и творческой, и созидательной.

Русская культура не является культурой московской и азиатской. Это есть культура, где преломились и выявились начала и Запада, и Востока. Борьба с безбожием и с коммунизмом есть общая задача человечества, и в этом залог того, что в полной мере возродится после общих страданий западноевропейская христианская культура, которая обнимает собой и Россию, и тогда Украина станет реальностью, опираясь на украинский народ, общего этнического корня с народом русским, на Православную Церковь, которая в течение веков не только духовно окормляла народ, создавший величайшее государство в мире, но и утвердила величайшую по богатству и разнообразию общерусскую культуру.

 

Июль 1948 года.

Бавария

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

 

Глава 1

1. Священник А.Около-Кулак. Крестный путь // Китеж. Русский католический вестник. Выходил в Варшаве с июня 1927 по сентябрь 1931. 1929. № 1–3. С. 16.

2. Там же. С. 19.

3. Ks. dr. D. Kolpinskij. Pocz№tki katolicyzmu wschodniego obrz№dku w Rosji. usg. Koњciуі katolicki w Rosji Poznaс, 1932. 124.

4. В Польше в Радоме до войны было 4 православных церкви, из них одна бывший костел, одна домовая гимназическая. После войны из двух оставшихся одна разобрана, другая занята под клуб резервистов. Местный нотариус Рогусский выступил в защиту православных и рассказал о Тамбове //Воскресное чтение. Варшава: Синод. канц., 1928. № 35.

5. Ks. Adrjan Boudou (иезуит). Stolica Swiкta a Rosja. Krakуw. 1928. Пер. с франц. Т. I. С. 18.

6. Там же. С. 23.

7. Юрий Самарин. Современный объем польского вопроса // Газета «День» (И. Аксакова), 1863. № 38, 21 сент., Москва.

8. A.Boudou. Цит. соч. Т. I. С. 33.

9. Труды IV Съезда русских академических организаций за границей. Часть I. Белград, 1929. С. 104 и сл.

10. Там же. С. 111.

11. Шмурло Е.Ф. Посольство Чемоданова и Римская курия. Записки Русского научного института в Белграде. Белград, 1932. С. 13 и сл.

12. Ключевский В. Курс русской истории. Ч. III, изд. 2-е. С. 64.

13. Kapitan Т r. Mac. Gullach. Przeњladowanie chrzeњcijaсstwa przes bolszewism rosyjski // Пер. с англ. Krakow: Изд. Иезуитов, 1924. С. 415.

14. Ks. dr. D. Kolpinskij. Цит. соч. С. 25.

15. На страницах печати // Слово (газета Варшавской митрополии). Варшава, 1934, № 68 (18 ноября).

16. A.Boudou. Цит. соч. Т. II. Краков, 1930. С. 412.

17. Там же. С. 416.

18. Там же. С. 441.

19. Там же. С. 455.

20. Там же. С. 469.

21. Там же. С. 458.

22. A.Boudou. Цит. соч. Т. I. С. 188–189.

23. Там же. С. 197.

24. Ks. Jan Urban (иезуит). Makryna Mieczyslawska w њwietle prawdy. Krakуw, 1923. С. 1, 12, 25, 26, 27, 40 и др.

25. A.Boudou. Цит. соч. Т. I. С. 443.

26. Там же. С. 462–463.

27. Там же. С. 465.

28. Ks. Jan Urban. Цит. соч. С. 59.

29. Там же. С. 71.

30. Там же. С. 73.

31. Там же. С. 74.

32. Там же. С. 82.

33. Там же. С. 117, 139.

34. (Николаев К.Н., анонимно). Воссоединение униатов с Православной Церковью в 1839 г. Конкордат Рима с Россией в 1847 г. — Варшава. Синод. типогр. (64 с.), 1931, С. 14–15.

35. A.Boudou. Цит. соч. Т. II. С. 259.

36. Там же. С. 260.

37. Там же. С. 261.

38. Там же. С. 267.

39. Там же. С. 572.

40. Там же. С. 561.

41. Там же. С. 624.

42. Там же. С. 634.

43. Там же. С. 644.

 

 

Глава II

1. Воскресное чтение. 1931. С. 256.

2. Кн. Евгений Трубецкой. Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Идея Божеского Царства в творениях Григория VII и публицистов его современников. Вып. I. Киев, 1897. С. 100.

3. Там же. С. 103.

4. Там же. С. 141.

5. Там же. С. 144.

6. Там же. С. 146.

7. Там же. С. 235.

8. Там же. С. 236–237.

9. Там же. С. 309.

10. Там же. С. 286.

11. Там же. С. 287.

12. Рудольф Зом, проф. Очерк истории церкви. Пер. с 18-го немецкого изд. Варшава, 1914. С. 89, 91.

13. Воскресное чтение. Варшава, 1931. С. 470 и сл.

14. Николаев К.Н. Цит. соч. С. 8 и сл.

15. Воскресное чтение. Варшава. 1931. С. 470 и сл.

16. Pamiкtniki I Konferencji kaplanskijei w sprawie unji koњcielnej w Piсsku. Piсsk. 1931. С. 109–110.

17. Ks. dr. Jan Wi њ licki. Umowy Lateraneсskie. Lublin. 1930. С. 33. (Там же и Конкордат с Италией.)

18. Слово (Варшава). 1931. № 3; Воскресное чтение. 1931. С. 310.

19. Бокль. История цивилизации в Англии. СПб., 1895. С. 366 и сл.

20. К.Н. (К.Николаев). Дьявол на улицах городов Испании //Воскресное чтение. 1931. № 26.

21. Церковные ведомости. Ср. Карловцы (Югославия). 1925. № 21–22.

 

 

Глава III

1. Kapitan Тr. Mас Gullach. Цит. соч. С. 256.

2. Там же. С. 142.

3. Там же. С. 143.

4. Там же. С. 306.

5. Karewicz Т. Z dziejуw гсау unijnej w Rosji. Kosciуі katolicki w Rosji. Warszawa, 1932.

6. Там же. С. 44.

7. Там же. С. 46.

8. Там же. С. 47.

9. Там же. С. 53.

10. Там же.

11. Китеж. Варшава, 1929. С. 65.

12. Ks. dr. D.Kolpinskij. Цит. соч. С. 26.

13. Oriens. 1934. С. 107 и сл., ст. о. J.Urban’a.

14. Там же.

15. Ks. dr. D.Kolpinskij. Цит. соч. С. 27.

16. Там же. С. 29.

17. Там же. С. 30.

18. Oriens. 1936. С. 171 и сл., ст. А.Новицкой.

19. Ks. dr. D.Kolpinskij. Цит. соч. С. 29.

20. Богословия. Науковий тримисячник. Львив, 1931. Т. IX. Кн. 4. С. 290 и сл.

21. Oriens. 1935. С. 65, ст. Лихаревой.

22. Там же.

23. Kapitan Mac Gullach. Цит. соч. С. 316–317.

24. Вера и народ. Журнал русских католиков. Париж, 1924. № 8–9, ст. П.Волконского; Слово. Варшава, 1935. № 19, ст. В.Заикина.

25. Ks. dr. D.Kolpinskij. Цит. соч. С. 33.

 

 

Глава IV

1. Р .- М . de Belloy. S.J. Pie XI et le retour а l’uniti de l’Orient separi. Orientalia Christiana. ? 55, 1929. С. 6.

2. Там же. С. 6.

3. Там же.

4. Там же.

5. Там же.

6. Там же. С. 7.

7. Stanislaw Kutrzeba. Polska Od rodzona (1914–1928) wydanie 3. Варшава, 1928. С. 33, 41, 45.

8. Возрождение (Париж) от 11 ноября 1935, ст. Д.Н. Любимова.

9. A. Ponikowsа.Wizytator — Nuncjucz — Kardynaі — Papieї // Kurjer Warszawski. 12 февраля 1939 г.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!