Организация типовой цифровой типографии



Источник: Журнал «Publish»

 

Увеличение числа малых цифровых типографий и внедрение цифровых печатных технологий на традиционных офсетных предприятиях в целом значительно повышают эффективность книжного производства. Однако остаются и проблемы.

Так, сегодня на полиграфическом рынке в сегменте книжного производства образовалась определенная «мертвая зона», когда экономическая эффективность применения листовых ЦПМ ограничивается печатью книг тиражом не более 500 экз., а в офсетных типографиях нижний предел эффективности находится в диапазоне 1-3 тыс. экз. в зависимости от вида применяемой печатной машины (листовая или рулонная) и уровня её автоматизации. Но эффективность процессов аналоговой и цифровой печати в современной полиграфии тоже повышается, что способствует снижению себестоимости единицы продукции. Кроме того, растущее применение печати малыми тиражами и связанных с ней последующих отделочных операций способствует повышению эффективности всех полиграфических процессов и сокращению времени выхода продукции на рынок.

К сожалению, современное полиграфическое производство не входит в число приоритетных направлений развития экономики страны, её продукция, включая газеты, книги и журналы, а также и вся другая не учитываются в перечне важнейших товаров. Поэтому издательская полиграфия в последнее время теряет свой традиционный уровень актуальности.

В то же время, полиграфическая сфера деятельности в силу своей специфики сохраняет определенную значимость в социально-экономическом пространстве страны. Сегодня это вполне самодостаточная и чисто рыночная структура, не подверженная прямому государственному регулированию. Здесь обеспечена высокая автономность предприятий, что можно было бы считать вполне прогрессивным явлением, если бы практически не полное отсутствие координирующей роли со стороны полиграфического сообщества. Возможно, с этой задачей сумеет справиться недавно созданный Национальный союз полиграфистов.

После введения режима самоизоляции «Национальный союз полиграфистов» (НСП) в апреле 2020 года обратился к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину с предложениями о неотлагательных мерах по поддержке полиграфической отрасли со стороны государства. Среди прочих НСП предлагалось рассмотреть такие меры государственной поддержки:

- ввести заградительные таможенные пошлины на импорт готовой полиграфической продукции;

- снизить ставку НДС при производстве и реализации периодических изданий и книжной продукции как социально значимой по всей цепочке добавленной стоимости (расходные материалы – типография – издательство – организации распространения) до 10%;

- временно отменить таможенные пошлины и снизить НДС на всю группу товаров, ввозимых для нужд полиграфического производства, и отсрочить уплату ввозного НДС на новое и б/у оборудование.

19.05.2020 Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации направил президенту НСП С.В. Радванецкому ответ на это обращение, из которого следует, что:

- «… при установлении ставок ввозных таможенных пошлин на товары принимаются во внимание тарифные обязательства, взятые Российской Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию». Соответственно, ставки ввозных таможенных пошлин должны соответствовать принятым Российской Федерацией обязательствам. В связи с этим предложение о введении заградительных таможенных пошлин на импорт готовой полиграфической продукции не может быть поддержано, поскольку будет являться прямым нарушением международных обязательств и законодательства Российской Федерации».

- «… в отношении услуг по изготовлению периодических изданий и книжной продукции, а также товаров, приобретаемых для производства такой продукции, применение пониженной ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрено. Принятие положительного решения по указанным вопросам создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов иными организациями, реализующими товары по ставке налога на добавленной стоимости в размере 10 процентов, что может привести к потерям доходов федерального бюджета, и ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере».

- «…поскольку предложение об временном обнулении ставок ввозных таможенных пошлин на товары, ввозимые для нужд полиграфического производства - представлены заявителем с отступлением от порядка, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1166 «О Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции», они не поддерживаются, в том числе, в связи с тем, что могут вызвать негативное влияние на поступления в доходную часть федерального бюджета».

Между тем, полиграфическая отрасль страны оказалась в числе тех, по кому пандемия в 2020 году ударила достаточно сильно. Техника находилась в простое минимум 1,5 месяца, к тому же подорожало зарубежное сырье, а импортозамещение сегодня способно покрыть лишь небольшую часть потребностей российской полиграфии (к примеру, у нас производят всего два вида мелованной бумаги). При этом официально в список пострадавших предприятий попали только типографии, выпускающие газеты, журналы и другую периодику. Другими словами, в кризис полиграфическая индустрия со своими проблемами фактически осталась один на один.

В августе «Российская газета», заинтересовавшаяся тем, за счет чего выживают те полиграфические предприятия, которые оказались вне государственной поддержки. В публикации от 14.08.2020 издание писало:

«Только в Екатеринбурге, например, действует около двух десятков полиграфических предприятий, причем у каждого своя ниша. В частности, полиграфический комплекс «Уральский рабочий» широко известен как центр книгопечатания, печатный дом «Формат» как единственное место в городе, где выпускают бланки, защищенные от подделок, «Прайм принт» и Березовский монетный щебеночный завод способны большими тиражами печатать газеты, «Артикул» - глянцевые журналы и т.д.

В апреле 2020 года ограничения не коснулись только компаний, производивших упаковку и этикетки для пищевых продуктов, выполнявших государственные контракты и печатавших газеты и журналы. Более всего не повезло предприятиям, ориентированным на продукцию для рекламных агентств: весной у них просто не стало заказов. И опросы полиграфистов показывают – большинство из них имеют проблемы со спросом.

С проблемами рисковала столкнуться и типография «Гардарика», выпускающая главным образом календари. В прошлом году предприятие привлекло заем Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) в сумме ₽1,7 млн, добавило свои инвестиции и закупило мощный офсетно-полиграфический станок, способный делать до 13 тысяч оттисков в час. В результате и производительность, и прибыль выросли на 60%. Сформированная за счет этого подушка безопасности позволила пережить период простоя, но к августу запас иссяк. Чтобы не сорвать графики, полиграфисты снова обратились в фонд, где как раз ввели заем «Новый старт» с целью поддержать малый бизнес, пострадавший от пандемии. Условия хорошие: можно занять от 100 до 500 тысяч рублей на срок до двух лет под половину ключевой ставки ЦБ РФ (2,125% годовых) и потратить их на пополнение оборотных средств и обязательные платежи (зарплата, аренда).

Поддержка фонда оказалась как нельзя кстати, - говорит коммерческий директор производства Анна Волкова. - С августа по декабрь у нас горячий сезон, и мы успели вовремя закупить расходные материалы, краску, бумагу.

По словам заместителя директора СОФПП Валерия Пиличева, «Новый старт», по сути, поглотил другой заем, «Антикризисный». С начала пандемии было выдано 180 таких кредитов на ₽49 млн. Но лимиты там поменьше: до 300 тысяч, а целевое назначение - только покрытие долгов по зарплате и аренде. В «Новом старте» количество документов для заявителей уменьшили, причем платежи можно отложить на полгода - и по основному долгу, и по процентам. Уже одобрено 44 заявки и еще около ста в работе.

Согласно опросу руководителей полиграфических компаний, проведённому Национальным союзом полиграфистов в разных российских регионах в конце июня 2020 года, у 46,4% респондентов спрос на их услуги стабильно низок, а у 10,1% - сокращаются. Урезание сервиса со стороны поставщиков оборудования и материалов почувствовали 54% опрошенных. 31% готов сократить в целях оптимизации производственные цепочки и расширить применение аутсорсинга. Тревожная ситуация с дебиторской задолженностью складывается у 13,7% типографий, причём 33,8% ввели за правило работать только по предоплате. Но отрасль всеми силами стремится избежать скачка цен: подняли стоимость своих услуг всего 10,8% предприятий, а 61,2% сохранили цены на докризисном уровне.

Главный рецепт выживания - активно заниматься диверсификацией. В типографии «Гардарика» задумались об увеличении тиражей этикеток. 13% типографий собираются предлагать рынку принципиально новые товары и услуги, а 15% - расширять географию продаж».

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации № 745 от 26.05.2020 в список пострадавших от коронавирусной инфекции были включены типографии, рекламные агентства и прочие полиграфические организации и ИП, связанные с изготовлением печатных СМИ. Они могли воспользоваться полугодовой отсрочкой по уплате всех налогов (кроме НДС), а также по аренде недвижимости, беспроцентными кредитами на неотложные нужды и выплату зарплат, льготными кредитами по ставке два процента на любые цели, мораторием на банкротство и проведение проверок. Дополнительно для представителей малого и среднего бизнеса была предусмотрена отсрочка уплаты страховых взносов сроком на один год.

По данным Союза бумажных оптовиков (СБО) и компании ГК «Дубль В», потребление бумаги и картонов на российском полиграфическом рынке в 2020 году, включая время карантина и самоизоляции, развивалась разнонаправленно, но по основным сегментам этого рынка наблюдалось устойчивое падение. В том числе, сегмент коммерческой печати пострадал более всего - падение продаж мелованных бумаг полиграфических форматов в период пандемии относительно 2019 года составило не менее 60%.

По цифровым, дизайнерским бумагам и материалам для цифровой печати падение в апреле-мае 2020 года к аналогичному периоду 2019 года достигало 85%, а средний показатель составил 70%. Рекордное падение дал апрель. В мае-июне ситуация несколько выправилась, но всё равно находилась в отрицательном диапазоне.

Сегмент упаковки и этикетки в ситуации ажиотажного спроса на некоторые виды продуктов питания в период карантина показывали рост. Так, значительно вырос запрос на упаковку лекарств и средства гигиены. Потребление целлюлозных картонов в апреле-мае 2020 года к тому же периоду 2019 года увеличилось на 7%, макулатурных картонов – на 5%, сухой этикетки – на 15%. Положительную динамику показало также направление самоклеящихся материалов.

Что касается сегмента печати периодики и книжной продукции, то он пострадал значительно. Здесь ситуацию во время пандемии определяли два доминирующих отрицательных тренда: системное падение читательской активности вместе со спросом на газетную, журнальную и книжную печатную продукцию, а также сам карантин, когда книжные магазины и НТО прессы были закрыты практически полностью. По реперным точкам данного сегмента ситуация была следующей: ролевые переплетные материалы показали падение в районе 60%, переплетные картоны – около 45%, и офсетные бумаги - свыше 50%. Однако в конце мая – первой половине июня ажиотажный спрос в сегменте упаковки и этикетки спал, приблизившись к некому традиционному состоянию на данный период прошлых лет. Но пострадавшие сферы полиграфического рынка с такой скоростью не восстановились – падение в среднем осталось уровне 40-50%.

Весь период карантинной и посткарантинной ситуации особенную обеспокоенность вызывала ситуация неплатежей. Они фиксировались по всей цепочке: от конечного клиента, который не платит типографии за заказы, до типографии поставщикам – за аренду, лизинг, полиграфические материалы, расходные материалы для оборудования. Как оказалось, данную ситуацию можно было держать под контролем только благодаря строгой дисциплине в области отгрузок, соблюдения кредитных лимитов, и постоянной коммуникации с клиентами, как по вопросам новых отгрузок, так и оплате предыдущих заказов.

Кроме того, цены на полиграфические материалы иностранного производства в России традиционно фиксируются в валюте, и лишь на отечественные, которых гораздо меньше, – в рублях. Поэтому скачок валютных курсов уже в марте 2020 года моментально привел к увеличению их рыночной стоимости в среднем на 15%. Далее ситуация только усугублялась. Компании – члены СБО - постоянно получали уведомления от поставщиков об увеличении отпускных цен. К счастью, почти по всем таким повышениям с начала 2020 года удавалось прийти к договоренностям об отсрочке их реального введения. Но это были временные договоренности, а повышение цен на материалы от поставщиков в основном пришлось на 2-е полугодие 2020 года.

Вместе с публикацией индексов промышленного производства в сентябре 2020 года Росстат уточнил данные о его динамике в 2019 году и за восемь месяцев 2020 года. Из них следует, что в сентябре 2020 года промышленное производство в России показало нулевые темпы роста по сравнению с августом того же года. По сравнению с сентябрем 2019 года значение индекса снизилось на 5,0%. Промышленное производство в стране за 9 месяцев 2020 года сократилось на 2,9% к аналогичному периоду 2019 года, но полиграфическое производство и копирование носителей информации отнесены к отраслям, показавшим наибольший рост по сравнению с сентябрем 2019 года.

 

Источник: Росстат

 

Индекс производства в полиграфической деятельности в сентябре 2020 года составил 100,2% к сентябрю 2019 года, 115,0% – к августу 2020 года, и 100,5% к январю–сентябрю 2019 года. Производство бумаги и бумажных изделий упало до 94,5% к сентябрю 2019 года, 98,9% – к августу 2020 года, а за 9-ть месяцев 2020 года составило 91,6% к аналогичному периоду 2020года. Эксперты рынка, правда, считают, что итоговые показатели Росстата в части индексов производства бумаги и бумажных изделий кажутся странными, так как отрицательная динамика одного месяца в их производстве не способна снизить суммарные показатели за три квартала на 14 процентных пункта, если только 8 месяцев подряд они не искажались.

Всего за 9 месяцев 2020 года в России было выпущено 6,5 млн тонн целлюлозы (+6,5% к январю-сентябрю 2019 года) и 7,0 млн тонн бумаги и картона (+4,2% к аналогичному периоду прошлого года). Но данные по выпуску важнейших видов продукции были скорректированы в соответствии с регламентом разработки и публикации данных по производству и отгрузке продукции и динамике промышленного производства (приказ Росстата от 18.08.2020 г. № 470).

 

Выпуск важнейших видов продукции*

Источник: Росстат

В конце июля 2020 года Национальный союз полиграфистов опубликовал итоги второго опроса «Влияние режима самоизоляции на работу вашей полиграфической компании» в котором приняло участие 139 руководителей полиграфических компаний различного уровня и специализации из большинства регионов России. Результаты опроса таковы:

 

Из выступления директора Отраслевого союза печатной и бумагообрабатывающей техники в составе Союза немецких машиностроителей VDMA Маркуса Хееринга (Markus Heering) в марте 2020 года на презентации международной выставки полиграфической промышленности «Drupa 2020» следует, что искусственный интеллект: «…не какое-то далёкое будущее, а уже реальность сегодняшнего дня… На современном автоматизированном производстве, где сети датчиков и системы камер отслеживают качество продукции, в базу данных попадают огромные объёмы данных, с которыми мозг человека не в состоянии справиться. При этом нужно обеспечить применение полученных массивов данных. Алгоритмы Big Data и технологии искусственного интеллекта (ИИ) являются важным шагом к контролю информационных потоков и грамотному управлению базами данных. Эти технологии позволяют обнаруживать скрытые алгоритмы, которые влекут за собой неизбежные сбои в работе машин.

Вторая важная тенденция современности – подключённые пользователи (Connected Customer), которые в наше время требуют всё большего разнообразия вариантов, находясь в поисках индивидуального решения для персонифицированной печатной продукции, и с удовольствием печатают небольшими тиражами. При необходимости, они могут легко разместить повторный заказ онлайн, часто в сжатые сроки.

Третья тенденция – платформенная экономика (Platform Economy). В современном автоматизированном производстве машины всё больше становятся частью цифровой сети. В промышленном интернете вещей (IIoT) важным элементом становятся сами платформы, где участники могут быстро и безопасно налаживать контакты. Современные платформы важны как для объединения сетевых игроков в рамках концепции Print 4.0, так и для развития новых, цифровых концепций внутри компаний. В конечном итоге, очевидно, что платформы промышленного Интернета вещей ускорят процесс перехода к Индустрии 4.0 в полиграфической промышленности.

«Вхождение в экономику замкнутого цикла – это четвертый мегатренд, который мы наблюдаем в настоящее время», – отмечает Маркус Хееринг. Сырьё должно перерабатываться. Важную роль здесь играют бумага и картон, а также тара из металла и стекла. Доля вторичной переработки бумажных отходов в мире составляет 72%. Уже сегодня в Европе вторично перерабатывается 60% алюминиевой тары и упаковки. Также набирает обороты тенденция к вторичной переработке пластиковой упаковки. До 2030 года доля рециклинга пластика должна составить 50%.

Изготовители машин и оборудования стремятся обеспечить максимальную энергоэффективность и ресурсосбережение. Так, современные целлюлозные фабрики сегодня вырабатывают больше энергии, чем потребляют. Более 90% использованной воды в очищенном виде возвращается в природу. В Европе бумажное волокно в среднем перерабатывается 3,6 раза, прежде чем уходит на термическую переработку по соображениям качества для выработки энергии. Производители печатных машин уже давно предлагают оборудование с нейтральным балансом СО2.

Всё это тоже необходимо иметь в виду.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!