ГЛАВА 7. РЫНОК ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ УСЛУГ (РАБОТ)



 

Использование разнообразных цифровых платформ производства, приёма и распространения контента давно стали определяющим фактором абсолютного большинства изменений на рынке печатных СМИ и массовых коммуникаций и в мире, и в Российской Федерации. Этот же фактор в решающей степени определяет состояние и развитие российского рынка издательской полиграфии, как и всей его производственной инфраструктуры - изготовление бумаги и картона для печати, оборудования и полиграфических материалов, логистики и сервиса. Доля издательской полиграфии на рынке полиграфических работ (услуг) России с каждым годом неуклонно сокращается, но и вся отечественная полиграфия в последние время претерпела радикальные изменения. Они обусловлены быстротой проникновения в полиграфическое производство новых технологий и новых моделей ведения бизнеса, но принципиально совпадают с общемировыми тенденциями.

Цифровая печать обычно определяется как любой печатный процесс с использованием компьютерных электронных файлов для вывода на печать изделия, состоящего из растровых точек, тонера или краски. Поскольку благодаря цифровой печати можно избежать многих ручных операций, свойственных процессам традиционной печати, то сегодня она используется очень широко. Более того, вся современная полиграфия в своей основе является цифровой. И если бюджет является критическим фактором, то при малых тиражах (до 500 изделий), лучшим выбором будет цифровая печать. В то же время большие объёмы работ с точки зрения экономии и качества более эффективно печатать при помощи традиционных печатных машин.

 

Источник: Агентство « Smithers Pira»

 

Создание пробного оттиска: подготовка пробных изображений при печати изделий цифровым методом представляет собой намного более простой процесс, чем при традиционных методах печати. Цифровые пробные изображения распечатываются непосредственно с электронного файла и не требуют создания нескольких кадров. Их качество делает первый пробный экземпляр пригодными для использования в качестве последней корректуры перед печатью. Срок сдачи заказа: печать изделий цифровым способом, как правило, позволяет значительно сократить время между получением и выполнением заказа, что связано с отсутствием ручных операций, неотъемлемых при традиционной печати. Вместе с тем, собственно цифровая печать является идеальным решением лишь при необходимости напечатать небольшой тираж за ограниченное время, чем пока и объясняется её ограниченное применение в промышленных масштабах.

Однако полиграфия всё активнее переходит к замещению печати «массовых» тиражей изготовлением индивидуализированной печатной продукции, а некогда ведущий её сегмент – издательская полиграфия – быстро теряя свои позиции. Причина в том, что издатели печатных СМИ и книжной продукции теперь концентрируются преимущественно на моделях бизнеса, связанных с использованием электронных каналов дистрибуции контента, мультимедийных систем его производства и передачи, процессами замещения печатных изданий цифровыми платформами. Полиграфическое производство на этом фоне уже не воспринимается как субъект и участник создания печатного информационного продукта, доминирует понятие «контент», а виды его носителя оцениваются как вторичные. В самой полиграфии теперь тоже преобладают принципы обычного рыночного хозяйствования, нацеленного на максимальную прибыль и, как следствие, потеря ею прежней принадлежности к отрасли культуры.

Выпуск газетной, журнальной и книжной продукции в натуральных показателях сокращается уже достаточно долго, а определённое увеличение объема полиграфических работ в денежном выражении не характеризует динамику роста производства в полной мере, так как отражает в основном рост стоимости используемых материалов и полиграфических услуг. В связи с этим полиграфия столкнулась с бескомпромиссной необходимостью оценки жизненного цикла издательской печатной продукции, как минимум, в среднесрочной перспективе развития медиапотребления. Данная информация принципиально важна для типографий, как при изучении рынков полиграфических услуг, так и при планировании своей деятельности. Ведь жизненный цикл продукции, в том числе печатной, – одно из фундаментальных понятий в концепции современного маркетинга.

Кроме того, едва ли не главным государственным приоритетом у нас сегодня является реализация программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена правительственным распоряжением от 28.07.2017 № 1632-р). Данная программа появилась во исполнение предложения Президента Российской Федерации В.В. Путина «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики», сформулированного в послании Федеральному собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года. Одновременно в политико-экономический обиход вошло понятие «цифровой продукт», который имеет такую же экономическую категорию ценности, как и материальный продукт.

В части полиграфического производства это продукт (услуга), производимые с использованием цифровых технологий, когда определенные свойства цифровых процессов ассоциируется с конечным результатом. Можно даже обоснованно утверждать, что отечественная полиграфия подготовлена к реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» более чем любая другая промышленная отрасль страны. Это обусловлено ускоренным развитием полиграфической техники и технологий в предыдущие годы, испытывающих на себе мощное влияние электронных средств и технологий передачи информации. В полиграфии принципиально изменились допечатные процессы - ушли в прошлое металлический набор, стереотипирование, цинкография и высокий способ печати. Получили быстрое развитие офсетный способ печати, промышленная цифровая печать, автоматизированное печатное и отделочное оборудование, компьютерные системы управления технологическими процессами и организацией производства.

Применение технологий цифровой печати в отечественной полиграфии приняло масштабный характер, изменило организацию производства для выпуска многих видов традиционной печатной продукции, стало стимулом для развития рынка многокрасочной полиграфии. Значительно возросла доля цветных иллюстраций и других графических материалов в изданиях информационного и рекламного назначения, что инициировало изменения в оформлении печатных СМИ и обеспечило поддержание потребительского спроса на эту продукцию. Наконец, именно развитие процессов замещения печатных изданий средствами электронной коммуникации в медийном потреблении стало определять уровень полиграфического производства на этапе вступления российской экономики в новый технологический уклад. Нельзя отрицать и того, что электронные коммуникационные технологии в перспективе будут всё больше влиять на общественное сознание и оказывать повышенное воздействие на рынок печатных СМИ, вытесняя или замещая на нём отдельные виды печатных изданий.

Таким образом, массовое внедрение современных цифровых технологий стало главным приоритетом развития полиграфического производства в стране, поскольку эти технологии вместе с распространением интернета вызвали к жизни абсолютно новые формы производства печатной продукции: онлайн размещение заказов, подготовка окончательного оригинал-макета, выполнение и контроль печати тиража, согласование текущих производственных вопросов.

Технический потенциал современной российской полиграфии находится на общеевропейском уровне, а масштабы применения цифровых технологий, автоматизированного основного оборудования и современных полиграфических материалов в решающей степени определяют конкурентоспособность большинства отечественных типографий. Все последние годы постоянно увеличивается доля цифровой печати в общем объеме производства печатной продукции, и растут инсталляции цифровых печатных машин (ЦПМ) промышленного типа. Они не только стали основой создания широкой сети специализированных салонов и цифровых типографий, как было на первом этапе внедрения ЦПМ, но уже стали очень значимой неотъемлемой частью производственного процесса и оборудования большинством традиционных полиграфических предприятий. Они же ныне - непреложное условие при рассмотрении вариантов модернизации или создании новых типографий.

Более того, требования к конкурентоспособности типографий с учётом перспектив развития цифровых технологий на фоне неуклонного снижения тиражей печатных газет, журналов и книг, и вызванного этим обстоятельством роста издержек полиграфического производства, сокращения нормы прибыли и других придали дополнительный импульс процессам автоматизации полиграфии на цифровой основе. Теперь уже можно говорить о таком уровне цифровизации полиграфической сферы деятельности, который позволяет типографиям полностью реализовать свой потенциал за счет повышения эффективности производственных циклов и качества выпускаемой продукции, обеспечивает рост потребительской базы (заказов).

Характерной особенностью современного медиапотребления является высочайший уровень использования цифровых технологий на всех стадиях создания контента печатных и электронных изданий, проектирования печатной продукции промышленного назначения. Это предполагает, что полиграфическое производство располагает как минимум необходимой онлайн - платформой, связывающей типографию с заказчиком и конечными потребителями продукции, а все допечатные процессы в рамках данной платформы выполняются автоматически. Более того, главное направление развития отечественной и мировой полиграфии определяет сегодня уровень внедрения автоматизированного цифрового оборудования, включённого в систему сквозного управления и контроля производственных процессов Workflow, позволяющей отслеживать в автоматическом режиме все этапы приема, подготовки и прохождения заказа в типографии, от его получения до передачи готовой продукции заказчику.

По сути дела все отечественные типографии в той или иной степени имеют ныне онлайновый доступ для заказчиков печатной продукции, что даёт последним широкие возможности для выбора полиграфической базы, реализации своих требований и исполнения заказа без привязки к конкретному региону. Тем самым, действуя в межрегиональном рыночном пространстве, крупные полиграфические компании уже создали серьезную конкуренцию традиционным малым типографиям в регионах России и постепенно захватывают их рынки. Но удаленная работа с клиентами в режиме онлайн требует специальной подготовки предприятия. Прежде всего, изменения его внутренней структуры и переподготовку персонала к работе в новом ритме, в том числе, использования соответствующего программного обеспечения, позволяющего автоматизировать все этапы производственного процесса. «Оформление заказа на сайте не сложнее управления современным смартфоном, и любой человек, даже не искушенный в современных технологиях и без полиграфического опыта, может легко сверстать и заказать себе печатную продукцию онлайн», считает директор типографии НИУ Высшей школы экономики М.М. Шарифулин.

В принципе так оно и есть, но в реальности всё сложнее. На пути внедрения системы возникает череда проблем: далеко не всякая система способна полностью автоматизировать прием заказов, доставка клиенту выполненного заказа часто стоит дороже производства тиража, имеет место и сопротивление действующего персонала новому сервису как конкуренту. Поэтому проблемы с внедрением системы приема заказов в режиме онлайн будут сохраняться до тех пор, пока данная технология не станет жизненно необходимой реальностью для каждой российской типографии. Трудно сказать, когда полностью завершится этот процесс, но совершенно очевидно, что перелом в понимании необходимости его применения в системе «заказчик – полиграфист» наступил.

Масштабы цифровизации полиграфического производства весьма различаются в зависимости от специализации типографий и их принадлежности к тому или иному продуктовому сегменту рынка.Наиболее неоднозначно эти процессы протекают в сегменте производства печатных СМИ. По мнению многих экспертов, важнейшей проблемой здесь остается только устойчивое падение объемов печати газетно-журнальной периодики, но и неопределенность перспектив развития такого вида полиграфического производства в системе современного медиапотребления. Как следствие, в 2016-2020 годах процесс модернизации мощностей для печати газет и журналов в Российской Федерации резко замедлился, иногда даже почти останавливался, о чём свидетельствует незначительность инсталляций в данном сегменте рынка. Но это не значит, что в 2019/2020 годах их не было вовсе.

Так, компания Canon осуществила в России за это время ряд значимых инсталляций цифровых печатных машин, показав очень хорошую динамику присутствия на полиграфическом рынке страны. В частности, успешно продолжилось сотрудничество Canon c московской типографией «Буки Веди», которая существенно увеличила свой парк ЦПМ от данного производителя. Там была установлены вторая цифровая машина цветной печати imagePRESS C10000VP, ЦПМ varioPRINT 6000 TITAN и широкоформатный принтер Colorado 1640, привлёкший заказчика наличием технологии UVgel (печать специальными гелевыми чернилами с УФ-закреплением), позволяющая добиваться высококачественной яркости и насыщенности отпечатков на любых рулонных материалах. «Буки Веди» планирует использовать данную машину для работы с переплетными рулонными материалами.

С установкой весной 2020 года в типографии «Буки Веди» новой восьмикрасочной печатной машины Komori Lithrone GL-837P она стала крупнейшим офсетным полиграфическим комплексом Москвы. Теперь в её арсенале имеется 31 печатная секция, а сфера интересов распространилась далеко за пределы книжного производства, на чём типография ранее специализировалась. Этот полиграфический комплекс обладает сегодня сверхмощностями и нацелен на изготовление любых видов издательской печатной продукции. Параллельно типография рассматривает для себя перспективы выхода на рынок услуг цифровой широкоформатной печати, так как обладает не только тремя многосекционными 8-красочными печатными машинами, но и мощным парком послепечатного оборудования ведущих производителей – Muller Martini, Kolbus, MBO, Horizon, Smyth и других. В их числе высокопроизводительные линии для изготовления многостраничной продукции – листоподборочные комплексы, фальцевальные и ниткошвейные машины, вкладочно-швейно-резальные агрегаты, линии клеевого бесшвейного скрепления и пр. Они позволяют экономить производственное время и расходные материалы, предлагать сотрудничество, как в книжном сегменте, так и в смежных областях полиграфии, где востребована высококачественная листовая печать с профессиональной обработкой отпечатков.

Первая в России ЦПМ Konica Minolta AccurioPress C14000 в 2020 году была запущена в московской типографии «Радуга». AccurioPress C14000 способна работать с носителями широкого диапазона плотностей (до 450 г/м2), фактурных бумагах, конвертах, синтетических материалах, самоклеющихся бумагах и других популярных носителях. В дополнение – имеется возможность баннерной печати и интеллектуальный модуль контроля качества. Максимальный размер листа по длинной стороне – до 1 300 мм (при двусторонней печати – до 900 мм), а комбинированная система распознавания носителей автоматически определяет тип, плотность, толщину и текстуру бумаги, предлагая подходящие варианты из каталога носителей. Производительность машины: до 140 страниц A4 в минуту и до 80 страниц А3 в минуту. Пиковый объем печати в месяц: 2,5 млн стр. А4.

На рубеже 2019/2020 годов был обновлен участок цифровой печати в московскойтипографии – «Паблит», где состоялась инсталляция цифровой печатной машины imagePRESS C10000 VP производства Canon. Она используется для выпуска полноцветных изданий, заказчики которых предъявляют высокие требования к качеству печати, особенно к точности и стабильности цветопередачи в тираже.

Компании «ЯМ Интернешнл» и Санкт-Петербургский типографский комплекс «Девиз» объявили о заключении договора на поставку цифровой струйной печатной машины KOMORI Impremia IS29, запуск которой состоялся осенью 2020 года. ТК «Девиз» успешно работает на рынке с 1995 года, оказывая услуги офсетной печати и последовательно осуществляя модернизацию своих производственных мощностей. В процессе выбора изучается полиграфическое оборудование различных производителей - делегации типографии посещали демонстрационные центры и действующие производства в Европе. Главным целевым сегментом типографии являются крупнотиражные издания - газеты и журналы, а также каталожно-рекламная продукция. Помимо основного производства в Санкт-Петербурге, в состав комплекса входит европейская типография Uniprint, занимающаяся изготовлением больших тиражей премиум-качества.

Группа компаний ISBC – ведущий российский производитель смарт-карт и RFID-идентификаторов – в 2019 году создало году на базе завода ISBC в Зеленограде типографию ISBC-Print, Незадолго до этого там было налажено серийное производство RFID-бумаги. И неё на цифровом оборудовании HP Indigo в промышленном объеме изготавливаются NFC-бирки для одежды и ритейла, NFC-визитки и бейджи для выставок, карты для отелей, транспортные карты, ски-пассы и другая продукция. Изначально производство выпускало главным образом продукцию с применением RFID-технологий: RFID-брелоки ISBC, идентификаторы ESMART Доступ и NXP MIFARE для безопасного доступа с помощью iPhone и Android, контактные, бесконтактные и комбинированные смарт-карты со всеми типами интерфейсов; водонепроницаемые браслеты с RFID-чипами стандартов ISO 14443 или ISO 15693, а также текстильные и силиконовые браслеты.

Спустя некоторое время руководством компании приняло решение о развитии типографии и расширении спектра услуг, для чего было приобретено дополнительное оборудование: офсетная печатная машина, струйный УФ-принтер и послепечатное оборудование (биговка/фальцовка, брошюровка на скобу, ротационная высечка и режущий плоттер), позволившее предложить клиентам производство листовой и многостраничной рекламной полиграфии, а также мало- и среднеформатной упаковки из картона плотностью до 350 г/м2.

В ISBC-Print сегодня установлены: листовые ЦПМ HP Indigo 5600 и HP Indigo 7900; листовая офсетная УФ-машина KBA Metronic Genius 52 UV (сухой офсет), струйный УФ-принтер Mimaki UJF-6042MKII, одноножевая резальная машина Mohr D 80 Plus, машина для резки визиток Slit Cut Creaser, ротационная высекальная машина Horizon RD-4055, биговально-фальцевальное устройство Horizon CRF-362, автоматический буклетмейкер Horizon (модули SPF-200A, HOF-400, SPF-200A и SC-200A), режущий плоттер Zund G3 M2500, cпециализированное оборудование по изготовлению и вырубке пластиковых карт, оборудование по заливке смолой.

ИПК «Чувашия» (Чебоксары) и компания «Терра Системы» в 2020 году заключили контракт на поставку новой цифровой печатной машины Ricoh Pro C7200SL. Инсталляция оборудования состоялась в июне. Новая ЦПМ обеспечила возможность создания уникальной продукции большими объемами на листах длиной до 1,16 м и печати на самом широком диапазоне материалов, включая фактурные. Машина печатает с разрешением 2400x4800 dpi. Благодаря новинке ИПК «Чувашия» надеется существенно расширить спектр своей продукции, привлечь больше заказчиков с высокомаржинальными заказами.

Другая чебоксарская типография - «Перфектум» - в марте 2020 года приобрела листовую офсетную печатную машину RMGT 790ST-4 формата В2 в четырехкрасочной конфигурации с высоким уровнем автоматизации. По словам генерального директора компании «Терра Системы» Стефана Валуйского, изначально инсталляция планировалась на сентябрь 2020 года, но производитель сообщил о возможности отгрузить машину раньше, поэтому её ввод в эксплуатацию состоялся летом. ООО «Типография «Перфектум» является многопрофильным издательско-полиграфическим предприятием, специализирующимся на печати и изготовлении книг в твердом, мягком и интегральном переплетах, каталогов, журналов и рекламной полиграфической продукция. Парк печатного оборудования типографии представлен как офсетными, так и цифровыми машинами.

В типографском цехе Издательского дома Ненецкого автономного округа (г. Нарьян-Мар) в 2020 году установили устройство для изготовления термальных форм Fujifilm Luxel T-6500CTP со скоростью вывода пластин 11 форм в час. Устройство работает с пластинами формата от 324×330 мм до 830×660 мм и толщиной от 0,15 до 0,3 мм. Это оборудование позволит на порядок улучшить качество печатных услуг типографии - машина работает практически самостоятельно, поэтому персонал может быть задействован на других участках производства.

Благодаря авторизованным партнерам Canon в России были реализованы многочисленные инсталляции производительных ЦПМ новой серии imagePRESS C910, которые были установлены в издательстве «Наука», РЭУ имени Плеханова, СпбГИК, типографии «Трактат» и многих других. Также стоит отметить успешный старт продаж на российском рынке сентябре 2019 года ЦПМ imagePRESS C165. Уже на начало 2020 года таких ЦПМ в России было продано и установлено порядка 40 единиц.

Общее количество всех новых офсетных машин, импортированных за последние годы в Россию, снизилось, но доля печатных машин Speedmaster возросла. В целом на рынке офсетного печатного оборудования позиции компании «Гейдельберг-СНГ» остаются стабильными. По итогам 2019 года можно особо отметить успех новой модели Speedmaster CX 75 в разных городах России, где было запущено четыре такие машины. Первая из них была поставлена в типографию «Дважды два» (г. Благовещенск)в рамках установки комплекса оборудования для оснащения нового для компании направления – листового офсета. Подобных запусков новых производств в России не было давно. В «Дважды два» Speedmaster CX 75­5+L с уникальным для региона оснащением и уровнем автоматизации (устройство автоматической смывки офсетного и печатного цилиндров; система спектрофотометрического контроля качества Prinect Easy Control; система темперирования красочного аппарата; пульт управления Prinect Press Center 2), была инсталлирована с новым программным пакетом Prinect Production Manager. Кроме того, в рамках поставки в типографии «Дважды два» специалистами «Гейдельберг-СНГ» установили высокоскоростную резальную машину Polar N 92 PLUS с программным обеспечением Compucut и фальцевальную машину Stahlfolder Ti 52.

Вторую печатную машину Speedmaster CX 75 установили в типографии «Юнион Принт» (Нижний Новгород). Запуск четырехкрасочной печатной машины с лаковой секцией позволил этому предприятию эффективно решить сразу несколько актуальных задач: качественная печать на плотных бумагах и картонах, а также дополнительная обработка продукции в линию.

Следом пятикрасочный комплекс Speedmaster CX 75 появился и в типографии «Принт24» Санкт-Петербурга, а в ноябре такая же модель, но с секцией для лакирования (Speedmaster CX 75­5+L) была запущена в типографии ФГУП «Известия» (Москва): среди продукции, которую производит эта машина, – полиграфия для Управления делами Президента Российской Федерации.

Кроме того, проверенная временем универсальная модель Speedmaster CX 102 появилась в тульской типографии «Шар». Эта пятикрасочная машина с лакировальной секцией оснащена системой спектрофотометрического контроля Prinect Inpress Control, интерактивным экраном WallScreen для визуализации рабочих процессов, полностью автоматической системой смены печатных форм AutoPlate Pro и автоматической системой подачи и дозирования краски Ink Star.

АО «ПРОМИС» (Нижний Новгород) – ведущее предприятие по производству складной картонной упаковки и бумажных инструкций для фармацевтической промышленности – обновило свой парк оборудования запуском Speedmaster SX 102­2P. Машина используется для печати вкладышей­-инструкций по медицинскому применению.

Цифровые печатные машины с каждым днём всё более востребованы на офсетных производствах, и клиенты «Гейдельберг­-СНГ» выбирают оборудование Versafire (Ricoh). Машины, как для коммерческой полиграфии, так и для упаковки в 2019 году появились в разных городах России.

В августе запущена в эксплуатацию четырехкрасочная машина Versafire EV (Ricoh Pro C 7200) в типографии «Келла­Принт» (Санкт-Петербург). Оборудование оснащено контроллером Heidelberg Prinect Digital Frontend, который позволил компании «Келла­Принт» интегрировать цифровую печатную машину в рабочий поток Prinect и организовать гибридное полиграфическое производство. Два года назад компания «Келла» обновила парк офсетного оборудования – в типографии появилась новая печатная машина Speedmaster XL 106­5+L с технологией энергосберегающей УФ­-сушки LE UV (LE – low energy), которая тоже включена в рабочий поток Prinect, как и устройство для вывода печатных форм CtP Suprasetter 106, установленное в типографии.

В Кемерово теперь тоже есть цифровое оборудование, оснащенное системой Prinect Digital Frontend, — это Versafire EP (Ricoh Pro C9200) для производства коммерческой полиграфии. Машина установлена в типографии «ИНТ». Производительная, ресурсная, не перегруженная дополнительными функциями – именно так оценили на предприятии это оборудование, которое полностью оправдало ожидания его владельцев.

Versafire EP (Ricoh 9200) также установили и в одной из крупнейших типографий Южного федерального округа «ПрофПресс» (Ростов-­на­-Дону). Машина используется для печати коротких оперативных тиражей. Versafire EP производит 115 страниц А4 в минуту, принимает бумагу весом до 470 г/м2. Кроме того, машина печатает баннеры максимальной длиной 1260 мм в одностороннем режиме и 1030 мм – в автоматическом двустороннем режиме. Versafire EP позволяет печатать с разрешением 4800×2400 dpi, достигая высшего качества изображений.

В сегменте оборудования для послепечатной обработки компания Heidelberg осуществила поставку и ввод в эксплуатацию не только собственных машин, но и оборудования партнеров – китайской компании Masterwork (MK) и немецкой Рolar.

В конце 2019 года в «Санкт-­Петербургской Образцовой Типографии» (СПбОТ)была запущена вторая машина Duopress 106 FCSB (первая установлена в 2018 году). Эта машина на мировом рынке является уникальной, так как оснащена двумя станциями тиснения. Duopress 106 FCSB позволяет за один прогон выполнить несколько операций: высечку, горячее тиснение фольгой, удаление облоя и разделение заготовок.

Машину для высечки и тиснения Easymatrix 106 в приобрело ООО «Фемели» (Пенза) и издательский дом «ПрофПресс» (Ростов-на-Дону). Благодаря высокой производительности и короткому времени переналадки, Easymatrix 106 C/CS можно назвать эталоном по соотношению «цена/качество» в работе с форматами до 106 см. Высекальная машина обрабатывает материалы плотностью от 90 до 2000 г/м2 и может работать с гофрокартоном толщиной до 4 мм. Машина в «ПрофПресс» имеет специальное оснащение, которое позволяет эффективно работать на сверхтонких IML-пленках.

Появилось на российских полиграфических производствах и новое оборудование для фальцевания/склейки. Российское подразделение международного концерна Storа Enso приобрело фальцевально-склеивающую машину Diana Easy 115 с удлиненной приемкой для работы на гофрированных материалах. В типографии «АПД» (Нижний Новгород)запущена фальцевальная машина Stahlfolder Ti52, которая позволила освободить модели фальцовок Stahlfolder TH 82 от простых работ и изготавливать продукцию в шесть фальцев.

Резальные машины Polar тоже появились в разных городах России. Polar N 137 Plus поставлен в типографию «Графобал Дон» (Ростов-на-Дону). Это не первая резальная машина данной марки на производстве – ранее была установлена POLAR 115 ED Autotrim. Новое оборудование приобретено для выполнения более сложных заданий, что позволило типографии расширить спектр услуг. Polar D 80 ECO был установлена на Сахалине - в ООО «Южно-Сахалинская типография «Транспорт». Ещё одна подобная машина – Polar 80 ECO – запущена в типографии Издательско­-полиграфического тифлоинформационного комплекса «Логосвос» (Москва). ИПТК «Логосвос» - организация в составе Всероссийского общества слепых – решает вопросы информационной реабилитации инвалидов по зрению, осуществляя издательскую подготовку и выпуск специальных книг для незрячих, разрабатывает и внедряет новые тифлоинформационные системы на основе современных технологий для более эффективной реабилитации незрячих. Новый Polar 80 ECO теперь является частью производственного комплекса для выпуска таких специальных изданий.

В московской типографии «РустПресс» установлена резальная машина Polar N 78 Plus. Она стала непосредственным «соучастником» победы нашей страны на мировом чемпионате WorldSkills Kazan 2019, поскольку была инсталлирована на площадке соревнований. Резальная машина Polar N 78 Eco поставлена и запущена в московской типографии OneBook («Сам полиграфист») в отделе резки рекламно­-представительской продукции. Новое оборудование заменило более легкую модель Mohr 80 ECO, и теперь работа на данном участке стала выполняться быстрее, с лучшим качеством прижима и резки.

В компании по производству этикетки «ОКИЛ­Сато» появилась машина Gallus ECS 340, а в одной из крупных типографий Черноземья - Gallus EM 430S.

Курганский Центр печати «Восток», работающий в Курганской, Тюменской, Свердловской и Челябинской областях, в 2020 году приобрёл вторую ЦПМ varioPRINT 6000 TITAN.

Компания «Кениг унд Бауэр РУС» установила две офсетные печатные машины – Rapida 105 PRO в тверской типографии «Люксупак» и Rapida 75 PRO ­6+L - в подольской типографии «ВМС-Принт».

С 2019 года Российское подразделение компании Konica Minolta реализует новую ЦПМ AccurioLabel 230 и продолжает инсталляции её предшественницы – ЦПМ AccurioLabel 190, а также флагманских ЦПМ AccurioPress C6085/C6100. Типографии «Принт Хаус» (Екатеринбург) приобрела и введена в эксплуатацию ЦПМ AccurioLabel 190, которая стала восьмой этикеточной машиной Konica Minolta в России. Она укомплектована системами контроля натяжения полотна, удаления пыли, продольной резки полотна и просмотровым столом. Парк печатного оборудования типографии «Полицвет» (Самара) пополнился новой ЦПМ Konica Minolta AccurioPress C6100 в комплектации, включающей интеллектуальный модуль контроля качества IQ­501, который, помимо прочего, автоматически проверяет и поддерживает в процессе печати цветовоспроизведение, точность приводки, совмещение лицо/оборот и некоторые другие параметры.

Универсальная типография «Kolorit» (Краснодар) установила цифровую печатную машину AccurioPress C6100. Всего на этом производстве работают три офсетные и две цифровые машины, несколько широкоформатных и интерьерных принтеров, а также другая полиграфическая техника.

Ещё одна ЦПМ Konica Minolta AccurioPress 6100 была установлена в компании «Кегли Принт» (Санкт-Петербург). Санкт-Петербургская типография «24 Линия» (Таро) установила AccurioPress C6100 - флагманскую модель Konica Minolta.

Продолжая расширять парк печатного оборудования типография «Высшей школы экономики» недавно ввела в эксплуатацию ЦПМ AccurioPress C6085 того же производителя. Всего в типографии ВШЭ в общей сложности эксплуатируется два десятка цифровых печатных машин, большинство из которых – марки Konica Minolta. Только за последние годы для нужд типографии были приобретены четыре цветные (bizhub PRESS C1085 и AccurioPrint C3070L) и одна ч/б ЦПМ bizhub PRO 958. ЦПМ Accurio PRESS C6085 привлекла типографию производительностью до 85 цветных копий в минуту, совмещением «лицо – оборот» листов в пределах 0,4 мм, стабильностью печати и возможностью работы с баннерным форматом.

Инсталляции ЦПМ AccurioPress C6085 состоялись также в столичной типографии «Вчеранадо» и в Санкт-Петербургской многопрофильной типографии «ПСП-принт». Там она стала пятой ЦПМ Konica Minolta, используемой в производстве.

Кроме того, ЦПМ AccurioPress C3070/С3080 с интеллектуальным модулем IQ­501 были установленыв ижевской типографии mainprint, издательстве Unecon Print СПбГЭУ, а ЦПМ AccurioPrint C3070L - в волгоградской цифровой типографии «Печатные решения», которая стала первой такой машиной в Волгограде.

Компания «НИССА Центрум» в 2019 году подписала партнерское соглашение c израильской компанией Scodix, согласно которому «НИССА Центрум» взяла на себя обязательства по поставке и обслуживанию оборудования Scodix для облагораживания печатной продукции, а также поставки соответствующих оригинальных расходных материалов. В декабре 2019 года в типографии NetPrint начались пусконаладочные работы и обучение персонала работе на первой в России системе Scodix Ultra 202 для облагораживания печатной продукции. С того времени компания «НИССА Центрум» инсталлировала в России семь рулонных ЦПМ HP Indigo и пять листовых ЦПМ того же производителя. Эти ЦПМ пополнили парк оборудования  компаний «Аляска-Полиграфоформление» и «Алайте-СПб» (Санкт-Петербург), филиалы «ОКИЛ-САТО» в Новосибирске и Екатеринбурге, типографии «Армавир Фото» (Армавир).

Кроме того, в 2019-2020 годах компания «НИССА Центрум» осуществила ряд инсталляций листовых моделей ЦПМ среднего сегмента в типографиях «Тверской фабрики печати», «Что делать Консалт», «ИНТЕР» и других.

Компания Ricoh Rus фокусируется на продвижении в России ЦПМ в секторе коммерческой печати. Среди её значимых успехов - поставка в типографию Green Print (Москва) флагманской ЦПМ Ricoh Pro С9200 промышленного уровня. Эта ЦПМ позволяет печатать на широком спектре различных материалов формата SRA3 плотностью от 52 до 470 г/м2 со скоростью до 115 стр./мин. В 2018 и 2017 годах в Green Print были установлены ЦПМ Ricoh Pro 8200S и ЦПМ Ricoh Pro C7100X, а в типографии – «Формула цвета» (Москва) печатная машина Ricoh Pro С9200. Воронежская типография PrintStudio сделало выбор в пользу Ri 1000 в связи открытием направления прямой печати по текстилю.

Абсолютным лидером на российском рынке в сегменте поставок офсетных листовых печатных машин RMGT является компания «Терра Системы». В 2019 году запуск таких машин состоялся в российских типографиях «ПСП­-Принт» (Санкт­-Петербург), «Виннер» (Воронеж), АО «Кострома» и «Пи Квадрат» (Москва). Офсетная печатная машина второго формата – RMGT 790ST­4+CC+SLD – была поставлена компании «Дельфин-Логистик» (Пушкино), а две новых пятикрасочных листовых офсетных печатных машины RMGT 920ST­5 в типографию «Пи Квадрат» (Москва) и полиграфическое предприятие АО «Кострома», входящем в холдинг АО «Российские газеты», весной 2019 года.

Типография издательства «Дани-Алмас» (Якутск) пополнилась ЦПМ Ricoh Pro C9200 вместе с новым планшетным режущим плоттером iEcho BK1713. ЦПМ Ricoh Pro C7200x вместе с новым автоматическим режущим плоттером iEcho РК­0705 были установлены в рекламном агентстве «Очень хорошо» (ООО «Дом рекламы», Симферополь).

Согласно наблюдениям российского представительства компании Xerox, российские цифровые типографии теперь всё более активно осваивают сегменты полиграфической продукции с высокой добавленной стоимостью, выходя за рамки CMYK. Интерес к нестандартным видам отделки и дополнительным цветам повысился во многом потому, что с запуском ЦПМ Xerox Iridesse Production Press использовать такие инструменты стало гораздо проще и дешевле. Эта машина позволяет печатать стандартной триадой CMYK и дополнительными цветами в один проход на номинальной скорости, без сложной перестройки машины и других трудоемких операций.

Чтобы получить эти возможности, с 2019 года в России и СНГ были введены в эксплуатацию более пятнадцати машин Xerox Iridesse Production Press. Одна из них - в 2020 году была установлена в московской типографии «Радуга», позволившей ей выполнять сложные заказы в полтора раза быстрее и сократить издержки. Компания получила возможность самостоятельно печатать малыми тиражами книги и журналы с уникальной декоративной отделкой, которые раньше передавала подрядчикам. Также «Радуга» смогла перенести малые тиражи с офсетного на цифровое направление, что сделало их дешевле для клиентов и выгоднее для типографии.

Типография полного цикла «Радуга» (raduga-print.ru) работает на рынке более 20 лет, предлагая услуги цифровой и офсетной печати. Она печатает книги, журналы, календари. Парк оборудования типографии включает: RYOBI 524 HX, RYOBI 662H и RYOBI 784E (офсетная печать); Xerox Iridesse Production Press (цифровая печать). Компания использует и другие технические новинки известных производителей – цифровое печатное оборудование обновляется ежегодно. Необходимость в покупке новой ЦПМ возникла в связи с увеличением объёмов печати. Кстати, параллельно в типографии был запущен второй монохромный среднетиражный принтер Canon varioPRINT 140.

Московская типография «Технологии рекламы» тоже сделала выбор в пользу Xerox Iridesse Production Press, установив новую ЦПМ в дополнение к Xerox iGen4 XXL, она смогла предложить клиентам больше возможностей нестандартного дизайна.

Машины Xerox Iridesse Production Press устанавливаются не только при модернизации, но и при запуске новых производственных площадок.

В частности, компания «Малахит» приобрела такую машину для своего филиала в Челябинске. Её установили на «Смоленском полиграфическом комбинате» - филиале издательства «Высшая школа», который лидирует на российском рынке книжной полиграфии. Комбинат также запустил линию струйной печати на базе ЦПМ Xerox Impika Evolution, чтобы сократить расходы на малотиражное производство и получить дополнительный источник дохода – обработку небольших заказов от сторонних типографий. Эти задачи удалось успешно выполнить. Раньше предприятию было выгодно печатать на цифровом оборудовании только тиражи менее 300 экземпляров, а после установки Xerox Impika Evolution комбинат стал переводить на это направление тиражи от 1000 до 3000 экземпляров.

По мнению специалистов Xerox, последние два года на российском полиграфическом рынке отмечается растущая популярность нестандартных подходов к производству. Чтобы не отстать от конкурентов, типографии активно использовали специальные эффекты и материалы с необычными свойствами.

За тот же период времени в данном сегменте были пересмотрены традиционные принципы работы, и ныне даже крупные полиграфические комплексы освоили печать газетной и журнальной периодики небольшими тиражами в 1,5-2 тыс. экземпляров средствами офсетной рулонной печати в рамках допустимой эффективности процессов. Кроме того, расширился новый класс газет – появилась «малая региональная газета», заметно выросли объёмы печати многокрасочных еженедельных изданий – бывших чёрно-белых районных и городских газет.

Вместе с тем, печать российских газет и журналов по-прежнему сконцентрирована преимущественно в типографиях, использующих многокрасочное офсетное печатное оборудование. А основным направлением их цифровизации является совершенствование допечатных процессов и обеспечение удаленного доступа для широкого круга заказчиков к производству печатной продукции за счёт использования современных цифровых приемно-выводных устройств «компьютер-печатная форма» (CtP), а также устройств приема данных по каналам интернета (Web-to-Print).

Именно эти технологии и оборудование позволяют полиграфическим предприятиям сохранять позиционирование в системе децентрализованной печати продукции СМИ. Полностью ушли в прошлое системы передачи полос центральных газет по фототелеграфу и доставка самолетами матриц для воспроизводства печатных форм на местах, которые функционировали в отечественной полиграфии в течение многих десятилетий.

Развитие журнального сегмента российской полиграфии в настоящее время определяется следующими факторами.Печать многокрасочных иллюстрированных журналов, рассчитанных на широкий круг потребителей, сконцентрирована в ограниченном количестве типографий Москвы, Московской области, пары-тройки других регионов страны. Эти предприятия специализируются на выпуске тиражной журнальной продукции особого класса качества, располагая офсетными печатными машинами значительной единичной мощности и широкими технологическими возможностями.

Однако заметный сдвиг последних лет в сторону печати более дешевых изданий журнального типа, в том числе каталогов сетевой розницы, вызвал изменения в этом секторе полиграфического производства. Как отмечают в СППИ ГИПП, сегодня розничные сети распространения наводнила периодическая печатная продукция для любителей кроссвордов, рукоделия, кулинарии, домашних животных, садоводства, огородничества и приверженцев здорового образа жизни.Как правило, эти издания выпускаются в многокрасочном исполнении, но на более низкосортных бумагах, небольшого объема с креплением на скрепку и печатаются в самых различных газетных типографиях.

По данным Российской книжной палаты, число реально издаваемых журналов, сборников и бюллетеней в стране сегодня находится на уровне около 8 тыс. наименований, причём большинство из них печатается малыми и средними тиражами. В первую очередь это региональные, отраслевые, ведомственные и нишевые издания (В2В, В2С и др.), а также журналы краеведческого и рекламного характера. Их полиграфической базой до последнего времени являлись многочисленные типографии во всех российских регионах, оснащённые листовыми многокрасочными машинами офсетной печати. Трудно ожидать, что в перспективе могут быть созданы новые журнальные полиграфические комплексы на базе специализированных рулонных печатных агрегатов. Наоборот, тенденция перевода «глянцевых» журнальных изданий с рулонной офсетной печати на листовую в виду падения их тиражности будет усиливаться.При этом нельзя не учитывать быстрое распространение в полиграфическом производстве цифровых печатных технологий для изготовления малотиражной продукции, особенно возрастающее внедрение цифровых струйных рулонных печатных машин.

Нопервенство во внедрении цифровой печатной техники в отечественной полиграфии во времени и в пространстве принадлежит книжному производству. Именно здесь, для изготовления единичных и малотиражных книжных изданий стали применяться электрофотографические (тонерные) ЦПМ промышленного типа. Что касается основного объема тиражей книжной продукции от 5 тыс. экз. и более, то они печатаются в весьма ограниченном количестве полиграфических предприятий, оснащенных производительной офсетной печатной техникой и автоматизированными обрабатывающими линиями.

Среди них хорошо известные, традиционные типографии: АО «Первая Образцовая типография», АО «Издательство «Высшая школа» и их филиалы. Можайский, Тверской, Ярославский и Саратовский полиграфические комбинаты, ЗАО типография «Парето-Принт» (г. Тверь). А также отдельные крупные региональные типографии: ОАО «Идел-Пресс» (г. Казань), ГУП «Республиканский полиграфический комбинат» (г. Уфа), ОАО типография «Альянс «Югполиграфиздат» (г. Волгоград), ЗАО «Подольская фабрика офсетной печати» (Московская обл.) другие.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!