Топ-20 ежемесячных журналов и журналов, выходящих 1 раз в 2 месяца, по аудитории одного номера (AIR, Москва)



 

№/п

Наименование издания

201 9

2020

тыс. чел. % тыс. чел. %
1 За рулем 702.0 6.7 639.1 6.1
2 Вокруг света 777.7 7.4 590.0 5.6
3 National Geographic Россия 567.2 5.4 480.7 4.6
4 РБК (журнал) 476.3 4.5 478.8 4.5
5 Караван историй 586.8 5.6 443.7 4.2
6 Cosmopolitan 525.3 5.0 421.9 4.0
7 Сканворды. Тёщин язык плюс Зятёк 527.4 5.0 375.4 3.6
8 Интерьер + дизайн 305.5 2.9 315.9 3.0
9 Maxim 344.4 3.3 299.3 2.8
10 Идеи вашего дома 252.2 2.4 294.6 2.8
11 Популярная механика 271.6 2.6 265.7 2.5
12 Glamour 303.9 2.9 255.4 2.4
13 Люблю готовить! 316.0 3.0 238.0 2.3
14 Vogue 277.3 2.6 230.3 2.2
15 Коллекция Караван историй 377.2 3.6 223.5 2.1
16 Сборник Судоку 'Гигант' 280.8 2.7 223.1 2.1
17 Дачный сезон 221.0 2.1 210.8 2.0
18 5 колесо 191.1 1.8 194.5 1.8
19 Большой спорт 172.5 1.6 184.6 1.8
20 Домашний очаг 232.1 2.2 183.3 1.7

Источник: Mediascope, NRS, декабрь 2018 – апрель 2019/ декабрь 2019 – апрель 2020

Состояние отечественного журнального рынка в настоящее время, так или иначе, определяется глобальными трендами. Как отмечается в отчёте WARC (консалтинговое агентство в сфере маркетинга и рекламы США), всё дело в том, что «журналы по своей природе способны хорошо таргетировать аудиторию, собирая вокруг себя интересные читательские сообщества. А объединение печатной и цифровой сред журнального бренда удваивает KPI (ключевые показатели эффективности) рекламных кампаний, так как интернет-составляющая (приложение, сайт, соцмедиа) в таком случае даёт более высокий уровень взаимодействия с аудиторией и лучший эмоциональный резонанс, чем отдельно взятые сайты».

Анализ читательских предпочтений населения России позволяет сделать вывод, что интересы аудитории журналов у нас в настоящее время действительно более сфокусированы, выбор изданий стал преимущественно точечным, а основную массу читателей составляет экономически активное население в возрасте 25–45 лет с доходом выше среднего. В данной ситуации выигрывают журналы с узнаваемым брендом, лидирующие в своих тематических нишах, которые, что называется, не зазорно держать на своём журнальном столике.

В общем, журнальный рынок страны ныне не только жив, но и в некотором роде даже развивается, однако содержание, тренды и векторы этого развития быстро меняются. К примеру, журналы общего спроса вплоть до ковидных ограничений 2020 года вынуждены были бороться за бюджеты в сфере развлечений (кино, культура, спорт и пр.) в условиях, когда классифайд и строчная/мелкомодульная реклама мигрировали в digital-среду. Ныне ситуация принципиально не изменилась. Между тем, коммуникация таких журналов с читателем остаётся по сути дела прежней, то есть односторонней, как и у всех прочих классических СМИ. Правда, у печатных журналов имеются определённые преимущества – целевой отбор информации под свою аудиторию, не ограниченной размером экрана, качественно фильтруемый и по большей части эксклюзивный контент, хорошая полиграфия, некоторые другие. Отчасти эти преимущества работают и в электронных журналах, но их в настоящее время недостаточно.

Вне зависимости от формы выпуска, успех любого журнала теперь в решающей степени определяет наличие эксклюзивного контента, которого больше нет ни у кого и который целевым образом ориентирован на своего нишевого потребителя. Журналы стали более индивидуальны, в связи с чем, российские издатели всё чаще отказываются от выпуска журналов общей тематики, концентрируясь на специализированных изданиях в ценовом диапазоне до ₽150 за экземпляр. Более всего такой подход к ведению бизнеса в 2020 году отличал издательские дома «Burda Media Company», «Bauer Media Group», «Пресс-курьер», некоторые другие.

Одной из важнейших внутренних проблем рынка журналов и печатной прессы России в целом ныне является хроническое несоблюдение платежной дисциплины дистрибуторами печати. Тем более, что в 2020 году эту проблему резко усугубили разного рода запретительные меры по борьбе с короновирусом, особенно самоизоляция населения, временное закрытие киосков прессы и практически всех других общественных пространств, где ранее распространялось немалое количество журнальных тиражей – кафе, рестораны, бизнес-центры, фитнес клубы, театры, кинотеатры и т.д. Беря во внимания все прошлые и вновь образовавшиеся трудности журнального рынка страны, задержка платежей от дистрибутора к издателю ставит под удар даже поддержание на плаву старых журнальных брендов с устоявшейся репутацией и широким кругом читателей, не говоря уже о разработке и выводе на рынок новых журналов. Доминирующим трендом теперь стал заметный рост доли продаж журналов в супермаркетах. У ИД «Bauer Media Grоup», например, они уже превысили 30%, а у чистого глянца и того более, но и в этом канале дистрибуции проблем с реализацией не убавляется.

Журнальный бизнес не первый год кряду несёт большие убытки, и финансовые, и статусные. Его стоимость падает. Как пример, издательский дом «Forward Media Group» (FMG) Полины Дерипаски так и не сумел найти покупателя на журнал «Hello!», хотя очень старался, поэтому в августе 2020 года закрыл его печатную версию. К тому же лицензия «FMG» на выпуск «Hello!» в России, как писала газета «Коммерсантъ», истекает 1 января 2021 года, а продлевать её некому - проект стал убыточным. При этом «Hello!» - признанный мировой бренд, основанный в Испании ещё в 1944 году. Сейчас журнал издается в 32 странах на десяти языках, а в России он выходил еженедельно почти 16 лет.

Как отмечает газета «Ведомости», по экономическим причинам в апреле 2020 года закрылся не менее статусный у нас еженедельный журнал «Русский репортер», принадлежащий медиахолдингу «Эксперт». Причина: «события в экономике лишили его учредителей возможности маневра», сообщает издание. «Русский репортер» выпускался с 2007 года.

Самоизоляция, закрытие границ и последовавший далее коллапс авиационных и железнодорожных перевозок полностью смыл с рынка все бортовые журналы, имевшие очень большую и статусную аудиторию, как и хорошие рекламные доходы. Но некоторые авиакомпании в мире поддерживали бумажную прессу в электронном виде. «Turkish Airlines», например, разослала всем членам своей бонусной программы Miles&Smiles полный двухмесячный бесплатный доступ к 7 тыс. газет и журналов для чтения в сервисе pressreader (доступен по переходу из рассылки). Российские издания там тоже были. Интересно, что в Miles&Smiles попадали не только те, кто в период самоизоляции продолжал верстать обычные номера. То есть если номера газеты «Коммерсантъ» там были свежие, однако «Ведомости» и «Известия», которые временно приостановили выпуск печатных номеров, датировались концом марта.

Пандемия и кризис также изменили индустрию регионального глянца. Так, на Урале почти все местные журналы в конце апреля остановили свою работу. Первым о карантинной паузе объявило новое в Екатеринбурге издание «Коммерсант. Стиль. Урал». Выпустив два номера осенью и в феврале, руководство уральского филиала федерального глянца приняло решение не издаваться. Причиной стало отсутствие рекламных контрактов.

По сумме имеющихся негативных причин издатели печатной прессы в настоящее время всячески стараются подогревать интерес читателей к своим изданиям. «Листая деловую прессу нетрудно, например, заметить, что в газете или журнале аналитические обзоры представлены более развернуто, чем от интернет-версиях того же текста. Для сохранения читательского интереса к офлайновым СМИ редакции часто публикуют там эксклюзивные материалы. Поэтому директора и топ-менеджеры многих крупных компаний, которым нужны рыночная аналитика и расширенный экспертный взгляд, подписываются именно на печатные газеты и журналы. Причём портфель заказчиков таких изданий не снижается. То же самое можно сказать и о международной прессе», отмечает генеральный директор краснодарской типографии «Печатный двор Кубани» О.В. Буз. А вот глянец, по её словам, пострадал больше. Однако и в данном случае снижение тиражей было компенсировано ростом качества журналов. Для того чтобы снизить расходы на услуги почты, полиграфисты теперь активно предлагают издателям использовать при печати более тонкую бумагу, которая нисколько не уступает в качестве предыдущим образцам. Кроме того, для удовлетворения эстетических потребностей читателей в производстве сегодня повсеместно используют бумагу с запахом парфюма.

Вопрос, выживет ли глянец, был великолепно раскрыт в одном из шоу на YouTube, где были представлены блогеры, ставшие популярными благодаря социальным сетям, и женщины — издатели глянцевых журналов, продолжает она. Если коротко выводы экспертов на шоу сводятся к тому, что глянцевые журналы не уйдут с рынка, а будут становиться более роскошными, элегантными и дорогими в исполнении. Глянцевые журналы — нишевый продукт, у которого четко определена целевая аудитория, они пользуются определённым спросом сейчас, и останутся популярными впредь. В каком-то смысле эти журналы можно сравнить с винилом: прошло столько лет, и музыкальные носители существенно изменились, но все равно остаются люди, готовые потратиться на покупку эксклюзивной пластинки, чтобы получить удовольствие от качества звука», считает Оксана Буз.

О том же свидетельствуют и Реестр российского Бюро тиражного аудита (АВС), данные которого о сертифицированных тиражах глянцевых журналов ИД «Hearst Shkulev Publishing» в сентябре по договору с издателем и на основании поданных деклараций за 2 квартал 2020 года были обновлены. Из него следует, что во 2-м квартале 2020 года средний отпечатанный тираж журнала «ELLE» составил 113 333 экз. У журнала «ELLE girl» было 112 500 экз., журнала «MAXIM» – 105 000 экз., журнала «Marie Claire» – 90 000 экз., журнала «PSYCHOLOGIES» - 97 500 экз., журнала «Антенна-Телесемь» – 1 198 517 экз.

По данным того же источника, в 4-м квартале 2018 года средний отпечатанный тираж у журнала «ELLE» составлял 130 тыс. экземпляров, у журнала «ELLE girl» – 120 тыс. экземпляров, у журнала «MAXIM» – 131 667 экземпляров, у журнала «Marie Claire» –106 667 экземпляров, у журнала «PSYCHOLOGIES» – 136 167 экземпляров (данные приведены с учётом travel форматов).

Кстати, в апреле 2020 года международное семейство журналов «ELLE» в России пополнилось мужским журналом «MAN ELLE», что показательно. Журнал вышел тиражом более 100 тыс. экземпляров.

Всего в Реестре «АВС» сегодня имеются сертифицированные тиражные данные почти на 700 общенациональных, московских и региональных печатных изданий.

Одним из последствий аниковидных ограничений стало то, что люди вернули себе радость хобби - будь то выпечка или моделирование. В частности, потребление информации, касающейся хобби и увлечений выросло. Все ищут и находят новые (или хорошо забытые старые) способы развлечься, поэтому популярность специализированных узкотематических журналов соответствующей направленности растёт, сообщает канал «Two Sides UK».

Согласно исследованию медиакорпорации «Bauer Media», рост аудитории популярных специализированных журналов в первой половине 2020 года составил 31%, в том числе, на 28% увеличилось число людей, читающих развлекательные издания, а также издания о кино и музыке. На 21% подросло число читателей телегидов, на 14% – женских журналов, посвященных стилю жизни. Исследование международной издательской компании «TI Media» также показало, что для 77% людей хобби и увлечения сегодня стали важнее, чем ранее.

Следуя данному тренду, старейший в России журнал о кинематографе «Искусство кино» в период самоизоляции устроил беспрецедентную акцию — выложил в свободный доступ все шесть номеров за 2019 год. Так редакция решила поддержать тех, кто ходил на кинопоказы и лекции, покупал печатные журналы и книги, а теперь оказался взаперти.

В первых числах августа 2020 года в Доме художника Омска прошла презентация журнала «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока». Журнал интересен тем, что охватывает не только все виды изобразительного искусство, но ещё архитектуру и дизайн, а также использует достаточно доступный язык, – отмечает председатель Омского отделения Союза художников России А.Н. Машанов. На страницах журнала есть чисто искусствоведческие статьи, обзоры творчества ушедших художников, материалы о выходе альбомов, о крупнейших выставках. Издание рассчитано, как на профессионалов, так и на широкий круг читателей. Город Омск присутствует в первых номерах журнала материалами к 95-летию Музея имени М.А. Врубеля и 100-летию омского худпрома.

В сентябре 2020 года журнал «Esquire» отметил 15 лет нахождения на российском рынке. По этому случаю вышел особенный номер с лучшими материалами с момента его основания в 1933 году. В их числе, краткая экскурсия по важнейшим событиям XX века в компании Эрнеста Хемингуэя, Энди Уорхола, Владимира Набокова и других героев и авторов издания, «Правила жизни» за 15 лет, записанные специально для русского Esquire, истории людей, коллекционирующие российский «Esquire» с первого номера, и т.д. Кроме того, это, пожалуй, единственный номер в истории русского «Esquire», превращенный в арт-объект.

Анимационный сериал «ПониМашка», созданный по мотивам одноименного развивающего журнала для детей, был с успехом представлен на XXV открытом российском фестиваля анимационного кино в Суздале второй серией мультфильма «Похищение века». Это детективная история с пропавшими полосками зебры Сметанки была отобрана жюри в категорию «Сериалы» конкурсной программы, в рамках которой соревновалось 12 мультфильмов. Первая серия мультсериала о приключениях любопытной пони по имени Маша, ее друзей и семьи вышла летом 2019 года. Журнал «ПониМашка» – популярный развивающий журнал для детей 3-7 лет. Он выпускается ежемесячно с 2007 года, тираж 33200 экземпляров. Издание распространяется по всей России по подписке и в розницу.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!