Глава 1. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКОВ



Федеральное агентство по печати

И массовым коммуникациям

 

Управление периодической печати,

Книгоиздания и полиграфии

Российская

Периодическая печать

Состояние, тенденции

И перспективы развития

ОТРАСЛЕВОЙ ДОКЛАД

(проект)

 

Москва,

Ноябрь 2020

 

 


 

 


УДК [050 + 070] (470)(042.3)

ББК 76.02

Авторский знак – Р76

 

 

Доклад подготовлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии

Под общей редакцией В.В. Григорьева

 

Авторы доклада выражают искреннюю признательность

За предоставленную информацию и помощь в его подготовке

И рецензировании:

 

· Аналитическому центру Новой сервисной компании (НСК);

· Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР);

· Ассоциации независимых региональных издателей России (АНРИ);

· Всемирной газетной и новостной ассоциации WAN - IFRA ;

· Группе исследовательских компаний Mediascope (T N S Россия);

· Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;

· Содружеству бумажных оптовиков;

· Союзу предприятий печатной индустрии (ГИПП);

· Межрегиональной ассоциации полиграфистов;

· Национальному рекламному альянсу.

· Национальному союзу полиграфистов.

 

 

ISBN 978-5-904427-64-1                          Федеральное агентство по печати

                                                                     и массовым коммуникациям, 2019


СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА


ВВЕДЕНИЕ                                                                                                5

Глава 1. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКОВ

ПЕЧАТНЫХ СМИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ                               8

Глава 2. МЕДИАКОМПАНИИ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ,

АКТИВЫ, ДОХОДЫ, СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ                     27

Глава 3. ГАЗЕТНЫЙ РЫНОК: ДОМИНИРУЮЩИЕ

ТЕНДЕНЦИИ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ                                         40

Глава 4. ЖУРНАЛЬНЫЙ РЫНОК РОССИИ                                     92

Глава 5. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕЧАТНОЙ ПРЕССЫ                106

Глава 6. РЕКЛАМА В ПЕЧАТНОЙ ПРЕССЕ                                  126

Глава 7. РЫНОК ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ УСЛУГ И БУМАГИ   137

Глава 8. ИНТЕРНЕТ, СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И НОВЫЕ МЕДИА 162

Глава 9. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОВАЦИИ, ГОСПОДДЕРКА И

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

ПЕЧАТНЫХ СМИ В РОССИИ                                                           176

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                     194



 


ВВЕДЕНИЕ

 

Не первый год в ежегодных докладах Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечати) «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития» отмечается, что определяющее влияние на российский рынок печатных СМИ оказывает целый ряд неблагоприятных глобальных трендов и факторов. Под их воздействием роль и место печатной прессы в современном мире кардинально изменились – газеты и журналы, похоже, навсегда потеряли своё прежнее лидерство в информационно-рекламном пространстве России и всего человечества. В 2020 году влияние негативных трендов на индустрию печатных СМИ только усилилось. Более того, к старым индустриальным болячкам, с которыми редакции и издатели печатной прессы страны научилась как-то справляться, добавились новые, вызванные пандемией короновируса (COVID-19) и карантинными мерами по её преодолению.

Самоизоляция населения и другие ограничения в передвижении людей крайне негативно отразились на рынке печатной прессы по той простой причине, что доступность газетно-журнальной продукции и уровень её продаж резко упали – во втором квартале 2020 года практически наполовину. Но доверие к слову, профессионально отфильтрованному редакционными командами печатных СМИ, в новых условиях выросло, и это подвинуло издателей печатной периодики к более настойчивому поиску своего места и аудитории в стремительно меняющемся мире и информационно-рекламной среде. Правда, оказавшись под прессом падения покупательной способности населения и собственных доходов, сокращения объёмов реального производства, расширяющегося применения цифровых технологий и средств мобильных коммуникаций, растущей безработицы и цен, вместе с не очень понятными перспективами на будущее, похвастаться значимым позитивным результатом могут очень немногие.

Падение информационного и политического значения печатной прессы остановить не удаётся, продажи газет и журналов населению сокращаются, а реклама из них быстро перетекает в другие медиа. Тем самым, традиционные модели издательского бизнеса, чем дальше, тем больше теряют эффективность. К тому же объективную конкуренцию прессе со стороны средств мобильных коммуникаций в период пандемии и борьбы с COVID-19 существенно обострили давние системные проблемы российского рынка дистрибуции печатных СМИ в розницу и по подписке. Особенно почти полное прекращение работы киосков прессы в стране, число которых и до этого быстро сокращалось. Отчасти по экономическим причинам (из-за очень низкой рентабельности), но главным образом в силу очень труднообъяснимой политики региональных и муниципальных органов власти, взявших курс на почти тотальное сокращение специализированных розничных объектов по распространению газет и журналов без малого во всех субъектах Российской Федерации. «Благовидные» предлоги для этого используются разные. Однако совершенно очевидно, что все они носят субъективный характер и лишь опосредованно связаны с карантинными ограничениями, стремительной цифровизацией жизни людей, экономики и информационно-рекламной сферы.

В итоге, финансовые и интеллектуальные ресурсы, привлекаемые для создания и распространения качественного контента, поиска прорывных редакционных решений, модернизации бизнес-моделей с целью дальнейшего развития индустрии печатных СМИ ужались до критически опасной черты. Более того, издательский бизнес как таковой с точки зрения получения прибылей и политических дивидендов потерял былую привлекательность и для его собственников, и для потенциальных инвесторов, включая государство.

Нельзя сказать, что нынешняя ситуация полностью необратима, так как печатные СМИ России в принципе уже сумели кок-то адаптироваться к информационно-рекламным реалиям текущего момента. Однако для сохранения на медийном рынке страны даже нынешнего хрупкого статус-кво, а тем более придания этому бизнесу устойчивости на перспективу, печатной прессе страны необходимо в кратчайшие сроки завершить строительство новой экономики, базирующейся на творческом объединении возможностей «печати» и «цифры». То есть расширить и омолодить аудиторию, улучшить экономические показатели, повысить уровень информационной и рекламной привлекательности печатных СМИ. Наконец, надо организовать дистрибуцию контента и тиражей печатной прессы так, чтобы можно было работать со своей аудиторией везде, где она в течение суток находится, как в офлайне, так и в онлайне. Материальные и интеллектуальные ресурсы для этого уже задействованы большие, но, видимо, недостаточные, так как решить в нужном объёме первоочередные своего дальнейшего развития современной российской индустрии печатной прессы пока не удаётся. Соответственно, этот рынок в стране не первый год является падающим, хотя темы его падения сокращались несколько последних лет кряду, вплоть до 2020 года.

Как и всякое заметное общественно-экономическое явление, беды 2020 года и их влияние на рынок печатных СМИ страны нельзя рассматривать сугубо в негативном свете. Настоящий ежегодный доклад Роспечати преследует цель дать комплексный анализ состояния и развития российской индустрии печатной прессы и смежных с ней рынков в непростых условиях 2020 года, опираясь на различные доступные данные, в том числе о процессах, происходящих на аналогичных зарубежных рынках в тот же период времени. Содержание и выводы доклада базируются на открытых источниках информации: данных федеральных, региональных и местных органов власти Российской Федерации, различных социологических служб, отечественных и зарубежных СМИ, итогах исследований, экспертиз, опросов, конференций и круглых столов в сфере медиа, рекламы, полиграфии, интернета и массовых коммуникаций.

Приоритетные темы доклада сводятся к освещению общих тенденций и прогнозов развития рынков печатных СМИ в России и за рубежом, преобладающих на них трендах, тенденциях, стратегиях и практиках. Включая состояние и оценку медиактивов в период борьбы с пандемией короновируса, текущих инвестиций, процессов слияния и поглощения компаний, организации газетно-журнального производства. Оценку рынков рекламы, бумаги, интернета, мобильных сервисов, социальных медиа, полиграфии, розничного и подписного распространения печатной периодики, в том числе на цифровых носителях, особенностей законодательного и нормативно-правового регулирования индустрии печатных СМИ в Российской Федерации.

В докладе использованы аналитические материалы, экспертные оценки и выводы о современном состоянии и перспективах развития отечественной индустрии печатной прессы, подготовленные при участии Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи, Общероссийского Народного Фронта, Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России), Минэкономразвития России, Роскомнадзора, ФАС России, Росстата, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), непубличного акционерного общества «Почта России», международных медийных организаций «WAN–IFRA», «Distripress», FIPP, международной компании «PricewaterhouseCoopers» (PwC), международной сети рекламных агентств «ZenithOptimedia», компании по управлению инвестициями в медиа «GroupM», группы исследовательских компаний «Mediascope», Союза предприятий печатной индустрии СППИ ГИПП, Альянса руководителей региональных СМИ России, Альянса независимых региональных издателей (АНРИ), Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), Национального рекламного альянса, Союза журналистов России, Союза журналистов Москвы, Национального союза полиграфистов, Межрегиональной ассоциации полиграфистов, Новой сервисной компании, Бюро тиражного аудита (АВС), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонда общественного мнения (ФОМ), Аналитического центра «Левада-Центр», Союза бумажных оптовиков, публикации газет «Коммерсант», «Ведомости», «Российская газета», «Известия», «РБК» и другие открытые источники.

 

.

Глава 1. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКОВ

ПРЕССЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 

Сложная экономическая и санитарно-эпидемиологическая ситуация, накрывшая Россию в 2020 году, привела к тому, что показатели рынка печатных СМИ страны, особенно в первой его половине, очень резко просели. Главной причиной столь масштабного спада стала пандемия короновируса и меры по её преодолению. Они вызвали форс-мажорное падение деловой активности в большинстве отраслей российской экономики, приостановку деятельности и закрытие многих бизнесов, прежде всего, малых и средних. Обусловили почти трёхмесячное карантинное безделие большинства населения, запертого в своих жилищах и сопряжённое с сокращением его реальных доходов, а то и с полной потерей их источников. Добавили проблем обвал мировых цен на российские энергоносители и очередная ползучая девальвация рубля по отношению к мировым валютам.

В итоге, даже у самых успешных федеральных изданий печатные тиражи и их розничные продажи сократились на 30-60% в зависимости от региона страны. Среднее падение рекламных доходов в печатных газетах и журналах за 1-е полугодии 2020 года составило 44%, в том числе, газетах – 53%, а в журналах – 39%. Объёмы прямой рекламы упали на 55-65%. Ситуация на рынках региональной и местной прессы оказалась ещё хуже.

С введением режима самоизоляции и прочих карантинных мер, киоски и павильоны прессы в большинстве городов и других крупных населённых пунктах страны перестали работать, сообщение внутри регионов, между ними и людьми оказалось нарушено. Поэтому карантинный режим серьезно повлиял на весь процесс производства изданий: от создания контента до печати тиражей, их поступления в продажу и саму реализацию периодики. Пришлось менять устоявшуюся логистику доставки газет и журналов потребителям, подключать новых перевозчиков, организовывать перегрузку тиража на региональных и муниципальных границах. Подстраиваться под новые графики грузополучателей, вызванные введенными карантинными ограничениями, привлекать все возможные инстанции для обеспечения выхода изданий, согласовывать новые расценки по всей стране, каждый раз рассчитывать какое-то новое сочетание объемов, тиражей и красочности. Прежние негативные рыночные факторы для печатных медиа – нарастающее давление цифровых технологий, перетекание аудитории и рекламы в мобильные средства коммуникаций, ряд других – тоже никуда не делись. Выжить и иметь денежные средства на осуществление финансово-хозяйственной деятельности в полном объеме редакциям помогали только меры государственной помощи. Особенно отсрочка платежей по налогам и аренде, а также льготное кредитование (под 2%) на выплату заработной платы.

Согласно данным Центрального Банка России, объём отечественного ВВП в годовом выражении снизился во 2-м квартале 2020 года на 9,5-10%, причём его возвращение на уровень 2019 года, как считает председатель этого банка Э.С Набиуллина, надо ожидать не ранее середины 2022 года. Росстат оценивает аналогичные потери российского ВВП в 8,5%, но без учёта показателей малого и среднего бизнеса. По данным Федеральной таможенной службы, экспорт российской сырой нефти в 1-м полугодия 2020 года обвалился на 35%, природного газа – более чем на 50%, а таможенные поступления в казну сократились на 25%.

К слову, это не худшие показатели в мире, поскольку ВВП США во 2-м квартале 2020 года упал на 32,9%, а ВВП еврозоны – на 14,6%.

Председатель фонда «Сколково» А.В. Дворкович считает, что «самые тяжелые времена для страны только наступают», и это мнение разделяют многие знаковые российские и зарубежные эксперты. По данным Росстата, в 1-м полугодии 2020 года промышленное производство в России сократилось на 3,5%, причём в мае-июне - на 10%. Цены поднялись на 2,6%, безработица выросла до 6,1%, номинальная зарплата по сравнению с декабрём 2019 года упала до ₽49 306, или уменьшилась на ₽12 993. Международное рейтинговое агентство «Fitch» прогнозирует, что ВВП России в 2020 году сократится на 5,8%, а Международный валютный фонд (МВФ) - на 6,6% или на ₽7 трлн.

В Банке международных расчётов (ДМР) исходят из того, что сейчас 92,5% государств мира охвачены рецессией, тогда как в период Великой депрессии 1929-1933 годов таковых было 83,8%. Сокращение мирового ВВП в 2020 году там же оценивают в 4,9%.

По подсчётам объединений отечественных предпринимателей «Опора России», «Деловая Россия» и Торгово-промышленной палаты (ТПП) Российской Федерации, к осени 2020 года в нашей стране закроется около миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства или до 25% от всего этого рынка,  вследствие чего на биржу труда выплеснется порядка 2,5 млн человек. Карантин и введённые из-за него ограничения только в первой половине 2020 года обошлись российскому бизнесу в ₽3,7 трлн, отмечают исследователи, причём с каждым днем эта цифра растет, поскольку уже к началу июля неплатёжеспособными оказались более трети российских бизнес-структур, а около 90% кредитов, по которым образовалась задолженность, относятся к разряду проблемных. Правительство Российской Федерации выделило в помощь малому и среднему бизнесу страны ₽81 млрд, а надо было бы выделить ₽4 трлн, считают в «Опоре России». Таким образом, кризис за небольшим исключением серьёзно поразил почти все сектора отечественной экономики.

Наиболее пострадавшие отрасли, куда отнесено и производство газет, поддерживает государство. Декларируется, что банки выдают таким компаниям беспроцентные кредиты на выплату зарплат сотрудникам, и предоставляют организациям малого и среднего бизнеса возможность оформить кредитные каникулы. К началу июля 2020 года было реструктурировано долгов на сумму в ₽2,3 трлн. Кроме того, в стране отменили более 200 тыс. плановых проверок бизнеса. Что касается потерь отечественных медиа, то в годовом выражении Минцифры России предварительно оценивает их не менее чем в ₽100 млрд.

Проводимая на протяжении длительного времени в Российской Федерации социально-экономическая политика, если можно так определить внедряемые процессы, привела к тому, что для компаний, не имеющих доступа к «административному ресурсу», постоянно растут транзакционные издержки, равно как нет и полноценного базиса для объективного планирования собственной экономической деятельности. Как следствие, многие отрасли, включая печатные СМИ, теряют свою инвестиционную привлекательность, их движение к концу жизненного цикла ускоряется, тем более что во время пандемии издатели газет и журналов серьезно сокращали отпечатанные тиражи. В зависимости от изданий они падали в диапазоне от 30% до 60%. Кроме того, люди в карантин обычно теряли возможность приобретать печатную прессу, так как почти все каналы её сбыта, кроме ближайших к домам жителей продовольственных супермаркетов с пониженным трафиком, остались незадействованными. Объёмы реализации периодической печатной продукции населению и рекламы в ней резко снизились. Другими словами, издатели, чьи основные доходы формируются за счет розничных продаж тиражей и рекламных поступлений, пострадали по всем фронтам. Бортовые журналы, к примеру, на какое-то время вообще потеряли свою актуальность, очень сильно пострадали региональные и местные газеты, почти на нуле за пределами городов-миллионников оказался рекламный рынок. Сейчас наблюдается некоторое оживление, но возврат к «новой нормальной жизни» издатели прессы в большинстве своём ожидают не скоро, причём на гораздо более низком уровне успешности этого бизнеса, чем до пандемии.

В свете вышесказанного примечательно, что Фонд национального благосостояния России за 1-е полугодие 2020 года вырос с ₽7,7 трлн до ₽12,14 трлн (+₽4,5 трлн), а золото-валютные резервы страны - на $50 млрд, достигнув $582,7 млрд. То есть российское правительство пока обходилось текущими бюджетными платежами, хотя Минфин России намеревается сократить расходную часть бюджета 2020 года на 10%.

Отмена большинства антиковидных мер и ограничений общую экономическую и социально-психологическую ситуацию в стране заметно улучшила, однако не на столько, чтобы можно было делать относительно точные прогнозы на будущее. Тем более что риски сохраняются большие: пандемия COVID-19 ослабла, но не преодолена. Международные антироссийские санкции продолжают действовать и даже расширяются. Прогрессирующая девальвация рубля продолжается и неуклонно тянет вверх почти все производственные расходы издателей печатной прессы, которые давно и прочно привязаны к импорту, особенно в части полиграфии.

Размеры влияния пандемии нового коронавируса, нефтяного кризиса и других негативных событий 2020 года на российскую экономику в целом и отрасль печатных СМИ в частности пока трудно точно спрогнозировать. Однако очевидно, что с большой долей вероятности существенно изменится потребительская модель поведения населения, а череда банкротств малого и среднего бизнеса продолжится, набирая обороты. Соответственно, восстановление экономики России займёт значительное время, хотя, возможно и не столь длительное, как прогнозируют многие эксперты.

Результаты совместного исследования компаний «Publicis Groupe Russia»и «Online Market Intelligence» свидетельствуют, что за время пандемии и самоизоляции более 60% российских граждан потеряли 10-15% своих доходов. Процент живущих ниже официального порога бедности вырос, а потребительский спрос восстанавливается медленно, так как цены высоки и растут постоянно, а две трети трудоспособного населения России к тому же откладывает теперь часть сохранившегося заработка про запас, опасаясь второй волны пандемии короновируса. Всё это прямо или косвенно сказывается на структуре потребительских расходов (покупают самое необходимое), деловом климате, инвестиционной активности, здоровье рекламного рынка и пр.

Тем не менее, влияние антиковидных ограничений на российский рынок печатных СМИ нельзя оценивать только негативно. На поверхности, например, лежит мощный толчок, который они дали развитию виртуальных контактов людей, streaming media (потоковых мультимедиа, не требующих дополнительного скачивания), всевозможных онлайн-сервисов, реальному переходу населения на удалённые формы трудовой деятельности, учёбы и досуга, общему расширению внедрения IT-технологий.

Наряду с трудностями и последствиями нынешней пандемии, в странах БРИКС, например, ситуация была сопряжена с рядом позитивных моментов – ростом аудитории СМИ и принятием в этой сфере новых технологических и организационных решений. Такой вывод можно сделать по итогам круглого стола: «Как изменится медийная отрасль после пандемии?», в котором приняли участие медиаменеджеры из Бразилии, России, Индии, КНР и ЮАР. Мероприятие, организованное мультимедийным пресс-центром МИА «Россия сегодня», состоялось 9 июля 2020 года в режиме онлайн-заседания. «Изменения несут пользу человечеству. После пандемии люди будут больше заботиться друг о друге, и мы сможем создать общую почву для публичных обсуждений», – отметил, в частности, главный редактор ведущего бразильского интернет-портала Brasil247 Леонардо Аттуш. «СМИ – часть общества, и пандемия показала нам путь дальнейшего развития. Даже если мы не сможем работать в старых форматах, есть новые пути для преодоления трудностей», – вторит ему основатель и главный редактор индийских порталов «StratNews Global» и «Bharat Shakti» Нитин Гокале. «Медиаиндустрия – одна из самых устойчивых и жизнеспособных отраслей мировой экономии. Мы являемся проводниками информации, и люди всегда будут в нас нуждаться, поэтому COVID-19 не станет концом для СМИ», – считает заместитель руководителя объединенной дирекции иновещания информационного агентства и радио «Sputnik» Татьяна Кухарева.

Из текста открытой лекции «Цифровая журналистика» бывшего заместителя Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.К. Волина следует, что за период пандемии совокупная аудитория традиционных российских СМИ увеличилась на 150 млн пользователей. Речь идет о ведущих федеральных газетах и информационных агентствах: «К примеру, на портал какого-то информагентства раньше приходило 10 млн человек, но в период коронавируса, когда информация стала цениться намного выше, пользователи стали переходить на сайты других информагентств, в «Российскую газету», «РБК», «Известия» и т.д. Случился колоссальный рост потребления средств массовой информации. Традиционные СМИ выиграли конкуренцию по всем фронтам, а блогеры, наоборот, «просели», что связано со значимостью верификации - проверки достоверности информации в период, когда на кону благополучие и здоровье близких», утверждает лектор.

Но требования к журналистам и журналистике быстро меняются. В докладе компании «Linkedin» о самых востребованных компетенциях-2020 в издательском бизнесе отмечается: «Классические журналисты, умеющие лишь складывать слова в предложения, и, по возможности, не затягивать сдачу текстов, сегодня востребованы всё меньше и меньше. Специалист в области медиа и коммуникаций, кроме письменной и речевой грамотности, должен понимать, как устроены эти медиа и коммуникации, а также что с ними может произойти в будущем. Одной медиа и цифровой грамотности уже недостаточно. Актуальна грамотность в области инфраструктуры данных, искусственного интеллекта а, более узко, новых стандартов передачи данных (сейчас это 5g).

Меняющиеся формы и способы передачи информации требует постоянного расширения знаний и компетенций. Теперь выигрывают те, кто не просто разбирается в предпочтениях аудитории, но и в том, что влияет на принятие решений и внимание к информации. Всё более востребованы базовые, в крайнем случае, научно-популярные знания о нейробиологии, так как когнитивные науки развиваются семимильными темпами в сторону понимания любой реакции человека на любое сообщение».

Современные журналисты научились справляться с открытыми базами данных, их обработкой, графическим представлением и написанием историй с опорой на обнаруженные связи. Очевидно, однако, что впредь таких данных станет больше, вместе с инструментами для их обработки и визуализацией. По мнению индустриальных экспертов, коммуникатор контент-маркетинга на фронте журналистики вряд ли в будущем сможет добиться успеха без обладания этими данными и умениями грамотно выстраивать коммуникацию с аудиторией на их основе, так как новое поколение людей, получает ныне информацию преимущественно через социальные сети, мобильные приложения, пуш-уведомления и умные колонки. При этом информация и дальше будет, прежде всего, уходить туда, где человек проводит больше всего своего времени. Следовательно, даже при высоком уровне цифрового детокса и медиаосознанности нового поколения развитие цифровых платформ продолжится, а медиарынок и далее будет насыщаться новыми экосистемами и продуктами внутри них.

Причём в первую очередь выиграют коммуникаторы, которые быстрее прочих осознают ключевые преимущества новых платформ и предложит уникальные продукты для их наполнения. К примеру, ещё недавно мало кто мог предположить, что личная электронная почта пользователя превратится фактически в основной канал продвижения новостного контента. Дайджест новостей из области медицины в приложении заказа доставки еды, другие суперплатформы и суперсервисы, избавляющие человека от многочасовой активности в сети, воспринимаются теперь вполне естественно и генерируют потребность медиарынка в массе гибких продуктологов-коммуникаторов, умеющих сбалансировать объём предложения, аргументации и убеждения. То есть грамотно управлять вниманием аудитории и процессом получения обратной связи от неё.

 

Топ-15 ИД России в 2019–2020 годах по показателю AIR ,*

тыс. человек, % населения

Издательский дом

2018 год

201 9 год

тыс. чел. % Кол. изд. тыс. чел. % Кол. изд.
Bauer Media Group 10390.5 17.0 17 8745.5 14.3 16
Burda 10275.7 16.8 24 7213.2 11.8 10
Hearst Shkulev Publishing 8577.7 14.0 9 6747.4 11.0 7
Толока 5166.2 8.4 20 4759.2 7.8 24
Independent Media 4849.3 7.9 6 4083.8 6.7 6
Комсомольская правда** 4959.8 8.1 2 4074.9 6.7 2
Аргументы и факты 4557.6 7.4 1 3996.2 6.5 1
Пресс-Курьер 3517.5 5.7 5 3850.2 6.3 6
За рулем 4065.5 6.6 1 3639.1 5.9 1
7 Дней 4518.5 7.4 3 3489.3 5.7 3
Вокруг света 2757.5 4.5 1 2654.5 4.3 1
Ясно Паблишинг 3131.2 5.1 3 2193.3 3.6 2
Московский Комсомолец 2349.1 3.8 3 1937.2 3.2 3
Conde nast 2224.1 3.6 4 1789.8 2.9 4
РБК Медиа 1387.5 2.3 2 1612.2 2.6 2

*AIR – совокупная усредненная аудитория всех изданий ИД в городах с населением 100 тыс. человек и более от 16 лет и старше (100 000+, 16+).

**Ежедневная газета «Комсомольская правда» в этом исследовании не участвует.

Источник: Mediascope, NRS, декабрь 2018 – апрель 2019/ декабрь 2019 – апрель 2020

Вместе с тем, стратегия и практика развития бизнеса печатных СМИ в России, сложившаяся ранее под воздействием нарастающей цифровизации жизни, в условиях пандемии короновируса и борьбы с ней принципиальной трансформации не претерпела. Стремясь повысить рыночную эффективность своих изданий за счёт модернизации их деятельности, издатели в целом остались верны курсу на мультимедийное развитие газетно-журнального бизнеса. Они по-прежнему акцентируют внимание на улучшении контента печатных СМИ, разнообразят и совершенствуют их электронные продукты, добиваются максимальной доступности контента газет и журналов для потребителей на всех возможных носителях, в любом месте и в любое время суток. Параллельно особое внимание уделяется формированию прочной мультимедийной базы издательских доходов, хотя изменения компаниями «Яндекс» и «Google» методики оценки эффективности работы сайтов печатных СМИ, ориентированной на скорость их приёма на мобильных устройствах, тоже очень серьёзно осложнило эту работу.

Разумеется, в 2020 году всё делалось с поправкой на антиковидные меры, вызвавших применение удалённых форм организации редакционного труда и потребовавших внедрения более гибких форм распространения печатной прессы, вне зависимости от носителя. О становлении и внедрении указанных издательских бизнес-стратегий и практик ранее достаточно подробно говорилось во всех ежегодных докладов Роспечати «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития» последних лет. Там же был сделан вывод, что совокупная аудитория тех газет и журналов, которые занимаются данной работой постоянно и всерьёз, если и сокращается, то некритично. А их доходы от печатной и электронной рекламы, электронной и почтовой подписки, розничных продаж тиражей по большому счёту стабилизировались на относительно приемлемом уровне, хотя он заметно более низок, чем в начале XXI века.

Ситуация на российском рынке печатных СМИ, сложившаяся в 2020 году, с некоторыми коррективами в целом укладывается в эту схему. Во всяком случае, обвальное падение рынка печатной прессы, имевшее место в апреле-июне, к началу второй половины года остановилось и даже сменилось определённым обнадёживающим восстановлением. Но очень тревожит то обстоятельство, что более всего самоизоляция усугубила нежелание российского населения приобретать на постоянной основе печатную прессу физически, то есть в розницу и по подписке. При этом итоги июньского 2020 года опроса Фонда общественного мнения свидетельствуют, что смотреть новости по телевидению, слушать их по радио и читать в газетах пока предпочитают 50% респондентов. 41% опрошенных узнают новости из интернета. Ещё 8% затруднились дать ответ. Однако в возрастной группе 18-30 лет новости из традиционных СМИ (ТВ, радио, пресса) узнают только 20%, а 76% - из интернета. В группе от 31 до 45 лет эти показатели соответственно составляют 35% и 56%, в группе 46-60 лет – 55% и 33%, а в группе старше 60 лет - 83% и 10%.

Когда краткие сообщения о короновирусе из разделов «Новости медицины» шагнули на первые полосы всех СМИ, а потом вообще заняли собой все выпуски новостей, некоторые могли подумать, что для СМИ как индустрии наступили золотые времена. Количество просмотров рвануло вверх, страна не вылезала из всех своих гаджетов, одновременно смотря телевизор, читая в лаптопе и обмениваясь информаций в социальных сетях. Последние сомнения в том, кто же выиграет от локдауна, улетучились, когда нормальная жизнь остановилась из-за карантина, а граждане не могли выйти из дома. Но все не так просто, как кажется.

Бум в пандемию, прежде всего, коснулся качественных интернет-изданий, медийных каналов, data-сервисов, диджитал-платформ с контентом, каналов онлайн-обучения. Ускоренный переход в цифровой формат, растущее значение подписки, роль платформ и использование алгоритмов – все эти тенденции во время пандемии только усилились. Во многих частях мира внимание аудитории к новостям поднялось до исторического максимума.

По статистике «Hootsuite», (инструмент для работы с социальными сетями), житель России сегодня проводит в режиме онлайн в среднем 7 часов 17 минут ежедневно, стремится сконцентрировать все источники информации в одном месте: не «отходя от кассы» общаться с друзьями, следить за историями блогеров и читать журналистские материалы, перелистывая ленту смартфона. Во время самоизоляции российские пользователи тратили значительно больше времени и на видеосервисы. За январь - март 2020 года в русскоязычной версии YouTube время просмотра роликов выросло на 40%, их количество — на 30%, а число зрителей на четверть.

Новым феноменом размещения рекламы в интернете стало усиление трендов по использованию нескольких экранов сразу. Особенно активно люди искали информацию на тему COVID, очень многие были сильно встревожены. Интересна ситуация и с рекламными доходами: просмотры выросли, аудитория выросла, но многие рекламодатели отказывались от соседства с темой коронавируса. В целом же во время эпидемии СМИ начали сокращать количество негативной информации, замещая её позитивной. С таким подходом согласны психологи, которые указывают на рост агрессии во время карантина, но с другой стороны, от такой трактовки событий страдает объективность. Из-за давления рынка редакции тоже вынуждены были смещать акценты.

Одновременно огромная и преуспевающая ранее индустрия печатной прессы продолжает вымирать, главным образом потому, что производит очень ресурсозатратный и в некотором роде уже неэффективный товар, которому трудно конкурировать с более дешёвыми цифровыми форматами массовых коммуникаций и СМИ по большинству параметров. Потребление печатной прессы, её доходы, объёмы продаваемых тиражей и общественно-политическое влияние, которое она оказывает на население, неуклонно снижаются не первый год кряду. Если сравнить, например, сегодняшние аудиторные данные Топ-15 издательских домов России с их же аналогичными данными десятилетней давности, то картина для индустрии печатных СМИ получится, мягко говоря, не радужная. В частности, совокупная аудитория 3-х лидеров этого рынка (ИД «Bauer Media Group», «Burda» и «Hearst Shkulev Publishing») в декабре 2019-апреле 2020 годов составила 22 706,1 тыс. человек против 51 531,5 тыс. человек в 2010 году (данные компании «Mediascope», ранее «TNS Россия»). По тем же данным, общая аудитория изданий Топ-15 крупнейших ИД России в декабре 2019-апреле 2020 годов равнялась 56 026,6 тыс. человек, а в 2010 году - 129 538,3 тыс. человек.

Но век газет и журналов, включая такие массовые как «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Известия», «Коммерсантъ», «Новая газета», «За рулём», «Вокруг света», «Cosmopolitan» и целый ряд других, что в настоящее время, что в обозримом будущем явно нельзя считать законченным. Хотя трансформация и сегментация рынка печатных СМИ страны, качественная и количественная, безусловно, продолжится. Более того, создание газеты, журнала, книги, медиатекста в печатном формате как результат непосредственного общения участников данного процесса, во многих случаях становится ныне даже более ценным явлением на фоне роста тотальной цифровизации, опосредованных коммуникаций и обесценивания цифровых экземпляров.

Тренд на осознанное потребление медиа, фильтрацию контента и уменьшение информационного шума в текущем году уже был представлен аналитической компанией «MediaToolbox» в статье «Тренды медиа-2020», опубликованной в журнале «Журналист» №1 за 2020 год. Согласно нему, на помощь бумаге теперь приходит движение за «медленную жизнь», опирающееся на философию slow life. Данная философия зародилось как движение против фастфуда, но вскоре стала контртрендом постоянному ускорению темпа жизни и гонке за эффективностью. Участникам движения предлагается «замедлиться, чтобы ускориться» (https://lifehacker.ru/slow-life/) и через это жить более осознанно и качественно. Кстати, яркой иллюстрацией и ролевой моделью для печатной индустрии мира здесь является, казалось бы, сошедшая на «нет» в эпоху торжества стриминговых музыкальных сервисов, индустрия виниловых проигрывателей и пластинок, реальный бум интереса к которым наблюдается с 2017 года.

Первые медиа, соответствующие концепции slow journalism – то есть выступающие против необдуманности и поспешности массовой прессы - появились в США, Италии, Нидерландах и Дании между 2000 и 2013 годами. Самым заметным среди них стал британский журнал «Delayed Gratification», освещающий события трёхмесячной давности, оставшиеся уникальными для читателя. Мотивация такая: рассказывать о случившемся надо через призму возможности взглянуть на людей и явления отстранённо, чтобы говорить о них обдуманно. Благодаря работе профессора Университета штата Орегон Питера Лауфера, в 2011 году за этими медиа прочно закрепляются понятия «slow media» и «slow news». В 2018 году о них заговорили снова как о главной мировой тенденции развития журналистики. Диалог спровоцировало появление нового медленного медиа «Tortoise».

В марте 2019 года в газете «The New York Times» появилась колонка Нелли Боулз о нищете цифрового потребления и блеске аналогового или непосредственного контакта. В ней автор акцентирует внимание на том, что цифровое общение перестает быть престижным и больше сигнализирует о бедности. Поэтому люксом и роскошью становится человеческий контакт.

Конечно, бумага как носитель может стать проводником редакционных ценностей, но не наоборот. Нет смысла держаться за данный формат, если редакция или издатель, к примеру, не в состоянии внятно сформулировать, чем бумага предпочтительнее сайта и любой социальной сети. Благодаря QR-кодам «печатка» уже служит неким мостиком, связывающим материальный офлайн и цифровой онлайн. Кроме того, каждый экземпляр печатной продукции может стать уникальным событием или ценным артефактом, напоминающим о случившемся. Во всяком случае, семейный фотоальбом, собранный вручную и стоящий на видном для всех месте, в практическом смысле гораздо ценнее террабайтов неразобранных фото на жестком диске компьютера, коллекционное издание книги с автографом автора – ценнее скачанного по акции книжного файла и т.д. При этом газета остается важным элементом сплочения малых групп. Школьные, университетские и прочие корпоративные газеты имеют ценность не столько в передаче информации, сколько в передаче сигнала «сделано нашими руками», «сделано для своих», «сделано с любовью». Ценность газеты как продукта коллаборации в данной ситуации выше её информационной ценности. Понятно, корпоративная или учебная газета может быть пустой формальностью, бессмысленным ритуалом для начальника или учителя – но это тоже не проблема бумаги.

Впрочем, обратное заблуждение, что газеты в нынешнем виде не умрут никогда, а принт как-то сам по себе вернётся к былому величию, ещё более разрушительно. Здесь важно понимать, что дело не в самом носителе и даже не в поколении газетных потребителей. Во все времена есть технологии, и есть люди, которые решают свои задачи с их помощью. В категориях рынка – удовлетворяют потребности. Потребность людей в получении оперативной, полной и интерактивной информации газеты сегодня удовлетворяют далеко не в полной мере. Бесперспективно ожидать, что когда-нибудь в перспективе будет иначе, если только какой-нибудь мировой катаклизм не отбросит человечество в доцифровую эру. Зато та же газета или журнал отлично справятся с организацией людей вокруг общих интересов, идей и ценностей. Для них как сама работа, так и результат будут фиксацией и подтверждением собственной ценности. Чтобы любой носитель или медиаформат оказались востребованными, необходимо сочетание, как минимум, двух факторов – доступности технологий и потребностей аудитории. Смартфоны с тач-дисплеями появились задолго до айфонов, но именно с их появлением все факторы удачно сложились, и технология стала массовой.

Если посмотреть, как к затяжному периоду пандемии короновируса адаптировались российские и зарубежные медиа, и какие уроки они для себя из этого извлекли, то вкратце вырисовывается следующая картина: внутри всех медиа господствовал онлайн, параллельно разорялись рекламодатели, но для некоторых печатных СМИ, особенно зарубежных, неожиданно наступил праздник.

Что имеется в виду? Когда пандемия пришла в Россию и другие страны мира, то сотрудники редакций СМИ в период самоизоляции и карантина вынужденно разошлись по домам, но не все из них изначально оказались готовы к переходу на удалённый режим работы. Сравнительно быстро редакции освоили этот процесс и в случае повторения пандемии без особых проблем смогут справиться с ситуацией, хотя преимущества офисной жизни многими недооцениваются. К примеру, из офиса почти всегда можно быстрее добраться до места действия или происшествия, чтобы получить информацию из первых рук, а не по телефону или в пересказе других.

Во время самоизоляции в помещении редакции находились редактор, его заместитель, корректор и верстальщик, утверждает главный редактор газеты «Нижегородские Новости» Андрей Клещев. Все остальные работали удалённо. Поскольку в редакции была внедрена издательская система AxloSoft, то проблем с коммуникациями не возникало.

По словам Дианы Горбань, главного редактора газеты «Голос правды» (ст. Полтавская, Красноармейский район, Краснодарский край), в карантин большая часть сотрудников, не имеющих непосредственного отношения к выпуску газеты, ушли в трудовые отпуска. В помещении редакции остались главный редактор, верстальщик и неполную трудовую неделю корректор. Журналисты работали в сокращённом составе – кто не был в отпусках, трудилась удаленно. Все планёрки проходили в WhatsApp, а подготовленные материалы отправлялись по электронной почте. При этом опыт удалённой работы показал, что она может быть эффективной непродолжительное время и не для всех.

Ещё категоричнее высказывается Ю.П. Пургин, генеральный директор ИД «Алтапресс» (г. Барнаул). Он отмечает, что «во время самоизоляции работа издательского дома была организована так, чтобы в редакции находилось минимальное количество людей (журналистов, редакторов и рекламистов), без которых наше теперь уже практически непрерывное производство невозможно. Удалённый доступ к админке обеспечивал всем остальным возможность работать в автономном режиме, поскольку необходимые навыки у них были. Проблема, однако, заключается в длительности такого состояния. Не знаю как остальные, но мы от этого точно проиграли. Трафик снизился, качество материалов и их жанровое разнообразие упали. Доминировали сводки с ковидных полей, от которых достаточно быстро устали и журналисты, и читатели. Многие нашли для себя плюсы в новом формате работы – говорят даже, так удобнее. Я же остаюсь принципиальным противником такой работы. Возможно, она хороша при выпуске дискретного продукта – газеты, журнала, конкретной передачи. Есть время для заочного обсуждения и выбора оптимального решения. Но когда вы находитесь в непрерывном новостном потоке, нужны скорость и коллективный разум. Когда над одним материалом помимо автора должны поработать выпускающий и технический редактор, специалисты по SEO и SMM, роль, качество и слаженность команды выходит на первый план. Не случайно же из начальственных кабинетов все оперативные решения давно переместились во фронт-деск. Только здесь отслеживая параметры новостного потока, находясь в непрерывном общении, коллективно можно принимать адекватные решения. Аналогично и с рекламой. Поэтому, на мой взгляд, убеждённого ретрограда, удалёнка ничего хорошего нам с вами не принесёт. Потери от неё невосполнимы и сокрушительны».

Главный редактор газеты «Московский комсомолец» и владелец одноимённого издательского дома П.Н. Гусев оценивает ситуацию по-другому: «Если говорить о финансовой стороне, печати тиража, доставке, распространении – то потери от пандемии были ощутимы, хотя и не смертельные для нас. А вот если говорить о творческой стороне дела, то работа на удалёнке пошла даже на пользу. Ребята, оказавшись вне стен редакции, вдруг стали писать лучше, интереснее, нашлось немало тем, раньше «проплывавших» мимо журналистского внимания. Не знаю, с чем это связано, – может быть, в редакции можно было как-то расслабиться, сходить попить чайку-кофейку, пообщаться с друзьями-коллегами, а дома, на самоизоляции, оставалось только работать. Так что в творческом отношении мы выиграли». Это мнения квалифицированных практиков и, думается, они должны быть услышаны.

Вместе с тем, снижение доходов и переход на удаленную работу заставляют издателей прессы отказываться от больших офисов, отмечает газета «Коммерсантъ». Так, ИД «Комсомольская правда» переедет в офис, который в два раза меньше по площади, чем настоящий, а большая часть его сотрудников продолжит работать из дома. На постоянную удаленную работу с сентября 2020 года перешёл медиахолдинг «РБК», занимающий офис на Профсоюзной улице. По словам его генерального директора Н.П. Молибога, удаленно будут работать 80% из 1,3 тыс. сотрудников группы. «С октября планируем отказаться от 33% площадей и трансформируем рабочие пространства. Будет система незакрепленных рабочих мест, кабинеты станут переговорными или зонами коворкинга. Это не экономия, а новая действительность», отмечает топ-менеджер.

В связи с текущей эпидемиологической ситуацией в самом ИД «Коммерсантъ» сотрудники тоже преимущественно работают удаленно, уточняет глава компании В.Б. Желонкин. В перспективе, часть из них могут получить возможность выбора — работать удаленно или в офисе. Прямой задачи сокращения площадей также не стоит, скорее речь идет о создании пространств, легко трансформируемых под меняющуюся ситуацию.

Сходной позиции придерживаются в холдинге «Bauer Media Group», гдевозможность перейти на удаленку тоже есть. Однако «после снятия ограничительных мер мы, наоборот, вернули часть сотрудников в офис. В целом не хочется делать резких шагов, нужно сравнить результаты работы в разных форматах, отталкиваться от показателей эффективности, а не от соображений экономии на аренде», заявляет его гендиректор А.А. Иванов.

На фоне пандемии компании во многих отраслях экономики решили оставить часть сотрудников на удаленной работе, чтобы оптимизировать расходы, что уже привело к значительному росту субаренды - выйти из договора с владельцами бизнес-центров без штрафов сложно, арендаторы пересдают площади. В агентстве недвижимости «Colliers International» также отмечают растущий спрос на коворкинги, которые позволяют арендовать площади на более гибких условиях и на короткие сроки.

Печатная пресса России в период обострения пандемии пострадала очень сильно – возникли проблемы, связанные с типографиями, закрытием киосков и почтовых отделений, сокращением штата сотрудников редакций, ограничением передвижения населения, логистическими сбоями в организации распространения периодики почти на всех уровнях и т.д. Между тем, у отдельных зарубежных изданий дела шли намного лучше, особенно в сегменте журнального глянца. В связи с этим медийная интернет-компания «BuzzFeed News» заявляла, что в период ковидного кризиса продажи изданий корпорации «Condé Nast» выросли, а подписка на её журналы «New Yorker», «Vanity Fair» и «AD» (Архитектура/Дизайн) так и вовсе достигла рекордных уровней.

По мнению главного операционного директора и президента международного отдела «Condé Nast» Вольфганга Блау, причина в том, что «люди просто не могли проводить свой досуг как прежде, и старались заменить потери чтением высококачественных журналов». Подписки на печатные журналы «Condé Nast» выросли в Китае, Германии, Индии, Испании, России. В США число новых подписчиков на эти журналы в марте-апреле 2020 года примерно вдвое превысило аналогичные показатели 2019 года. В Великобритании количество новых заказов на подписку с середины марта 2020 года выросло на 420%. Продажи журналов об образе жизни германского медиахолдинга «Bauer Media» в Британии в это же время тоже увеличились, а подписка на печатную версию телегида «Total TV Guide» превысили аналогичный период 2019 года в десять раз.

Кроме того, западная печатная пресса в период пандемии нашла новую возможность для привлечения рекламодателей. Британский газетный холдинг «Reach», издающий более 240 региональных газет, теперь помещает рекламу рядом с новостями о коронавирусе, что действительно можно считать инновацией, так как ранее рекламодатели, не желая ассоциировать свои бренды с пандемией, в автоматических продажах рекламы в интернете блокировали показы, если на странице находились ключевые слова по теме COVID. Но в печатной прессе данное правило не сработало. Исследования свидетельствуют, что «время прочтения статей о коронавирусе в среднем на 25% выше, под ними в 2,5 раза больше комментариев, а их содержанием делятся примерно в 4 раза чаще, чем текстами, которые к пандемии не относятся».

А как обстояли дела в России? Если коротко, все издатели и редакции печатных СМИ выкручивались, кто как мог. Одним из способов стала организация доставки газет и журналов на дом. Главный редактор ежедневной газеты «Речь» из города Череповца Вологодской области Елена Бегляк, например, отмечает, что «когда редакцию издания закрыли на карантин, что в истории газеты произошло впервые за 100 лет, то первоначально все были в шоке, но быстро оправились и перешли на оперативную работу в интернете. Вместе с тем, преобладающим способом распространения газеты «Речь» являются подписные и розничные продажи через сеть собственных киосков, тоже закрытых, а среди подписчиков издания преобладают пожилые люди, не имеющие права выходить из дома, в массе своей не знакомых с интернетом, и имеющих в телевизоре только 20 федеральных каналов. Тогда решили каждый день дежурить в редакции до снятия режима самоизоляции, откуда по телефону рассказывать своим читателям о том, что происходит в городе. К счастью, этот план не потребовался, так как через неделю редакция возобновила работу, но из 26 киосков открылось всего половина, что на 300-тысячный город было явно недостаточно. В итоге поступили следующим образом:

1. Договорились с волонтерами, которые покупали для пожилых людей еду и лекарства, что они прихватят для подписчиков ещё и газету из ближайшего открытого киоска.

2. Примерно 10% подписчиков газету до почтового ящика привозили сами журналисты.

3. Тем же, кому невозможно было возить газету ежедневно, содержание свежего номера пересказывали по телефону из редакции.

В результате редакцияподружилась с подписчиками, читающими газету «Речь» многие годы, получила много благодарностей в виде звонков и писем, ощутила, что ещё немало людей любят «бумагу», а работе газетных журналистов по-прежнему имеет много смысла!»

Редакция газеты «Менделеевские новости» (Менделеевск, Республика Татарстан) в период пандемии реализовывала проект «Добрые дела». Издание организовало доставку газеты пенсионерам и помогало им решать многие другие житейские вопросы. Для этого совместно с администрацией города был запущен проект «Диалог с жителями», реализуя который в социальной сети «ВКонтакте» удалось собрать все вопросы населения, возникающие в период пандемии коронавируса. На них оперативно отвечали мэр города, руководители служб и ведомств мэрии.

Всероссийская газета для детей и подростков «Пионерская правда» (Москва), после введением режима самоизоляции в марте 2020 года, объявила акцию «Нескучный карантин». Редакция газеты публиковала на сайте pionerka.ru творческие задания для школьников, приглашала читателей их выполнять в форме сочинений, рисунков, фотографий, видеосюжетов. В рамках акции на сайте издания были объявлены «День чистоты», «День настольных игр», «День книги», «День иллюстратора», «День юмора», «День комнатных растений», «День домашнего театра», «День семейной фотографии» и другие. Редакция регулярно получает выполненные ребятами из разных городов России задания и публикует их на страницах газеты, сайте и в социальных сетях.

По словам Юлии Измайловой, главного редактора пензенской газеты «Молодой ленинец», сразу после введения в регионе режима повышенной готовности, редакция издания отменила все прямые линии с чиновниками, общественниками и просто интересными жителями Пензы, обычно проходившие в ней. Но чтобы оставаться на связи с читателями издания, и живо реагировать на их запросы, газета организовала прямые линии с анонсом «Главный редактор «МЛ» всегда на связи!». Для этого потребовались: отдельная сим-карта на телефон; электронный журнал учета поступивших звонков, контактов и самих вопросов, публикация анонсов прямой линии в каждом выпуске газеты с указанием даты и времени, когда можно обратиться с вопросами.

В неделю на поведение прямой линии уходило 4-5 часов. Если вопросы касались непосредственно работы редакции, точек продаж газеты, доставки газет на дом, подписки на дому, информации о полезных телефонах, то дозвонившийся сразу получал на них ответ. Если для ответа требовалась консультация специалиста (например, по пенсиям, ЖКХ, оказанию медицинской помощи и пр.), то запрос отправлялся в профильное ведомство, и жёстко отслеживалось получение ответа на него в кратчайший срок. Если в редакцию поступало несколько звонков по одной проблеме, то готовилась публикация по ней в газете. Еженедельно поступало порядка 100 звонков, которые помогали узнать, что особенно интересует читателей на самоизоляции. В основном вопросы задавали представители старшего поколения, входящие в особую группу риска. Спрашивали, как на самоизоляции оплатить услуги ЖКХ, оформить субсидии и льготы, получить медпомощь и пр. Поскольку социальные учреждения были закрыты, а сами пенсионеры не выходили из дома, то именно газета подсказывала, как это можно сделать. «Молодой ленинец» также реализовывала три социально значимых проектов — «Шпаргалки по коммуналке», «Будь здоров!» и «Пенсионная книжка», а прямые линии позволяли наполнять их актуальными публикациями и поддерживать обратную связь с аудиторией. А она в свою очередь благодарила еженедельник покупкой свежего номера или подпиской, так как «до собеса и поликлиники сейчас не дозвонишься, зато редактор «МЛ» всегда на связи!».

В период пандемии (апрель-июнь) выпуск газет ИД «Вечерняя Москва» не приостанавливался, но среднемесячный бесплатный тираж вечернего выпуска газеты «Москва Вечерняя», распространяемый в метро, был снижен на 30-63% (в абсолютных цифрах на 4,7 млн экз. за весь период), что обусловлено уменьшением пассажиропотока. В октябре 2020 года это издание опять перешло на 4-х разовый еженедельный выпуск.

Среднемесячный тираж еженедельника «Вечерняя Москва», который распространяется по подписке и в розницу (не бесплатного), составил минус 50-60% (в абсолютных цифрах 68 тыс. экз. за всё это время). По утреннему выпуску ежедневной газеты «Вечерняя Москва» снижение среднемесячных подписных и розничных тиражей (не бесплатных) достигало 50-100% (в абсолютных цифрах – 319 тыс. экз. за весь период). К августу 2020 года тиражи были восстановлены и вплоть до октября издания выходили в плановом режиме.

Динамика реализации от рекламы в значительной степени соответствует тем прогнозам, которые были сделаны АКАР (падение доходов от рекламы от 30-70%). В самом конце марта и далее до конца мая наблюдалось стремительное падение рекламных инвестиций, но уже в июне-июле наметился некоторый рост, который подкрепляет уверенность в стабилизации и последующем восстановление доходов от рекламы, за счет возвращения постоянных и привлечения новых рекламодателей.

 

 

Рост аудиторных показателей медиапортала VM.ru с февраля по июнь 2020 года в основном произошел за счет активного интереса аудитории к информационной повестке, связанной с темой пандемии коронавируса и карантинных мер. Также наблюдался рост интереса читательской аудитории к спецпроектам на портале, посвящённым, в том числе, данной теме. Теперь интерес аудитории к информации вернулся к доковидным показателям.

Критической назвала сложившуюся ситуацию главный редактор газеты «Знамя шахтера» Любовь Наумова (Новошахтинск Ростовской области). По её словам, «Денег у людей на излишества нет, а печатная газета - это сегодня излишество... С апреля реклама рухнула на 75%, подписка - на 30%, розница - на 40%. На 50% выросла посещаемость сайта, но денег в бюджете редакции газеты «Знамя шахтера» больше не стало, потому что рекламодателей нет». В управлении информационной политики Ростовской области добавили, что власти региона включили газеты и журналы в перечень товаров первой необходимости, 151 муниципальная газета и две областные получают субсидии из областного бюджета на подготовку, выпуск и распространение.

Председатель Союза журналистов Республики Татарстан Ильшат Аминов считает, что особая поддержка нужна тем СМИ, которые работают как малые и средние предприятия, потому что они живут только на доходы от рекламы. Председатель пермской краевой организации Союза журналистов России Игорь Лобанов отмечает, что районная газета «Единый Чусовой» из-за падения доходов приостановила выпуск, газета «Частный интерес» отказалась от бумажной версии, деловые газеты «Новый компаньон» и «Business class» перешли в онлайн-формат. Власти региона предложили СМИ скидки на аренду помещения и отсрочку по уплате налогов. «Мы пытаемся сейчас вместе с Торгово-промышленной палатой донести до губернатора и «Соликамскбумпрома» просьбу заморозить цену на газетную бумагу и договориться с типографиями о заморозке тарифов на печать, это самая большая статья расходов у газет», - уточняет он.

Подобные примеры можно множить почти бесконечно, поскольку новаторские инициативы и определённая, часто значимая поддержка со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти, конечно же, помогали печатным СМИ России выжить в период пандемии, и даже накопить определённый положительный опыт на будущее. Но изменить критическую ситуацию на рынке прессы России кардинально и по существу предпринимаемые меры были не в состоянии.

В июне 2020 года Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) провёл опрос руководителей 124 региональных редакций печатных СМИ в 51 регионе Российской Федерации, касающийся оценки мер государственной поддержки печатных медиа в период пандемии. Его результаты показали, что ситуация на этом рынке остаётся стабильно тяжёлой практически повсеместно. Прежде всего, до критических отметок снизились печатные тиражи и доходы от их реализации в розницу. Рекламные доходы упали почти у всех респондентов – 98,5% опрошенных. До жизнеспособного минимума были сокращены редакционные штаты. 40% участников опроса заявили о сокращениях фонда заработной платы. Причём больше половины из них (69%) к июню 2020 года не смогли воспользоваться предлагаемыми мерами государственной поддержки. Главная причина: невозможность прохождения региональными и местными газетами фильтра по ОКВЭД, заложенного в соответствующем постановлении Правительства Российской Федерации в части их организационно-правовой формы.

На медиарынке уже давно спасают не всех – в списки особо важных и системообразующих СМИ большинство локальных медиа, к сожалению, не попадает. Что и понятно – не позволяют формальные критерии. По размеру оборота и занятости никто из них не может на это претендовать, хотя суммарно по занятости локальные медиа превосходят все федеральные медиа вместе взятые, а доля выпадающих доходов у них существенно выше. В целом же локальные медиа сегодня держат на плаву, преимущественно нативная реклама, денежные гранты всех уровней и лояльная аудитория.

По оценкам экспертов, в индустрии печатных СМИ России сегодня трудится не менее 1,5 млн человек. Но в период пандемии эти СМИ в очень значительной своей части лишаются не только рекламы, но и мест дистрибуции. В настоящее время российская индустрия печатной прессы не в состоянии влиять ни на конечную стоимость подписки, ни на систему доставки периодической печати.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!