Тема 16. Социальная философия: общество как предмет философского знания (6 часов)



План семинарского занятия №1

1. Предмет, проблематика и метод социальной философии.

2. Классический и постклассический образ социальной реальности. Проблема интерсубъективности.

3. Общество как система. Основные сферы жизни общества.

План семинарского занятия №2

1. Философия истории: смысл истории, проблема цели и направленности исторического процесса. Многообразие историософских моделей:

А) концепции однолинейного прогрессивного развития (Г. Гегель, К.Маркс)

Б) концепции циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин)

В) концепции многолинейного развития: идея «осевого времени» К. Ясперса

2. Проблема «конца истории»: Н.А. Бердяев, Ф.Фукуяма.

 

План семинарского занятия №3

1. Религия: назначение и подвиг веры. Вера и знание.

2. Этика. Понятие и виды ценностей.

3. Эстетика: специфика эстетического суждения. Эстетика и медицина

Темы рефератов

1. Постиндустриальное общество как образ новой социальности.

2. Опыт «Мы» как исток социального (М. Бубер, С.Л. Франк)

3. Религия в условиях современного общества.

Ключевые понятия

Социальное, субстанция, философия истории, социальная философия, социально-экономическая формация, цивилизация, религия, вера, этика, эстетика.

 

Цели изучения темы

  • познакомиться со спецификой философского рассмотрения проблемы общества, проблемы взаимосвязи «человек – общество»
  • рассмотреть основные концепции, подходы, связанные с пониманием «социального» в рамках социальной философии
  • получить представление об историческом процессе как одном из измерений (пространственно-временное измерение) существования и изменения жизни общества
  • познакомиться с особенностями религиозного, ценностного и эстетического отношения человека к миру
  • знать основные категории этики и эстетики
  • выявить значение религии, этики и эстетики в жизни общества

 

Методические рекомендации

Семинарское занятие №1

1. Необходимо отметить, что общество является достаточно сложным явлением, поэтому оно является объектом рассмотрения различных наук: социологии, политологии, истории, социальной психологии, теории государства и права и т.д. Однако знание об обществе в социальной философии не есть сумма тех знаний, которые представлены в существующем комплексе знаний общественных наук. Для социальной философии общество есть некая целостность (особое, отличное от мира природы, Космоса, диалектическое единство многого), особый «сверхличный»/ «надындивидуальный» феномен, существующий по своим законам и обладающий своими особыми качественными характеристиками. Поясните «надындивидуальный» характер общества. Обратите при этом внимание на то, что общество есть специфичный вид отношений, «вид взаимодействия…, как особый вид мирового бытия, а потому и как объект особой науки» (П. Сорокин).

Назовите проблемы, которые стоят перед социальной философией. Отличается ли рассмотрение общества в философии от его рассмотрения в рамках отдельных специализированных наук (истории, социологии, политологии)? Объясните, почему философское постижение феномена «социального», которое оказывается на первый взгляд абстрактным и слишком неконкретным знанием, является не менее значимо, чем научное?

2. Проблема общества в социальной философии требует прояснения того, что представляет собой социальное. Иначе говоря, это вопрос о том, что собственно позволяет быть обществу, что является его неизменным arche.

Необходимо отметить, что античные представления о социальном бытии еще не являются собственно социально-философским знанием. Подумайте, почему. Лишь в средневековой философии социальное бытие рассматривается как самостоятельное явление в рамках конкретных исторических условий (идея историзма). Общество представляет собой место борьбой мирского (тварного) «града Земного» и небесного – «града Божьего», Церкви. Результатом этой борьбы, протекающей во времени должно было быть становление Царства Божьего. Таким образом, здесь социальное (общество) предвосхищает (но само не является!) «Царство Христово». 

В эпоху Нового времени была стерта дистанция между земным и небесными «градами», и был поставлен вопрос об «естественных» предпосылках и движущих силах существования и развития общества. В итоге складываются ряд философских концепций, среди которых выделяют: диалектико-материалистическую, натуралистическую, идеалистическую (см.: Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 287-291). Охарактеризуйте каждый из подходов, что они говорят о сущности социального.

Все многообразие философских подходов к определению обществу можно свести к двум фундаментальным подходам: классическому (новоевропейская социально-философская мысль, Г. Гегель, К. Маркс) и постклассическому (представители социальной философии ХХ века). Обратитесь к учебной литературе и сравните основные характеристики общества, выделяемые в рамках каждого подхода (см.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 462-469).

Поясните, что нам дает для понимания сущности социального выделение механического (общество, «Оно») и органического (общность, «МЫ», соборность) типов социальной целостности. Как это раскрывает сущность взаимосвязи «человек - общество», субъективного – сверхсубъективного? Поясните, что такое интерсубъективность. Какую особенность социальной философии ХХ века выражает данное понятие, что оно говорит о сущности социального?Как данное понятие раскрывает отличие человеческих социальных взаимодействий от взаимодействий в мире животных.

3. Общество представляет собой реальность, в создании которой принимает участие человек. Однажды возникнув, оно постепенно начинает определять дальнейшее существование людей, поскольку является слаженным самоорганизующимся целым, системой, где взаимосвязи между элементами определяют ход развития.

Элементами общества как системы являются:

· деятельные субъекты

· предметные средства производительной деятельности деятельных субъектов

· информация на предметных носителях

· устойчивые организационные связи.

Слаженное взаимодействие всех элементов социума, которому они подчиняются, обозначают «социальным порядком». Поясните, как обеспечивают социальный порядок социальные институты, социальная иерархия, традиция и нормы, культурные образцы, право и закон, социальная деятельность.

Подумайте, чем можно объяснить существование различных сфер жизни общества? Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите характеристики и значение в жизни общества сферы материального производства (экономика), сферы духовного производства (культура), социальной сферы, политической сферы. (См.: Философия: Учебник/ под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. – М.: Академический Проект, 2004. С. 502-509, 524-530). Каково значение в жизни общества природного фактора? Влияет ли он на отдельные сферы социальной жизни? Объясните, как взаимодействие всех указанных сфер жизни общества может приводить к тем или иным изменениям, являться источником саморазвития общества.

Рассмотрение общества как системы со своей особой организацией, существующей и изменяющейся во времени, дает возможность создать своеобразную типологию общественных организаций. Так теория постиндустриального общества Д. Белла, концепция «третьей волны» О. Тоффлера, «теория модернизации» раскрывают нам причины динамики развития общества. Рассмотрите каждую из теорий; какие причины развития они называют. Сравните данные теории друг с другом; что проясняет каждая из них? Поясните, в чем состоит особенность современного состояния общества (см.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 475-486; Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 473-482).

Семинарское занятие №2

1. Философия истории тесно связна с социально-философским познанием общества. История рассматривается как особый процесс, отличный от процессов, существующих в мире природы, связанный с «законами созидательной человеческой деятельности». То есть история – это своеобразный модус существования общества как специфической реальности. В учебной литературе дана характеристика сущности «исторического» и раскрыта связь истории, закономерностей развития исторического процесса и социального бытия (вопрос о движущих силах истории есть одновременно вопрос о структурирующих элементах социального бытия). Поясните, почему одной из важных проблем философии истории является проблема смысла истории, цели ее движения

Существующие концептуальные модели истории (среди которых, прежде всего, выделяют формационную и цивилизационную концепции) призваны раскрыть основания и цель истории, а так же дать временную (концепции однолинейного развития, главным образом прогрессистского характера) или временно-пространственную (концепции «локальных цивилизаций») интерпретацию исторического процесса.

Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите и сравните между собой следующие исторические концепции:

А) Для Г. Гегеля и К. Маркса история предстает единым всемирным однонаправленным процессом развития. Укажите причины и этапы развития истории в данных концепциях. Вспомните, что такое общественно-историческая формация (К. Маркса). Поясните следующие черты, которыми наделяется исторический процесс в данных концепциях

· универсальность механизмов развития человечества

· европоцентризм

· прогрессивный характер развития

Определите сильные и слабые стороны данных моделей истории

Б) Понимание нелинейности исторического процесса включает в себя идею цикличности развития (идея цикла) и теорию «локальных цивилизаций». Здесь центральной «исторической единицей» является «цивилизация». Именно с существованием разнообразных (во времени и пространстве) цивилизаций (или ее определенных типов) связано понимание истории как проявления многообразия, эквивалентности и вариативности развития человечества в целом. Основные положения теории «локальных цивилизаций» обозначены в концепции О. Шпенглера, А. Тойнби и Н.Я. Данилевского (См.: Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 220-234; Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 600-607).

О. Шпенглер. Рассмотрите его понимание культуры как исторической «единицы», а так же типологию и характеристику культур в истории в связи с идеей «душа культуры». Сам Шпенглер выделяет аполлоническую, фаустовскую и магическую душу; каковы характерные черты каждой из них? Сравните их между собой. Поясните соотношение культуры и цивилизации в данной концепции. Объясните, как «закат Европы» связан с закономерностью (стадиями) существования культуры.

А. Тойнби. Идея линейного прогрессивного развития заменена историческими циклами существования цивилизации. Одно из основных положений концепции А. Тойнби - идея «вызова-ответа». Поясните, каким образом данная идея раскрывает причины существования цивилизации. Определите значение «творческого меньшинства» в судьбе цивилизации.

В теории П. Сорокина раскрывается цикличность развития не столько отдельных цивилизаций, сколько мировой истории в целом как последовательно сменяющих друг друга культур – идеациональной, идеалистической и чувственной. Рассмотрите характеристики каждой из них и поясните, в чем видит кризис культуры П. Сорокин.

В) Особенность концепции многолинейного развития К.Ясперса состоит в синтезе двух моделей: всемирной истории и истории «локальных цивилизаций». В основе этого синтеза лежит идея «осевого времени». Обращаясь к учебной литературе, объясните, что такое «осевое время» и каково его значение для истории человечества. Рассмотрите схему мировой истории, предложенную К. Ясперсом и назовите некоторые черты современной исторической эпохи.

Обращаясь к концепциям многовариантности исторического процесса, определите его сильные и слабые стороны.

2. Взгляд на «конец истории» носит как «пессимистический характер» (Ф. Фукуяма: «Финал истории будет печальным периодом –… будет царить экономический расчет, решение утилитарных технических проблем, удовлетворение требований потребителей… наступит вековая скука»), так и «оптимистический» - Н. Бердяев ««Эпоха конца есть не только эпоха разрушения, но также и эпоха богочеловеческого творчества новой жизни и нового мира». Обращаясь к учебной литературе (Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 439-455), объясните, в чем состоит проблема «конца истории» или «финала истории» для Н. Бердяева, Ф. Фукуямы. Как рассматривается данная проблема в рамках постмодернизма? Поясните, почему для современной исторической науки содержанием реальной историей становится история отдельного человека, а не история человечества. Подумайте, можно ли говорить об эвристичности идеи «конца истории»?

Семинарское занятие №3

1. Являясь одной из форм мировоззрения, религия оказывается той культурной универсалией, которая встречается в любом обществе и выполняет в нем ряд определенных функций. Религия, сопровождая человечество с первых дней его исторического существования, постулирует существование «иной», сверхприродной реальности, реальности нетленных ценностей, идеалов, смыслов, которые способны упорядочить и сделать осмысленным не только мир природы, но социальный мир, а так же жизнь рода и жизнь отдельного человека. В связи с этим, поясните, почему для человека «должен существовать потусторонний мир, для того, чтобы был выносим мир посюсторонний» (М. Хайдеггер).

Этимологическое значение термина «религия» - «восстановление утраченной связи» между человеком и Абсолютом. Исходя из этого, подумайте, почему можно говорить о том, что религия является проявлением «предельной заботы» (П. Тиллих) человека о самом себе, о мире в котором он живет через преодоление («трансцендирование») конечности, временности и бессмысленности существования всего?

Обратите внимание на то, что в обществе религия может превращаться в идеологию. Вспомните, что такое идеология. Что может быть причиной превращения религии в идеологию? Искажается ли сущность религии, если она является идеологией? Определите «минусы» религии – идеологии. Можно ли говорить о том, что причиной критики христианства Ф. Ницше было превращение христианства в идеологию? Назовите функции религии, которые она выполняет в обществе. Подумайте, в чем заключается нормативный характер религии.

Подумайте, как относятся друг к другу религия и вера?Обратите внимание на то, что вера носит характер личностной причастности к вечности. Поясните, что дает человеку эта причастность? Глубина веры связана исключительно с интенсивностью экзистенциально-духовного состояния верующего. Акт веры требует, пишет Н. Бердяев, «отречься от себя, только тогда поднимаешься и обретаешь высший разум». Так вера ведет к тому, что порой собственный разум отвергает как абсурд, как несуществующее и невозможное. Поясните, почему «верить в Бога – значит проявлять готовность к определенным формам поведения при определенном восприятии мира как определенного места».

Обращаясь к учебной литературе, выявите отличие веры от знания. Обратите внимание на то, что выделяют рациональную веру и иррациональную. Поясните, почему акт веры можно рассматривать как «подвиг отречения». Определите значение веры в жизни человека.

2. Этика (от ethos – обычай, нрав, образ мыслей) открывает и обосновывает необходимость и целесообразность тех или иных моральных норм и правил совместного общежития, которые должны лежать в основе поведения людей. Можно говорить о своеобразном «прагматизме» морали: начиная с античной этики и вплоть до новейших этических учений, нравственное воспринималось как рациональное, разумное, общественно полезное. Поясните, в чем состоит целесообразность поведения в соответствии с моральными нормами.

Поведение человека может быть не только детерминировано внешними обстоятельствами его существования, его личными интересами, но и быть автономно по отношению к ним, а значит быть морально (moralis как синоним нрава). В связи с этим, поясните, почему поведение человек может быть как моральным, так и аморальным?

Важно, что этика призвана разрешать не только конфликт интересов, но и внутреннюю конфликтность самого человека. В связи с этим, поясните, с чем связана проблематичность ситуации морального выбора для человека.

Поясните, как связана мораль, моральное поведение с идеалами и ценностями. Рассмотрите значение понятия идеала/идеальных образцов и ценности, помните, что идеал как гарант и основание объективных и абсолютных ценностей не существует сам по себе, он «включен» в определенный ценностный культурно-исторический контекст. Идеал связан не с абстрактными и отвлеченными ценностями, а с самой реальностью жизни и ее осмыслением. Иначе говоря, идеал – это «живая и одействованная ценность».

Таким образом, моральные феномены являются не только производными теоретических предпосылок, но, прежде всего, структурами жизненного мира человека. Мораль не определяют, ее переживают, проживают. Мораль существует во всех сферах жизни: от индивидуального поведения, до политических и экономических отношений (наличие различных профессиональных кодексов морали). Существующая стандартизация этических ценностей необходима для сохранения моральной интеграции, «включенности» индивидов в социум. Назовите функции, которые выполняет мораль в обществе. Основными категориями этики являются: добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни. Рассмотрите содержание указанных категорий. Какое место эти этические категории занимают в сфере медицинской этики?

Своеобразным фундаментом этики выступает следующее положение: «никому не вреди и даже, сколь можешь, помогай». Это положение трансформировалось в «золотое правило поведения», которое состоит из двух «моральных законов», сформулированных И. Кантом:

· «поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» 

· «человек всегда должен быть только целью и никогда не может быть средством»

Необходимо отметить, что требование морали носит ряд отличительных черт, к которым можно отнести: неинституциональный характер норм морали, конфликт должного и сущего, всеобщность выражения нравственного требования, должный характер морали. Обратитесь к учебной литературе и рассмотрите каждую из отмеченных черт - Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004.С.562).

Диалектический характер морали связан с тем, что в ней всегда имеют место закон и личное творчество. Подумайте, как они могут соотносится и к чему может привести абсолютизация одной из двух сторон морали?

Определите значение этики для человека, как связана этика с человеческим в человеке (при ответе на данный вопрос можно обратиться к учению о добродетелях Сократа, взглядам на мораль Ф. Ницше).

3. Эстетика (от чувствующий, чувственный) изучает природу всего многообразия выразительных форм, созданных человеком и природой. К понятиям эстетики относят понятие прекрасного (является центральным в эстетике), а так же – возвышенное, трагическое, комическое, героическое, гармоничное. Благодаря чему то или иное эмоциональное переживание (трагические или сентиментальные чувства) приобретает эстетический статус? В чем особенность эстетического переживания?

Эстетическое – наиболее общая категория эстетики, под которой понимают сферу субъектно-объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается незаинтересованным удовольствием. Это неутилитарное взаимоотношение субъекта и объекта, в результате которого субъект получает духовное наслаждение (эстетическое удовольствие, достигает катарсиса). Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите роль и значение чувственной формы в эстетике.

Искусство является своеобразной практикой неутилитарного выражения и созерцания объекта посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, природного материала). В чем состоит особенность художественных произведений? Поясните, почему художественные произведения могут носитьнадличностный характер, ведь автор и субъект восприятия отличны друг от друга, имеют разные вкусы и взгляды, а порой принадлежат разным историческим эпохам и культурам.

Объясните, в чем заключается специфика эстетического суждения, чем оно отличается от этического суждения.

Обратите внимание на то, что современная медицина имеет эстетическую направленность. Объясните, чем изначально определена взаимосвязь эстетики и медицины? Как понимание природы прекрасного отражалось на медицинском знании в античности, в средневековье, в Новое время?

Поясните, чем обусловлено стремление современной медицины к красоте, понятой, прежде всего как телесная красота? Что такое медицинская эстетика? Подумайте, каковы «плюсы» и «минусы» эстетизации медицины. (См.: Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. – С. 458-479).

 

 

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Как Вы думаете, что хочет нам сказать о современном человеке Ж. Липовецки: «Современный человек утратил опору, он как бы вездесущ. Приходит новая стадия индивидуализма, который означает возникновение нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе и своему телу… возникает индивидуализм, освобожденный от последних социальных и моральных ценностей…»?

2. Можете ли Вы согласиться, что именно в условиях современной цивилизации человечество стало представлять собой реальное Единство, которое проявляется в том, что сегодня «нигде не может произойти ничего существенного без того, чтобы это не затронуло всех. … если все прежние периоды кардинальных преобразований были локальны, … если при катастрофе в одной из… культур оставалась возможность, что человек будет спасен с помощью другой культуры, то теперь все происходящее абсолютно и окончательно по своему значению» (К. Ясперс).

3. Как Вы думаете, какую опасность для Я может представлять Другой?

4. Поясните следующее предостережение Л. Толстого: насилие достигнет своего апофеоза, когда будут полностью «воплощены в жизнь самые лучшие идеалы, которые знало человечество».

5. Какие положительные и отрицательные стороны, с Вашей точки зрения, присущи классическому и неклассическому подходам в рассмотрении «социального»?

6. В чем состоит принципиальное отличие человеческого общества от различных форм общежития у животных?

7. Б. Шоу высказал относительно категорического императива И. Канта следующее: «Не надо делать ближнему того, что ты хотел бы для себя: у него может быть другой вкус». Согласны ли Вы с этим? Как тогда следует поступать в отношении «ближнего»?

8. Вольтер говорил, что добродетели не бывают половинными – или они есть, или их нет. Согласны ли Вы с этим?

9. Можно ли согласиться с тем, что о вере лучше молчать, чем говорить?

10. Как Вы думаете, связана ли медицина и социально-философское знание?

11. Почему вера не нуждается в оправдании разумом?

12. Как Вы считаете, социальное бытие – это нечто чуждое, навязанное человеку или это имеет отношение к глубинным характеристикам самого человека?

 

Тест для самопроверки

1. «Политическим животным» называл человека

  1. К. Маркс
  2. Аристотель
  3. Г. Гегель
  4. Ф. Ницше
  5. Сократ

 

2. Утверждение о том, что источник общественных изменений – само общество характерно

1. для диалектико-материалистического подхода

2. для натураличстического подхода

3. для идеалистического подхода

4. для феноменологического подхода

 

3. Форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств - ____________________________.

 

4. Одно из центральных понятий феноменологической традиции, раскрывающее единство персональной и социальной реальности

  1. практика
  2. интерсубъективность
  3. труд
  4. структура
  5. эпохе

 

5. Культура и цивилизация противопоставляются друг другу в концепции

  1. О. Шпенглера
  2. А. Тойнби
  3. Ф. Броделя
  4. Н.Я. Данилевского

6. Представители натуралистического подхода в социальной философии

  1. М. Вебер
  2. Л. Мечников
  3. Т. Парсонс
  4. К. Маркс
  5. Ш. Монтескье

 

7. «Благоговение перед жизнью» - основной принципов этического учения

1. А. Швейцера

2. И. Канта

3. Конфуция

4. Аристотеля

5. Б. Спинозы

 

8. Термин «философия истории» был введен

1. Г. Гегелем

2. Вольтером

3. О. Контом

4. И. Г. Гердером

5. Аврелием Августином

 

10. Идеалистический подход в понимании общества характерен

  1. для С.Л. Франка
  2. для марксизма
  3. для Аврелия Августина
  4. для Д. Белла
  5. для Э. Дюркгейма

 

11. Чем определяется ценность человеческой жизни в биомедицинской этике:

1. социальным положением 

2. психической и физической полноценностью 

3. уникальностью и неповторимостью личности 

4. расовой и национальной принадлежностью

5. финансовой состоятельностью 

 

12. Под эсхатологией следует понимать

1. философское учение о первоначалах мира

2. христианское учение о конце истории

3. представление о будущем социальном порядке

4. философское учение о цели и движущих силах исторического процесса

5. учение о смысле человеческого существования

 

 

Основная учебная литература

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 457-502.

Губин В.Д. Философия: Учеб. Пособие/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 169-192, 214-256.

Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 495-532.

Философия/под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 287-308, 344-362.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию/ В.Е. Кемеров. – М.: Академический проспект, 2001. С. 78-85, 124-149.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 357-381.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 439-482.

 

Дополнительная литература

Бердяев Н.А. Я и мир объектов/ Н.А. Бердяев Дух и реальность. – М.: Издательство АСТ, 2003. - С.

Гаджиев К.С. Масса. Миф. Государство// Вопросы философии. – 2006. - №6..

Фромм Э. Бегство от свободы/ Фромм Э.Бегство от свободы; Человек для себя. – Мн.: ТЕН, 2000. С. 34-67.

Фукуяма Ф. Конец истории?// Вопросы философии. -1990. - №3.

Шпенглер О. Закат Европы/ О. Шпенглер. – М.: РОСТ, 1992. С. 23-55;76-102.

Русакова О.Ф. Историософия// Вопросы философии. – 2004. - №7.

Элен П. К философии «МЫ» у С.Л.Франка// Вопросы философии. -2000. -  №2.

Бехман Г. Современное общество как общество риска// Вопросы философии. – 2007. - №1.

Штекель К. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна// Вопросы философии. – 2007. - №8.

Эпштейн М.Н. От золотого правила – к алмазному. Об этике дара и различия// Человек. -2009. - №1.

Горохов В.Г. Наноэтика: значение научной, технической и хозяйственной этики в современном обществе// Вопросы философии. – 2008. - №8.

Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического сознания// Вопросы философии. – 2003. - №10.

Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии// Вопросы философии. – 1998. - №9.

Козин Н.Г. Искушение либерализмом// Вопросы философии. – 2006. - №9.

Штекель К. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна// Вопросы философии. – 2007. - №8.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Назарчук А.В. Сетевое сообщество и его философское осмысление// Вопросы философии. – 2008. - №7.

Иноземцев В.Л. Социология Д. Белла и контуры современности// Вопросы философии. – 2002. - №5.

Тихонова С.В., Афанасьев И.А. Общество риска: мифологизация одной парадигмы// Человек. – 2009. - №3.

 

Ко 2 реферату

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. Мальцевой. - СПб.: Петрополис. Т.4. 1997. С. 519-527.

Бубер М. Я и Ты/ Бубер М. Два образа веры. -  М.: Республика,1995. С. 15-93.

Элен П. К философии «МЫ» у С.Л.Франка// Вопросы философии. – 2000. -  №2.

 

 

К 3 реферату

Носачев П.Г. Постмодернистская философия религии У.Эко и Дж. Ваттимо о месте религии в современном мире// Вопросы философии. – 2009. - №1.

Зиммель Г. Религиозный элемент в отношениях между людьми/ Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. – М.: Наука. Ч.1. 1994. С. 129-140.

Бубер М. Затмение Бога/ Бубер М. Два образа веры. -  М.: Республика,1995. С. 377-398.

Степин В.С. Философия религии в социокультурном контексе// Вопросы философии. – 2008. - №.7.

Шахов М.О. Реализм как общая основа религиозного и научного знания// Вопросы философии. – 2008. - №10.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!