Тема 14. Философия развития (6 часов)



План семинарского занятия №1

1. Понятие развития. Модели развития.

2. Проблема критериев прогресса: многообразие подходов и точек зрения.

 

План семинарского занятия №2

1. Метафизика и диалектика. Диалектика как метод познания развития.

2. Законы диалектики. Методологическое значение диалектических законов для медицины.

План семинарского занятия №3

1. Понимание структуры мира, его единства и целостности в категориях диалектики: «часть – целое», «форма – содержание», «сущность – явление», «общее – особенное – единичное».

2. Принцип детерминизма. Индетерминизм. Категории детерминизма «причина – следствие», «возможность – действительность», «необходимость – случайность».

Темы рефератов

1. Жизнь как специфическая форма развития. Онтологический статус жизни.

2. Всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в медицине.

3. Законы диалектики и особенность их проявления в медицине.

4. Норма, здоровье и болезнь в свете законов и категорий диалектики.

5. Диалектика как теория развития и метод постижения развивающегося мира.

Ключевые понятия

Метафизика, диалектика, категории диалектики, противоречие, развитие.

 

Цели изучения темы

  • составить представление о различии метафизики и диалектики как о двух способах познания
  • знать фундаментальные черты развития
  • рассмотреть и составить представление об основных моделях развитиях
  • знать основные категории и законы диалектики
  • определить методологическое значение диалектики для медицины

Методические рекомендации

Семинарское занятие №1

1. Типы и виды изменчивости в мире разнообразны. Существует условное деление на количественные и качественные изменения. Последние могут делиться на обратимые и необратимые. Исходя из определения понятия «развития», представленного в учебной литературе, поясните, о каком типе изменений говорит нам данное понятие? Чем развитие отличается от движения и изменения? Что относят к основным признакам развития? Поясните каждый из этих признаков.

Поскольку развитие – это направленное изменение объекта, то есть, оно обусловлено определенной целью, постольку возникает необходимость в определении сущности самой направленности: что она есть такое и почему возможна? Вопрос о сущности направленности развития в его связи с существующим разнообразием изменений (от микро- до макромира) находит свое разрешение в различных концепций развития, на основе которых созданы модели развития, раскрывающие всеобщую направленность изменений в мире.

Рассмотрите основные модели развития. Укажите на их «плюсы» и «минусы» данных моделей, на их отличия друг от друга (См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 526-538. Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 406-407).

· логико-гносеологическая модель диалектики

· натуралистический эволюционизм и градуалистская модель, принимающая идею прогресса – Г. Спенсер и Ч. Дарвин

· диалектико-материалистическая модель

· творческий эволюционизм (эмерджентизм). Поясните, почему данная модель выступает своеобразным антиподом модели прогрессивного развития.

· равновесно-интеграционная модель

2. С проблемой направленности развития связана проблема понимания сущности прогресса. Поясните, в чем состоит методологическая значимость идеи прогрессы для научного знания (как естествознания, так и гуманитарного знания). Обратите внимание на существование двух основных подходов к проблеме прогресса: сциентистского (научный) и аксиологического (ценностный). Чем данные подходы отличаются друг от друга? Рассмотрите критерии прогресса в отношении неорганической и органической природы.

В философии всегда актуальной оставалась проблема критериев общественного прогресса. Подумайте, с чем это может быть связано. На сегодняшний день большую популярность приобрел так называемый «гуманитарный» подход к разрешению указанной проблемы. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите, что он включает в себя. В чем состоят его «плюсы»?

Кроме проблемы критериев прогресса существует проблема форм прогрессивного развития. Рассмотрите общую характеристику веерной, линейной, восходящее-волновой форм развития, сравните их между собой. (См. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 580-583)

Сегодня одной из важных проблем является вопрос об универсальном критерии прогресса, в основе которого лежит системно-структурный критерий. Обращаясь к учебному материалу, поясните сущность системно-структурного критерия и рассмотрите признаки универсального критерия прогресса. (См. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 572-579)

Семинарское занятие №2

1. Метафизика и диалектика являются всеобщими методами познания. Опираясь на материал учебной литературы, выявите различия между метафизикой и диалектикой, сравнивая понимание сущности мира, характера связи между различными явлениями в мире, определение источника развития мира и изменений, происходящих в нем (См.: Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 172-190). Определите сильные и слабые стороны каждого из методов. Обратите внимание на то, что сегодня выделяют так называемую «старую» и «новую» метафизику. Что отличает их друг от друга?

Основными принципами диалектического мышления, позволяющими рассматривать и изучать процесс развития, является принцип всеобщей связи (поясните, в чем его суть) и принцип развития (поясните, в чем его суть). Объясните, как диалектическое мышление, опираясь на данные принципы, оказывается способно преодолеть антиномичность в понимании движения. Последнее включает в себя процессы изменения и в природе, и в обществе, и в самом познании.

Следует отметить, что системный характер диалектике как способу мышления придает Г. Гегель. Гегелевская диалектика привела к становлению особой диалектической культуры мышления. Большинство последующих концепций диалектики от материалистических (как в марксизме) до идеалистических вариантов – в той или иной форме в основу своих построений кладут именно категориальный аппарат и диалектические открытия гегелевской философии.

2. Отталкиваясь от гегелевского наследия, выделяют три всеобщих закона диалектики. Обратите внимание на то, что законы диалектики не существуют отдельно друг от друга, а реализуются как аспекты единого процесса развития. В своем единстве законы диалектики описывают источник и движущую силу развития, сам механизм развития и общую идею развития. Рассмотрите законы диалектики и поясните, в чем состоит всеобщность каждого из них. Приведите примеры для каждого из законов.

Каждый из диалектических законов имеет свою специфику и особенность. Так диалектическое противоречие понимается как процесс, то есть оно проходит в своем развитии ряд состояний: гармонию, дисгармонию, конфликт. Охарактеризуйте каждое из этих состояний, поясните их взаимосвязь. Кроме того выделяют общедиалектические и специфически-диалектические противоречия. Чем они отличаются друг от друга?

Закон перехода количественных изменений в качественные связан с понятиями «количество», «качество» и «мера». Рассмотрите значение каждого из этих понятий, поясните, как они взаимосвязь между собой. Так же обратите внимание и поясните понятие «скачка». Какие виды «скачка» выделяют?

Закон диалектического синтеза связан с диалектическим пониманием отрицания как конструктивного отрицания. Последнее имеет свои подвиды: отрицание-трансформация, отрицание – снятие и отрицание – синтез (как высший вид отрицания). Рассмотрите каждый из них, а так же обратите внимание на нигилизм как недиалектическую (механистическую) форму отрицания. Поясните, как данный закон фиксирует поступательность и направленность процесса развития.

Выясните методологическое значение законов диалектики для медицины. Каким предстает процесс болезни (заболевание) в свете законов и принципов диалектики? Что тогда есть здоровье? В чем заключается диалектическая связь болезни-здоровья?

Семинарское занятие №3

1. Наиболее существенные связи и отношения, характеризующие всеобщность связей между явлениями, а так же познаваемые человеком свойства явлений описываются с помощью следующих категорий диалектики:

· единичное – общее – особенное. Данные категории раскрывают связанные друг с другом «ступени познания» познаваемого явления. Поясните, как при установлении диагноза врач может делать определенные выводы, руководствуясь анализом конкретных симптомов с позиций единства и взаимосвязи указанных категорий.

· часть – целое

· система – элемент – структура

· форма – содержание

· сущность – явление

Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите каждую из пар категорий, поясните, как каждая категория связана с другой. Какова диалектическая связь формы и содержания, сущности и явления? Приведите пример использования категорий «единичное – общее – особенное» в клиническом мышлении врача. Что для врача является сущностью, что – явлением в процессе постановки диагноза? Что можно сказать о человеческом организме с позиций категорий «часть – целое», «система – элемент – структура»?

2. Одним из фундаментальных принципов диалектического познания является принцип детерминизма. Он предполагает универсальность, закономерность и всеобщую обусловленность одних явлений другими. Обращаясь к принципу детерминизма, выявите его отличие от индетерминизма. На сегодняшний день выделяют причинную и непричинную детерминацию. Обратите внимание, что в диалектике принято понимать под причиной, каковы ее признаки (отношения производства, временная асимметрия, необходимость, пространственная и временная непрерывность). Кроме принципа причинности выделяются и виды цепей причин: однолинейные, двулинейные с обратной связью, разветвляющиеся цепи и отдельно – причинная сеть.

Рассмотрите непричинные виды обусловленности и их примеры: функциональная связь между отдельными свойствами предмета, связь состояний, вероятностная детерминация, структурная детерминация).

Дайте определение и рассмотрите следующие пары категорий, раскрывающих принцип детерминизма. Поясните при этом диалектическое единство категорий в каждой паре и взаимосвязь между парами категорий.

· причина – следствие. Данные категории раскрывают принцип причинности.

· необходимость – случайность. Обратите внимание на то, как соотносятся случайность и необходимость.

· возможность – действительность. Обратите внимание на различные виды возможностей и их отличие друг от друга.

Подумайте, в чем состоит методологическое значение принципа детерминизма для медицинского знания. Приведите примеры использования в клиническом мышлении врача указанных пар категорий

 

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1.Как вы считаете, убедительны ли доводы тех, кто отрицает идею прогресса, обосновывая это тем, что

  • достигнутые положительные результаты в процессе исторического развития могут быть утеряны
  • понятие прогресса есть проявление господства телеологизма (предначертанности развития, наличия скрытой цели развития; жесткого детерминизма)

Прокомментируйте в связи с этим следующее высказывание К. Поппера: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс».

2. О каких противоречиях, открытых И. Кантом, говорит известный исследователь его философии В.Ф. Асмус: «Диалектический характер функции разума состоит не только в том, что разум стремится побуждать рассудок к сверхопытному применению категорий… . Диалектическая природа разума выражается, по Канту еще и в том, что в попытках сверхфизического… применения разум… оказывается антиномичным, то есть с неумолимой необходимостью приходит к противоречиям, образует суждения, которые при ближайшем анализе оказываются равными по сути своего логического обоснования, но противоречащими и друг друга уничтожающими по своему содержанию»? Почему «открытие Канта, утверждавшее, что противоречие есть совершенно неизбежное и необходимое состояние разума, означало целый переворот»?

3. Как Вы считаете, все ли противоположности, находящиеся в единстве, составляют диалектическое противоречие? Например, содержат ли противоречие верх и низ стола, день и ночь, сложение и вычитание, наследственность и изменчивость, среда и организм?

4. Как вы считаете, о проявлении какого закона диалектики говорит данный древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневным. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обличают, слепая вера делает смешным, неведение ведет к пороку»?

5. Действует ли закон диалектического отрицания при следующих изменениях:

  • вода – лед – вода
  • день – вечер – ночь – утро – день
  • неорганическая природа – живая природа – общество
  • рождение – жизнь – смерть
  • зерно – росток – зерно
  • знание – незнание – знание
  • формально-абстрактный диагноз заболевания – патогенетический диагноз – конкретное лечение болезни

6. Как Вы считаете, почему единичное оказывается богаче общего? Приведите примеры.

7. Как Вы считаете, что является общим, особенным и единичным в процессе индивидуального развития организма, человека, установления диагноза заболевания?

8. Прокомментируйте слова Гегеля о том, что общее «воплощает в себе богатство особенного, индивидуального и отдельного».

9. Как Вы считаете, за счет чего целое может признаваться больше своих частей? Можно ли сказать, что целое предшествует своим частям? Почему? Что придает целому новое качественное состояние по сравнению с простой механической суммой частей?

10. Являются ли элементами такой системы как человеческий организм отдельные клетки, молекулы, атомы; нервная система в целом, кровеносная и пищеварительная системы? Несет ли элемент качественную определенность системы?

11. К какому типу систем относятся следующие системы:

· двигатель внутреннего сгорания

· системы управления космическими кораблями

· организмы, популяции

· сложные компьютерные сети

· Вселенная

12. Проиллюстрируйте примерами слова Ф. Энгельса о том, что вся органическая природа является сплошным доказательством тождества или неразрывности формы и содержания.

13. Как Вы думаете, почему явления в своей совокупности богаче, разнообразнее сущности, а сущность глубже любого из своих проявлений и даже всей их совокупности?

14. Как Вы считаете, всегда ли является показателем причинно-следственных отношений регулярное предшествование одного события другому? Действует ли причинно-следственная связь в законе Бойля – Мариотта, который устанавливает необходимую связь и взаимообусловленность между такими характеристиками газа как температура, объем, давление?

15. По мнению некоторых физиков, в микромире нельзя говорить о привычном для нас проявлении причинно - следственных связей. Здесь теряют смысл обычные временные отношения «раньше» - «позже». В области нелокального взаимодействия события связаны в некий комок, в котором они взаимно обуславливают друг друга, но не следуют одно за другим. Из этого делается вывод, что в микромире не действует причинность, либо причина и следствие существуют одновременно. Можно ли с этим согласиться и почему?

16. Квантовый мир – это мир, в котором объективно существует неопределенность, в котором вероятность есть объективная характеристика реальных возможностей. На этой основе К. Поппер отрицал детерминизм. Можно ли с этим согласиться? Какой детерминизм действительно обнаруживает здесь свою несостоятельность?

17. Случайным или необходимым являются изменения в наследственной структуре организма, наследование организмами их видовых свойств; события, которые осуществляются в стабильных условиях?

18. Прокомментируйте слова К. Маркса, обращая внимание на диалектический ход его рассуждений: «Человеческое тело от природы смертно. Болезни поэтому неизбежны. Почему, однако, человек обращается к врачу только тогда, когда заболевает, а не когда он здоров? Потому, что не только болезнь, но и сам врач уже есть зло. Разве не желательнее смерть, нежели жизнь, состоящая только из мер предупреждения против смерти? Разве жизни не присуще также и свободное движение? Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь? Неотступный врач уже сам по себе был бы болезнью, при которой даже не было бы надежды умереть, а оставалось бы только жить. Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить».

19. Можно ли согласиться с Гиппократом, который считал главным врачевателем болезней человеческую природу и «целебные» возможности самого организма? Один из афоризмов античности гласит: «Лучшее лекарство состоит в том, чтобы не лечиться». Не означает ли все это отождествление возможности с действительностью, не ведет ли это к пассивности врача?

 

Тест для самопроверки

1. Понятие «меры» выражает диалектическое единство____________ и _________________.

 

2. Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и познания – это _______________.

3. Законом диалектики является

  1. закон кармы
  2. закон противоречия
  3. закон исключенного третьего
  4. закон тождества
  5. закон отрицания отрицания

 

4. Основным источником развития, с позиций диалектики, является наличие

1. внутренних противоречий

2. разнообразие внешних причин

3. некоторой абсолютной внешней причины

4. особой внутренней программы развития

5. Укажите категории, взаимосвязь которых выражает сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений

  1. мера
  2. отрицание
  3. скачок
  4. возможность
  5. вероятность

 

6. Философский способ мышления, являющийся антиподом диалектики – это ______________.

 

7. Философская категория, отображающая существенную определенность вещей и явлений

  1. качество
  2. количество
  3. явление
  4. форма
  5. действительность

 

8. Направленность процесса развития прямо утверждает диалектический закон ____________________________.

9. Процесс или действие, имеющее своим результатом объединение, соединение, единство

1. интеграция

2. дифференциация 

3. дескрипция 

4. инновация

10. Объективность, закономерность связи и всеобщей причинной обусловленности всех явлений и процессов окружающего мира утверждает

1. волюнтаризм

2. детерминизм

3. индетерминизм

4. витализм

5. пантеизм

Основная учебная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 479-585.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТА-МЕД, 2004. С. 172-216.

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 130-189.

Философия:Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проспект, 2004. С. 398-444.

Дополнительная литература

Франчук В.М. Универсальные механизмы эволюции// Вопросы философии. – 2005. - №4.

Найдыш В.М. Концепции современного естествовознания/ В.М. Найдыш. – М.: Гардарики,1999. С. 380-390.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии// Маркс К., Энгельс Ф. – М., Соч.Т.21. С. 273-281; 305-308.

Энгельс Ф. Диалектика природы// Маркс К., Энгельс Ф.. – М., Соч.Т.20. С. 384-390; 526-547; 640-642.

Фейгенберг И.М., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего как программа развития// Вопросы философии. – 2000. - №5.

 

 

Литература к рефератам

К 1 реферату

Найдыш В.М. Концепции современного естествовознания/ В.М. Найдыш. – М.: Гардарики, 1999. С. 380-390.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. С. 253-258; 507-525.

 

Ко 2 реферату

Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины/ Г.И. Царегородцев, В.Г. Ерохин. – М.: Мед. лит-ра, 1986. С. 187-194.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 183-194.

 

К 3 реферату

Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины/ Г.И. Царегородцев, В.Г. Ерохин. – М.: Мед. лит-ра, 1986. С. 194-214.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 183-196.

 

К 4 реферату

Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина/ Г.И. Царегородцев. – М.: Мед. лит-ра, 1963. С. 229-247.

Философия и медицина/ под ред. Сержантова В.Ф., Королькова А.А. - Ленинград: ЛГУ, 1986. С. 68-80.

 

К 5 реферату

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 133-150.

Поппер К.Р. Что такое диалектика?// Вопросы философии. – 1995. - №1.

Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма// Вопросы философии. – 2000. - №1.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!