Тема 12. Онтология: бытие как центральная проблема философского знания (4 часа)



План семинарского занятия №1

1. Природа онтологического знания. Философский и научный подходы в понимании проблемы бытия.

2. Базовые категории онтологии: «бытие», «небытие», «субстанция», «субстрат», «материя», «дух». Основные варианты субстанциального понимания бытия.

План семинарского занятия №2

1. Материя и ее основные свойства. Формы движения, основные виды и организация материи.

2. Пространство и время как формы существования материи: субстанциальная и реляционная концепции. Философское осмысление феномена времени: проблема соотношения времени и вечности.

3. Проблема самоорганизации материи. Основные идеи синергетики.

Темы рефератов

1. Бытие и небытие: проблема соотношения.

2. Бытие как «Объемлющее».

3. М. Хайдеггер: критика метафизики и возвращение к истокам онтологического мышления.

4. Хрономедицина: основные идеи и принципы.

Ключевые понятия

Онтология, бытие, субстанция, субстрат, сущее, материя, атрибут, структура, система, часть, целое.

 

Цели изучения темы

  • знать основные понятия философской онтологии
  • составить представление об основных характеристиках и соотношении пространства и времени
  • составить представление о проблеме самоорганизации материальных систем
  • уметь различать философский и научный подход к проблемам онтологии

 

Методические рекомендации

Семинарское занятие №1

1. Следует иметь в виду, что философское осмысление мира в целом связано с прояснением того, что делает возможным существование множества вещей и явлений (или сущего). Иначе говоря, задавая вопрос: что лежит в основе мира, философ спрашивает о том, что есть то ОДНО, скрепляющее МНОГОЕ; то, что не возникает и не исчезает, что есть как непреходящая, устойчивая основа всего мира. Со времен античности это основание принято обозначать как БЫТИЕ. Почему и как возможно говорить о бытии, понимая, что бытие и конкретно существующий мир (сущее) это не одно и то же?

Обратите внимание и поясните следующие характеристики бытия: неподвижность, самодостаточность, неизменность, целостность. Подумайте, в чем отличие понятия «бытие» от понятий «действительность», «реальность». Как можно объяснить то, что категория «бытие» оказывается слишком абстрактна, но вместе с тем она является центральной категорией онтологии и фундаментальной философской категорией? (См.: Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега, 2006. С. 56-64, 89-91).

Обратите внимание на гносеологическое значение категории «бытие». Наука, изучая мир, идет вслед за философской онтологией: наука оказывается предметно ограничена в своем исследовании, поэтому формируются лишь локальная картина мира; научные взгляды постоянно меняются; интеграция разных отраслей научного знания происходит медленно. В связи с этим поясните, значение метафизического (философского), как более фундаментального рассмотрения мира? Почему категория «бытия» становится для человека исходной предпосылкой предельного размышления о мире, и вне этой категории оказывается невозможно само познание мира?

Необходимо помнить, что научный опыт познания мира связан с эмпирико-теоретическим постижением всего существующего; философия – это, прежде всего, опыт мысли. Именно мысль открывает реальность бытия, как первоначала всего. Это обстоятельство, однако, не отменяет взаимодействия философского и научного знания о мире. Иначе говоря, наука дает представление о «горизонтальном» срезе мира (плоскость базисных слоев существующей реальности), философское мышление обращено к пронизывающей собой все слои реальности первооснове, которая может быть рассмотрена как «вертикальное» измерение мира.

2. В силу своеобразной «неконкретности» понятие бытие приобретает свое конкретное содержание, качественную определенность, раскрываясь через отдельные категории онтологии.

Обращаясь к философскому словарю, рассмотрите следующие категории онтологии: «небытие», «субстанция», «субстрат», «материя». Субстанциальный подходи в понимании сущности бытия занял центральное положение в онтологии. Проблема субстанции связана с выяснением того начала, из которого состоит все сущее (отождествление субстанции с субстратом как основы многообразия сущего); того, что является своеобразным производящим началом себя самого и всего (субстанция как то, что творит, что производит все – «перводвигатель»); того, что есть всегда как нечто неизменное, вечное.

Фундаментальной интерпретацией категории «субстанции» в истории философии является ее отождествление с идеальным или материальным началом. Рассмотрите, с чем связывают понятие «материя» и «дух» в учебной литературе. Какие концепции материалистического и идеалистического типа выделяют в философском знании?

Обратите внимание на то, что диалектико-материалистическая традиция задает субстанциональное понимание материи как «объективной реальности», включающей в себя образования от микро- до мегамира. В этом случае характеристики субстанции, (активность, становление) переносятся на понятие материи, что приводит к пониманию изменчивости и развития мира, возможности существования бесконечного многообразия видов, форм и состояний материи. Поясните, почему материалистический подход к проблеме бытия оказался близок научному пониманию мира?

Необходимо отметить, что сегодня можно говорить о сложности взаимосвязи идеального (духа/сознания) и материального. Рассмотрите и сравните следующие виды этой связи: актуальный (связан с субстратной, вещественной и квантово-полевой основой сознания); потенциальный (природа содержит в себе в виде возможности сознание) и диспозиционный (аксиологический аспект существования природного мира). (См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 431-437).

 

Семинарское занятие №2

1. Субстанциальное понимание материи и современные научные представления о ней предполагают, что материя, не обладая каким-то определенным единственным качеством, обладает рядом атрибутов и является своеобразной «системой атрибутов» - пространства, времени, движения, системности, структурности.

Движение, понимается философией как всеобщий и важнейший атрибут мироздания, включающий все процессы изменения (природы, общества, познания). Но само по себе движение достаточно противоречиво. Оно включает в себя моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности. Отсюда – проблема описать его на языке логики, описать противоречивость объекта формально непротиворечивым образом. В частности с этой проблемой столкнулись элеаты. Так знаменитые апории Зенона раскрывают, что движение не обладает истинным бытием, поскольку мыслить его можно только привлекая категорию покоя. Вспомните, какова была гносеологическая позиция элеатов, какое мышление о предмете они рассматривали как истинное и почему?

Постичь сущность движения как особого диалектического процесса, а именно таким предстает движение, можно лишь через синтез противоположенных мыслительных определений (диалектическое мышление). Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите с позиций диалектического понимания сущность движения как фундаментального свойства мироздания в целом. Поясните, что представляет собой движение как атрибут материи (представлением о всеобщей связанности и процессуальности мира) и какие процессы и изменения движение включает в себя.

Существующие материальные объекты могут быть как просто, так и сложно устроены, могут быть включены в состав образований более высокого уровня. Это ставит вопрос об организации материальных объектов и систем, а именно вопрос о соотношении «целого» и «части». Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите значение данных понятий и их соотношение. Поясните, почему данные понятия не раскрывают всю сложность организации материальных объектов и почему это оказалось возможно в рамках системного подхода. Рассмотрите внутреннюю классификацию целостных материальных систем. (См. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 458 - 471).

Исходя из представления о типах материальных систем, уровнях структурной организации материи обратите внимание на формы движения матери, выделенные Ф. Энгельсом, сравните их друг с другом: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальные формы движения.

2. Пространство и время определяются как формы существования материи. Опираясь на учебную литературу, охарактеризуйте основные свойства пространства и времени. Поясните, как раскрывается связь пространства и времени в субстанциальной и реляционной концепции. Рассмотрите философское значение теории относительности.

Время и пространство тесно связано со структурной организацией материи. Речь идет о специфичном проявлении времени и пространства в микромире, живой природе и социальной действительности. Обратите внимание и сравните между собой биологическое, субъективно-психологическое переживание времени, социальное (историческое) пространство-время.

Философское понимание времени оказывается связано с так называемым духовно-экзистенциальным временем (См.: Аврелий Августин. Время и жизнь/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 394-398), которое весьма опосредованно связано с внешней активностью человека и процессами, происходящими в окружающем человека мире. Поясните, что в этом случае представляет собой время, о чем оно нам говорит?

Для философского осмысления важно и прояснение отношения вечности и времени. Поясните, почему и как вечность обнаруживается в качестве истинного времени, что помогает отнестись к ней, увидеть ее (См.: Бердяев Н.А. Время и вечность/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 450-460)? Как само время оказывается тем, что способно хранить в себе вечность, бытие (См..:Хайдеггер М. Бытие и время/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 472-481)?

3. Понятие «самоорганизация» отражает процессуальность материальных систем на всех уровнях структурной организации материи и тесно связано с понятием «системности». Обращаясь к учебной литературе, поясните сущность принципа самоорганизации материи, его связь с представлением о процессах, протекающих в открытых системах. Что такое «открытая система»? Поясните такое свойство открытых систем как нелинейность. Какая дисциплина занята изучением открытых нелинейных систем, какие задачи она решает? (См.: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания/ В.М. Найдыш. - М.: Гарадарики, 1999. С. 420-427; Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса/Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 492-503). Какое значение для процесса самоорганизации открытых систем имеет хаос, и какова роль случайности в данном процессе? Рассмотрите такие понятия, как «диссипативные структуры», «точки бифуркации», «флуктуации». Как с помощью этих понятий описывается процесс самоорганизации? Как при этом преодолевается противоречие между детерминированным и случайным?

Поясните мысль И. Пригожина о том, что «искусственное может быть детерминированным и обратимым. Естественное, в свою очередь, непременно содержит элементы случайности и необратимости».

Новое понимание процессов самоорганизации, представленное в синергетике, подводит нас и к новому пониманию мира: чем новый взгляд на мир отличается от традиционного?

 

 

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и «материя»?

2. Прокомментируйте утверждение Парменида: «Небытия не существует. Что существует – может быть мыслимо, что не существует – не может быть мыслимо». Как Вы считаете, почему бытие связано с мышлением, можно ли, исходя из этого, говорить о том, что небытие можно понимать, как отсутствие мысли?

3. Приведите примеры суммативной, функциональной и органической систем.

4. Как Вы считаете, почему вопросы «Что есть все?», «Почему есть нечто, а не ничто?», «Что лежит в основе всего?» являются философскими вопросами?

5. Чем физическое время отличается от времени психологического?

6. В чем состоит мировоззренческий характер проблемы бытия?

7. Как бы Вы прокомментировали следующее высказывание: «Бытие – это то же самое, что незаконная радость. Нет никаких причин к тому, чтобы мы были, и тем радостнее быть, и тем больше продуктивной гордости можно от этого испытать» (М.К. Мамардашвили).

8. Как Вы считаете, почему проблема бытия всегда была в центре философского знания, почему проблема бытия не может считаться устаревшей или окончательно разрешенной?

9. Как вы считаете, имеет ли значение проблема самоорганизации открытых систем для медицинского знание? Ответ обоснуйте. 

10. Почему проблема времени оказывается мировоззренческой проблемой? Связана ли проблема времени с проблемой бытия?

11. Чем мифопоэтическое понимание пространства отличается от научного?

12. В чем состоит, по вашему мнению, основное отличие синергетики от взглядов традиционной науки на процессы самоорганизации?

Тест для самопроверки

1.Философ, который первым ввел в философию понятие «бытие»

1. К. Маркс

2. Парменид

3. Платон

4. Аристотель

5. Г.Гегель

 

2. Объективная реальность, существующая независимо от сознания человека и данная ему в ощущениях – это философское определение

  1. Космоса, Вселенной
  2. Сознания
  3. Материи
  4. Духа
  5. Абсолютной идеи

 

3. Субстанциальный подход в толковании пространства и времени получил свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени

  1. Августина Блаженного
  2. Р. Декарта
  3. И. Ньютона
  4. Н. Кузанского
  5. А. Эйнштейна

 

4. Структурирование живой природы начинается с уровня

  1. элементарных частиц
  2. атомов
  3. молекул
  4. клеток

5. Качество целого всегда превосходит сумму качеств его частей – одно из центральных положений ___________________________.

6. Укажите структурные уровни неорганической природы

  1. атомный уровень
  2. клеточный уровень
  3. субмикроэлементарный уровень
  4. биосферный уровень
  5. тканевый уровень

 

7. _________ связывает все элементы в единое целое и определяет функционирование этих элементов по законам данной системы.

8. Формы движения материи были выделены

  1. Г. Гегелем
  2. Аристотелем
  3. Гераклитом
  4. В.И. Лениным
  5. Ф. Энгельсом

9. Становление реляционной концепция  пространства и времени связано с научными открытиями, сделанными

1. в середине ХХ века

2. в начале XIX

3. в XVIII веке

4. во второй половине XIX века

5. в начале ХХ века

10.  Примером идеалистического монизма является философия

  1. Г. Гегеля
  2. Р. Декарта
  3. Ф. Ницше
  4. Б. Спинозы
  5. И. Канта

 

11. Тезис Дж. Бруно «… природа… есть ничто иное как Бог в вещах» выражает позицию:

1. деизма

2. панлогизма

3. атомизма

4. пантеизма

5. дуализма

 

12. Согласно теизму, материя сотворена, поэтому не является:

1. веществом

2. субстанцией

3. субстратом

4. энергией

 

Основная учебная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 420-471.

Губин В.Д. Философия: Учеб. пособие/ В.Д. Губин. - М.: Гардарики, 2001. С. 129-143.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега, 2006. С. 56-105.

Философия: Учебник/ под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. – М.: Академический Проект. 2004. С. 379-398.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания/ В.М. Найдыш. - М.: Гарадарики, 1999. С. 420-427.

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 80-130.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 373-384.

Дополнительная литература

Гайденко П.П. Бытие и разум// Вопросы философии. – 1997. - №7.

Гайденко П.П. От онтологизма к психологизму: понятие времени и длительности в XVII – XVIII вв.// Вопросы философии. – 2001. - №7.

Коган Л.А. Закон сохранении Бытия// Вопросы философии. – 2001. - №6.

Алексина Т.А. Ценность времени и вечности в культурах разного типа// Человек. – 2008. - №2.

Розин В.М. Время в горизонте современной феноменологии// Вопросы философии. – 2006. - №7.

Князева Е.Н, Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным// Вопросы философии. – 1992. - №12.

Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 492-503.

Бердяев Н.А. Время и вечность/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 450-460.

Лосев А.Ф. К мифологии материализма/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 464-472.

Аврелий Августин. Время и жизнь/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 394-398.

Хайдеггер М. Бытие и время/Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 472-481.

Штанберг М.И. Синергетика и биология// Вопросы философии. – 1999. - №2.

Пытков В.П. Определение синергетики// Вопросы философии. – 2001. - №4.

Пригожин И. Философия нестабильности// Вопросы философии. – 1991. - №6.

Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы «круглого стола»)// Вопросы философии. – 2006. - №9

Лазарев С.С. Понятие «время» и геологическая летопись земной коры// Вопросы философии. – 2002. - №1

Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума// Вопросы философии. – 2000 -№6.

Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность// Вопросы философии. – 2003. - №8.

Сачков Ю.В. Эволюция учения о причинности// Вопросы философии. – 2003. - №4.

Симаков К.В. Концепция реального времени-дления В.И. Вернадского//В опросы философии. – 2003. - №4.

Павленко А.Н. Место «хаоса» в новом мировом «порядке// Вопросы философии. – 2003. - №9.

Князева Е.Н. Ускользающее настоящее// Человек. – 2009. - №1.

 

 

Литература к реферату

К 1 реферату

Чанышев А.Н. Трактат о небытии// Вопросы философии. – 1990. - №10.

Каган Л.С. Метаморфозы бытия и небытия// Вопросы философии. – 2001. - №6.

Селиванов Н. К вопросу о понятии «ничто»// Вопросы философии.- 2002. - №7.

Кутырев В.А. Крик о небытии// Вопросы философии. – 2007. - №2.

Хоружий С.С. Бытие и небытие// Вопросы философии. – 2001. - №6.

Солодухо Н.М. Философия небытия// Вопросы философии. – 2004. - №6.

 

Ко 2 реферату

Ясперс К. Введение в философию/ К. Ясперс. - Минск: ПРОПИЛЕИ, 2000. - С. 29-39.

Губин В.Д. Философия: Учеб. Пособие/В.Д. Губин. - М.: Гардарика, 2001. - С. 129-143.

 

 

К 3 реферату

Губин В.Д. Философия Актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега, 2008. - С. 96-125.

Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. Мальцева. – СПб.: Петрополис, 1997.Т.4. – С.387-395.

К 4 реферату

Хронобиология и хрономедицина/ под ред. Комарова Ф.И., Рапопорта С.И. – М.: Триада-Х, 2000. С. 7-14.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!