Тема 15. Философское постижение человека (6 часов)



План семинарского занятия №1

1. Философская антропология: предмет, цели и проблемное поле исследования.

2. Проблема сущности человека и уникальность его бытия. Свобода человека.

3. Соотношение биологического и социального в человеке. Социальная обусловленность здоровья и болезней человека.

 

План семинарского занятия №2

1. Категории человеческого бытия. Изначальное одиночество человека.

2. Человек как творческое существо. Исток и цель творчества.

3. Проблема смерти и поиск смысла жизни.

 

План семинарского занятия №3

1. Философское осмысление культуры. Человек в мире культуры. Медицина в системе культуры.

2. Культура и цивилизация: единство и различия.

3. Особенности постклассической культуры.

 

 

Темы рефератов

1. Одиночество и проблема самопознания человека.

2. Проблема свободы и ответственности врача.

3. Смерть и вопрос о смысле жизни.

4. Любовь как событие встречи Я и ТЫ.

5. Проблема происхождения человека.

Ключевые понятия

Философская антропология, антропосоциогенез, социобиология, «Я», культура, цивилизация

Цели изучения темы

  • составить представление о специфике философского постижения человека
  • познакомиться с идеями и проблемами философской антропологии
  • познакомиться с основными концепциями человека
  • знать основные экзистенциалы человеческого бытия
  • выявить взаимосвязь человека и культуры, раскрыть антропологический характер культуры
  • составить представление о проблеме кризиса культуры и о современном состоянии культуры

 

Методические рекомендации

Семинарское занятие №1

1. Прежде всего, укажите на отличия философской антропологии от антропологии как положительной (нефилософской) науки. Объясните, почему вопрос «Что такое человек?» («Что значит, быть человеком?») – это не только основной вопрос философской антропологии ХХ века, но и один из вечных вопросов философского знания как такового? Почему человек оказывается тем «центром», исходя из которого, раскрываются самые разнообразные темы философии: проблемы познания, проблема бытия, проблема времени, проблема смысла социального и исторического?

Поясните следующее положение: философия, «выходя за пределы очевидности» (Х. Ортега-и-Гассет), выходит за них и в отношении понимания человека. Сравните философский и научный подход (частнонаучное изучение человека как эмпирической данности) к человеку, объясните, почему философия не дает четкого и точного определения человека, почему для философии человек остается вечной тайной, несмотря на знания, которые существуют благодаря многим научным открытиям, связанных с человеком.

С позиций философии/философской антропологии к человеку нужно отнестись как к субъекту самопознания. Самопознание связано с рядом таких понятий в философской антропологии, как «Я», «личность», «дух». Рассмотрите каждое из указанных понятий. Объясните, как определяются и что содержит в себе самопознание как философский метод, почему именно он есть путь, ведущий человека к пониманию себя и своего места в мире. (См.: Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега – Л, 2006. С. 182-187; Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 531-540).

2. Чтобы понять человека, как особый род сущего, необходимо прояснить, что же такое «человеческое», что собственно принадлежит только человеку и делает его человеком. Здесь необходимо пояснить, почему дух, душа, разум это «человеческие» феномены, что они «говорят» о человеке. Подумайте, человечна ли наша телесность. Обусловлено ли наше тело только физиологией, или оно так же раскрывает себя в эстетическом, ценностном, социальном, познавательном (как мир, так и себя самого) аспектах?

Обратите внимание на нижеперечисленные философские представления о человеке. Поясните, как в каждой из них раскрывается «человечность» человека:

· античная философия – человека есть микрокосм тождественный макрокосму; он есть разумное существо,познающее сущее;человек - это политическое/социальное существо

· Аврелий Августин и христианская антропологическая традиция - божественная природа человека, идея греховности и спасении человека, идея бессмертии человеческой души

· антропологические идеи Нового времени и идеи немецких мыслителей (И. Кант, Г. Гегель) – «человек есть мыслящая вещь» (Р. Декарт). Человек это активное деятельное начало мира. Главная сфера человеческой деятельности – познание. Сравните данное понимание человека с пониманием его в античности

· размышления К. Маркса о социальной и деятельностной природе человека. Деятельность человека уже Фейербахом понимается как вещественная, предметная деятельностью. Основой предметной деятельности является опредмечивание и распредмечивание. Поясните, как труд, орудийная деятельность делает человека отличным от животных

· идеи Ф. Ницше о «смерти Бога», его понимание человека как сверхчеловека

· человек – это «декаданс» жизни; человек есть «болезнь», поскольку он биологически бессилен и инстинкт жизни в нем подавлен. Человеку остается только его разум, дух и орудия труда, благодаря чему он и создает цивилизацию как антипод жизни и живого

· экзистенциализм открывает человека как проект, «человек – это будущее человека». Экзистенциальная философия обращает внимание и на то, что в отношении человека гораздо ценнее оказывается утверждение «я существую», чем «я живу»

· понимание человека как существа, производящего символы, мир символического. Последний есть та искусственная среда, создавая которую, человек создает самого себя: человек есть «животное символическое» (Э. Кассирер)

Многообразие определений человека свидетельствуют о том, что человек действительно уникальное существо, поскольку мы обнаруживаем разнообразные грани его существования. В итоге, сказать что-то определенное о человеке можно указывая на его несводимость, неопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость («пять НЕ»). (См.: Губин В.Д. Философия: Учеб.пособие: элементарный курс/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 78-82). Поясните каждое из обозначенных НЕ. В чем и как проявляются данные характеристики человека?

3. Свести человека к единственному качеству или способности, говорить о субстанции человеческого более чем проблематично. Однако можно при этом указывать на отличия человека от животного. К последним, по мысли К. Ясперса, относятся

· неудовлетворенность

· стремление к безусловному

· беспрестанное стремление к единому

· осознание бессмертия

Поясните каждую из характеристик. Обратите внимание на то, что данные особенности человека в своем единстве указывают на такую фундаментальную особенность человека (по сравнению с животными), как стремление и преодоление собственных границ и возможностей. «Только человек – поскольку он личность – может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого» (М. Шелер). Быть таковым человеку дает возможность его свобода. Что такое свобода? С чем связана свобода человека? Что дает и к чему обязывает человека его свобода? Почему человек может бежать и отказываться от свободы?  

Поясните, почему человек отличен от животного не только отдельными своими качествами, но всем своим существом. Обратите внимание на то, что наличие сущностных отличий человека от животных не снимает проблему биосоциальной природы человека. Рассмотрите на основе материала учебной литературы, как раскрывается сложность соотношения и взаимосвязи природного и социального в человеке. Как связано здоровье человека с социальными и природными факторами? (См.: Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 206-214; Найдыш В.М. Концепции современного естествознания/ В.М. Найдыш. – М.: Гардарики, 1999. С. 398-413; Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека/ С.В. Алексеев, Ю.П. Пивоваров.- М.: ГОУ ВННМЦ МЗ РФ, 2001. С. 274-325).

 

Семинарское занятие №2

1. Говорить о специфике человеческого бытия в целом возможно, если обратиться к особым «формам жизни человека», которые присущи ему независимо от временных, пространственных и социально-экономических условий существования. Речь идет о любви, творчестве, заботе, свободе, одиночестве, смерти, вере. Подумайте, как эти «собственно человеческие» формы существования связаны с событием «второго рождения» человека. Что такое «второе рождение»? Указанные формы человеческого существования обозначают как категории или экзистенциалы человеческого бытия. В чем особенность экзистенциального переживания; чем оно отличается от обычного психологического переживания человека?

Особым «подступом» к самому себе для человека оказывается одиночество. Подумайте, почему, философская антропология выделяет одиночество и связывает его с проблемой познания человеческого существования? Подумайте, в чем состоит отличие экзистенциального одиночества от одиночества социального? О чем говорит нам наше экзистенциальное одиночество? Поясните, почему экзистенциальное/метафизическое одиночества не может быть исключено из жизни человека и почему, изменяя ему, убегая от него, человек предает себя?

2. Поскольку человек есть вызов установившемуся, определенному в своих законах миру, то наиболее адекватной формой его собственного вызова миру оказывается творчество. Обратите внимание на то, что творчество должно пониматься не только как деятельность, связанная со сферой культуры или науки, сколько как способ жизни человека. Поясните, в чем особенность такого способа жизни? Как взаимосвязаны между собой деятельность и творчество? Почему можно говорить о том, что человек как деятельное существо, есть, прежде всего, творческое существо?

Рассмотрите основные характеристики творчества и его связь со свободой человека (творчество как реализация, воплощение не столько «свободы от», сколько «свободы для»), его связь с феноменом созерцания. Поясните, кто такой творец (образом творца является ребенок); в чем состоит смысл творчества с позиций философской антропологии?

3. Парадоксальность человеческого существования состоит в том, что «смерть оказывается необходимым условием жизни», «Богоданной мерой всех вещей», тем, что «воспитывает вкус к жизни», что может вызвать «чувство благоговения перед Бытием». Подумайте, почему смерть есть в мире человека, но не в мире животных?

Как и одиночество, смерть - неустранимый «элемент» человеческого существования и вместе с этим она непостижима в плане положительного/определенного целостного знания. Обратите внимание на связь смерти со свободой человека, с ответственностью, на обусловленность смертью уникальности и единичности судьбы человека. Поясните, почему смерть можно назвать «даром обретения себя»? Каким образом смерть оказывается связана со смыслом жизни (обратите внимание, что смысл жизни отличается от целей жизни). 

Подумайте, почему в условиях современной цивилизации мы сталкиваемся со своеобразным «изгнанием смерти»? Влечет ли это за собой забвение подлинности человеческого существования? Имеет ли значение экзистенциальное понимание феномена смерти для медицины?

 

Семинарское занятие №3

1. Для философии, делающей предметом познания феномен культуры, оказывается важным прояснение тех глубинных условий, которые делают возможным существование культуры и ее многочисленных форм. Обратитесь к существующим определениям культуры (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 556-561; Губин В.Д. Философия: Учеб.пособие: элементарный курс/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 192-194). Сравните эти определения и подумайте, каково основное назначение культуры в жизни человека и общества. Поясните, что такое материальная и духовная культура.

Необходимо отметить, что культура оказывается невозможна без:

· личностного творчества

· ценностного/символического отношение к существующей реальности

· искусственности по отношению к естественной природе, «натуре» (речь идет так же и о природе человека)

Поясните каждый из указанных аспектов культуры. Подумайте, связаны ли они между собой и как.

Человек есть безусловный центр, «внутренний нерв» культуры, ее творец, но для этого он должен быть универсальным существом. Подумайте, что такое универсальность, чем универсальный человек отличается от специалиста («спеца»), почему именно универсальный человек, может рассматриваться как человек культурный. Раскройте диалектический характер взаимосвязи человека и культуры (См.: Губин В.Д. Философия: Учеб.пособие: элементарный курс/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 195-199).

Обратите внимание на место медицины в системе культуры; с какими сферами культуры связана медицина. Как связаны друг с другом медицина и культура в целом? Свидетельствует ли развитие медицины о развитии культуры? (См.: Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 583-604).

2. Учебная литература дает представление о различии культуры и цивилизации. Каковы основные точки зрения на проблему соотношения цивилизации и культуры? Поясните, каково отношение цивилизации к природе; почему проблема уничтожения природы стоит перед цивилизацией, а не культурой. Как можно объяснить то, что культура в большей степени связана со свободным, даже хаотичным творческим порывом личности, в то время, как цивилизация это более формальное и в достаточной степени упорядоченное существование человека, ориентированного на материальные, прагматичные ценности. Кто такой «массовый человек» цивилизации, чем он отличается от творческой личности? Поясните, почему культура есть «средство преображения духа человека», цивилизация есть «цель самой для себя». Подумайте, как взаимосвязаны друг с другом развитие и успехи цивилизации и кризис «человеческой духовности», который отмечают философы в ХХ веке (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 565-567).

3. Анализ исторической динамики культуры позволяет выделить три основных типа культуры: доклассический, классический и постклассичекий. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите основные черты каждого из указанных типов, учитывая, что в основе каждого типа лежит определенный способ отношения человека и природы и определенный набор жизненных ценностей.

Одним из явлений постклассической культуры оказался глобальный экологический кризис, который ставит современную цивилизацию («техногенная цивилизация») перед необходимостью отказа от позиций антропоцентризма, технократизма и глобальной экспансии человека. Так называемое «экологическое сознание» это не только «программа» выхода из данного кризиса, но и альтернатива существующей на сегодняшний день цивилизационной парадигме человеческого существования. Поясните, что включает в себя «экологическое сознание».

 

 

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Как раскрывает высказывание К.Ясперса сущность философского понимания человека: «Вопрос «Что такое человек?» никогда нельзя исчерпать в рамках того, что уже познано в нем, но можно только на собственном опыте испытать в первоистоке нашего мышления и поступания. Человек есть нечто существенно большее, чем он может знать о себе»?

2. Как Вы понимаете высказывание Р. Декарта о том, что «человек рождается дважды»?

3. Ф. Ницше полагал, что человек вообще еще не возник, в массе своей люди остаются супершимпанзе: в сравнении с обезьяной он более умный, более хитрый, более ловкий, но все равно обезьяна. Можно ли согласиться с позицией философа? Какие человеческие черты, с точки зрения Ф. Ницше, так и остались лишь потенцией, «заданием» для человека как супершимпанзе?

4. Прокомментируйте слова Ж. Батая: «Человек это казнение, война, тоска, безумие». Подумайте, почему так можно говорить о человеке?

5. В чем состоит риск человеческого существования?

6. Поясните следующее высказыванием М. Шелера: «То, что делает человека человеком, есть принцип, противоположенный всей жизни вообще».

7. Как Вы думаете, почему философы утверждают метафизичность природы любви? Не является ли философское понимание любви, представление о ней тем идеалом, который не может быть осуществлен в жизни?

8. Как Вы считаете, какая идея философской антропологии может быть проиллюстрирована следующим древнекитайским афоризмом: «Искать мудрость вне себя – вот верх глупости»?

9. Как бы Вы ответили на вопрос «Что такое человек?». Какая из существующих концепций, раскрывающих сущность человека Вам ближе? Почему?

10. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Когда жизнь складывается наперекор нашим желаниям, мир вокруг нас подобен лечебным иглам и целебным снадобьям: он незаметно врачует нас. Когда мы не встречаем сопротивления, мир вокруг нас подобен наточенным топорам и острым пикам: он исподволь ранит и убивает нас»? В чем состоит «мудрость мира», исцеляющая человека и в чем «уничтожающая сила мира»? Поясните, почему внешний мир может выступать для человека в столь разных качествах.

11. С точки зрения Р. Тарнаса, современность демонстрирует нам ситуацию близкой смерти современного, то есть западного человека (речь идет о типе мышления, о «человеке» западной традиции, как представителе современной культуры и современного мировоззрения). «Но человек не есть цель», - продолжает Р. Тарнас, ибо «потаенной страстью, снедавшей западное мышление, было воссоединение с истоками собственного бытия». Как Вы думаете, что ведет к смерти современного человека? Что такое «преодоление человека», с чем оно может быть связано? Как возможно для человека «воссоединение с истоками собственного бытия»?

12. Вл. Соловьев говорил о том, что сутью человеческого в человека является стыд, сострадание и благоговение перед высшим. Согласны ли Вы с этим?

13. Ж.-П. Сартр писал: «Я ответственен… за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще». Что значит в контексте данного высказывания «человек вообще»?

14. Как бы Вы прокомментировали следующее высказывание Э. Фромма: «Я верю, что каждый человек представляет все человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером»?

 

Тест для самопроверки

1. Родоначальники философской антропологии, как направления в немецкой философской мысли ХХ века

  1. М. Шелер
  2. З. Фрейд
  3. Б. Рассел
  4. Х. Плеснер
  5. К. Ясперс

2. Позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания

1. антропоцентризм

2. космоцентризм

3. теоцентризм

4. антропологизм

5. натурализм

 

3. Одно из центральных понятий философской антропологии, обозначающее конкретное бытие; существование в его простой фактичности __________________________.

4. Основоположник социобиологии

  1. Ф. Ницше
  2. Э. Уилсон
  3. И.П. Павлов
  4. Б. Поршнев
  5. Ж.-Ж. Руссо

 

5. Проблема человеческой личности становится одной из центральных проблем в философии

  1. Античности
  2. эпохи Возрождения
  3. Нового времени
  4. Просвещения
  5. Средневековья

 

6. Специфически человеческая форма активности, направленная на достижение сознательно поставленной цели –  ____________________.

7. Понятие «цивилизация» начинает использоваться

  1. в ХХ в.
  2. в конце XIX - начале XX вв.
  3. в XVIII в.
  4. в X в.
  5. в середине ХХ в.

 

8. Первоначальное значение понятия «культура»

  1. создание искусственной природы
  2. обработка, возделывание земли человеком
  3. цивилизованное поведение в обществе
  4. различные формы и виды искусства
  5. одна из ступеней развития общества

 

9. Совокупность неповторимых природных качеств характеризует человека

1. как личность

2. как индивидуальность

3. как индивида

4. как экзистирующее существо 

5. как субъекта

 

10. Понимание человека как микрокосма характерно для философии

1. средневековья

2. античности

3. позитивизма

4. Нового времени

5. марксизма

 

11. Согласно концепции креационизма человек           

1. ступень развития Абсолютного духа

2. является результатом взаимодействия 5 элементов

3. является результатом биологической эволюции

4. сотворен Богом

5. является закономерным этапом развития Вселенной

 

Основная учебная литература

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 531-551.

Губин В.Д. Философия: Учеб.пособие: элементарный курс/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 51-111.

Философия: Учебник/ под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. – М.: Академический Проект, 2004. С. 602-624.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики., 2008. С. 567-665.

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 190-229.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 312-335, 402-424.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания/ В.М. Найдыш. – М.: Гардарики, 1999. С. 398-413.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега – Л, 2006. С. 175-260.

Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека/ С.В. Алексеев, Ю. П. Пивоваров.- М.: ГОУ ВННМЦ МЗ РФ, 2001. С. 274-325

Дополнительная литература

Бердяев Н.А. Мир творчества/ Бердяев Н.А. Самопознание. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1991. С. 456-473.

Бубер М. Проблема человека/ Бубер М. Два образа веры. – М.: Республика, 1995. С. 158-164;С.192-197.

Варавва В.В. Метафизика смерти: опыт «апофатической рациональности»// Вопросы философии. – 2005. - №12.

Гольд С.И. Сравнительный анализ любовных этнокультур// Человек. – 2008. - №3.

Гусейнов А.И. Соционормативная сфера культуры// Вопросы философии. – 2008. - №8.

Дробышев А.А. Свобода и ответственность личности// Омский научный вестник. Приложение.Ч.2. – 2006. - №3(37).

Евлампиев И.И. Андрей Тарковский и новая философия человека// Вопросы философии. -1996. - №12.

Иошкин В.К. Несвобода и свобода в рациональном осмыслении мира// Вопросы философии. – 2006. - №8.

Порус В.Н. С.Л.Франк: антиномии духа как основания культуры// Вопросы философии. -2008. - №1.

Свасьян К. Человек как творение и творец культуры// Вопросы философии. – 1989. - №7.

Франк С.Л. Смысл жизни// Вопросы философии. – 1990. - №6.

Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека»// Вопросы философии. – 2001. - №2.

Юнг. К.Г. Современный человек и проблема его души/ К.Г. Юнг. Дух в человеке, искусстве и литературе. -  Минск: ООО «Харвест», 2003. С. 335-359.

Соловьев О.В. Человеческое Я в «просвете» физического закона// Вопросы философии. -2008. - №11.

Григорьева Т.П. Эволюция к духу (от горизонтали к вертикали)// Человек. – 2009. - №1.

Самохвалов В.И. Творчество и энергия самоутверждения// Вопросы философии. – 2006. - №5.

Силаева В.Л. Суицидальные практики в интернете// Человек. – 2008. - №6.

Калюжная Н.А. Философский анализ опыта: экзистенциальные аспекты// Вопросы философии. – 2009. - №9.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Бубер М. Проблема человека/ Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика,1995. С. 227-233.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега – Л, 2006. С. 214-222.

Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека/ Н.А. Бердяев

 

Ко 2 реферату

Ильин И.А. О назначении врача/ И.А. Ильин. Путь духовного обновления. – М.: ЭКСМО, 2006. С. 478-490.

Тульчинский Г.Л. О природе свободы// Вопросы философии. – 2006. - №4.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 604-611.

 

К 3 реферату

Варава В.В. Метафизика смерти: опыт «апофатической рациональности»// Вопросы философии. – 2005. - №12.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега – Л, 2006. С. 236-262.

Денисова Т.Ю. Смерть – предельное одиночество?// Человек. -2008. - №5.

К 4 реферату

Фромм Э. Искусство любить/ Э. Фромм. – СПб.: Азбука, 2002. С. 187.

Губин В.Д. Философия: Элементарный курс: Учебное пособие/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. - С.83-90.

Соловьев В.С. Смысл любви/ В.С. Соловьев. Избранное. – М.: Советская Россия, 1990. С. 133-217.

Климова С.М. В.Розанов и М.Фуко о странностях любви. Век ХХ// Человек. – 2008. - №1.

 

К 5 реферату

Борзенков В.Г. О природе человека// Человек. – 2008.-№2.

Пелипенко А.А. Как мы эмигрировали из природы// Человек. – 2008. - №2.

Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего// Вопросы философии. – 2008. - №4.

 

 

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!