Укажите ценности, характеризующие «кушитство» как одну из движущих сил истории, по мысли А.С. Хомякова
- безличность
- мир
- война
- рассудочность
- творчество
- необходимость
7. Автором проекта вселенской теократии в истории русской философской мысли является
- А.С. Хомяков
- П.Я. Чаадаев
- Ф.М. Достоевский
- В.С. Соловьев
- С.Н. Булгаков
8. Подлинной формой социализма для Герцена был____________ социализм.
9. Проблема свободы и смысла творчества является центральной в философии
- П.Я. Чаадаева
- М.А. Бакунина
- И.А. Ильина
- Н.А. Бердяева
- И.В. Киреевского
10. Создателем учения о «цельном знании» в русской философии считают
- И.В. Киреевского
- П.Я. Чаадаева
- Ю.Ф. Самарина
- К.С. Аксакова
- А.И. Герцена
11. «Первой попыткой» русского самосознания, «первой самостоятельной у нас идеологией» Н.А. Бердяев называл философские идеи
- славянофилов
- западников
- народников
- почвенников
- евразийцев
Основная учебная литература
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 709 – 752; 778 – 803.
Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории/ Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская.- М.: Аспект Пресс, 2000. С. 65-114; 255-283.
Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 257 – 388.
Дополнительная литература
Бердяев Н.А. Русская идея. М.,1999. 225 с.
Бердяев Н.А. Самосознание: Сочинения/ Н.А. Бердяев. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1999. С.11-248.
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2ч. .Р-на-Д., 1999.
Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве/ В.С. Соловьев. - М.: АСТ, 2004. С. 3-250.
|
|
Соловьев В.С. Оправдание добра/ В.С. Соловьев. - М.: Республика,1996. С. 75-155; 432-451.
Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии/ Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Слово, 1996. С. 149-161.
Сто русских философов: Библиографический словарь/ Сост.: А.Д. Сухов. - М.: ТЕРРА; Республика, 1999.
Франк С.Л. Русская философия, ее характерная особенность и задачи/ Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Слово, 1996. С 205-213.
В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. В 2ч.Ч.1. - М.,1994.
Рашковский Е.Б. Три оправдания: стержневые темы философии Вл. Соловьева 1890-х годов// Вопросы философии. – 2001. - .№6.
Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье// Вопросы философии. - 2003. - №5.
Порус В.Н. В. Соловьев и Л. Шестов. Единство в трагедии// Вопросы философии. – 2004. -№2.
Флоровский Г. Из прошлого русской мысли/ Г. Флоровский. – М.:АГРАФ,1998. С. 31-52; 74-87.
Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева// Вопросы философии. – 1994. - №6.
Матюхин А.В. Общественная мысль в России XIX – начала XX века// Социо-гуманитарные знания. – 2009. - №3.
|
|
О. Игнатий Крекшин. В разломе бытия. Прологомены к антроподицее позднего Л.С. Франка// Вопросы философии. – 2006. - №8.
Литература к рефератам
К 1 реферату
Бердяев Н.А. О назначение человека/ Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1998. С. 37-85.
Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения/ Н.А. Бердяев. – М.:ЭКСМО-Пресс,1999. С.11-240.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 803-840.
Ко 2 реферату
Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье// Вопросы философии. - 2003. - №5.
Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии/ Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Наука, 1996.С. 149-161.
Флоровский Г. Из прошлого русской мысли/ Г. Флоровский. – М.:АГРАФ,1998. С. 74-87.
К 3 реферату
Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 376 - 383.
Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека// Вопросы философии. – 2002. - №2.
Мареева Е.В. Творчество Ф.М. Достоевского в зеркале философии Л. Шестова// Вопросы философии. – 2007. - №3.
К 4 реферату
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т. Т.2./ В.В. Зеньковский. – Р-н-Д.: Феникс,1999. С. 368-378.
|
|
Шестов Л. Апофеоз беспочвенности/ Л. Шестов. – М.: АСТ, 2004. С. 3-221.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 840-868.
К 5 реферату
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т. Т.2./ В.В. Зеньковский. – Р-н-Д.: Феникс,1999.С.147-165;С.296-299.
Сидорина Т.Ю. Кризис ХХ века. Прогноз русских мыслителей/ Т.Ю. Сидорина. - М.:ГУ ВШЭ, 2001.С.23-31.
К 6 реферату
Плимак Е.Г., Сабурова Т.А. «Русская идея» Н. Бердяева как наследие русской интеллигенции?// Вопросы философии. – 2006. - №9.
Кива А.В. Тернистый путь к самопознанию// Общественные науки и современность. – 2008. - №4.
Тема 11. Восточная философия: философское наследие Индии и Китая
(2 часа)
План семинарского занятия
1. Многогранность древнеиндийской философской традиции.
2. Самобытность философии Древнего Китая: даосизм и конфуцианство.
Темы рефератов
1. Аюрведа как философия и врачевание.
2. Особенности древнекитайского мировоззрения и медицина.
Ключевые понятия
Веды, Брахман, Атман, майя, мокша, сансара, карма, нирвана, Дао, дэ, у-вей.
Цели изучения темы
· выявить отличительные черты традиции восточной философской мысли
· составить представление об основных направлениях индийской и китайской философии и их особенностях
|
|
· знать основные понятия восточной философской мысли
· сравнить в целом восточную и западную философскую традиции
Методические рекомендации
1. Древнеиндийская традиция сохранила большое количество текстов, которое носят характер философских размышлений. Однако древнейшим памятником, который имеет отношение к философской мысли относят самый поздний пласт ведической литературы упанишады (IX – Vвв. до н.э.). В упанишадах были впервые сформулированы основные идеи и понятия индуистской мысли: идея Абсолютного начала (идея Атмана и идея Брахмана), идея перерождения душ - Сансара, идея космического нравственного закона – Кармы, идея истинного познания (соотношение трех видов сознания пракрити – пуруша – майя), идея дхармы. Опираясь на материал учебной литературы, поясните, в чем состоит философский характер указанных идей (См.: Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 36-37; История философии. Запад – Россия – Восток/ под ред. Н. Мотрошиловой. – М.: Т.1.М., 1996. С. 378-429; Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003. С. 20-22; Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учебник для вузов/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С. 45-48, 54-70).
Развитие философской мысли привело к формированию шести даршан (школ): санкхья и вайшешика, йога и ньяя, миманса и веданта. Это ортодоксальные философские системы. Объясните, что позволяет говорить об ортодоксальности данных школ и каковы те проблемы, которые рассматриваются в каждой из них. Чем эти школы отличаются друг от друга; чем отличается их понимание сущности мира, познания?
К неортодоксальным учениям относят буддизм и джайнизм. Какие идеи упанишад были критически переосмыслены буддизмом? (См.: Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 37-40; Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003. С. 30-34).
Как вы думаете, чем отличается философская мысль Древней Индии от европейской философской мысли?
2. Китайская философская мысль представлена двумя основополагающими учениями – даосизмом (связано с именем Лао-цзы) и конфуцианством (связано с именем Кун-цзы или Конфуция). Хотя второе учение берет за свою основу первое, между ними существует ряд отличительных особенностей.
Для даосизма основополагающим является понятие Дао. Дао не является трансцендентным началом: оно одновременно трансцендентно и имманентно миру. Обратите внимание на то, что отсутствует точное определение данного понятия. Подумайте, с чем это может быть связано? О Дао говорят и как о законе существования всего, как о порождающей все бесформенной силе, как о том, что вечно и присутствует везде. Дао в большей степени событийно: оно порождает все, находится в движении, хотя движение Дао обозначат «обратный ход». Поясните, в чем состоит особенность движения, обозначенного как «обратный ход».
Обратите внимание на особенность мышления Дао: линейному, альтернативному мышлению – «либо то, либо это» здесь противостоит диалектика с ее принципом существования динамичного единства противоположенностей – «и то, и это», причем - «то станет тем». Сами противоположенности здесь не имеют самостоятельного бытия, они относительны и взаимопроницаемы: друг без друга не существуют. Таким образом, мысль о Дао оказывается антагонистичной, противоречивой и парадоксальной.
Движение Дао есть естественный путь, которому следует все в мире. Этому естественному пути должен следовать и человек. Сопричастность человека Дао, как изначальной природе всего, проявляется в дэ – правильном поведении, высшей добродетели, которой буквально оказывается проникнут человек. В дэ проявляется естественная природа самого человека, связанная с естественным ритмом Космоса а не с желанием собственного эгоистического самоутверждения. Тот, кто следует естественной природе, поступает согласно у-вэй, то есть, действует бездействуя (недеяние), не нарушая естественности: «Премудрый человек пребывает в деле недеяния», «тот, кого называют естественным человеком, свою природу приводит в соответствие с Дао. Поэтому его бытие подобно небытию, его сущность подобна пустоте». Обратите внимание, что знание о естественном пути (цзин), знание Дао понимается как врожденное и «находится» в сердце человека, точнее, питает его сердце и разум. Поэтому, если «совершенное цзин» погибает внутри, обнаруживается это в речах и поступках.
Поясните, что выражает собой понятие «недеяние» в соответствии с представлением о Дао, поскольку невозможно «осуществить недеяние, если не познаешь все взаимоотношения в природе». Обратите внимание на то, что недеяние связано с особым состоянием духа, когда «отдаешься тому, в чем совпадаешь с потоком», с Дао. Подумайте, к какому идеалу жизни стремиться даос, исходя из представлений о Дао и о познании Дао?
Конфуцианство признает существование Дао, но главным для Конфуция и его последователей является вопрос о социальном порядке, правилах совместного общежития, благодаря чему устанавливается порядок и единство в Поднебесной.
Такие вопросы, как роль и деятельность правителя, который воплощает волю Неба, связь правителя и его народа, вопрос о «великом» и «переменном» уделе человека, его природе, вопрос о существующих типах социальных связях, в которых естественным образом находится человек (муж – жена, сын – отец, правитель – подданные), делают конфуцианство в большей степени социально- этическим учением. То есть учением о правильном поведении человека в обществе, о благе всего человеческого сообщества, которое воплощает собой образ Поднебесной.
Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите, какое значение в социальной практике конфуцианство придает ритуалу. Поясните, каким образом ритуализация социальных отношений связана с такой целью, как «возвращение к Дао» (См.: Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 54-56; Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003. С.44-45; Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учебник для вузов/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С. 123-130). Каково при этом отношение к ритуалу в даосском учении, отводится ли ему первостепенная роль в жизни человека?
Проблемные задания и вопросы для самоподготовки
1. Что из себя представляет «срединный путь» спасения, предложенный Буддой? Почему он обозначен именно как «срединный»?
2. В чем состоит особенность определения Дао, приведенного в данном отрывке?:
«Если Дао могут высказать, Дао не является незыблемым… Безымянность – вот начало Неба и Земли», «Это вид невидимого, образ отсутствия вещей. Оно расплывчато, неясно. При встрече с ним не видят его спереди, а следуя за ним, не видят сзади»?
3. Каково место и значение ритуала в социальной жизни человека в трактовке конфуцианства?
4. Существует ли, с вашей точки зрения, сходство между учением о добродетелях Сократа и представлении о добродетелях у Конфуция?
5. Поясните различие между двумя высказываниями, учитывая, что одно из них принадлежит европейцу, а другое представителю восточной культуры (дзен-буддизм): «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» и «Лети, мгновенье, ты прекрасно!».
6. Как бы вы объяснили такой феномен, как «молчание Упанишад»? С чем связано данное «молчание»?
7. Что вкладывается в понятие долга в традиции даосизма, конфуцианства и в индийской культуре?
8. В чем, по вашему мнению, состоит отличие восточной медицинской парадигмы в целом от классической европейской парадигмы?
9. Истинное познание (в даосизме и дзен-буддизме) состоит в том, чтобы проницать вещи в их «Таковости». Иначе говоря, истинное познание есть познание того, что «это есть то» (тат твам аси)Что такое «Таковость» вещей? В чем состоит специфика данного познания?
10. Порой нирвану понимают как угасание жизни, отказ от нее. Однако нирвана предполагает более фундаментальный отказ, ведущий к свободе. Поясните, о каком отказе идет речь.
Тест для самопроверки
1. Трактат из пяти тысяч слов, в котором изложены основы учения Лао-Цзы называется___________________________.
2. Укажите качества, являющиеся главными для совершенного человека, по мысли Конфуция
- умение прощать
- чувство долга
- отказ от желания
- человеколюбие
- сострадание другому человеку
3. Проявление Брахмана в человеке
- Дао
- дэ
- Логос
- Атман
- ци
4. Учение о 5 первоэлементах в китайской мысли получило название
- даосизм
- буддизм
- джайнизм
- У-син
- легизм
5. Закон, раскрывающий обусловленность жизни человека телесными и ментальными действиями в предыдущих жизнях, сформулирован в древнеиндийской традиции, как закон_________________________.
6. Сходным по значению и смыслу понятию мокша в буддизме является понятие
- нирвана
- у-вей
- ахинса
- майя
Основная учебная литература
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проспект,2003. С. 8-47.
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина. – М.: Гардарики, 2008. С. 13-48.
Чанышев А.Н. Философия древнего мира: учебник для вузов/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С.43-97; 110-118; 123-130.
Дополнительная литература
История философии. Запад – Россия – Восток/ под. ред Н. Мотрошиловой. – М.: Т.1.М., 1996. С. 378-429.
Ясперс К. Лаоцзы// Лаоцзы. Обрести себя в Дао. – М.: Республика,2000. С. 362-400.
Панфилова Т.В. Человек в мировоззрении Востока/ Т.В. Панфилосва. - М.: Знание, 1991. 38с.
Хамидов А.А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой валидности// Вопросы философии. – 2002. - №3.
Юнг К.Г. Различие восточного и западного мышления. Любое издание.
Григорьева Т.П. Философия красоты// Вопросы философии. – 2007. - №1.
Григорьева Т.П. Логика Срединного пути// Вопросы философии. – 2004. - №12.
Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Медитация как форма непосредственного познания// Вопросы философии. – 2008. - №8.
Бурмистров С.Л. Человек в Веданте и неоведантизме// Человек. – 2009. - №1.
Литература к рефератам
К 1 реферату
Аюрведа. Любое издание.
Гарбузов И.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины/ И.И. Гарбузов.- М.: ПРЕСС, 1994.С.61-78.
Ко 2 реферату
Гарбузов И.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины/ И.И. Гарбузов.- М.: ПРЕСС, 1994. С. 25-53.
Катчмер Д. Дао биоэнергетики. Восток – Запад/пер. с английского Н.Г. Шпет. – К.: София, 1998.С.21-104.
Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!