Тема 9. Западная философия ХХ века (4 часа)



 

План семинарского занятия №1

1. Критика системы Гегеля и складывание посткласической философской традиции во второй половине XIX века.

1. А. Шопенгауэр и иррациональное направление в философской мысли.

2. Ф. Ницше: «философия жизни».

 

План семинарского занятия №2

1. С. Кьеркегор: первый опыт экзистенциализма

2 Экзистенциализм ХХ века: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю

3. Философские поиски «постмодернизма».

Темы рефератов

1. Философское значение открытия феномена бессознательного.

2. Проблема языка в философии  Л. Витгенштейна

3. Постмодернистское мышление: за и против.

 

Ключевые понятия

Иррационализм, философия жизни, позитивизм, постмодернизм, экзистенция, верификация, фальсификация, демаркация, коммуникация.

Цели изучения темы

· выявить социокультурные предпосылки формирования постклассической философской традиции

· составить представление об особенностях постклассической философии

· рассмотреть основные направления, проблематику и познакомиться с представителями философской мысли первой половины ХХ века

· рассмотреть основные проблемы и идеи философской мысли конца ХХ века

                             

Методические рекомендации

Семинарское занятие №1

1.  Традиционная, так называемая, «классическая философия», претендовала на абсолютный характер своего знания, которое считалось более фундаментальным, чем естественнонаучные теории. Для классической философии характерен примат всеобщего над индивидуальным, именно всеобщее оказывалось базисом последнего. Критика же гегелевской теории была связана с обоснованием и защитой индивидуального перед всеобщим, с раскрытием естественных (как не метафизических) оснований существующей действительности (Л. Фейербах, К Маркс). Назовите причины, вызвавшие интерес ко всему естественному.

«Фактом» реальности оказывается не Дух, не Абсолютная идея, а человек и его чувства, его естественное существование, его производственно-трудовая деятельность. Поиск подобных «фактов» стал своеобразным отказом от постулирования в качестве единственной реальности – реальности познающего мышления. Это породило интерес к «нерациональному», выходящему за границы рационального, не умещающемуся в доводах рационального объяснения, к желанию «найти какую-то вне разума лежащую действительность». Показательно в данном случае следующее высказывание, демонстрирующее «новый» взгляд на понимание познания: «глубокомыслия может достичь лишь человек, глубоко чувствующий». Не Дух, а Природа; не разум и наука, а чувства и искусства; не знание, а представление; не постепенное поэтапное развитие, а «вечное возвращение»; не абстрактные истины, а непосредственное переживание – таковой предстает реальность жизни, требующая своего переосмысления.    

Подумайте, как изменилось отношение и понимание человеком самого себя, своего места в мире в результате достижений научного знания в XIX веке. Какие мировоззренческие последствия имела теория эволюции; какие идеи, характерные для «классической философии», она подвергла сомнению? Изменилось ли представление о природе человеческого разума и его возможностях?

2. С точки зрения многих авторов, А. Шопенгауэр является тем мыслителем, который «сделал первый, но вполне определенный шаг в сторону неклассической философии». Проявляется этот шаг в том, что философ принимает за основу мира скрытое ноуменальное по своей природе начало – Мировую волю. Что говорит Шопенгауэр о сущности Мировой воли; как обосновывается ее иррациональность? Исходя из этого, поясните, почему человеческая жизнь в своей основе есть страдание, а жизнь как таковая есть отрицание самой себя. Определите, чем оценка, которую дает А. Шопенгауэр разуму человека, отличается от оценки, характерной для «классической» мысли.

Указывая на то, что человек оказывается существом несвободным в жизни, Шопенгауэр все же видит для него возможность высвобождения. Почему искусство и аскеза могут привести к преодолению воли в себе? Чем отличаются друг от друга два этих пути?. Поясните, в чем выражается пессимистичность оценки А. Шопенгауэра мира и человека.

Обратите внимание на то, что для постклассической философии был характерен поиск языка, адекватного самой реальности мира и способного преодолеть абстрактность классических категорий. В этом А. Шопенгауэру помогает его обращение к идеям восточной философии и использование ряда ее понятий. О каких понятиях идет речь? Какое значение для философии А. Шопенгауэра они имеют?

Что нового о мире и о человеке смог сказать А. Шопенгауэр?

3. Поясните, почему своеобразное отрицание жизни в философии Шопенгауэра стало проявлением отрицания традиционных метафизических принципов и традиционных ценностей, которые с ними связаны. Ф. Ницше продолжает этот путь, но идет дальше Шопенгауэра, поскольку его нигилизм это не просто протест и отказа от жизни, но своеобразный метод возвращения к самой жизни, живому. Поясните, в чем особенность нигилизма Ницше?

Провозглашая «смерть Бога», Ницше открывает (вслед за Шеллингом) «дионисийский дух», как основание мира, по отношению к которому мышление человека оказывается проявлением «духа Аполлона». Обращаясь к рекомендованной литературе, рассмотрите обозначенные Ф. Ницше, два начала и сравните их между собой. Поясните, как эти начала раскрывают перед нами феномен жизни. Обратите внимание на то, что используя такие понятия как «сверхчеловек», «вечное возвращение» и «воля к власти» Ницше раскрывает фундаментальные характеристики того, что мы называем живым (и в отношении человека, и в отношении мира). Объясните, что такое живое для Ницше?

Проблема подлинно живого имеет место и в критическом отношении Ницше к христианству. Поясните, почему критика метафизики оказалась связана для философа с критикой христианской морали (как истоке традиционных ценностей), которой Ницше осмеливается противопоставить этику «по ту сторону добра и зла».

 

Семинарское занятие №2

1. Направляя свою критику против «спекулятивной философии», «классической метафизики», С. Кьеркегор – «датский Сократ», как Л. Фейербах и К. Маркс смотрит на мир «глазами человека», через его естественное существование как самоосуществление. Последнее для Кьеркегора раскрывается как уникальное, полное противоречий, случайностей и неожиданностей, полное страха и отчаяния свое бытие - экзистенция.

Экзистенция, экзистенциальная реальность – это та реальностью, к которой только и имеет отношение человек. С экзистенцией у Кьеркегора связано понятие «субъективной истины», в основе которой - переживание подлинности собственного существования. Поясните, почему именно экзистенция оказывается определяющей для Кьеркегора; рассмотрите стадии «самоосуществления» человека – эстетическую, этическую и религиозную. Поясните, почему «подлинная экзистенция» возможна именно как вера в Бога. Обратите внимание на то, что сама вера (христианство) в модусе экзистенции обнаруживает свою подлинность и глубину, которая, по мысли Кьеркегора была утрачена, а «идея христианства» - извращена.

2. Экзистенциализм или философия существования довольно общее название для достаточно неоднородных философских течений западной мысли ХХ столетия. Уникальность экзистенциализма связана с тем, что он является проявлением одновременно критического отношения и разочарования человека в мире, обществе, самом себе. Дальнейшее развитие неклассического типа мышления, развитие и новые достижения науки, экономические кризисы, мировые войны, фашизм не могли не повлиять на общее мировоззрение человека ХХ века.

Рассмотрите основные идеи, характерные для данного направления; обратите внимание на то, что экзистенция соотносится с бытием и сама оказывается непосредственным проявлением бытия как «тут-бытие», «вот-бытие» (М. Хайдеггер) (См.:. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. Мальцевой. -  СПб.: Петрополис,1997. Т.4. С. 397-399; Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидороний. – М.: Гардарики, 2008. С. 726-739).

Каковы экзистенциалы человеческого бытия?  

М. Хайдеггер, говорит о том, что человеческое бытие – это проект. Исходя из этого, поясните, в чем заключается фундаментальность таких экзисценциалов, как забота/озабоченность и  страх (связан со страхом смерти).

Какие ситуации К.Ясперс обозначает как экзистенциальные ситуации и почему? Поясните значение коммуникации как отношения/общения/диалога с другой непохожей экзистенцией в жизни человека.

Ж.-П. Сартр связывает экзистенцию человека со свободой. Именно свобода есть единственное условие, базис человека и потому его «существование предшествует сущности». Почему, по мысли Сартра, свободное существование оказывается слишком проблематично для человека? В чем заключается опасность для свободы одного человека взгляд другого/других?

А. Камю откровенно говорит о скуке, которая однажды захватывает человека. Именно скука оказывается способна «пробудить» человека, вернее, обратить его внимание на то, что действительно есть он и жизнь. Открывающаяся в этом случае абсурдность жизни ставит предельный вопрос о смысле существования, ответом на который оказывается «метафизический бунт». В чем специфика и сущность этого бунта? Возможно ли уничтожить абсурдность жизни?

3. Обращаясь к рекомендованой литературе, обратите внимание на культурно-социальные и экономические предпосылки «постмодерна» (См.: Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидороний. – М.: Гардарики, 2008. С. 816-826; Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 752-754). Рассмотрете значение таких терминов, как «модерн» и «постмодерн» (См.: Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидороний. – М.: Гардарики, 2008. С. 814-815; Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 692-698). Хотя название «постмодернизм» оказывается достаточно условно, все же можно говорить о характерных чертах самой ситуации, самого стиля мышления, которое складывается в интеллектуальной среде в последней трети ХХ века. К этим чертам относят: антисистемность, адогматичность, открытость, анонимность, безоценочность, отказ от всевозможных антитез (высокое – массовое искусство, научное – обыденное сознание). Поясните каждую из указанных черт. «Постмодернистское мышление» так же критично по отношению к метафизике. Важно, что под метафизикой здесь понимается не только традиция классической философии, но и само западное мышление как сложившаяся структура, определяющая собой жизнь и облик европейской цивилизации в ее прошлом, настоящем и будущем. Критичность же осуществляется при помощи методов деструкции, деконструкции, демистификации. В чем сущность данных методов? Объясните, почему одной из центральных проблем «постмодернизма» оказывается проблема языка?

Радикальность позиций мыслителей так называемого «постмодерна» (Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лиотар) оказываются не просто интеллектуальным «жестом», но вполне объяснимой и даже необходимой провокацией в определенных обстоятельствах. Подумайте, почему «постмодернизм» подвергает критике  абсолютности и объективности любой парадигмы?

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Прокомментируйте следующее высказывание Ф. Ницше:"Обезьяна по отношению к человеку посмешище и позор. Так же и современный человек посмешище по сравнению со Сверхчеловеком. Человек должен оставить себя, забыть. Он только мост или "канат", натянутый между животными и сверхчеловеком". Можно ли согласиться с философом, почему? Отрицая «законченность» человека, как вы думаете, к чему призывает Ф.Ницше?

2. Какое значение для медицинской этики имеют идеи иррационализма и экзистенциализма?

3. Имеют ли значения идеи постмодернизма для медицинского знания?

4. Прокомментируйте следующее высказывание Л. Витгенштейна: "Большинство предложений и вопросов, толкуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. Вот почему на вопросы такого рода вообще невозможно давать ответы, можно лишь устанавливать их бессмысленность. Философия не является одной из наук... Цель философии — логическое прояснение мыслей. Философия — не учение, а деятельность. Философская работа по существу состоит из разъяснений. Результат философии — не "философские предложения", а достигнутая ясность предложений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми».

Как через призму идей аналитической философии раскрывается сущность философского знания как такового? Что оно из себя представляет и почему его принципиально нельзя сравнивать с научным знанием?

5. Как можно объяснить пафос постмодернисткого мировоззрения, который сводится к идее о том, что «главное интеллектуальное настроение нашего века – это отчаяние, к которому приходят от любых целостных воззрений и позиций» (Дж. Дьюи)?

6. В чем состоит отличие позитивизма от неопозитивизма?

7. Поясните следующие слова А. Камю: «Изо дня в день нас несет время безотрадной жизни, но наступает момент, когда приходится взвалить ее груз на собственные плечи».

8. Каково отношение постмодерна к научному знанию, оценивается ли оно как абсолютно объективное, принимается ли за безусловный эталон знания как такового?

9. В чем вы видите «достижения» мысли постмодерна?  

10. Как вы думаете, почему проблема языка становится ведущей для философской мысли ХХ века?

Тест для самопроверки

1. Европейский философов первой половины XIX века - основоположник экзистенциализма

  1. О. Конт
  2. С. Кьеркегор
  3. Л. Фейербах
  4. А. Шопенгауэр
  5. К. Маркс

2. По мысли этого философа, человек еще не возник, еще не вырвался из животного состояния, он еще слишком человек. Речь идет

  1. о Ф. Ницше
  2. о К. Марксе
  3. о Г. Гегеле
  4. о Сократе
  5. Л. Фейербахе

3. Одна из традиций восточной религиозно-философской мысли, оказавшая влияние на взгляды А. Шопенгауэра

  1. даосизм
  2. конфуцианство
  3. легизм
  4. буддизм
  5. веданта

4. Дословное значение понятия «экзистенция», от которого получило название одно из философских направлений XX века

  1. существование
  2. жизнь
  3. сущность
  4. неизбежность
  5. подлинность

 

5. Дихотомия этих начал, по мысли Ф. Ницше, была источником развития всей греческой культуры

1. дионисийский дух

2. Мировой Дух

3. объективный Дух

4. аполлонический дух

5. народный дух

6. Абсолютный дух

6. Врач - психиатр по образованию, известный философ - представитель экзистенциализма, автор теории «осевого времени»

  1. К.Г. Юнг
  2. К. Ясперс
  3. М. Бубер
  4. Э. Фромм
  5. З. Фрейд

7. По мысли этого философа ХХ в. все традиционные метафизические системы подменяли «бытие» «сущим». Чтобы изменить ситуацию необходимо встать на позицию «фундаментальной онтологии». Речь идет о ____________________________.

 

8. Автор работы «Мир как воля и представление»

  1. А. Шопенгауэр
  2. Ф. Ницше
  3. К. Ясперс
  4. А. Камю
  5. О. Конт

 

9. Термином «Dasein» характеризует сущность «человеческого бытия»

1. К. Ясперс

2. М. Хайдеггер

3. Э. Гуссерль

4. С. Кьеркегор

5. Ф. Ницше

 

10.  Название этого произведения, принесшего известность этому мыслителю ХХ века, совпало с одним их экзистенциалов, о котором он говорил, описывая человеческое существование. О каком произведении идет речь и кто его автор?

 

11. Впервые об абсурдности человеческой жизни заявляет

  1. С. Кьеркегор
  2. Ф. Ницше
  3. К. Маркс
  4. А. Камю
  5. Ж.-П. Сартр

 

12. К «теоретикам» постмодернизма относят

  1. Р. Барта
  2. Ф. Ницше
  3. Ж. Бодрийяра
  4. Б. Рассела
  5. А. Камю

 

13. Ярким представителем «философии жизни» является

  1. К. Ясперс
  2. М. Хайдеггер
  3. Г. Гегель
  4. Ф. Ницше
  5. Ж. Деррида

 

 

Основная учебная литература

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 550-594, 642-681.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ пре. С.А. Мальцевой. - СПб.: Петрополис,1997. Т.4. С. 152-166, 189-197, 225-238, 265-278, 387-412, 453-477, 661-677.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 581-596, 703-737, 752-758.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 207-232.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидороний. – М.: Гардарика, 2008. С. 297-307, 726-740, 814-828.

Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разаина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 246-311.

Дополнительная литература

Тарнас Р. История западноевропейского мышления/ пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 274-280, 310-318, 330-335.

Кьеркегор С. Страх и трепет. Любое издание.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Любое издание.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Любое издание

Чанышев А. А. Философия А. Шопенгауэра/ Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1998. С. 4-32.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм/ Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. С. 319-345.

Ницше Ф. Антихристианин/ Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. С. 112-137.

Хоружий С.С. Ницше и Соловьев о кризисе европейского человека// Вопросы философии, - 2002. - №2.

Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше// Вопросы философии. -2002. - №2.

Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека// Вопросы философии. – 2002. - №2.

Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв»// Вопросы философии. – 1990. - №7.

Цвейг С. Борьба с демоном. М., 1992. 236с.

Камю А. Абсурдность мира/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 481-485.

 

 

Литература к рефератам

К 1 реферату

Тарнас Р. История западноевропейского мышления/ пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 327-330, 358-367.

Водолагин А.В. Философия и психопатология: творчество Карла Ясперса// Вопросы философии. – 2006. - №4.

Грюнбаум А. Сто лет психоанализу: итоги и перспективы// Вопросы философии. – 1997. -№7.

Лекторский В.А. О некоторых философских уроках З. Фрейда// Вопросы философии. -2000. - №10.

Автономова Н.С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы «второго пришествия»// Вопросы философии. – 2000. - №10.

Ко 2 реферату

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 417-425.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 721-729.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 608-611.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидороний. – М.: Гардарика, 2008. С. 773-779.

Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разаина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 304-310.

К 3 реферату

Тарнас Р. История западного мышления/ под ред. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 335-348.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 770-775.

Постмодернизм в культуре (материалы «круглого стола»)// Вопросы философии. – 1993. -№3.

Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас!// Вопросы философии. – 1993. - №3.

Фишман Л.Г. Постмодернизм как возврат к Просвещению// Вопросы философии. -2006. -№10.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!