Тема 5. Философия Нового времени ( XVI I - XVIII вв.)



(4 часа)

Семинарское занятие №1

1. Проблематика и задачи философии Нового времени.

2. Формирование эмпирического направления в философии Нового времени (Ф. Бэкон (1561-1626) и обоснование «естественной» философии).

 

Семинарское занятие №2

1. Формирование рационалистического направления в философии Нового времени (Р. Декарт (1596-1650)).

2. Проблема соотношения души и тела в философии Р. Декарта.

 

 

Темы рефератов

1. Научные взгляды И. Ньютона и становление механистической картины мира.

2. Познавательный скептицизм Д. Юма как проявление кризиса эмпирической модели познания

3. Картезианская парадигма научного знания и ее влияние на медицину.

Ключевые понятия

Силлогистика, метод, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, картезианство, механицизм.

 

Цели изучения темы

  • определить основные задачи, которые ставит перед собой философия Нового времени
  • иметь представление об основных чертах складывающегося нового типа знания – научного знания  
  • иметь представление об основных направлениях новоевропейской философии и их представителях
  • определить особенности эмпиризма и рационализма и рассмотреть аргументы в пользу каждого из направлений

 

Методические рекомендации

Семинарское занятие №1

1. Философия Нового времени оказалась связана с предшествующей ей эпохой Возрождения. Подумайте, какие последствия вызвала смена средневекового теоцентризма возрожденческой антропоцентрической общемировоззренческой установкой? Что дал человеку, какие перспективы открыл перед ним исторический опыт эпохи Возрождения; куда теперь, в период Нового времени, устремлен его взор, что его интересует и почему? На что начинает надеяться человек и во что он верит?

Обратите внимание на то, что особенностью культуры и мировоззрения Нового времени становится новое, отличное от предшествующих эпох, отношение к разуму. Подумайте, как это было связано с научными открытиями Г. Галилея и И. Ньютона, общей секуляризацией знания? Поясните, почему именно наука в итоге становится своеобразным «полем деятельности» разума. Назовите предпосылки и причины становления на протяжении XVII века экспериментальных наук.

Говоря о философии Нового времени, необходимо помнить, что  характерным для нее является представление о философии в целом как о форме рационально-теоретического знания, с помощью чего можно объяснить самые разнообразные явления духа и природной действительности. Вместе с этим, философия стремиться обновить познание, выводя его из первоначальных условий, естественных источников человеческого разума, независимо от всех условий, которые не заключены в нем самом. Подумайте, чем отличается подобное понимание целей и задач философского знания от тех, которые стояли перед ним в эпоху Античности и Средневековья? Что нового появляется в понимании сущности и цели самого процесса познания, о котором говорит теперь философия?

Поясните, почему благодаря науке, ее достижениям можно было утверждать превосходство над предшествующими эпохами и с оптимизмом смотреть в будущее. Обратите внимание, именно идея взаимосвязи развития науки, человека и общества нашла свое полное выражении в известном культурном течении Нового времени – Просвещении.  

Новоевропейская наука нуждалась в разработке новых основ, включая проблему метода получения нового достоверного знания, поскольку обогащаться наука «может только знаниями, а сильной она может стать только когда ее знания полезны, приложимы, действительны» (К. Фишер). Вспомним, что силлогистика, характерная для «схоластической учености» не разрешала проблемы получения нового знания: «в логике ее силлогизмы и большая часть ее наставлений скорее помогают объяснить… то, что нам уже известно…, или рассуждать о том, чего не знаешь, вместо того, чтобы изучать это» (Р. Декарт).

Таким образом, философия получает «новый импульс» к переменам. Вступая в Новое время в союз с наукой, философия смещает свои интересы в область методологии научного познания и разработки субъектно - объектной парадигмы научного мышления. Обращаясь к учебному материалу, поясните, почему именно субъектно-объектная парадигма легла в основу науки Нового времени; в чем состоит ее суть (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 203-206.)?

 2. Эмпиризм в Новое время преимущественно развивается в Англии, опираясь на традицию номинализма. Ф. Бэкон (1561-1627) считается родоначальником английского эмпиризма. Поясните, в чем состоит сущность эмпиризма. Назовите причины, по которым Бэкон отказывается от чистой дедукции (характерна для средневековой схоластики) как метода познания.

Логика познания, по мысли Ф. Бэкона, должна исходит «не только из природы ума, но и из природы вещей», поэтому подлинное понимание природы возможно лишь через практическое соприкосновение с ней. Отсюда метод, который разрабатывает Бэкон для новой опытной науки, есть метод «усовершенствованной индукции». Поясните, чем данный метод отличается от так называемой «популярной индукции», за что он ее критикует?

Важно для понимания философской позиции Ф Бэкона его представление о четырех видах «идолов», раскрывающее причины несовершенства восприятия человеком существующей действительности и обосновывающее, таким образом, необходимость эксперимента в процессе познания. Подробно рассмотрите четыре типа «идолов» и способы их преодоления. Что говорит Бэкон о том, можно ли человеку вообще избавиться от идолов? Сохраняется ли значимость бэконовского исследования «идолов» для современных научных исследований?  Обратите внимание на то, что для Бэкона важно сочетание чувственного опыта и разума в процессе познания. Об этом говорит его классификация типов ученого: муравья, паука, пчелы. Рассмотрите характеристики каждого из них и сравните их между собой. Какой из указанных типов соответствует целям и задачам новой науки?

Кроме разработки метода, Ф. Бэкон осуществил новую классификацию наук. Какое место и значение он отводил медицине в системе знаний? Что он говорит об особенности медицинского знания?

Объясните, почему роль, которую сыграла методология Бэкона, может оцениваться как общий ориентир для развития философии и науки XVIII – XIX вв.?

 

Семинарское занятие №2

1. Крупнейший представитель рационализма Рене Декарт (1596-1650) не только известный французский философ Нового времени, но и математик. Поясните, как увлеченность математикой может быть связана с критическим отношением и сомнением философа в достоверности эмпирического метода познания.

Обратите внимание на то, что принцип методического сомнения становится отправной точкой в размышленияхР. Декарта о «новой» дедукции как методе научного познания. Подумайте, почему это так? Безусловной и достоверно существующей реальностью для Декарта является мыслящий субъект, «мыслящее «Я». Поясните, почему?

Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите, как Декарту удается объяснить процесс познания и возможность достоверного знания. Какую роль в процессе познания играют «врожденные идеи»? Что философ относит к «врожденным идеям»? В чем состоит значение рациональной интуиции? Поясните, как связаны рациональная интуиция и дедукция. Все выше обозначенное относится к внутренним основам метода Декарта. В качестве внешних требований выступают четыре «правила для руководства ума». Рассмотрите каждое из них. Поясните, как они связаны друг с другом. 

Как вы думаете, в чем состоит суть декартовского рационализма; без чего этот рационализм не смог обойтись?

2. Важное место в философии Декарта занимает учение о двух субстанциях (субстанции мыслящей и протяженной). Почему философ выделяет именно две субстанции? С какой проблемой он при этом сталкивается? Как это представление о двух субстанциях (дуализм) отразилось на понимании человека, взаимосвязи его тела и души (психофизическая проблема)? Какие следствия вытекают из подобного (картезианского) представления о человеке? Имеет ли место в современном медицинском знание данное представление?

Определите сильные и слабые стороны эмпиризма и рационализма, исходя из рассмотренных позиций Ф.Бэкона и Р. Декарта.

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Объясните, с чем связана необходимость обращения к идеи Бога в гносеологической модели рационализма Р. Декарта?

2. В чем состоит принцип универсального сомнения?

3. Чем позиция Р. Декарта: «Cogito ergo sum» отличается от позиции Аврелия Августина: «Я обманываюсь, следовательно, я существую»?

4. Как Вы считаете, какую идею развивает Декарт в следующем положении: «Человеческая душа… основные свои функции… выполняет в мозгу. При посредстве мозга она не только постигает и воображает, но и ощущает; последнее происходит при помощи нервов, которые наподобие тончайших нитей тянутся от мозга ко всем частям прочих членов тела, причем связаны с ним так, что нельзя прикоснуться почти никакой части человеческого тела, чтобы тем самым оконечности нервов не пришли в движение и чтобы это движение не передалось посредством упомянутого нерва до самого мозга, где находится объединяющее чувствилище…»?

5. Прокомментируйте следующее высказывание Ф. Бэкона: «Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действительности представляется правилом».

6. Почему можно согласиться с Ф. Бэконом в том, что знание является силой? Чем объясняется господствующее положение науки в культуре Нового времени?

7. Одной из значимых работ Ф. Бэкона является «Новый Органон». Что такое «Органон» и почему Бэкон создает новый «Органон»?

8. В чем особенность бэконовской индукции?

9. Как в греческом, так и в новоевропейском миропонимании Вселенная обладает внутренним порядком, однако, между ними существует большое различие. В чем состоит отличие эллинской мудрости от научного мышления Нового времени?

10. В чем состоит различие в представлениях о человеке, характерных для эпохи Возрождения и Нового времени?

11. Как вы считаете, связана ли идея прогресса с научным способом познания, с наукой?

 

Тест для самопроверки

1. Основоположником традиции новоевропейского рационализма принято считать

  1. Платона
  2. Фому Аквинского
  3. Р. Декарта
  4. Аристотеля
  5. Ф. Бэкона

2. Соотнесите основные принципы мышления и эпохи, для которых они характерны

  1. Античность                                                 А). Теоцентризм
  2. Средневековье                                            Б). Космоцентризм
  3. Новое время                                                В). Антропоцентризм
  4. Эпоха Возрождения                                   Г). Рационализм

                                                                                 Д). Гуманизм

                                                                                 Е). Эсхатологизм

 

 

3. Укажите имя и работу мыслителя, в противоположенность которому Ф. Бэкон изложил свой взгляд на методы новой науки

  1. Н. Кузанский «Об ученом незнании»
  2. Ф. Аквинский «Сумма теологии»
  3.  И. Кант «Критика чистого разума»
  4. Аристотель «Органон»
  5.  Р. Декарт «Начала философии»

 

4. К представителям эмпиризма относят

  1. И. Канта
  2. Р. Декарта
  3. Дж. Локка
  4. Дж. Беркли
  5. Ф. Бэкона

 

5. Идолы рынка (площади) связаны

  1. с особенностями воспитания отдельного человека
  2. с особенностями человеческого общения, с языком
  3. с господствующими философскими системами
  4. с авторитетным мнением ученых
  5. с существующей государственной идеологией

 

 

6.Отличительными чертами науки Нового времени стали:

  1. ориентация на практическое использование научных результатов
  2. созерцательный и умозрительный характер научного знания
  3. стремление к доказательству божественных истин
  4. опора на опыт и эксперимент
  5. опора на веру и текст Священного писания

 

7. Своеобразным «гарантом» и условием согласованности логики мышления и логики вещей, для Р. Декарта выступает

  1. Бог
  2. человеческий разум
  3. душа
  4. природа
  5. эксперимент

 

8.Обоснование научного метода и задач научного знания впервые в философии Нового времени осуществил

  1. Дж. Беркли
  2. Ф. Бэкон
  3. Дж. Локк
  4. Ж.-Ж. Руссо
  5. И. Ньютон

 

9. Cartesius – это латинизированное имя

  1. Б. Спинозы
  2. Р. Декарта
  3. Г. Лейбница
  4. И. Ньютона
  5. Д. Дидро

 

10. Автором «Нового Органона» является

1. Р. Декарт

2. Аристотель

3. И. Кант

4. Ф. Бэкон

5. Н. Кузанский

11. Наука Нового времени мыслила человека, мир природы, Вселенную как

1. совершенный механизм; безупречную, по своему устройству, машину

2. совершенные творения Бога

3. этапы эволюционного развития природы

4. моменты развития Абсолютного Духа

5. неподлинную, изменчивую реальность

12. Восприятие природы, природных явлений по аналогии с самим собой и своей жизнью – проявление идолов ________________, по мысли Ф. Бэкона.

 

 

Основная учебная литература

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С.256-265; 310-322.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 199-217.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2003.С.280-292, 339-349.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.- СПб.: Пневма, 2002.Т.2. С.

Соколов В.В. Историческое введение в философию/ В.В. Соколов. – М.: Академический Проект, 2004. С .624-632.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008, С. 217-249.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГОЭТАР – Мед, 2005. С. 114 – 124.

Дополнительная литература

Рассел Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. универ-та, 2001. С.628-650, С.663-676.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века/ И.С. Нарский. – М.: Высшая школа, 1974.С.24-53, С.86-105.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996.С. 178-200, С.211-226.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.С.229-237.

Аронов Р.А. Загадка Ньютона и синдром Пигмалиона// Вопросы философии. – 2007. - №7.

Касавин И.Т. Космологический и эпистемологический дискурс в театре у Шекспира//Вопросы философии. – 2007. - №4.

Хайдеггер М. Время картины мира/ http:// www.gumer. info/bogoslov_Buks/ Philos/ index_ philos.php

Литература к рефератам

К 1 реферату

Рассел Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. универ-та, 2001. С. 638-644.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.- СПб.: Пневма, 2002.Т.2.С.242-261.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.С.220-228.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996.С.320-329.

Ко 2  рефератам

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.-СПб.: Пневма,2002.Т.2. С. 472-529.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. Т.А. Азаркович.Р. Тарнас. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 283-287.

К 3 реферату

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 273-283.

Чикин С.Я. Врачи-философы/ С.Я. Чикин.- М.: Высшая школа,1990. С. 106-144.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!