Тема 2. Античная философия как первый опыт рационального постижения мира (6 часов)



Семинарское занятие №1

1. Социокультурные предпосылки становления античной философии.

2. Эволюция греческой мысли от Фалеса до Демокрита: основные проблемы и основные идеи.

3. «Открытие» человека: софисты и Сократ. Обоснование взаимосвязи этики и онтологии у Сократа.

4. Учение о методе познания у Сократа.

 

Семинарское занятие №2

1. Философский поиск Платона: проблема идеального и теория идей.

2. Аристотель: построение метафизики как системы абсолютного знания и оформление структуры философского знания.

3.Этические и политические идеи Стагирита.

 

Семинарское занятие №3

1. Эллинистический космополитизм. Этическая направленность эллинистической мысли.

2. Основные идеи этических учений школ киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.

Темы рефератов

1. Государство как этико-практическая проблема античности (Платон, Аристотель)

2. Рационально-мистическое постижение мира: опыт пифагорейцев.

3. Влияние философских идей античности на развитие медицинского знания.

Ключевые понятия

Архэ, Логос, бытие, диалектика, майэвтика, софизм, интеллигибельность, идея, энтелехия, материя и форма.

 

 

Цели изучения темы

  • познакомиться с социокультурными факторами, повлиявшими на становление античной философской мысли
  • выявить общие черты и различия досократического (натурфилософского), классического и эллинистического периодов античной философии
  • определить особенность учений классического периода античной философии
  • сформировать представление об основных проблемах, учениях и представителях античной философской мысли
  • выявить различия в учениях философских школ эпохи эллинизма
  • рассмотреть взаимосвязь медицинского и философского знания в эпоху Античности (Гиппократ, Гален)

 

Методические рекомендации

Семинарское занятие №1

1. Греческая философия, ее возникновение не может быть понята вне представлений о географических, культурных (речь идет о религии греков, об особенности греческого восприятия мира) и социально-политических особенностях Греции. Прежде всего, необходимо прояснить, каким образом социально-политическое (полисное) устройство сказалось на формировании греческой философской мысли, поскольку полисное устройство, полисные ценности и само понимание полиса во многом определено географической и культурной спецификой. Для этого обратимся к общей характеристике полиса. (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности./В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 53-59; Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 5-12).

Полис территориально и по числу населения представляет тесно связанное внутри себя сообщество, немногочисленную гражданскую общину. Поясните, какими географическими особенностями Греции это обусловлено. Полисная организация немыслима без своего гражданина. Назовите условия, при которыхЧеловек мог являться гражданином. Перечислите его права и обязанности в качестве гражданина полиса. Обратите внимание на то, что участие в жизни полиса проявлялось и в обсуждении законов, насущных проблем совместной полисной жизни. Сам полис символизировал общество, управляемое законами, которые признает и которым подчиняется каждый гражданин. В таком свободном сообществе норма - открытое для всех граждан и разумное (рациональное) обсуждение, аргументированное высказывание. Подумайте, можно ли говорить о влиянии подобного характера участия граждан в жизни полиса, отношения к полисным законам, на формирование определенной «культуры мышления», имеющей значения для становления философского мышления?

Отношение к человеку как микрокосму, связанного с макрокосмом поясняет, почему ценность Отечества, общего для всех, не отрицала ценности и значения для судьбы полиса отдельно взятого гражданина. Поясните особенность взаимосвязи «микрокосм» - «макрокосм». Обратите внимание на то, что для эллина - быть гражданином  значило быть человеком. Это предполагало следовать определенной роли, исполнять свой долг в данном сообществе. Значимость и ценность общего закона, его регулирующая и управляющая функции в полисной жизни, а также идея «включенности» человека в этот общий гармоничный строй (полис) найдут свое отражение в философских поисках первоосновы мира (субстанциального начала бытия). Как вы думаете, как могло повлиять на «стиль» мышления, обусловило ли стремление поиска единого верховного Принципа, признание греками (в социально-политической и духовной жизни) управляющего первоначала, которому причастен и человек (причастен его дух, его разум)?

Важно отметить, что в этих поисках первые философы обращают свой взор на мир природы не случайно. Дело в том, что последний символизировал неистребимость жизни, скрыто присутствующий залог вечного существования для всего, в том числе и для человека.

2. Каковы первые философские представления греческих философов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть идеи трех поколений философов-досократиков (VI – V вв. до н.э). Хотя этих философов и называют «натуралистами», главный их способ постижения природы – путь рационального логического мышления, которое непосредственно не было привязано к чувственным впечатлениям. Само понятие природы включало в себя понимание мира как «самодвижущегося» гармонично устроенного Целого. Подумайте, дает ли это нам право называть их философами? Почему?

Так называемое «первое поколение» представлено Милетской школой (ионийцами) -Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Центральной проблемой стал поиск первоначала всего сущего, источника единства в разнообразии, который остается постоянным/вечным и неизменным элементом во всех изменениях. Первоначало, которое бы объясняло становление вещей в мире и закон их существования. Поясните, почему можно согласиться с тем, что и вода, и воздух (эфир), и апейрон могут выступать в качестве первоначала Чем вызвано такое различное понимание первоначала? Почему можно говорить о том, что апейрон – это первое философское понятие?

Второе поколение философов – Гераклит Эфесский и Парменид Элейский (основатель школы элеатов). Если в основе мира лежит неизменная первооснова (архэ), то как можно понять изменения, существующие в мире; обладают ли эти изменения подлинностью или нет? Иначе говоря, если первое поколение признает движение как существенную черту всего существующего, то второе поколение критически осмысливает изменение/всеобщий динамизм, присущий природе и ставит проблему истинного познания изменяющегося, находящегося в постоянном движении мира (каков путь к познанию Итины). Так впервые предметом размышления стала сама мысль, процесс мышления как путь к Истине.  

Парменид разводит реально существующее, данное в потоке чувственных ощущений, и мысль о существовании как таковом, о бытии. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите такие характеристики бытия как неподвижность и совершенность, поясните их. Понятие истинного бытия для него связано с истинным и доказательным мышлением, которое не зависит и не связано с субъективностью, изменчивостью и временностью. Путь к истине – созерцание собственным разумом единства в многообразии. Так раскрывается сверхчувственная метафизическая природа мысли, которая осуществляются лишь в единстве с Истиной. Об этом говорил Гераклит: «Выслушав не мою, но эту - вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно»; об этом говорил Парменид: «Одно и то же – мышление и то, о чем мысль». Обратите внимание на то, что утверждая данное тождество, Парменид подводит нас к тому, что небытия не существует; мысль о существовании небытия – неистинна для философа. Поясните данную идею.

Рассматривая позицию Гераклита, обратите внимание на ее диалектичность. Что утверждает Гераклит о мире? Каково подлинное состояние мира (вечно живой огонь – образ, с помощью которого философ описывает это сотояние)?  Что такое Логос и как он связан с существующим миром, его состоянием?

Сравните позицию Гераклита и Парменида на порядок вещей в мире: насколько они противоречат друг другу, в чем состоит отличие? Обратите внимание на то, что Парменид доказывает логическую невозможность движения, впервые утверждает законы мышления (один из них – запрещение противоречий. На законах мышления основаны и известные апории Зенона, опровергающие возможность мыслить движение, а значит, ставить под вопрос истинность последнего).

К третьему поколению относят Эмпедокла, Анаксагора, Левкипа, Демокрита. Представители этого поколения разработали модель, которая включала в себя как  истинность изменений, так и реальность неизменного, всеобщего; разрешили проблему соотношения бытия и небытия (существование последнего  логически отрицалось элиатами), своеобразно «примирив» логическое и конкретно-чувственное, Демокрит с очевидностью показал, что явление есть видение невидимого. Категории бытия и небытия здесь не умозрительные антиподы друг друга: атомы – бытие, а пустота (небытие) - условие всех процессов в мире. Согласно учению Демокрита из Абдер, атомы (а не некое единственное первоначало), движущиеся в пустоте – вот, что подлинно существует и определяет существование всего многообразия и становления. «Атомы бесконечны по величине и числу, они движутся во вселенной, вращаясь, и таким образом образуют все сложные тела». Хотя модель Демокрита выглядит достаточно материалистической, отметим, что, принимая тезис Парменида о недостоверности чувственного знания, Демокрит признавал лишь умозрительный путь познания. Определите, в чем состоит суть атомизма и объясните, почему учение Демокрита, являясь «авангардом греческой мысли», завершает собой поиски первых греческих философов?

Таким образом, первый период развития греческой мысли – натурфилософский, был связан с космологической проблематикой: проблема первоосновы всех вещей, проблема миропорядка/первопринципа и проблема мирового процесса (генезиса вещей).

3. Софисты («учителя мудрости») впервые обращают свое внимание на человека как члена сообщества. Перечислите основные философские проблемы, которые получают в связи с этим свою актуальность. Поясните, в чем состоит принципиальное отличие позиции софистов от позиции натурфилософов?

Обратите внимание на то, что причины данного изменения, с одной стороны, связаны с изменениями в политической и духовной жизни Афин; с другой - вытекают из ситуации многообразия философских позиций первых греческих философов. Необходимо подробно рассмотреть эти причины и объяснить, почему софисты и их учение становится популярным в данный период (IV в. до н.э.)? Почему софистов, по праву, именуют греческими «просветителями» и интеллектуалами?

Учитывая интерес софистов к человеку, укажите, как софисты, в частности – Протагор, понимает разум, его значение в жизни человека. Как при этом понимается взаимосвязь между миром, всем существующим в нем и разумом человека? Меняется ли в этом случае понимание знания, чем оно оказалось обусловлено? В связи с этим, поясните известное высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они существуют, и несуществующих в том, что они не существуют». Как это изречение объясняет скептицизм софистов и их утверждение об относительности и морали, и права?

Как и софисты, Сократ полагал, что философы не должны заниматься исследованием природы. Однако, позиция Сократа антисофистична.

Необходимо помнить, что Сократ, рассматривая основания поступков людей, выделяет в качестве определяющих не внешние причины, не объективные обстоятельства, а знание должного. Человек, обладающий этим знанием, обладает добродетелью (арете). Последнее носит не только этический, но и гносеологический характер: выступает эквивалентом «знания» как знания общего, которое Сократ отличает от мнения как частного и субъективного рассмотрения. Кроме того, Сократ переводит всю моральную проблематику, которую относили до него к проблемам внутренним и психологическим в сферу онтологии.

Таким образом, сократовская проблема есть проблема генезиса познания: сократовская мысль направлена не на что иное как на происхождение познания, переход из состояния незнания к состоянию знания. Чем эта позиция отличается от позиции софистов?

Проблема достижения человеком знания  «всеобщего блага» связана с представлениями Сократа о душе. Рассмотрите, как Сократ понимает, что такое душа, как соотносится душа и тело, какова роль души в процессе познания. Поясните, почему познание общего (Истинное знание, Благо) связано с «познанием самого себя» (самопознание). Рассмотрите выделенные Сократом добродетели (самообладание, храбрость (мужество) и справедливость) и  охарактеризуйте каждую из них.

4. Методом, ведущим к познания Блага для Сократа является диалог. Если у софистов постоянное противоречие человеческих мнений имеет значение критерия невозможности знания, то у Сократа – созданное из противоречий мнение единого согласованного воззрения есть критерий его возможности. Потому обрести истину можно только в общении с людьми, в живом разговоре, в совместном диалогическом мышлении. Диалог (вопросно - ответный метод) включает в себя определенные приемы общения, имеет своеобразную структуру: ирония и майэвтика. Рассмотрите и поясните значение каждого из них. Одним из «элементов» сократовского метода так же является тезис: «Я знаю, что ничего не знаю» или осознание собственного «знания о незнании». Проясните особенность диалога как метода философского познания и его отличие от методов познания/убеждения, которые использовали софисты. Каково значение «знания о незнании» в процессе познания.

 

Семинарское занятие №2

1. Рассматривая философию Платона, нужно отметить, что философ принимает идею Сократа о возможности истинного знания и сократовоское понимание души и учение о методе познания. При этом Платон ставит вопрос о том, что подлинно существует, какова истинная природа вещей. Платон обращает внимание не на чувственно воспринимаемую данность вещи, а на ее интеллигибельно постигаемую идею (неизменную сущность), которая является общезначимой, «предписанной абсолютным образом», потому ничем не обусловлена (ни временем, ни пространством, ни материей, ни субъективной позицией человека). Этот мир сверхчувственных идей – идеальный мир, «Гиперурания». Обращаясь к теории идей, объясните, чем позиция Платона отличается от позиции досократиков. Поясните значения понятия «идея»; как соотносятся друг с другом вещь и идея?

Мир идей структурирован, иерархически организован, все идеи взаимосвязаны, а венчает этот мир идея Блага. Поясните, что такое идея Блага? Обратите внимание на то, что Платон заново определяет понятие Единого: для него Единое не есть то, что исключает множественность, Единого нет без многого и наоборот.

Созданная Платоном теория идей определила собой и теорию познания (метафорически данную в так называемом «мифе о пещере»). Органы чувств не дают возможность познания истинной сущности вещи. Познание, чистое знание связывается с душой. Душа вспоминает, «припоминает» (анамнезис) то знание, которое существуют в ней в неявном, скрытом виде. Это «припоминание» отчасти инициируется и чувственным опытом, но не определяет его. Охарактеризуйте ступени познания: мнение – эпистема - диалектика. Обратите внимание на то, как процесс познания связан с внутренним состоянием человека, почему он говорит о  необходимости внутреннего очищения человека (миф о крылатой колеснице)?

Объясните, в чем состоит значение теории идей и учения о познании Платона?

 2. Аристотель заявляет о себе как первый серьезный критик учения Платона. Подобное отношение к учителю нашло свое выражение в известной фразе Аристотеля: «Платон мне друг, но Истина – дороже». Обратите внимание на то, с каких позиций Аристотель осуществляет критику учения об идеях Платона, и каковы его аргументы; с чем связывает Аристотель процесс познания, как он смотрит на соотношение чувственного опыта и разума.

Склонность Аристотеля к систематичности и методичности, его стремление к синтезу позволили ему впервые в истории Древней Греции осуществить классификацию знаний и умений. Философское знание (как «первая философия», отличная от «второй философии» - физики) для Аристотеля, самое возвышенное из всех существующих. Это знание раскрывает «последние» причины существования всего (учение о четырех причинах); это знание дает возможность понять, при каких условиях нечто существует и может быть познано (учение о типах бытия, которое включает в себя учение о материи, форме и энтелехии, учение о категориях). Рассмотрите каждое из обозначенных учений. Что объясняет нам каждое из них, на какие вопросы отвечает? Обратите внимание, что для Аристотеля метафизика исследует не только сверхприродное бытие, но и природный мир, то есть отвечает на вопрос, чем является бытие само по себе во всех фундаментальных формах своего проявления.

3.Учение Стагирита о государстве, его этические взгляды связаны с таким понятием как «практика»/«праксис».  И политика, и этика связаны с пониманием человека как «человека-в-сообществе», который есть, прежде всего, существо разумное. Именно для реализации своей разумности человек должен жить в сообществе с другими людьми. Так разумность обосновывается в качестве основы этического и социального поведения. Какую из форм политического устройства предпочел Аристотель и почему?

Рассматривая основные идеи учений Платона и Аристотеля, необходимо объяснить, почему они могут быть охарактеризованы как «вершина» развития античной философской мысли.

Семинарское занятие №3

1. Классическая эпоха в истории античности закончилась с началом правления Александра Македонского. Важно понимать, что этот исторический факт во многом определил дальнейшие развитие философии. Наступившая эллинистическая эпоха – время, когда эллинская культура трансформируется под воздействием ее контакта с традициями и верованиями Востока, в результате знаменитого Восточного похода Александра. В принятой периодизации античной философии к эпохе эллинизма относят и древнеримскую философии, которая продолжила традиции эллинизма.

Перечислите наиболее важные социально-политические и мировоззренческие последствия правления Александра для Греции. Поясните популярность идеи космополитизма в эллинистической культуре. Определите, каким изменениям подверглось философское знание в данный период; какова причина отделения этики от политики; отказ от создания новых онтологических учений? Почему из теоретической системы философия в данный период постепенно превратилась в «умонастроение»? Каковы основные темы философских размышлений этого периода?

2. Среди основных философских течений эллинизма выделяют кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Основной проблемой для них становится проблема достойного, счастливого существования отдельного человека – индивида. Каждая школа предлагала свой путь достижения данной цели, одновременно раскрывая смысл понятия «счастье». И если представление о пути истинного познания, возможности его достижения порой оказываются различны, то этические вопросы, пути их решения находятся в одной «идейной плоскости». Выделите причины, которые, с точки зрения каждой из философских школ, лежат в основе несчастий и страданий человека. Рассматривая учение Эпикура, обратите внимание на связь физики и этики, а так же на специфичное понимание того, каково истинное наслаждение по Эпикуру.

В каждом из этических учений мы обнаруживаем определенные ценности и понятия, посредством которых раскрываются этические идеалы каждой школы. Обратите внимание на такие понятия, как автаркия (самодостаточность), аскесис (усилие, образ жизни), апония (отсутствие телесного страдания), атараксия (невозмутимость души), апатия (бесстрастие), адоксия (воздержание от каких-либо определенных суждений), афасия (молчание по поводу природы вещей). Поясните, взаимосвязь данных ценностей с той или иной моделью счастливой жизни, обращаясь к философскому учению каждой школы в отдельности.

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Как древние греки воспринимали Космос? Какими качествами они наделяли его? Есть ли связь между мифологическим восприятия Космоса и его пониманием досократиками?

2. Чем софисты как учителя мудрости отличаются оп первых греческих философов - досократиков?

3. Как бы Вы могли проинтерпретировать знаменитое высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»?

4. Как вы считаете, какова взаимосвязь позиций Сократа и Платона? Как можно пояснить ее, опираясь на высказывание А.Ф. Лосева: «Платон вырастает на плечах Сократа»?

5. Как Вы считаете, можно ли согласиться с киниками в том, что человек должен быть «нагим и свободным»?

6. Как Вы считаете, что означает мысль Сократа о том, что человек есть существо, постоянно испытывающее самого себя и условия своего существования? (Обратите внимание на слова Сократа: «А без испытания… Жизнь не в жизнь для человека»).

7. Какой смысл вкладывали греки в понятие меры? В чем заключалась с их точки зрения ценность меры?

8. Как можно проинтерпретировать слова Эпикура: «Проживи незаметно»? О какой незаметности говорит мыслитель? Можно ли согласиться с ним? Почему?

9. Как бы Вы могли прокомментировать следующее высказывание Ф. Ницше: «Слова Фалеса «ВСЕ – вода» подымают человека выше червеобразного ощупывания и ползания кругом, свойственных отдельным наукам; он предчувствует конечную разгадку всех вещей и благодаря этому предчувствию побеждает обычную тусклость более низких ступеней познания»?

10. Как Пифагор понимает сущность ЧИСЛА (какова идея числа)?

11. Что такое «законнорожденная мысль», и чем она отличается от мнения?

12. Раскройте философское значение понятия «атом» («элемент»).

13. В чем, на ваш взгляд, состоит особенность медицинского знания Античности по сравнению с современной медициной? Насколько они взаимосвязаны или, напротив, отличны друг от друга?

14. Каково значение и задача мифа в творчестве Платона?

15. В чем состоит «нетипичность» для греческой философской мысли позиции Пиррона?

16. Как вы считаете, чем этические взгляды Сократа, Платона и Аристотеля отличаются от этических взглядов представителей эллинистических школ?

17. Поясните, почему Истина и добро для Сократа есть одно?

18. В чем состоит идеализм Платона?

 

Тест для самопроверки

1. Основателем скептицизма является

  1. Пиррон
  2. Гераклит
  3. Секст Эмпирик
  4. Зенон из Китиона
  5. Демокрит

2. С точки зрения Эпикура, удовольствие, наслаждение следует подчинять ___________. Именно ________________ есть «величайшее из благ».

 

3. Аристотель называет «чтойностью» вещи

  1. материю
  2. идею вещи
  3. внутреннюю форму вещи
  4. энтелехию
  5. внешнюю форму вещи

4. Представители этой философской школы создали теорию «гармонии сфер» или «музыки мира»

  1. представители мегарской школы
  2. представители школы киников
  3. представители пифагорейской школы
  4. представители милетской школы
  5. представители эпикурейской школы

5. Античный философ, впервые заявивший, что истинное знание всегда связано с добродетелью

1. Фалес

2. Пиррон

3. Сократ

  4. Демокрит

5. Парменид

6.  Анаксимен является представителем

1. элейской школы

2. милетской школы

3. пифагорейской школы

4. школы стоиков

5. не принадлежат ни к одной из перечисленных школ

7. Отрицание собственной национально-государственной идентичности, характерное для представителей философских направлений поздней Античности, нашло свое выражение в такой системе взглядов, как

  1. национализм
  2. космополитизм
  3. антитрадиционализм
  4. глобализм
  5. этноцентризм

8. Примером своей жизни и смерти этот мыслитель в корне изменил проблематику греческой философии, указав новый путь для поисков истины. Речь идет

  1. о Платоне
  2. о Сократе
  3. о Диогене Синопском
  4. об Эпикуре
  5. о Плотине

 

9. Разместите в соответствии с исторической последовательностью появления в философском языке следующих понятий античной мысли

  1. Ирония
  2. Апейрон
  3. Атом
  4. Энтелехия
  5. Бытие
  6. Идея вещи

 

10. Способность постигать единство элеаты связывали с ______________________.

11. Ни множество, ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво – доказывал в своих апориях

  1. Гераклит
  2. Платон
  3. Эпикур
  4. Зенон
  5. Сократ

 

12. Дословное значение понятие «атом»

  1. невидимое
  2. нерассекаемое
  3. единое
  4. упорядоченное
  5. мельчайшее

 

13. Важнейшим признаком человеческой натуры Сократ называл

  1. тело
  2. страсти
  3. общественный долг
  4. душу
  5. язык

14. Автором работы «Никомахова этика» является

  1. Сократ
  2. Аристотель
  3. Эпикур
  4. Платон
  5. Гераклит

 

15. О «припоминании» как сущности процесса познания говорил

  1. Парменид
  2. Сократ
  3. Протагор
  4. Платон
  5. Фалес

 

16. Дословное значение понятия «апатия»

  1. бесстрастие
  2. отсутствие волнений
  3. отказ от радости
  4. отказ от умозаключений
  5. молчание

17.  Незнание этот античный философ определял как продукт душевного хаоса, неумения разума справиться со страстями. Речь идет о __________________________.

20. «Отцом» античной диалектики считают

  1. Сократа
  2. Аристотеля
  3. Пифагора
  4. Анаксимандра
  5. Гераклита

 

20. Дословное значение понятия «идея»

  1. сущность
  2. смысл
  3. особенность
  4. образ, форма
  5. целое

20. Какого мыслителя Платон называл «Сократом, сошедшим с ума»

  1. Аристотеля
  2. Диогена Синопского
  3. Антисфена
  4. Эпикура
  5. Пиррона

 

Основная учебная литература

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС,2003. С. 19-44, С. 59-152.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 53-128.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.:Академический Проект, 2003. С. 48-152.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 5-283.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С. 174-191, С. 228-289, С. 363-450, С. 490-538.

Соколов В.В. Историческое введение в философию/ В.В. Соколов. – М.: Академический Проект,2004. С. 58-60, С. 68-79.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гарадарики, 2008. С. 75-124.

Дополнительная литература

Льюис Дж. Античная философия от Фалеса до Сократа/ Дж. Льюис. – Минск: София,1997. С. 3-24.

Асмус В.Ф. Античная философия/ В.Ф. Асмус – М.: Высшая школа,1998. С. 12-48.

Асмус В.Ф. Платон/В.Ф. Асмус – М.: Высшая школа,1969. С. 8-23.

Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид/ общ. Ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. – М.: Мысль, 1999. – 528 с.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с английского Т.А. Азаркович. – М.: КРОН-ПРЕСС,1995. С. 9-81.

Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях древних философов/ Диоген Лаэртский. – М.: Наука, 1979.

Рассел Б. История Западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. университета,2001. С. 33-62, С. 73-90, С. 103-137, С. 166-181, С. 200-253, С. 279-336.

Кесседи Ф.Х. «Загадка» бурного расцвета греческой философии// Вопросы философии. – 2007. - №8.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 94-100; 121-125.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС,2003. С. 99-111; С. 133-147.

Ко 2 реферату

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность Средневнковье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 33-55.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ,2003. С .42-44.

 

 

К 3 реферату

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневнковье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 121-131, С. 346-351.

Чикин С.Я. Врачи-философы/ С.Я. Чикин. – М.: Медицина,1990. С. 16-21, С. 41-46.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 168-171.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!