Тема 6. Философия И. Канта (4 часа)



План семинарского занятия №1

1.Философские поиски И. Канта в рамках проблемного поля новоевропейской философской мысли.

2. «Коперниканский переворот» И. Канта: создание теории познания нового типа.

 

План семинарского занятия №2

1.Этическое учение И. Канта. Автономия человеческой нравственности.

2. Проблема религии в этическом учении И. Канта

Темы рефератов

1. Современная философская, научная мысль и наследие И.Канта.

2. Социально-политические воззрения И. Канта.

Ключевые понятия

Трансцендентное, трансцендентальное, трансцендентальный субъект, априорные формы познания, антиномии, «вещь в себе»/ноумен, «вещь для нас»/феномен, максима, долг, императив, категорический императив.

Цели изучения темы

  • рассмотреть причины возникновения учения И. Канта о границах и возможностях человеческого познания
  • прояснить сущность «коперниканского переворота» в сфере познания и в сфере этики
  • рассмотреть основные идеи этики И. Канта
  • выявить отличие модели познания, сформировавшейся в рамках эмпиризма и рационализма, от модели познания, предложенной И. Кантом
  • познакомиться с основными понятиями кантовской философии

 

                                                           

Методические рекомендации

Семинарское занятие №1

1. Философская позиция И. Канта не может быть понята, если не обратиться к той интеллектуальной задаче, которая была поставлена в споре рационализма и эмпиризма. Вспомните, в чем состояла эта задача, была ли она окончательно решена.

Особое значение для данного спора и для И. Канта приобретает позиция Д. Юма (скептицизм), который указал - любое человеческое знание оказывается на деле лишь мнением, лишенным объективности и достоверности. Разум, по мысли Юма, не имеет доступа к существующему миропорядку, и наше знание основано лишь на особенностях работы нашего разума (его «психологических привычках»). Даже опираясь на заключения опыта, разум не может высказать суждение о подлинной природе вещей. Однако достижения И. Ньютона в физике (Кант так же занимался научными исследованиями) было неоспоримым доказательством возможности знания.

Подобный дуализм требовал примирения результатов естествознания с доказательством того, что опыт не может быть основанием подлинного всеобщего знания, а между тем, именно опыт, оказывался необходимым «элементом» науки.  

Условием достижения истинного знания для рационалистов являлось использование математики и логики в процессе познания. Поясните, почему. Однако Д. Юм подвергает сомнению объективность знания, основанного на выводах математики и логики. Кант, исследуя сущность математических суждений, как суждений разума, приходит к выводу, что часть из них носит характер синтетических априорных суждения. Поясните, в чем состоит сущность этих суждений и каково их значение для научного знания. Почему Кант, опираясь на анализ математических суждений, считает возможным «реабилитировать» разум и выявить объективные основания процесса познания? Как вы понимаете задачу, которую ставит перед собой И. Кант -  заново определить, «что же мы знаем?».

Важно помнить, Кант не связывает понятие объективности знания со знанием подлинной природы вещей. Объективное знание – это знание, которое является всеобщим и необходимым относительно природы самого разума. Уже не отдельный субъект или объект в отдельности рассматриваются в качестве отправной точки познания, но «трансцендентальный субъект», в основе познавательной практики которого лежит нечто трансцендентальное. Что объясняет нам понимание субъекта процесса познания как «трансцендентального субъекта»? Поясните, чем отличается понятие трансцендентальное, которое использует Кант, объясняя специфику процесса познания, от понятия трансцендентное?

2. И. Кант излагает теорию познания нового типа в своей работе. «Критика чистого разума». Новизна позиции философа оценивается как «коперниканский переворот» в сфере познания. Поясните, в чем состоит сущность данного «переворота», что нового о разуме, о его познавательной деятельности говорит философ? (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 218-220; Гулыга А.В. Немецкая классическая философия/ А.В. Гулыга – М.: Рольф, 2001. С. 57-58). Почему позиция Канта обозначена именно как «коперниканский переворот»?

Процесс познания Кант связывает с взаимодействием чувств – рассудка - разума.  Научное познание – это синтез чувственности и рассудка, а сам рассудок Кант наделяет силой «продуктивного воображения», благодаря чему рассудок создает и использует понятия в конкретных случаях (какие понятия выделяет Кант). Чтобы раскрыть взаимодействие  данных чувств и рассудка, рассмотрите априорные формы познания: в чем их особенность и значение в отношении данных органов чувств? Поясните, в чем состоит функция разума, с чем он имеет дело в процессе познания. Что такое «трансцендентальная логика» и как она связана с процессом познания? Почему наше знание оказывается всеобщим и необходимым?

Предметом нашего знания, в итоге, является феномен. Поясните, почему и чем феномен отличается от ноумена. Согласны ли Вы с Кантом, почему?

Кроме того, Кант говорит об антиномиях нашего разума. Какие антиномии он выделяет? Подумайте, на что указывает эта антиномичность? Поясните, как связаны между собой антиномии разума и проблема границы познания разума.

Сформулируйте те вопросы, на которые смог ответить И. Кант благодаря осуществленной им критике чистого разума.

Семинарское занятие №2

1. Этика  И. Канта порой обозначается как «этика долга», но важно понимать, что долг, долженствование в поведении человека рассматривается не с точки зрения внешних причин и обстоятельств. Обратите внимание на то, что проблему нравственного поведения Кант связывает со следующей антиномией разума: «человеку присуща свобода – никакой свободы у него нет, а все в нем природная необходимость». Данная антиномия показывает принципиальный дуализм «природы» и «свободы»: «Философия природы имеет дело со всем, что есть, нравственная – только с тем, что должно быть».

Этическое учение Канта явилось так же «коперниканским переворотот», но только в сфере этики. Что нового говорит Кант о человеческой нравственности, связывает ли он ее с ноуменальной природой человека, с его разумом? Говорит ли нам (почему) этическое поведение о том, что человек это, прежде всего, разумное, а не природное существо, по мысли Канта?

Кант раскрывает, что в основе поведения человека лежат разные императивы, но нравственное поведение является следствием категорического императива. В чем особенность гипотетического императива? Что утверждает собой категорический императив? Поясните, почему именно категорический, а не гипотетический императив оказывается своеобразным «критерием» нравственности как таковой. Обратите внимание на то, что практический разум отличается от чистого/теоретического. В чем состоит значение такого «деления»? Объясните, почему для философа безусловным авторитетом обладает практический разум.

Нравственное поведение, по Канту, обусловлено только внутренним чувством долга. Что такое долг, в чем его особенность? Поясните, как соотносятся друг с другом два, на первый взгляд, совершенно противоположенных явления: свобода и долг в учении Канта, и что значит для него «быть свободным».

2. Подумайте, почему утверждение независимости нравственности влечет и новое понимание религии? Для Канта человек нравственен не потому, что он верит в Бога, но именно потому, что человек нравственен он может верить в Бога. Связывает ли Кант религию, веру, так же как и нравственность с ноуменальной природой человека? Может ли в этом случае вера быть обоснована посредством чистого разума? Становится ли в этом случае вера проявлением свободного и самостоятельного поведения человека? Объясните, почему в сфере нравственности и веры человек оказывается способен безусловно признать существование других существ и осуществить в своем поведении это признание.

Критерием истинности веры, по мысли Канта, является ее безусловность и отсутствие всякой прагматичности. Поясните, о какой прагматичности идет речь и почему ее не должно быть? При этом обратите внимание на следующее высказывание Канта: «упование на Бога настолько абсолютно, что мы не имеем права вмешивать его ни в какие свои дела».

Объясните, почему Кант связывает с религией и верой не вопрос «существует ли Бог?», а вопрос «на что я смею надеяться?».

 

Проблемные задания и вопросы для самопроверки

1. Обратите внимание на следующие высказывания И. Канта: А) «Наблюдение и анализ явлений проникает внутрь природы, и неизвестно, как далеко мы со временем продвинемся в этом». Б) «Но если даже вся природа раскрылась бы перед нами, мы никогда не были бы в состоянии ответить на трансцендентальные вопросы, выходящие за пределы природы». Как Вы считаете, не сталкиваемся ли мы здесь с противоречием?

2. Часто И. Канта называют агностиком. Почему можно не согласиться с этой оценкой?

3. Почему И. Канта не рассматривает рациональные доказательства бытия Бога в качестве истинных?

4. Почему формула нравственного закона, по мысли Канта, не должна заключать в себе никакого указания на действительное содержание мотивов и интересов, которыми человек обычно руководствуется в своих действиях? Будет ли моральным поступок, если он совпадает с велением нравственного закона, и, одновременно, человеку его приятно и выгодно делать?

5. Можно ли согласиться с Кантом в том, что вопрос «Что я должен делать?» связан со свободой человека и одновременно сам вопрос есть показатель осознания нами нашей свободы?

6. Исходя из представления о категорическом императиве, поясните, чем поступок, совершенный из чувства долга отличается от поступка, соответствующего долгу?

7. Поясните следующую мысль Канта: «благодаря тому, что человек может ставить перед собой сознательные цели, возникает мир культуры. Тем самым, в основе культуры лежит принцип «субъективной целесообразности»».

8. Как вы думаете, в чем состоит значение этических взглядов Канта для медицинской этики? Какие проблемы медицинской этики затрагивает этическое учение Канта?

9. Прокомментируйте слова Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я размышляю о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

10. Можно ли согласиться с И. Кантом в том, что вопрос «Что есть человек?» является центральным вопросом философии?

11. От каких притязаний вынужден был отказаться человеческий разум в результате критики, осуществленной Кантом?

12. Как бы вы могли пояснить следующее высказывание И. Канта: «В действительности практическое понятие свободы не имеет ничего общего со спекулятивным понятием… Мне совершенно безразлично, откуда первоначально возникло для меня то состояние, при котором я должен действовать. Я только спрашиваю, что мне нужно теперь делать…».

Тест для самопроверки

1. Абсолютными предпосылками опыта, по Канту, являются

  1. априорные формы познания
  2. врожденные идеи
  3. архетипы
  4. категории рассудка
  5. интеллектуальная интуиция

2. К априорным формам чувственного познания Кант относил - _____________ и ____________.

3.  Ограничение Кантом познавательных способностей разума получило название

  1. гностицизм
  2. агностицизм
  3. априоризм
  4. волюнтаризм
  5. скептицизм

4. К идеям разума Кант относит

  1. идею человека
  2. идею души
  3. идею вещи
  4. идею Бога
  5. идею числа
  6. идею закона
  7. идею мира в целом

5.  Ограничивая разум, Кант, по его замечанию дает место - _______________.

6. Укажите некоторые из знаменитых кантианских вопросов

  1. Что такое человек?
  2. Существует ли Бог?
  3. Что такое истина?
  4. Что я должен делать?
  5. В чем смысл жизни?

 

7. Одна из естественнонаучных работ Канта

  1. «Система природы»
  2. «Трактат об ощущениях»
  3.  «Диоптрика»
  4. «Всеобщая естественная история и теория неба»
  5. «О причинах естественных явлений»

8. Единственным мотивом нравственного поведения, по Канту является

  1. чувство долга
  2. знание правил этики
  3. вера в Бога
  4. внешние обстоятельства
  5. чувство страха

9.  Рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющиеся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого

  1. апория
  2. антиномия
  3. дихотомия
  4. апперцепция
  5. спекуляция

 

10. Способность мыслить безусловное и предельное Кант связывает с деятельностью __________________.

Основная учебная литература

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 441-460.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 217-228.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. С. 423-443.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта/Д. Антисери, Дж. Реале. – М.-СПб.: Пневма, 2002.Т.2. С. 779-808.

Соколов В.В. Историческое введение в философию/ В.В. Соколов. – М.: Академический Проект, 2004. С. 822-860.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 266-282.

Дополнительная литература

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия/ А.В. Гулыга – М.: Рольф, 2001. С. 47-118.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века/ И.С. Нарский – М.: Высшая школа, 1976. С. 35-53; 116-145.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века/ В.Н. Кузнецов.  – М.: Высшая школа,1989. С. 11.-73.

Рассел Б. История Западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. унив-та, 2001. С. 823-842.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Лекторский В.А. Кант, радикальный конструктивизм и конструктивный реализм в эпистемологии// Вопросы философии. – 2005. - №8.

Алычев А.И. Априоризм Канта и методология физики// Вопросы философии. – 2001. -№11

Никитин Е.П. Об одной тенденции в развитии философии// Вопросы философии. – 2001. -№10.

Ко 2 реферату

Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века/ И.С. Нарский – М.: Высшая школа, 1976. С. 149-160.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века/ В.Н. Кузнецов – М.: Высшая школа, 1989. С. 106-118.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 461-470.

 

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 566; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!