Тема 20. Глобальные проблемы современности и будущее человечества (2 часа)



План семинарского занятия

1. Понятие глобальных проблем. Глобалистика как особая область знания.

2. Глобальное сознание как условие разрешения глобальных проблем.

3. Проблема глобализации современного мира.

Темы рефератов

1. Роль демографических процессов в экологии человека.

2. Экология и здоровье человека.

3. Проблемы и перспективы современной глобализации

Ключевые понятия

Глобальные проблемы, глобализация, антропогенный

Цели изучения темы

  • познакомиться со значением понятий «глобальные проблемы», «глобалистика», «глобальное сознание» и рассмотреть актуальность глобальных проблем, необходимость их разрешения в современном мире
  • рассмотреть причины глобальных проблем
  • познакомиться с существующей классификацией глобальных проблем и возможными путями их разрешения
  • прояснить, в чем проявляется философско-антропологическое понимание глобальных проблем

Методические рекомендации

1. Обратите внимание на то, что глобальные проблемы отличаются от региональных, локальных и частных проблем. Поясните, в чем именно состоит это отличие и почему современные проблемы взаимодействия общества и природы, проблемы жизни человеческого сообщества (геополитическая, экономические, демографическая) принимают глобальный характер. Отмеченная глобальность связана во многом со следующими факторами:

· в ХХ веке произошел фундаментальный переход от «человеческого Рода к Человечеству» (Н.А. Бердяев). Становление единого человечества связано с ростом связей и контактов пространственно разделенных сообществ людей, благодаря социально-экономическим процессам и научно-техническому прогрессу. Обращаясь к учебной литературе, поясните роль указанных причин формирования единого мирового сообщества.

· в ХХ веке усилилось антропогенное воздействие на окружающую среду, на природу. Обращаясь к учебной литературе, укажите причины усиления действия данного фактора

· взаимосвязь отмеченных факторов приводит к тому, что деятельность человечества становится соизмерима с фундаментальными геологическими процессами. Человечество есть «новый геологический фактор… Закончен после многих сотен тысяч лет неуклонных стремлений охват всей поверхности биосферы единым социальным видом животного царства – человеком…. Нет на Земле уголка, для него недоступного. Научной мыслью и… ею направляемой техникой, своей жизнью человек создает в биосфере новую биогенную силу… Биосфера ХХ столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества». Так В.И. Вернадский охарактеризовал изменение места и роли человека/человечества в мире, произошедшие в ХХ веке. Однако, являясь мощной «геологической» силой, человечество оказывается ответственно за любое свое действие как перед самим собой, так и перед миром в целом, поскольку его действия приобретают глобальный масштаб. Кроме того любое воздействие человека на мир и его действие в мире оказывает необратимое влияние на последний.

На сегодняшний день можно констатировать ряд проблем, стоящих перед человечеством как целым: прогрессирующее несоответствие между ростом производства и потребления и биологическими возможностями планеты, ее сырьевыми и энергетическими ресурсами; о факте сокращения видового разнообразия растительного и животного мира, об общем потеплении климата, о химическом и радиационном загрязнении жизненной среды, о возникновении новых видов и форм заболеваний среди людей и животных – ослабление иммунного аппарата, о факте роста численности населения на планете. Данные проблемы затрагивают интересы всего человечества и перспективы будущего развития мира. Глобальный характер данных проблем проявляется еще и в том, что все они между собой тесно переплетены и решение одной из них требует разрешения рядя других проблем.

Исследование глобальных проблем является предметом специальной дисциплины – глобалистики. Впервые о необходимости исследования и возможностях разрешения глобальных проблем стали говорить ученые в 60-70 гг. ХХ века. Ими была создана неформальная организация Римский клуб, президентом же стал крупный итальянскийбизнессмен и гуманист Аурелио Печчеи. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите основные задачи и проблемы, которые стоят перед глобалистикой и поясните значение и цель глобального моделирования в рамках глобалистики.

Результатом исследования и изучения глобальных проблем стало создание их классификации. Принято выделять:

· проблемы связанные со взаимодействием природы и общества (экологическая катастрофа, проблема природных ресурсов, проблемы освоения космического пространства и Мирового океана)

· проблема мировой войны (угроза «термоядерного пожара») и установления международного порядка (экономического и политического), проблема неравномерного экономического развития (бедность – богатство), проблема терроризма. Иными словами речь идет об интерсоциальных проблемах

· проблемы связанные с человеком, взаимодействием человека и общества - демографическая проблемы, проблемы здоровья и болезней человека

Охарактеризуйте каждую из указанных групп проблем, поясните их глобальный характер (особое внимание обратите на проблемы здоровья и болезней человека в современном мире).  Обратите внимание на пути преодоления глобальных проблем (См.: Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 551-557).

2. Раскройте значение понятия «глобальное сознание» и поясните, как отражается в данном понятии философско-антропологический характер глобальных проблем. (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 590-595).

Формирование глобального сознания было связано с рядом международных форумов, посвященных осмыслению глобальных проблем. Определить, в чем проявилась данная взаимосвязь, исходя из предложенных на указанных конференциях предложений:

· представители Римского клуба указали на фундаментальное значение системы образования в разрешении глобальных проблем (глобальная миссия системы образования)

· на международной конференции в рамках ООН в Рио-де-Жанейро (1992г.) была рассмотрена концепция устойчивого развития и гармоничного взаимодействия биосферы и человека

· на международной конференции в Киото (2000г.) были приняты предельные значения массы и состава выбросов, загрязняющих атмосферу

· на конференция в Монтерее (Мексика, март 2002г.) были утверждены стратегии природоохранительной деятельности – охранительная стратегия оптимизации и стратегия замкнутых циклов. Так же были приняты программы повышения жизненного уровня малообеспеченных граждан и предложения об экономической помощи слаборазвитым странам.

3. Раскройте значение понятия «глобализация». Обратить внимание на причины, позволяющие рассматривать современную глобализацию как «американизацию». Укажите на проявление глобализации в сфере экономики, политики, культуры. На основе этого выявить противоречия, положительные и отрицательные черты процесса глобализации. Определите причины появления антиглобалистического движения, оцените его цели и задачи. Дайте свою оценку глобализации и обоснуйте ее значения для последующего развития человечества.

 

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Поскольку одной из проблем современности стала проблема бедности и богатства (постоянно увеличивающаяся разница), то существует необходимость в преодолении этого разрыва. Однако расчеты показывают, что для того, чтобы повысить стандарт потребления человечества до уровня «золотого миллиарда» - самых богатых стран мира, составляющих 1 миллиард населения планеты, необходимо за 50 лет удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии. К тому же человечество за это время как минимум удвоится. Выдержит ли это биосфера? Возможно ли вообще разрешить подобную проблему и как?

2. Прокоментируйте слова советника президента России А. Илларионова: «Надо определить, какое население нужно российской экономике. Совершенно достаточно оставить даже не в половину меньше сограждан, а где-то около 67 млн. (от теперешних 145 млн.), и не через 50 лет, но еще раньше… . Территории за Уралом не принципиальны» Какую оценку данному взгляду могли бы дать Вы в свете проблемы депопуляции населения РФ?

3. О каких объективных предпосылках процесса глобализации говорят К. Маркс и Ф. Энгельс: «Чем дальше идет уничтожение первоначальной замкнутости отдельных национальностей благодаря усовершенствованному способу производства, развившемуся общению и стихийно возникшему в силу этого разделению труда между различными нациями, тем во все большей степени история становится всемирной историей»? Проиллюстрируете это положение конкретными примерами.

4. А.С. Панарин говорит о том, что «подлинными глобалистами были те наследники гуманистической классики, которые говорили о едином для всех проекте Просвещения, или о едином индустриальном и постиндустриальном обществе, словом – о единой исторической перспективе всего человечества… . Современные глобалисты как раз эту единую историческую перспективу человечества все более откровенно отрицают». Можно ли с этим согласиться? Ответ обоснуйте.

5. Не противоречат ли ценности глобализма национальным ценностям и интересам? Могут ли они сосуществовать в равновесной позиции?

6. В чем, по Вашему мнению, выражается философско-антропологический характер глобальных проблем?

7. Отражается ли на решении глобальных проблем факт неравномерного развития (в социально-экономической и политической сферах) мирового сообщества?

8. Что, по Вашему мнению, является первостепенным условием разрешения глобальных проблем?

9. Возможно ли предотвратить процесс глобализации в современном мире? Ответ обоснуйте.

10. Изменилось ли самосознание человека, живущего в мире глобальных связей и отношений?

 

 

Тест для самопроверки

1. Совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы носит название _________________________.

 

2.  Один из идеологов глобализма, рассматривающий главное противоречие современного мира в столкновении цивилизаций

  1. С. Хантингтон
  2. Н. Моисеев
  3. А. Печчеи
  4. Э. Геккель
  5. В.И. Вернадский

3. Основной фактор, обуславливающий процесс глобализации

  1. политический
  2. экономический
  3. социальный
  4. экологический

 

4. Приверженцами концепции ноосферы являются

  1. П. Тейяр де Шарден
  2. К. Манхейм
  3. К. Поппер
  4. В.И. Вернадский
  5. Н. Моисеев

 

5. Основателем космизма является

  1. К.Э. Циолковский
  2. В.С. Соловьев
  3. А.Л. Чижевский
  4. Н.Ф. Федоров
  5. А. Печчеи

Основная учебная литература

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 576-599.

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 531-569.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР - МЕДИА,2004. С. 303-323.

Ветошкин А.П. Философия/ А.П. Ветошкин. – Екатеринбург, 2004. С. 500-511.

 

Дополнительная литература

Дробышев А.А., Бандура С.И. Основы политологии/ А.А. Дробышев, С.И. Бандура. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2001. С. 259-276.

Руткевич М.Н. Философское значение концепции устойчивого развития// Вопросы философии. – 2002. - №11.

Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития?// Вопросы философии. – 2002. - №5.

Оленьев В.В., Федотов А.П. Глобалистика на пороге ХХI века// Вопросы философии. – 2003. - №4.

Павленко А.П. «Экологический кризис» как псевдопроблема// Вопросы философии. – 2002. - №7.

Новая постиндустриальная волна на Западе. Антологии/ под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Наука, 1999. С. 316-335.

Чешков М.А. Глобалистика как отрасль научного знания/ Цивилизация.Вып.5: Проблемы глобалистики и глобальной истории. – М.: Наука, 2002. С. 50-62.

Хайтун С.Д. Человечество на фоне универсальной эволюции: сценарии энергетического будущего// Вопросы философии. – 2005. - №11.

Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции/ Ф. Фукуяма. – М.: Тирс М, 2004. - С. 15-36, 43-66.

Печчеи А./ Мир философии: Книга для чтения. – М.: Политиздат, 1991. Ч.2. С. 558-583.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники/ В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Контакт – Альфа, 1995. С. 22-27; 289-317.

Толстоухов А.В. Глобальный социальный контекст и контуры эко-будущего// Вопросы философии. – 2003. - №8.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека/ С.В. Алексеев, Ю.П. Пивоваров. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. С .207-230.

 

Ко 2 реферату

Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека/ С.В. Алексеев, Ю.П. Пивоваров. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. С. 269-324.

 

К 3 реферату

Блюменкранц М. Общество мертвых велосипедистов// Вопросы философии. – 2004. - №1.

Мотрошилова Н.В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность// Вопросы философии. – 2004. - №12

Мясникова Л.А. Экономика постмодерна и отношения собственности// Вопросы философии. – 2002. - №7.

Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация// Вопросы философии. – 2004. - №4.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля. В своем содержании имеет процесс своего же собственного развития в виде последовательного движения от абстрактных определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

Агностицизм – филос. учение, утверждающее непознаваемость мира в его сущности.

Антиномии – исключающие друг друга равно доказуемые суждения

 

Антроподицея (букв. оправдание человека) – содержание нек-рых религиозно-философских учений, пытающихся объяснить противоречие между богоподобием человека и наличием несовершенства и зла в нем и от него, выявляющих пути исправления человека.

 

Антропологический материализм – материалистическое представление о мире, в котором человек предстает как венец творения, результат эволюционного развития.

Антропосоциогенез – процесс происхождение и развитие человека в его связи с процессом его общественного развития

 

Антропоцентризм – позиция, согласно которой человек является центром мироздания. Антропоцентризм предполагает рассмотрение и истолкование мира через человека и его существование.

Априорные формы познания – в философии И. Канта, доопытные формы познания, носящие всеобщий и необходимый характер – время и пространство. Априорные формы организуют познавательный процесс, придавая ему объективный характер.

Архэ – термин др.-греч. философии, означавший первоначало, первопричину существования всего.

Атман – безначальное и непреходящее духовное начало в человеке, постоянная сущность Я, его «духовное ядро».

 

Атрибут – то, что необходимым образом присуще субстанции; существенное свойство объекта, без которых его нельзя помыслить

 

Богочеловечество -  одно из ключевых понятий рус. религиозной философии. Богочеловечество для В.С. Соловьева связано с проблемой человека, который рассматривается как соединение Божества с материальной природой. Задача духовного человека заключается в подчинении природного Божественному, в стремлении к внутреннему единству с Богом путем отрицания в себе эгоистической воли, самости. В Боге для человека открывается всеединство, абсолютная полнота бытия, утерянная в результате грехопадения.

Бытие – филос.понятие обозначающее наличие явлений и предметов – самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Проблемы бытия изучает филос.дисциплина онтология.

 

Бессознательное – представляет собой самостоятельную, независимую сферу человеческой психики, хотя и непрерывно взаимодействующую с сознанием. Бессознательное способно ассимилироваться сознанием лишь в символических формах, т.е. в том виде, в каком оно предстает в сновидениях, творчестве и традиционных мифологических образах. К.Г. Юнг представляет бессознательное как нечто специфическое и творческое, как некую психическую перводействительность, главный источник свойственных всем людям основных мотивов и архетипов переживания, как источник творческой фантазии духа.

 

Биоэтика – комплексная область познания, для которой главной ценностью и предметом исследования является жизнь как таковая (жизнь как особый феномен). Для биоэтики жизнь – это самоценность, поэтому необходимо искать новые формы и методы (в медико-клинической практике) сохранения жизни.

 

Брахман – абсолютное первоначало бытия и глубинное содержание всех мировых феноменов

Веды – тексты индийской культуры, включающие в себя собрание священных гимнов, жреческих и магических формул, а так же пояснения и их интерпретацию.

Вера – глубокое, искреннее принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. Вера затрагивает и разум, и эмоции

Верификация – установление истинности или эмпирической осмысленности научных утверждений.

Всеединство – философская категория, означающая принцип совершенного единства множества, которому присущи полная органическая взаимопроникнутость и в то же время взаимораздельность всех его элементов.

 

Гуманизм – система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье, а так же утверждение способности человека к нравственному самосовершенствованию.

Глобальные проблемы – комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а так же отдельные регионы и страны.

Гносеология – (учение о познании), раздел философии, в котором рассматриваются особенности процесса познания человеком мира.

Дао - скрытый закон мироздания, путь существования мира, порождающая сила всего.

 

Дедукция – умозаключение, опирающееся на логические законы, благодаря следованию которым возможен переход от общего положения к частным.

 

Деонтология – врачебная этика; комплекс нравственно-этических норм, которые лежат в основе отношений врач-пациент.

 

Демаркация – проблема демаркации связана с вопросом о критериях, позволяющих отличить и отделить знание от мнения или веры, науки от псевдонауки.

 

Диалектика – филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным и единственным источником всякого движения и развития.

Диалектический материализм

Долг – в этическом учении Канта нечто безусловное и смаодостаточное; чувство долго непознаваемо в своих истоках. Это свободное самопоринуждение воли к безусловному нравственному закону (категорическому императиву). Присутствие в себе нравственного закона человек ощущает как веление долга.

 

Дэ – добродетель, которая проявляется в человеке как следствие его единства с Дао

Заблуждение – эпистемологическая характеристика знания, выражающая его относительный и ограниченный характер

Западничество – направление в русской общественной мысли, связанное с проблемой исторической судьбы России. Западники, по замечанию В. Соловьева, «стояли на том, что великие преимущества даром не даются и что когда дело идет не о внешнем только, но и о внутреннем духовном и культурном превосходстве, то оно может быть достигнуто только усиленною культурною работаю, при которой невозможно обойти общих условий всякой человеческой культуры, уже выработанных западням развитием». Именно в этом состоит одна из особых черт западничества, отличающих его от славянофильства.

Знание – результат процесса познания, обычно выраженный в языке или какой-либо знаковой форме.

Идеализация в научном познании – выступает в качестве допустимого и необходимого упрощения, которое позволяет исключить из рассмотрения те свойства и связи изучаемых объектов, учет которых затруднил бы усмотрение естественных закономерностей. Данное мысленное преобразование позволяет выйти за пределы собственно эмпирического рассмотрения и подняться на уровень теоретического описания.

Идея – в философии Платона – это форма, вид, природа, образ; вневременная сущность, динамическое и творящее начало существующего.

Индукция -  умозаключение, ведущее от единичных утверждений к общим. Индуктивное умозаключение опирается на фактические основания.

Императив – «правило, которое характеризуется долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку»: императив носит объективный и обязательный для всех людей характер; определяется разумом. Императивы практического разума делятся на гипотетические и категорические. Последние является априорным и необходимым предписанием поведения человека и не может обладать субъективной значимостью.

 

Интеллигибельность – филос. термин, обозначающий постижение только умом, недоступное чувственному познанию. В платонизме понимается как мир идей, усматриваемых только умом.

Иррационализм – философская концепция, отрицающая возможность рационального познания действительности или ограничивающая такую возможность. Обычно иррационализм утверждает алогичный и иррациональный характер самой действительности.

 

Истина – гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной, если она соответствует своему предмету, представляет его таким, каков он есть на самом деле.

 

Карма – от «делать», «совершать», «поступок»; формирующая сила жизни человека, связанная с личной ответственностью за собственные деяния в прошлых жизнях и воплощениях.

Картезианство – совокупность положений учения Р. Декарта и его последователей.

Категории - наиболее общие фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления. Категориальная структура представляет собой систему координат мышления. Такая структура обеспечивает единство и целостность мышления.

Коммуникация – в широком смысле, сообщение. С точки зрения К. Ясперса «объективная» коммуникация обусловлена любого рода общностью между людьми (общие интересы, общая культурная принадлежность); «экзистенциальная» коммуникация имеет место в ситуации общения двух «самостей».

Креационизм – учение о сотворении мира Богом актом своей воли из ничего.

Культура – универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий своими закономерностями существования.

 

Логос – разумный принцип, управляющий миром, благодаря которому сохраняется единство и порядок в мире. Логос выражает собой одновременную власть меры и закона.

Максима – субъективное основа поведения человека; максимы связаны с субъективным желанием человека. Кант связывает максиму с чувствами.

Майевтика – метод, которой применял Сократ наряду с иронией («сомнение» и «опровержение») в процессе совместного диалога, помогая собеседнику избавиться от противоречий и заблуждений и обрести истинное знание.

Майя – сила и результат космической иллюзорности, на уровне субъективной рецепции ей соответствует неведение (авидья) относительно истинной природы вещей.

Материя – одно из наиболее многозначных философских понятий. Под материей могут понимать: 1) то, что составляет «данный в ощущениях мир»; то, определяющими характеристиками чего является протяженность, масса, вес, движение, непроницаемость и т.п.; 2)физическое, телесное или не-духовное; 3) то, что дано в опыте как противоположенное даваемому умом; 4) то, из чего нечто состоит; то, из чего вещь возникает или создается; 5) то, что в соединении с формой конституирует индивидуальное, частное противопоставляемое универсальному.

 

Материя и форма (в философии Аристотеля) - материя-начало всего чувственно воспринимаемого, это недетерминированная потенциальность предметного мира. Материя становится чем-то определенным, принимая некоторую форму, оформляясь. Форма есть то, что определяет и реализует материю.

Материализм – согласно этой идеи, материя является изначальной и фундаментальной составляющей универсума; только данные в ощущениях сущности и процессы реальны; универсум не управляется неким рассудком, целью или причиной; все строго причинно обусловлено материальными процессами, а умственные процессы всегда причинно обусловлены материальными причинами.

 

Метафизика – 1) синоним философии вообще, 2) определенный способ мышления, противоположенный диалектике как своему антиподу, отрицающий качественное саморазвитие через борьбу противоположенностей.

Метод – совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.

 

Методология – система методов, применяемых для получения научного знания, и общие принципы, которые направляют научное исследование.

Механицизм – теория, в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; каждое явление представляет собой результат существования материи, находящейся в движении, и может быть объяснено на основе законов этого движения; природа, человек, общество подобно машине, функционирование которой автоматически обеспечивается функционированием ее частей.

Мировоззрение- система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Миф – представленный в вербальной форме феномен архаического, преимущественно пространственно-образного мышления.

Мокша – высшая из целей человеческого существования, означающая избавление индивида от страданий и будущих перевоплощений (сансара).

 

Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Натурфилософия эпохи Возрождения развивалась главным образом на основе пантеизма и гилозоизма (учение о всеобщей одушевленности материи). Широко использовался принцип тождества микро- и макрокосма, а понимание природы в это время включало астрологические и алхимические представления.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Научная революция – этап развития науки, который характеризуется полной или частичной заменой одной парадигмы (исследовательской стратегии) на другую в результате конкурентной борьбы между множеством альтернативных парадигм.

 

Нирвана – угасание, успокоение как достижение «безусловной свободы от всех зависимостей»

Номинализм - философское направление средневековой философии, признающее реальность лишь единичных вещей. Универсалии (общие понятия) же существуют не в действительности, но лишь в мышлении человека.

Ноумен/«вещь в себе» - скрытая сущность вещи, которая не может быть адекватно отражена в наших знаниях.

Объект – в широком смысле то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание. После И. Канта объектом называют то, что противостоит субъекту, его сознанию как часть внешнего мира.

Онтология – учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Предметом рассмотрения онтологии являются познаваемые, постижимые аспекты бытия – вопросы о способах и структуре бытия, о модальном и категориальном строении.

Отчуждение – отношение между субъектом и какой-либо его функцией, качеством, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства.

 

Панлогизм – учение, согласно которому мир есть актуализация разума, процесса мышления.

 

Пантеизм – философское учение, отождествляющее понятие «Бог» и «природа», объединяющее их в единое целое. Основой всех типов пантеизма является отрицание сущностного различия между Богом и миром.

Позитивизм – филос. направление подчеркивающее ценность положительного научного знания, отдающее предпочтение эмпирическим методам познания.

 

Постмодернизм – широкое культурное течение в чью орбиту попадают философия, эстетика, искусство и наука. Субъект перестает рассматриваться как центр системы представлений и источник творчества, его место занимают бессознательные языковые структуры. Для постмодернизма характерен маргинализм, описательность, безоценочность, толерантность, открытость; отказ от антропоцентризма, европоцентризма и этноцентризма.

 

Практика – материальная, чувственно-предметная деятельность человека. В марксизме практика предстала как конечный критерий Итины. Это связано с идеей о том, что процесс познания не способен сам по себе обеспечить удовлетворительное обоснование открываемых истин и что для этого требуется выход за пределы теории в сферу практической, предметной деятельности.

Провиденционализм – истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога.

Противоречие – взаимодействие противоположенных, взаимоисключающих сторон явления, находящихся одновременно во внутреннем единстве, которое выступает источником самодвижения и развития. Всякое развитее связано с возникновением противоречий, их разрешением и возникновением новых противоречий.

 

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Рационализм – направление в эпистемологии, считающее разум единственным источником истинного познания.

 

Рациональный – постижимый с помощью разума, разумно обоснованный, целесообразный; осуществляющийся или существующий благодаря разуму.

Реализм – философское направление средневековой философии, признающее объективность существования универсалий (общие понятия). Их независимость от сознания человека.

 

Религия – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы.

 

Рефлексия – способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Данная способность является важнейшей отличительной особенностью человека как разумного существа.

 

Самопознание – познание человеком самого себя. Философия усматривает в нем условие всякой добродетели, начало или центр человеческой мудрости. Для Гете самопознание возможно только «при помощи действия». «Пытайся выполнить свой долг – и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».

 

Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности. Самосознание связано с тем, что человек выделяет себя из окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий.

Силлогистика – логическая теория дедуктивных рассуждений, построенная Аристотелем.

Славянофильство – направление русской общественной мысли. Его приверженцы делали упор на самобытном развитии России, ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии.

Снятие – преобразование, в котором наличные формы устраняются, но вместе с тем сохраняют свое значение как подчиненные моменты новой целостности.

 

Соборность – автором данного понятия является А.С. Хомяков, который связывал его с «духом общинности» как «свободным единством в любви». Соборность является неотъемлемой чертой Церкви, как богочеловеческого организма, теряя сборную природу, сообщество верующих перестает быть Церковью. Через соборность Церковь являет себя как единая «коллективная личность».

Сознание – одно из основных понятий философии, обозначающее высший уровень духовной активности человека. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности сознанием предвосхищает практические действия, придавая им целенаправленный характер. Объективный мир отражается в виде мыслей, идей, ценностей. Сознание включает ценностный аспект, в котором выражается избирательность сознания.

 

Софизм – рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению.

Социальная философия – раздел философии, посвященный рассмотрению качественному своеобразию общества, его законов, развития, логики социальных процессов. Доминантной характеристикой С.Ф. можно считать установление норм общественной жизни, а не рассмотрение ее в конкретной действительности.

Социальное – отражает взаимообусловленность и неразрывное единство людей, с одной стороны, и надындивидуальных структур социальной статики и динамики, с другой.

Социобиология – наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии.

 

Спекулятивный – умозрительный, не основанный на опыте.

Становление – постоянное, охватывающее все изменение. Описание мира как становления предполагает особую систему категорий.

 

Субстанция – то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря чему-либо; предельное основание, дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

 

Субстрат – общая основа многообразных явлений; основа общности или сходства однородных явлений.

 

Субъект – индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности.

 

Сущее – категория онтологии, употребляется в современной философии для обозначения как всей совокупности имеющихся наличных вещей, явлений, так и каждой отдельной вещи. Иногда употребляется как синоним «бытия», иногда как нечто противоположенное бытию.

 

Теодицея – обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать/оправдать идею абсолютности и совершенства Бога с наличием мирового зла.

Теология – спекулятивное учение о Боге, основывающееся на Откровении, запечатленном в сакральных текстах. Теология сформировалась как способ рационального осмысления и защиты понимания «Слова Божьего».

Теоретическое и эмпирическое – принятое разделение научного знания и методов науки на два уровня. Эмпирическое знание – это знание о чувственно воспринимаемых объектах и свойствах. Теоретическое знание непосредственно относится к идеализированным, абстрактным объектам, представляющим в чистом виде глубинные, существенные стороны и свойства изучаемых объектов.

 

Теоцентризм – характерная черта средневекового мировоззрения и мышления, связанная с понимание того, что единственным источником, определяющим и направляющим существование всего сущего, является Бог.

Типы научной рациональности – характеризуют определенный способ научной деятельности, представленной как отношение «субъект – средства исследования – объект».

Трансцендентное – то, что выходит за пределы возможного опыта, находящееся по ту сторону познания.

 

Трансцендентальное – в философии И. Канта связано с априорными формами познания, благодаря которым создаются условия познавательной деятельности, и осуществляется познание

 

Трансцендентальный субъект – в философии И. Канта, это своеобразная «модель» человека как познающего субъекта, включающая в себя априорные формы познания.

 

Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

У-вэй – недеяние; путь недеяния связан со следованием за естественным путем самого Дао, его непреднамеренности действий.

 

Фальсификация – эмпирическое опровержение, процедура установления ложности гипотезы или теории путем эмпирической проверки.

Феномен/«вещь для нас» - вещь как она нам является в процессе познания, благодаря трансцендентальным условиям познания

Философия жизни – течение в философии конца XIX – начала ХХ века, выдвигающее в качестве исходного понятия «жизнь» как основу мира вместо абстрактных и неопределенных понятий «материя», «бытие» и «дух».

 

Философия истории – раздел философского знания, в центре которого осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания.

 

Философская антропология – раздел философского знания, рассматривающий сущность и сущностную структуру человека; его происхождение, а так же основные законы его существования.

 

Философская рефлексия – размышления о предельных основаниях человеческой культуры, о смысле человеческого существования. Рефлексия в широком смысле слова есть способность человеческого мышления к критическому самоанализу, что оказывается важнейшей отличительной особенностью человека как разумного существа. Благодаря рефлексии возможно вскрывать и устранять человеческие предрассудки и заблуждения в различных жизненных сферах.

 

Формация общественно-экономическая – исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень его развития.

Цивилизация – 1) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену «первобытному варварству»; 2) совокупность организационных средств, посредством которых люди стремятся достичь общественных целей, заданных универсалиями культуры; 3) уникальный и самодостаточный общественный организм.

Экзегетика – толкование текста; в эпоху средневековья практика толкования сокровенного смысла текста Священного писания.

Экзистенция – филос.понятие, обозначающее конкретное бытие, существование в его фактичности. Экзистенциальный – относящийся к существованию, ссылающий на него.

Эмпиризм – одно из направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является чувственный опыт, а мышление лишь комбинирует полученный в результате опыта материал.

 

Энтелехия – в философии Аристотеля: форма, осуществившаяся в материи, активное начало, превращающее возможность в действительность.

Эристика – характерное для практики софистов искусство словесной тяжбы, где спор есть самоцель.

Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человечества.

 

Я – фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. «Я» не есть субстанциальная данность, но конституируется лишь в «отношении с Ты». Именно «опыт Ты» как восхождение к открытости общения вплоть до признания Другого равным участником диалога и как основа «открытости и свободного перетекания Я в Ты» является основополагающим для становления подлинного Я.

 

 

                                                                                                         


[1] Для человека с мифологическим мировоззрением, как отмечает М. Элиаде, мир – Космос «живет» и «говорит». Сама жизнь Космоса является доказательством его сотворения богами и боги являются человеку через саму жизнь мира. Именно поэтому на определенной стадии развития цивилизации человек начинает осознавать себя как микрокосм. Он – «часть Сотворенного богами; иначе говоря, он обнаруживает в себе то «святое начало», которое он приписывает Космосу. Из этого следует, что его жизнь аналогична космической жизни, которая в свою очередь становится прообразом человеческого существования».


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!