Всячески остерегайся разговаривать в церкви. (25)



 

Если кто-то придет в храм и заговорит с тобой, а ты ему ответишь, то он поймет, что тебе утомитель­но находиться в церкви, отчего ты весьма охотно за­водишь разговор. Таким образом падет стена, которая оберегает божественные пределы, и всякий будет по­стоянно иметь к тебе доступ.

О монахе, который разговаривает в церкви, мы, впрочем, и не можем сказать, что он участвует в бо­гослужении и ощущает то, что здесь присутствуют все святые, ангелы, Христос, Пресвятая Богородица. Мы должны отдавать себе в этом отчет. Пожалуй, только игумену мы можем сказать о чем-то серьезном, что нас волнует в момент службы.

Обычно это преступление (даже не просто грех) совершается без всякого стыда. Никто нисколько не затрудняется измыслить причины, заставляющие его заговорить, и непременно якобы ради монастырской пользы. Однако тот, кто уважает себя, чтит Бога и не желает превращать церковь из церковного собрания в место обыденного человеческого общения, должен вести себя так, чтобы ближний научился его уважать.

Итак, когда мы приходим в келью другого брата, тогда можем сказать что-то кратко, но в церкви нельзя говорить совсем. Мы видим теперь, что устав святого Антония Великого состоит из правил, связанных меж­ду собой естественным образом.

 

Не сиди в монастырских экседрах. (26)

 

Монастырская экседра — это прилегающее к зда­нию сооружение, или беседка, или скамейки под от­крытым небом. Все это мы устраиваем для того, чтобы нам было где побеседовать. Но обычно туда ходят те, кого беспокоят помыслы, кто предается лени, у кого есть огорчения, жалобы. Ходят для того, чтобы по­встречать кого-нибудь еще и завязать разговор, а это до добра не доводит. Надо уважать себя и не ходить туда, чтобы не впасть в грех.

Чаще всего экседры находились на пересечении мо­настырских дорожек, или у воды, или в каком-то месте за оградой монастыря, которое нельзя было миновать или в котором человек оказывался у всех на виду. Так вот, когда ты проходишь через такое место, потому что не можешь пройти другим путем, скажи два-три слова и уходи, а иначе, если присядешь, ты согрешишь.

Конечно, другое дело — время, отведенное для об­щения. В этом случае никто не возбраняет нам ходить в экседры. Правило всегда предохраняет нас от крайно­стей. Поговорить можно, но в меру, в определенное вре­мя и на определенные темы. Однако вообще, там, где со­бирается много людей, всегда есть опасность потерять все то, что ты приобрел в молитве. Кроме того, при раз­говорах ты должен помнить еще об одном правиле.

 

Не клянись совсем, о каком бы предмете ни шла речь, истинном или сомнительном. (27)

 

Разговаривая друг с другом, разные люди обычно высказывают противоположные мнения. Где нет про­тивоположности мнений, желаний, там нечего и об­суждать. А где собираются люди с сердцами ущемлен­ными, эгоистичными, болезненными, люди, которые ощущают потребность в том, чтобы другие их пони­мали, там возникают разговоры. Таким собеседникам непременно надо настоять на своем мнении, и пото­му их разговор оканчивается ссорами, пререканиями. Тогда они и доходят до разного рода клятв, сами того не замечая. Именно об этом говорит святой Антоний: «Не клянись совсем, о каком бы предмете ни шла речь, истинном или сомнительном».

 

Не приходи в ту церковь, где бывает много людей. (28)

 

В древности вся пустыня была усеяна небольши­ми домиками — монашескими хижинами. Да и в го­родах, и в селах было очень много монахов, живших в маленьких монастырях, в маленьких хижинах. Ино­гда монахи выходили из монастырей, чтобы купить что-то или побывать у себя на родине. Все они вступа­ли в общение с мирянами. Стоило этим монахам не­много ослабить внимание к себе, как у них появлялось желание с кем-нибудь поговорить, и тогда они шли в многолюдную церковь, с хорошим пением, — словом, делали то, что противоречит монашеским обычаям.

То же самое мы видим и сейчас. Когда монахи выходят из своего монастыря, если только у них дей­ствительно есть для этого богоугодная причина, они начинают ходить по церквям. Преподобный Антоний увещает их не ходить в многолюдную церковь, потому что они согрешат. Более того, нехорошо, чтобы люди видели монаха среди мирян. Девство — это царица неба, нечто неземное. Всякий в глубине души чув­ствует, что монаху не место среди мирян, на мирском празднестве. Следовательно, для монаха недопустимо ходить даже и в мирскую церковь.

Когда братья нашего монастыря оказываются в миру, то ходят или в монастырскую церковь, или в какое-то спокойное место либо совершают богослу­жение прямо там, где они обычно останавливаются. В приходскую церковь они не ходят. Лучше всего, что­бы монах никогда не оказывался вне обители в вос­кресенье или в праздник.

Теперь вы понимаете, какое страшное падение для монастыря, если в нем допускают, чтобы на богослуже­нии в монастырском храме монахи или монахини те­рялись в толпе мирян. Я не говорю, что мирян вообще не должно быть. Всегда в монастырях бывали миряне. Никогда не прекращался поток посетителей, палом­ников. Более того, иногда оказывали гостеприимство людям больным, нищим, увечным, но при этом не те­рялась монастырская атмосфера, царил монастырский дух, а не мирской. За этим всегда следили.

С этой трудностью сталкиваемся и мы — вся Святая Гора. Наша церковь по временам, например на Рож­дество, Пасху и в некоторые другие праздники, стано­вится местом стечения народа. Это большая духовная проблема. Но что мы можем сделать? Не знаю. Сейчас речь не об этом. Как бы то ни было, появление монаха в местах стечения народа святые отцы считали зрели­щем отвратительным и не допускали этого даже под предлогом участия в богослужении. Видите, как высоко ставит монаха церковное предание? Во Святое Святых!

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!