Совершай молитву ночью, прежде чем пойти в церковь. (13)



 

Такую молитву мы называем правилом и соверша­ем ее либо вечером, как только придем к себе в келью после повечерия, либо ночью — около полуночи или чуть раньше полуночи — вплоть до времени богослу­жения. Из двух этих видов правила предпочтительнее, утверждает святой, утреннее, ночное. При таком правиле Бог скорее нас благословляет. В полночь весь мир находится в состоянии тревоги, в борьбе, в схватке с бесовскими силами. Эти часы менее всего подходят для сна и более всего — для того, чтобы вступать в об­щение с Богом и воспринимать благословение Божие.

Если ты, встав с кровати, сразу же пойдешь в цер­ковь, то и службы не поймешь, и молитва твоя не под­нимется выше уст, Бог не заметит твоего присутствия в церкви. Человеку требуется по крайней мере два часа, чтобы вполне пробудиться, чтобы согрелось его сердце и чтобы потом он мог выйти из кельи и пойти в храм как на небо. К этому должны привыкнуть все мы. Будем вставать утром как можно раньше — и тог­да у нашего сердца появятся крылья для богослужения и участие в нем будет полноценным. Иначе нас еще и повлекут вслед за собой демоны, потому что будут знать, что служба пройдет для нас даром.

Те монахи, которые спят до последней минуты и затем приходят в церковь, представляют собой жал­кое зрелище. Они этого не понимают, но от них исхо­дит запах постели, душной комнаты, сна. И конечно, неприятно не столько естественное зловоние организ­ма, сколько зловоние духа. Их глаза, рот, руки — все тебя отталкивает. Впрочем, ты этого не показываешь, потому что это твои братья.

Прекраснейший обычай — вставать ночью. Со­вершим повечерие раньше, чтобы пораньше прийти в келью. Отдохнем, сколько необходимо, и затем вста­нем на правило, а после утренней службы, если хотим, поспим еще, чтобы дополнить отдых.

Во время правила, если мы по человеческой не­мощи не можем долго молиться, мы читаем Ветхий и Новый Завет, книги святых отцов или Псалтирь. Од­нако в действительности эти часы предназначены для молитвы, как и говорит святой Антоний. В любом слу­чае, мы читаем не просто какие угодно книги — но та­кие, которые возделывают почву нашего сердца, ума, умиряют душу, делают нашу молитву живоносной. Ведь дело не просто в том, чтобы молиться, но чтобы молитва была богоносным, велегласным воззванием, которое достигнет неба и покачнет его. Следователь­но, мы соединяем молитву с чтением потому, что оно подготавливает нас к молитве. Впрочем, чем больше душа преуспевает, тем больше сокращается чтение и увеличивается продолжительность молитвы.

Давайте полюбим ночное правило, потому что оно подготавливает ум и сердце к службе. Служба требует напряжения со стороны человека, чтобы он осознал ее как наиболее полное выражение присут­ствия Бога в Церкви. А мы не успеваем ни пробудить­ся как следует, в особенности когда утренняя служба непродолжительна, ни понять службу, ни насытиться

 

 

 

ею, если заранее не приобрели необходимой для это­го теплоты.

То же самое относится и к вечерне. Прежде чем пойти в храм, хорошо ненадолго зайти в свою келью, помолиться, подготовиться. Очень помогает, если мы заканчиваем работу на послушании пораньше: это дает нам возможность и время немного успокоиться, узнать, память какого святого совершается, заранее просмотреть богослужебные тексты, чтобы понимать смысл стихир и тропарей на вечерне.

Преподобный Антоний Великий этим правилом пытается помочь монаху совершать молитву ночью, прежде чем пойти в церковь. Великая радость для игу­мена, когда большая часть монахов в течение, по край­ней мере, пяти часов совершает ночное правило. Одна­ко чтобы у монаха были на это силы, ему нужно освобо­дить свое сердце от всякой привязанности к земному, в особенности от пристрастия к родственникам. Трудно оставить своих родственников, близких, прекратить входы и выходы из монастыря, но иначе мы не сможем молиться. Совершать правило очень легко, стоит толь­ко попробовать. Если ты попробуешь и вкусишь не­много радости, немного духовного веселия, то никогда не перестанешь исполнять правило, подобно тому как человек, познавший грех, не может его оставить.

Правду сказать, трех часов правила мало для того, чтобы достичь молитвенного состояния и затем пойти в церковь. Очень верно поступают в тех многочислен­ных монастырях, в которых на молитву перед церков­ной службой отводят четыре часа. Но монастырским уставом не оговаривается, сколько нужно молиться: четыре, пять часов или полчаса, это оставляется на произволение каждого и на усмотрение игумена, по­тому что составители устава не хотят ни принуждать, ни запрещать. Каждому дают то, чего он ищет с силь­нейшей любовью и сильнейшим желанием, выражая это желание самой своей жизнью. Однако в любом случае для того, чтобы ощутить величие богослуже­ния, ощутить, что в храме присутствует собор святых и Сам Бог, необходимо вставать ночью.

 

***

 

Если во время келейного бдения у меня нет распо­ложения читать, можно ли заняться рукоделием?

Это можно допустить в одном-единственном слу­чае: когда человек не может исполнять большое пра­вило и хочет заняться каким-нибудь рукоделием, что­бы иметь возможность при этом молиться и пребывать в душевном мире. Тогда это соответствует преданию. Он может так делать по мере необходимости. В древ­ние времена отцы-пустынники занимались рукоде­лием и ночью. Так они достигали сосредоточенности, и молитва их восходила к Богу, а глаза наполнялись слезами. Это возможно, но на это нужно благослове­ние игумена.

 

 

 

Глава вторая

 

Правила преподобного Антония иногда относятся к келиям, а иногда к монастырю. Есть в этих правилах не­которые несовершенства, но это естественно, потому что они записаны непосредственно со слов святого или извлечены из его жития. Это не научный трактат, в ко­тором не было бы длиннот, повторов и противоречий.

В предыдущем правиле святой рассуждал о ночной молитве. Никогда, говорит он нам, не иди в церковь, не помолившись. Кроме того, не приходи в храм рассеян­ным из-за напряженной работы, помыслов, попечений о мирских и земных предметах. Прежде чем пойти в церковь, возведи ум и сердце к Богу, чтобы там ты мог пребывать в Нем. Теперь святой Антоний продолжает:

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!