Умершего не погребай в церкви. (29)



 

В те времена многие люди строили храмы. Каждый монах мог построить храмы. Миряне тоже создавали много собственных храмов: это считалось великим благословением. Этот обычай существует до сих пор. Как мирянам, так и монахам всегда хотелось погре­бать близких людей в церкви, чтобы оказать им честь. Это традиция очень древняя, но ее невозможно про­должать в сложившемся монастырском братстве или в скиту. Тогда все захотели бы быть погребенными в церкви — и она сделалась бы кладбищем.

 

Не ходи по званым обедам и ужинам. (30)

 

Званый обед или ужин предполагает собеседова­ние. Не бывает званого обеда без собеседования. Но монах должен молчать, а не разговаривать.

 

Каждый день учись добрым нравам у старей­ших среди братии. (31)

 

Когда видишь перед собой старейших монахов, то есть старцев, которые отличаются духовным разумом и образом мыслей, пребывают в молчании и облада­ют духовным опытом, наблюдай за ними и учись у них добрым нравам. Такие монахи не заводят разговоры с легкостью, с ними нелегко сблизиться.

Святой Антоний обращается к самым молодым братьям и советует им изучить добрые нравы старей­ших: узнать о добродетели и жизни мудрых старцев или духовных матерей. Пусть они, говорит он, будут для тебя образцом, воплощенным идеалом, живым Евангелием, узнаваемым и читаемым письмом, пото­му что они, предающиеся молчанию и безмолвию, — настоящие монахи.

 

Не берись ни за какое дело, каково бы оно ни было, без совета духовного отца монастыря.

(32)

 

Ничего не делай без ведома своего игумена. Для нас, монахов, это просто, потому что мы знаем, что не должны ничего делать, не взяв благословения. И тем не менее, когда мы намереваемся сделать что-то плохое, когда хотим что-то у кого-то попросить, тогда мы об этом забываем. Нет, говорит святой, не берись ни за какое дело без благословения: ты не должен ни увеличивать число молитв, ни изменять назначенное тебе правило или режим питания, ни продлевать бде­ние, ни читать книгу дольше, чем положено, ни заво­дить новую дружбу, ни разговаривать с другими, ни писать, ни интересоваться чем-либо, ни менять свои нравственные принципы. Например, читаешь ты жи­тие преподобного Пахомия Великого, что-то произво­дит на тебя впечатление, и ты говоришь: «Буду и я так делать». Нет. Если ты что-то делаешь без благослове­ния, то считай, что этого не существует, пред Богом это вовсе не доброе дело. Скорее, это отречение от до­бра, претворение в жизнь зла.

В особенности необходимо брать благословение в тех случаях, когда мы хотим кому-то что-то сказать;

 

 

 

мы должны спрашивать, что посоветовать брату или как вести себя с ним. Чаще всего слово, которое сры­вается у нас с языка без благословения, не просто су­етно — оно становится ядовитой стрелой, убивающей сердце ближнего. В монастыре мы ко всему можем быть снисходительны, но только не к словам. На небе­сах нас будут спрашивать, соблюдали ли мы десять за­поведей, закон любви, посещали ли богадельни, боль­ницы. За все с нас спросит Бог, и при этом Ему не пона­добится список, чтобы проверить, не упустили ли мы чего-нибудь. Ему будет достаточно исследовать только паши слова. По ним будут видны все наши грехи и все наши добродетели.

Причем никто не может взять на себя всю тяжесть ответственности за наши слова. Духовник может разре­шить все наши грехи, даже и в слове, но в конечном сче­те суд принадлежит исключительно Богу: Бог удержал его за Собой. За всякое слово, которое мы произнесли, мы дадим ответ. Мы можем исповедоваться в таких словах, однако перечеркнуть и загладить множество грехов нашего языка может только суровая подвиж­ническая жизнь, подобная той, которая нам известна по житиям подвижников благочестия. Как же ядовиты стрелы языка, в особенности когда наше слово язви­тельно, насмешливо или когда оно уничижает ближне­го! Должно знать, что за такие слова, даже если мы сто раз в них каялись, мы будем судимы на небесах перед всей вселенной, перед всеми ангелами и святыми.

Не думайте, что можно легко получить отпущение грехов, совершенных словом. Блуд, прелюбодеяние, воровство, убийство прощаются. Но грехи словом подлежат исключительному суду Божию. Бог позволя­ет нам в них исповедоваться, но очищаются они глу­бочайшим покаянием, сухоядением, бдениями, про­должительными постами. Нужно изнурить свое тело, чтобы загладились грехи словом. Иначе от этого кор­ня, то есть языка, произрастет тенистое и многоплод­ное дерево, цветы и плоды которого никто не сможет иссушить. Страшен этот корень.

Предлагая настоящее правило, преподобный Ан­тоний не желает стеснить сердце монаха, или сделать трудной его жизнь, или подавить его личность. Он вводит это правило для того, чтобы в монастыре со­хранялся мир и чтобы пребывало на обители благо­словение Божие. Мы говорим: «С Богом начинай!» — потому что все, что начинается не с Богом, никогда ни к чему хорошему не приводит. Ты можешь и молиться, и поститься, но, если ты делаешь это по собственной воле, Бог тебе не поможет.

Итак, святой Антоний Великий совсем не желает усложнить жизнь монаха, его цель — созидание едино­го духа, семейной атмосферы. В семье никто не делает все, что хочет. Только в наши дни дети могут сказать матери: «Какая тебе разница, куда я ходил? Это мое личное дело». Если в монастыре братья не советуют­ся обо всем с игуменом, то утрачивается сплоченность братства. «Но где же, — возразит кто-нибудь, — в нуж­ный момент я найду игумена?» Если не можешь его найти, не делай задуманного. Сделаешь тогда, когда с ним увидишься. Кто тебя заставляет это делать? Одно ощущение того, будто тебе обязательно надо что-то сделать, — уже страсть. В таком случае остановись, не действуй по страсти, дождись, когда придет время.

Понимаете, насколько важно брать на все благо­словение? Если я привыкну делать без благослове­ния что-то хорошее, я потом буду делать и плохое. Так я приучусь жить в одиночку, стану сам управлять со­бой. У меня пропадет ощущение общности со святыми, и в конце концов я останусь одиноким и дойду до того, что всегда буду недоволен. Обычно не берут благосло­вения люди с тяжелым характером, которые не могут быть открытыми в своей семье, — словом, те люди, ко­торые имеют особенные душевные недостатки.

Итак, без благословения ни за что не берись: зару­чись сначала благословением. Не думай, что игумену это нужно для того, чтобы тебя обличать, следить за тобой. Нет, это необходимо для того, чтобы сохранял­ся мир, чтобы игумен мог с благоразумием окормлять братию и чтобы ты сам чувствовал себя в безопасно­сти, не делал ошибок, не обижал ближних.

 

Когда идешь за водой или отправляешь­ся в путь, читай и размышляй, сколько мо­жешь. (33)

 

Многие из рассмотренных нами правил есть и н уставе преподобного Пахомия Великого. Это было время, когда бытовало немало сходных церковных, монашеских канонов.

Совет «размышлять» можно понимать и в том смысле, что мы должны произносить в уме различные молитвы, в особенности псалмы, или что-то другое душеполезное. Цель правил преподобного Антония — сделать монаха ангелом. Нет у него такого правила, которое лишало бы монаха его ангельского достоин­ства. Как ангелы стоят прямо и неподвижно пред Бо­гом, так должен стоять пред Ним и монах.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!