Этические комитеты: цели, задачи, полномочия.



Этические комитеты – это структурные подразделения, которые обеспечивают регулирование проведения независимой этической экспертизы при проведении всех биомедицинских исследований.
Во многих Российских учреждениях здравоохранения созданы этические комитеты. Сегодня их десятки. Что заставило руководителей создать в рамках ЛПУ эту новую структуру?
Прежде всего, это необходимость выполнения законодательных требований по проведению биомедицинских исследований. Так статья 16 из третьего раздела «Основ законодательства об охране здоровья граждан РФ» впервые ввела понятие комитета по вопросам этики в области охраны здоровья, а закон РФ «О лекарственных средствах» требует участия этического комитета при клинических испытаниях.
Некоторые главные врачи созданием этических комитетов пытаются решить этические проблемы, возникающие в коллективе.
Согласно закону, Положение об этическом комитете должна утвердить Государственная Дума. Этого не произошло. Таким образом, вся деятельность по созданию и налаживанию работы этических комитетов ЛПУ оказалась пущенной на самотек. Как результат, действующие этические комитеты отличаются друг от друга по многим параметрам: по статусу, кругу полномочий, по масштабу и диапазону своей деятельности и проч. В условиях реального многообразия действующих комитетов классификация их становится сложной задачей. Тем не менее, мы попробуем обозначить некоторые существенные параметры, по которым различаются этические комитеты.
1. Вид деятельности. Обеспечение биомедицинских исследований или решение спорных этико-прововых конфликтов, возникших в ЛПУ. Или и то и другое.
2. Юридический статус комитета. Является ли комитет общественной организацией (ЭК Российской медицинской ассоциации, ЭК Российской психиатрической ассоциации, Российский Национальный комитет по биоэтике при Президиуме РАН) или наделен административными полномочиями Минздрава РФ.
3. Ведомственная или межведомственная принадлежность комитета. Проблема здесь в том, что многие вопросы современной биологии и медицины не могут быть разрешены в рамках одного отдельного ведомства. К примеру, исследования с участием людей проводятся не только в учреждениях здравоохранения, но и в отделениях Российской академии наук. При этом существенно, что вневедомственный характер комитета обеспечивает его относительную независимость от интересов того или иного ведомства, которые могут быть далеко небезопасны для испытуемого.
4. Масштаб деятельности ЭК. По этому критерию различаются «комитеты федеральные, региональные, местные (на уровне административного образования) и локальные (на уровне конкретного научного или лечебного учреждения). Внимания заслуживает тот факт, что отношения их между собой не иерархичны.

На проходившем в 2000 году в Лондоне V Международном конгрессе по биоэтике существенное количество выступлений было посвящено опыту работы этических комитетов в различных национальных системах здравоохранения.
По мнению доктора Marion Danis (США), одна из основных задач комитета — оказывать консультативную помощь врачам и пациентам по проблемным вопросам медицины. В своем выступлении на V Международном конгрессе он приводит данные опроса, в котором участвовали 300 врачей. В ходе этого опроса докторам предлагалось определить категории этических проблем, с которыми они сталкиваются в ходе работы, и охарактеризовать степень удовлетворенности существующим способом их решения. Также необходимо было ответить, насколько полезным оказалось получение консультаций специалистов по биоэтике. Респонденты сообщили, что к наиболее трудным вопросам могут быть отнесены: установление момента смерти пациента; прекращение проведения жизнеподдерживающих процедур; принятие решения в отношении лечения лица, исходя из просьб его законных представителей; проблема распределения ограниченных медицинских ресурсов. 33% опрошенных были осведомлены относительно этической проблематики рассматриваемых вопросов, но полного удовлетворения существующими стандартами их решения не выразил никто! 54% опрошенных отметили, что в ходе таких консультаций смогли найти этическое обоснование (подтверждение) своим действиям.
Огромное значение имеет вопрос о составе этических комитетов. Во всех случаях обязательным считается наличие в комитете, наряду с медиками, также и представителей общественности. В качестве таковых могут выступать (и это обозначено в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан») юристы, священнослужители, депутаты разных уровней, специалисты по биоэтике и т. п. Присутствие непрофессионалов чрезвычайно важно, так как в своих суждениях им не свойственно чрезмерно доверяться исследовательскому интересу.
На самом деле вопросы, с целью регулирования которых создаются этические комитеты, чрезвычайно значимы. Формирование этических комитетов в России еще только начинается. Однако всегда найдутся желающие увидеть в организации этических комитетов очередной бюрократический изыск или очередное «низкопоклонство перед Западом», который уже давно «потонул в сутяжничестве». При этом важно не встать на путь ригоризма, отрицая наличие сложнейших проблем как таковых. Ибо очевидно, что никакой системы «биоэтического регулирования», самой по себе, вне традиционной системы ценностных ориентиров быть не может. Нельзя забывать, что термин «этический» предполагает рассмотрение реальности в свете категорий «добра» и «зла». Данные понятия не являются относительными, и они четко фиксируются в сознании людей. Принимая участие в этической оценке проблемных областей современной биологической и медицинской науки, при каких бы условиях это не происходило (в студенческой аудитории, на лечебной работе, в качестве членов этического комитета), нельзя забывать об этой основной особенности этики как науки и биомедицинской этики как дисциплины, определяющей врачебный профессионализм, в частности.
В заключение подчеркнем, Государственной Думе следует поторопиться с внесением ясности в деятельность этических комитетов. Хотя бы тех, что обеспечат защиту прав испытуемых.

29, 30 трансплантация история и проблемы этико правового характера, религиозный аспект

Трансплантация (от лат. transplantare – пересаживать) – процесс замены поврежденных или утраченных органов путем пересадки таких же органов, взятых из здоровых организмов того же вида.

Различают три вида трансплантации: аутотрансплантацию – трансплантацию в пределах одного организма, алло- или гомотрансплантацию – трансплантацию в пределах одного вида и гетеро- или ксенотрансплантация – трансплантацию между различными видами.

Операции по пересадке тканей, а затем и органов человеку начали производиться на рубеже 19 – начала 20 веков, были немногочисленными и носили преимущественно экспериментальный характер. К середине 20 в. успешно проводились операции по пересадке кожи, сосудов, костей и других тканей в пределах одного организма.

Началом развития трансплантологии как направления практической медицины считается 1954 г., когда американскими хирургами была произведена первая успешная пересадка почки. В нашей стране такая операция впервые была успешно произведена в 1965 г. академиком А.В. Петровским. В следующем году он успешно провел пересадку почки человеку от трупа. В 1967 г. южно-африканский врач-кардиохирург Кристиан Барнард в Кейптауне осуществил первую в мире успешную операцию трансплантации сердца человеку от погибшей в автомобильной катастрофе молодой женщины.

Но именно пересадка сердца от человека человеку произвела в общественном сознании своеобразный переворот и поставила перед обществом ряд этико-правовых проблем, а К. Барнард получил мировую известность. Это связано с особым значением, которое придается сердцу как органу человеческого организма. «Сердце болит» не только как орган человеческого организма, но оно болит о ком-то, за кого-то. Оно отзывается ощущением боли на беды, несчастья и «сердце радуется» при успехе, в моменты радостных, приятных событий. Сердце издревле считалось центром, источником телесной жизни человека, но при этом и местом, где обитает душа человека, рождаются его чувства. Поэтому пересадка сердца одного человека другому вызвала вопросы о влиянии этой операции на личность человека, его духовную и психическую жизнь.

В области трансплантологии существует ряд этико-правовых проблем: проблемы, связанные с ключевыми этапами технологии трансплантации - констатацией смерти человека, изъятием (забор) органов и/ или тканей, распределением органов и/ или тканей между реципиентами, коммерциализацией трансплантологии.

 

Проблема забора органов и(или) тканей у донора рассматривается в зависимости от того, является ли донор живым или мертвым человеком.

Пересадка органа от живого донора сопряжена с причинением вреда его здоровью. В трансплантологии соблюдение этического принципа «не навреди» в случаях, когда донором является живой человек, оказывается практически невозможным. Врач оказывается перед противоречием между моральными принципами «не навреди» и «твори благо». С одной стороны, пересадка органа (например, почки) – это спасение жизни человеку (реципиенту), т.е. является благом для него. С другой стороны, здоровью живого донора данного органа причиняется значительный вред, т.е. нарушается принцип «не навреди», причиняется зло. Поэтому, в случаях живого донорства речь всегда идет о степени получаемой пользы и степени причиняемого вреда, и всегда действует правило: получаемая польза должна превышать причиняемый вред.

По российскому законодательству в качестве живого донора может выступать только родственник реципиента и обязательным условием, как для донора, так и для реципиента является добровольное информированное согласие на проведение трансплантации.

Самый распространенный в настоящее время вид донорства – это изъятие органов и (или) тканей у мертвого человека. Данный вид донорства связан с рядом этико-правовых и религиозных проблем, среди которых наиболее важными являются: проблема констатации смерти человека, проблема добровольного волеизъявления о пожертвовании собственных органов после смерти для трансплантации, допустимость использования тела человека в качестве источника органов и тканей для трансплантации с позиций религии. Решения этих проблем отражены в ряде этико-правовых документов международного, национального и конфессионального уровня.

Девиз современной трансплантологии: «Уходя из этой жизни, не забирай с собой органы. Они нужны нам здесь». Однако, при жизни люди редко оставляют распоряжения об использовании своих органов для трансплантации после своей смерти. Это связано, с одной стороны, с действующими в конкретной стране правовыми нормами забора донорских органов, с другой стороны – с субъективными причинами этического, религиозного, морально-психологического характера.

В настоящее время в мире в области донорства органов и тканей человека действуют три основных вида забора органов у трупа: рутинное изъятие, изъятие в соответствии с принципом презумпции согласия и изъятие в соответствии с принципом презумпции несогласия человека на изъятие органов из его тела после его смерти.

Принцип презумпции согласия – это признание изначального согласия человека на какие-либо действия. Если человек не согласен на совершение предполагаемых действий, то он должен в установленной форме выразить свое несогласие.

Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Таким образом, данный принцип допускает взятие тканей и органов у трупа, если умерший человек, или его родственники, не выразили на это своего несогласия.

Принцип презумпции несогласия – это признание изначального несогласия человека на какие-либо действия. Если человек согласен на совершение предполагаемых действий, то он должен в установленной форме выразить свое согласие.

Проблемы трансплантологии в религиозном аспекте. Русская Православная Церковь в «Основах социальной концепции» отметила, что «современная трансплантология … позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность. Вместе с тем, развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определенные нравственные проблемы и может представлять опасность для общества. …Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. …Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого. …Посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. …Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека».  

Большинство западных христианских богословов являются сторонниками трансплантации и позитивно оценивают факт изъятия и переноса органа умершего в тело живого человека. Римско-католическая церковь считает, что донорство в трансплантологии — это акт милосердия и нравственный долг. Католическая Хартия работников здравоохранения оценивает трансплантологию как «служение жизни», в котором происходит «приношение части себя, своей крови и плоти, дабы продолжали жизнь и другие»


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 603; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!