Этические проблемы исследования:



-негативная реакция респондентов на публикацию результатов исследования, предающую огласке их взгляды и способы поведения;

-неполная информация исследователя, предоставляемая респондентам о целях исследования;

       Социолог должен сделать результаты своего исследования общим достоянием, это и есть вклад социологии в воспитание свободного и открытого общества. Этого не нужно бояться, если работа выполнена компетентно, и выводы являются четко аргументированными, но он должен тщательно оценивать все возможные последствия публикаций своих изысканий и форму, в которой он их представляет. Часто исследователь стремится еще до публикации обсудить эти вопросы с теми, кого они касаются. Исследователь, работающий с человеческими существами, должен получать согласие на основе полной информации. Это не всегда возможно. Долгом социолога и любого другого социального ученого является содействие свободному и открытому обсуждению социальных проблем.

 

Влияние социологии

 

       Результаты социологических исследований часто становятся известны многим в обществе. Таким образом, социология – не только наука о современном обществе, она также становится значительным элементом его выживания.

       Наше мышление и поведение испытывают неуловимое и сложное воздействие социологического знания, и это, в свою очередь, изменяет само поле социологического поиска. Социология находится в рефлективных отношениях с людьми, чье поведение она изучает, то есть происходит взаимный обмен между социологическим исследованием и человеческим поведением.

       Результаты социологических исследований часто весьма близко коррелируют со здравым смыслом. Причина этого заключается не столько в том, что социология знакомит с результатами, которые нам уже известны; скорее, социологические исследования оказывают все более устойчивое влияние на представления здравого смысла о том, чем же на самом деле является общество.

           


СЕМИНАР

 

Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Начинается он с формировки программных вопросов, с перевода поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых.

       Проводимый опрос должен отвечать ряду требований.

- он не должен длиться более 30-40 минут, в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов.

- важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию и пониманию вопросы должны следовать за более простыми.

- первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным.

- трудные вопросы целесообразно поместить в середину анкеты, чтобы респондент включился в тему.

- вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым, всем без исключения.

- вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта (события), а потом уже о его оценке. Это важнейшее требование социологического исследования.

       Например, первый вопрос: Испытываете ли вы какие-нибудь трудности на работе? Ответ: Да. Второй вопрос: Если да, то в чем эти трудности выражаются? Ответ: Приводится ряд факторов, затрудняющих работу. Третий вопрос: Ваши предложения по преодолению трудностей.

       Помимо уже упомянутого деления вопросов анкеты на открытые и закрытые, существует еще деление на прямые и косвенные, личные и безличные вопросы. Обычно в анкете они чередуются.

       Перед исследователем, который проводит социологический опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации. Проверка и контроль достоверности данных опроса осуществляется рядом способов. Один из них – контрольные вопросы.

       В группе вопросов на одну и ту же тему нетрудно выбрать основные и контрольные. Роль основного может играть вопрос, который задается в более широком смысловом диапазоне, в прямой форме.

       Например, рабочему предлагается вопрос: Отметьте на шкале то суждение, которое соответствует вашему мнению: 1. Работой вполне доволен. 2. Скорее доволен, чем недоволен. 3. Отношусь к работе безразлично. 4. Скорее недоволен, чем доволен. 5. Совершенно недоволен. 6. Не могу сказать. Для того, чтобы проконтролироваить ответ, следует задать такие контрольные вопросы: Хотели бы вы перейти на другую работу? (да, нет, не знаю). Или: Предположим, что по каким-то причинам вы временно не работаете. Вернулись бы вы на свое прежнее место работы? (да, нет, не знаю).

       Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии как от основного, так и друг от друга.

           

       Также можно рассмотреть для примера метод экспертной оценки уровня управления и организации. Для аттестации управленческих кадров выделяются признаки. Все качества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских качеств экспертами трех уровней: эксперты группы А – находящиеся на более высоком должностном уровне, группы Б – на равном, группы в – находящиеся в подчинении у оцениваемого. Степень выраженности качеств будет определяться как среднеарифметическое всех экспертных оценок. На основе этой средней будет выбрана соответствующая фраза и внесена в производственно-психологическую характеристику.

 

       Далее, можно привести для примера метод контент-анализа.  Это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста или записи на каких-либо иных физических носителях. Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных показателей изучаемых характеристик текста. Потенциальными объектами исследования могут быть любые документальные источники, содержащие текст – книги, газеты, песни, речи, выступления, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкет.

       Задачи, решаемые методом контент-анализа, укладываются в достаточно простую и очевидную схему: Кто сказал, чир, кому, как, с какой целью и с каким результатом. Суть метода сводится к тому, чтобы найти и использовать для подсчета такие признаки документа, которые отражали бы определенные существенные стороны его содержания. Так, тематическую направленность данной лекции можно проследить, если подсчитать частоту употребления в тексте слов "метод, выборка".

       Обычно контент-анализ, как и методы массового опроса, использует выборочный метод изучения и лишь единицы анализа и единицы отбора в этих методах различны. В контент – анализе единицы отбора – слова, фразы, смысловые единицы, отдельные статьи, в выборочных опросах – люди.

       Контент – анализ целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с четкой структурой, определяемой коммуникативными намерениями авторов текста. Этот метод широко используется при изучении собщений, транслируемых на массовую аудиторию газетами, радио, телевидением.

 

 

       В социологическом исследовании при анализе данных часто используют статистические методики. Чаще всего применяются меры главной и основной тенденции (способы подсчета средних величин) и коэффициенты корреляции (измерение степени связи одной переменной с другой).

       Существует три метода подсчета средних величин, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. В качестве примера возьмем уровень личного богатства (включая все виды благ, такие, как дома, автомобили, банковские счета и капиталовложения) тринадцати индивидов.

1. 0 2. 5000 3. 10000 4. 20000 5. 40000 6. 40000 7. 40000 8. 80000

9. 100000 10. 150000 11. 200000 12. 400000 13. 10000000

 

       Среднее здесь соответствует усреднению в его обычном понимании, и получается сложением вместе личного богатства всех тринадцати человек и делением результата на их общее число (13). Итоговая сумма – 11085000, разделив на 13, получим 852692. Среднее часто полезно потому, что оно основывается на использовании всего объема имеющихся данных. Тем не менее, эта операция может ввести в заблуждение тем, где один или небольшая часть случаев очень сильно отличаются от большинства. В этом примере среднее значение фактически не будет мерой главной тенденции, поскольку присутствие одной очень большой величины искажает все остальное. Может сложиться впечатление, что большинство этих людей владеет гораздо большим объемом благ, чем на самом деле.

       В таких случаях может быть использована одна из оставшихся мер. Мода – значение, встречающееся в наборе данных наиболее часто. В этом примере - 40000. Проблема с модой заключается в том, что этот метод не учитывает общее распределение данных, то есть весь диапазон величин. Наиболее часто встречающийся случай не обязательно будет представительным для распределения в целом, и поэтому в качестве "средней величины" не очень полезен. В нашем случае цифра 40000 не дает точного представления об основной тенденции, поскольку эта сумма располагается слишком близко к нижнему уровню приведенных значений.

       Третьей мерой является медиана – значение, находящееся в середине набора. В этом примере это седьмое значение – 40000. Тут нечетное количество значений. Если бы оно было четный, то медиана исчислялась бы средним двух чисел, находящихся в середине – шестого и седьмого. Как и мода, медиана не дает представления о реальном диапазоне полученных данных.

       Чтобы не дать ошибочной картины среднего, исследователь может использовать не только меру главной тенденции. Чаще всего вычисляется стандартное отклонение для набора данных. Это способ подсчета степени разброса, или диапазона, для набора значений, который в этом случае лежит между 0 и 10 000 000.

       Коэффициенты корреляций предлагают полезный способ выражения того, как связаны друг с другом две (или больше) переменных. Если две переменные полностью коррелируют, мы можем говорить о полной положительной корреляции, выражаемой коэффициентом 1. Там, где связи между двумя переменными не обнаружено ( они могут быть вовсе не связаны), коэффициент будет нулевым. Абсолютная отрицательная корреляция, выражаемая как –1, существует там, где две переменные находятся в точном обратном отношении друг к другу. В общественных науках абсолютные корреляции никогда не обнаруживаются. Корреляции порядка 0,6 и более, будь то положительные или отрицательные, обычно являются индикатором сильной связи между любыми анализируемыми переменными. Положительные корреляции такого уровня можно, например, обнаружить между классовым происхождением и поведением на выборах. Чем выше индивид располагается по социально-экономической шкале, тем вероятнее он предпочтет определенные политические партии ( в Англии – консерваторов).

 

       Математическая основа выборочного метода – "закон больших чисел".      

       Если из большого мешка с орехами достать любые 10 штук и 5 из них будут пустыми, можно делать выводы о содержимом всего мешка. То есть, если человек, который вытащил 5 пустых орехов, сделает вывод, что в мешке почти половина всех орехов пустые, то он имеет для этого определенное основание. Большинство оценок, с помощью которых мы ориентируемся в нашем поведении, основано на еще более скудном опыте. 

       Правда, статистик считает выборку в 10 штук недостаточной и с помощью вероятностных расчетов объясняет, почему он так неохотно делает выводы на основании такого небольшого количества. При этом важно не то, сколько штук каждого сорта имеется, а то, каково соотношение или каков состав в процентах. Статистические данные о больших количествах чего-либо даются обычно в процентном выражении. Если содержимое мешка хорошо, то есть равномерно перемешано, для нас безразлично, каков его объем: содержит ли он 2000, 20000 или 2 000 000 орехов.

       Статистик лишь может строить предположения о том, какова вероятность того, что доля пустых орехов в нашем мешке не превысит определенной величины. Так, покупатель может интересоваться, какова вероятность того, что не более 80% орехов пустые. В приведенном примере ( 5 из 10 – пустые), можно с вероятностью 49 из 50 утверждать, что пустых орехов в мешке не более 80%.

       Однако, человека, интересующегося этим мешком орехов, не удовлетворят такие неточные сведения. Он попытается выяснить точнее, какую часть содержимого мешка будут составлять пустые орехи. Статистик посоветует ему увеличить выборку, то есть взять из мешка не 10, а 100 орехов. Если получится результат 50\50, то можно предположить с вероятностью 95 из 100, что часть полных орехов в мешке составляет от 40 до 60 % . Если достать 1000 орехов, и сохранится прежний результат, то с вероятностью 95 из 100 в мешке полных орехов не меньше 47% и не больше 53 %. Мы видим, что надежность предсказания о содержимом мешка увеличивается с увеличением числа проверяемых орехов, с увеличением выборки.

       Точность измерения проще всего можно охарактеризовать так называемым "средним квадратичным отклонением"   (стандартная ошибка).

 

           - величина выборочной совокупности

               

           - частота признака в генеральной совокупности  (%)

 

 

Где                                 базовая вероятность непоявления признака.

 

 

Вероятность того, что эффективная величина лежит в пределах этих отклонений, составляет две трети. Вдвое большие отклонения имеют ожидаемую величину 1\20, кроме того, вероятность резко снижается до самых малых величин.

       Эта стандартная ошибка для двух приведенных выше примеров: при выборке в 100 элементов она составляет 5 %, а при выборке в 1000 элементов – 1,6%., при выборке в 2000 – 1,1%. Для того, чтобы уменьшить ошибку вдвое, надо увеличить выборку в 4 раза.

       Надежность статистического вывода зависит не только от объема выборки, но и от соотношения выборки и величины всей группы, которую хотят рассмотреть особо. Например, из 100 орехов оказалось 10 пустых и 90 полных. Тогда мы имеем дело с меньшими допусками. Отклонения больше 5% бывают значительно реже. Если нарисовать график (параболлическая кривая), то будет видно, что количество незаштримхованных клеточек в поле кривой составляет 10, и мы имеем 9 из 10 за то, что мешок содержит не менее 5 и не более 15 % пустых орехов. При распределении 50\50 полных и пустых будет 33 незаштрихованных клеточки, и у нас один шанс из двух третей за то, что мешок заполнен не мене чем на 45 и не более чем на 55% пустыми орехами.

 

 

       Каков должен быть объем выборки, зависит от требуемой точности выводов, то есть от необходимой и достижимой точности решения данной проблемы.

       О "законе больших чисел" говорят тогда, когда порядок стандартной ошибки тот же, что и при распространенных измерениях в торговле и производстве. Измерения с ошибкой менее 1,6% в повседневной жизни проводятся только относительно времени и длины. Большинство весов, даже почтовые, имеют точность более 2%. В бытовых измерительных приборов точность 5%. Пока расчет вероятности осуществляется правильно и указаны его предпосылки, то ерзультаты выборки в пределах от 200 до 2000 элементов вполне могут конкурировать с измерениями, которые считаются в повседневной жизни надежными.

       "Закон больших чисел" был впервые сформулирован Симоном де Пуассоном в 19 веке.

       1. События, вероятность которых очень невелика, случаются очень редко.

       2. Вероятность того, что отклонение относительной повторяемости от соответствующей вероятности не превышает заданную величину, будет тем больше, чем больше объем наблюдаемой серии.

       Вывод: при достаточно большом объеме наблюдаемой серии относительная повторяемость соответствующей ей вероятности очень редко отклоняется больше, чем на заданную малую величину.

       Как уже сказано, так называемое стандартное отклонение превышается в одной трети случаев, двойное стандартное отклонение – в среднем лишь 5 раз при 100 выборках.

       Правило получения корректной выборки из совокупности в простейшей формулировке гласит: каждый элемент совокупности должен иметь равные возможности попасть в выборку. Этим предусматривается также, что выборочный метод можно применять всегда там, где имеется совокупность однородных, но различимых членов или составных частей. Эти законы пригодны для анализа не только предметов, но и событий, случаев (например, игры в кости или рулетку).

       В анкетном исследовании элементы совокупности – люди. Практическая трудность состоит в том, что трудно получить точные данные о всей совокупности, поэтому выборочная совокупность формируется в процессе кропотливой работы, а затем людей опрашивают. Более того, люди в отличие от предметов (орехов, шариков в игре) отличаются друг от друга не по паре признаков, а по бесчисленным признакам, для каждого из которых соответственно справедлив закон больших чисел, если правильно применен выборочный метод и установлен надежный признак выборки.

 

 

Часто при чтении социологической и статистической литературы вам придется сталкиваться с таблицами. Они иногда кажутся очень сложными, однако на самом деле их почти всегда легко расшифровать, и если следовать основным принципам, то в процесе работы это можно делать автоматически. Информацию из таблицы можно получить значительно быстрее, чем из текста. Научившись интерпретировать таблицы, вы всегда сможете определить, насколько обоснованы выводы автора данного материала.

Чтобы понять содержание таблицы, необходимо проделать следующие шаги.

1. Прочитать подпись полностью. Часто табилцы имеют длинные подписи, это представляет попытку исследователя наиболее точно определить представленную информацию. Название таблицы указывает на предмет материала в таблице и т.д.

2. Посмотреть, нет ли каких – нибудь комментариев и замечаний, поясняющих данные таблицы. В замечаниях может быть сообщено, каким образом был собран материал или почему он так подается. Если данные, представленные в таблице, не были непосредственно получены исследователем, а основаны на исследованиях, проведенных ранее, в таблице указывается источник. Источник иногда позволяет судить о надежности информации, а также указывает, где искать первоначальные данные, на которых построена таблица.

3. Прочитать заголовки сверху (или снизу) и с левой сторны таблицы. Они подскажут, какого типа информация содержится в каждой строке и в каждой колонке.Когда вы читаете таблицы и просматриваете цифры, все заголовки нужно держать в голове.

4. Определить используемые единицы измерения: цифры в таблице могут представлять количество случаев, проценты, среднее, другие показатели. Иногда полезно привести цифры таблицы в более приемлемую для вас форму: если, например, не представлены проценты, то их можно вычислить.

5. Обратить внимание, какие выводы можно сделать на основании информации, приведенной в таблице. Большинство таблиц комментируется авторами, это следует принимать во внимание, когда вы будете оценивать материалы таблицы сами. Обратите еще внимание на то, какие вопросы или темы затрагивает данная таблица.

 

 


 

 

           1. Понятие культуры

           2. Морфология культуры

           3. Культурные парадигмы

 

           Понятие "культура" в его современном значении начало применяться в Европе в 18 веке благодаря работам таких мыслителей, как Д. Вико, И. Гердер, Ш. Монтескье. В тот период волна географических экспансий, как неоднократно бывало и прежде в истории, привела к обострению интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов образа жизни с теми, что свойственны другим странам; к дискуссиям о правомерности культурного многообразия.

           Со второй половины 19 века понятие "культура" постепенно приобретает статус научной, а не только философской категории. Оно практически утрачивает прогрессивистский оценочный оттенок, оставшийся от идей Просвещения, и перестает означать "высокий" уровень развития общества. Понятие "культура" начало пересекаться с категориями "цивилизация, общественно-экономическая формация, глобальная регионализация". Появились его определения как "биологически наследуемой памяти человечества". В 20 веке из научных представлений о культуре уходят мотивы Романтизма, придававшие им сопутствующие значения уникальности, творческого порыва, духовности, освобождения от бремени повседневности. Многообразно поле существующих сегодня определений культуры, но существуют некоторые общие позиции в каждом из них.

           Говоря о современном значении понятия "культура", целесообразнее отметить, что оно раскрывается по двум различным, хотя и взаимосвязанным направлениям. Первое из них было достаточно подробно разработано в рамках школы американского социологи Т. Парсонса, где культура считается всего лишь одной составляющей набора аналитических конструктов, предназначенных для анализа социального действия. Категория "культура" обеспечивает "аналитическую плоскость" для структурирования ценностей наряду с биологией, выполняющей ту же роль для требований организма, с психологией – для индивидуальных потребностей, обществом – для институтов. Второе направление представлено в работах французского антрополога К. Леви-Стросса. Культура считается упорядоченной селективной областью феноменов, противопоставляемой "природному". "Природное" рассматривается как материал для "культуры" – реализованной способности человека специфическим образом "метить" окружение как свою "среду".

           Различия между этими трактовками не абсолютны. Речь идет об акцентах в выборе предмета и объекта изучения при наличии более общих представлений о культуре. В дальнейшем понятие "культура" будет использоваться во втором, широком смысле, - как общее различие между искусственным в современной жизни и деятельности людей.

           Говоря о содержании социальной жизни, следует выделить заполненность определенными действиями и взаимодействиями таких основных ее модальностей, как жизнеобеспечение, социализация, коммуникация и рекреация. Предметное содержание активности составляют материальные объекты, технологии, критерии оценок и ценностные шкалы, которые люди создают, используют, меняют и разрушают в ситуациях, соответствующих названным модальностям. Коммуникативное содержание образует культурная информация (знание, образы, представления, эмоции), которой люди обмениваются в такого рода ситуациях. К содержанию социокультурной среды или контекста относятся события и процессы, порождаемые активностью людей в ходе их совместной жизни. Это подчеркивали крупнейшие американские культурные антропологи Л. Уайт, К. Клакхон, А. Кребер, говоря об обществе как о структурном аспекте рассмотрения совместной жизни и деятельности людей, а о культуре – как о содержательном наполнении этой структуры. Каковым бы ни было происхождение культурных объектов, речь идет о социальном, а не об индивидуально- специфическом явлении.

           Культурные явления искусственны. Они созданы людьми. Противопоставление культурных явлений природным, естественным, можно считать классическим. Культура рассматривается как биологически ненаследуемая информация, ее содержание, способы организации и хранения.

           Культура включает в себя вещи. Предметный мир культуры всегда былосновным материалом для ее изучения, в археологии есть специальный термин "материальная культура", обозначающий разного рода строения, средства передвижения, орудия труда, предметы быти и т.д.

           Культура включает в себя образцы человеческих отношений. При определении культуры специалисты обычно выделяют два рода явлений: социально стандартизированное поведение в сообществах и материальные продукты групповой активности. Из единиц такого рожа складываются определенные образцы, конфигурации, стереотипные формы (паттерны) , которые определяются как относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, деятельности, поведения. Они могут быть универсальными для данной культуры, а могут быть специфическими для региона или социальной группы. Культурные образцы могут иметь характер реальных вещей, действий и отношений или воображаемых представлений; к числу последних относятся идеалы, т.е. желаемые , но недостижимые положения дел.

           В культуре значимое место занимает технология, или специально организованная деятельность, ориентированная на достижение определенных результатов. Значимость выделения технологий в особую "предметную" область культуры сегодня не вызывает сомнения. Принято даже разделять технологии в зависимости от типов объектов, на создание которых они ориентированы: создание физических объектов, организация социального взаимодействия, порождение и трансляция символов.

           Культура включает в себя символические объекты, в том числе ценности и нормы. Категория культуры обозначает биологически ненаследуемое содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Культура представляет собой созданную самими людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

           В последнее время границы исследования культуры расширяются. Наряду с изучением того, что объединяет явления культуры в целостные структурны и процессы, с анализом "инвариантов" и "универсалий" культурной жизни людей, в качестве самостоятельного предмета рассматриваются также факторы и механизмы, обусловливающие изменения в культуре, ее внутреннее многообразие.

           Социологический анализ культуры имеет свои особенности. Современный этап развития социологии отмечет особым вниманием к более глубокому изучению культурных аспектов общественной жизни. Фокус внимания смещается с социокультурных объектов и процессов как таковых на людей, которые в ходе социальных взаимодействий порождают, поддерживают и изменяют элементы своего социального и культурного окружения, то есть проблемы изменения личностных и групповых характеристик членов общества в динамичной социокультурной среде.

           Социологический анализ культуры дает возможность изучать социальное и территориальное распределение в обществе форм и способов освоения, использования и создания людьми объектов культуры. Он позволяет выявить устойчивые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также обусловливающие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается возможным установить реальный вклад различных социальных групп в культурную жизнь и направления ее движения.

           Функции социологического анализа культуры – научно-познавательная, образовательная и практическая. Благодаря научно-познавательной функции он обеспечивает достоверное знание о социальных факторах и механизмах, способствующих порождению, поддержанию или изменению культурных процессов, о специфике закономерностей культурной динамики в современных условиях. Образовательная функция направлена на распространение соответствующих знаний среди членов общества с целью помочь им ориентироваться в сложных современных социокультурных условиях, раскрыть и обосновать сегодняшнее содержание представлений о них. Цель практической функции – выработка научных оснований целенаправленных культурных изменений и культурной политики.

           В социологии

культура рассматривается в первую очередь в ее социальном аспекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социального взаимодействия. В этом смысле исследование культуры означает изучение сложного и многомерного общественного

 процесса освоения, осмысления и изменения членами общества своей социокультурной среды, происходящего в определенных условиях социального расслоения и территориального распределения. Предметом такого исследования является комплекс общих закономерностей динамики культуры, специфических групповых и региональных регулярностей ее движения при различных состояниях общества, разнообразие форм социокультурной жизни, характерных для каждого из таких состояний, способы, результаты и последствия деятельности представителей различных социальных групп, направленной на поддержание или преобразование общественной жизни.

           Таким образом, социология культуры, базируясь на теоретических принципах исследования функций, структур, динамики социального взаимодействия, сосредоточивается на анализе строго определенных сторон общественной жизни и охватывает комплекс более или менее точно фиксируемых проблем, предполагающих конкретизацию общих социологических методов применительно к культуре как к предмету изучения.

           Например, изучения с этой точки зрения процессов образования предполагает следующие исследовательские процедуры: выделение институциональных образовательных структур, существующих в обществе в рассматриваемый период времени, таких, как дошкольные, школьные, специальные учебные заведения; фиксирование нормативно (законодательно и на уровне обычаев) закрепленных за ними функций; определение типичных форм социального взаимодействия, характерных для этих учреждений (например, авторитарная или патерналистская, монологичная или диалогичная), между ними и вышестоящими организациями (например, директивная или рекомендательная); изучение содержания знаний и навыков, транслируемых с помощью этих структур; выявление расхождений между общественными запросами (как необходимости) и реальным массовым уровнем образования; анализ возможных способов преодоления подобных расхождений; разработка соответствующих социокультурных технологий и определение типов социальных объектов, в отношении которых применение таких технологий может быть успешным; оценка последствий предлагаемых изменений для системы образования и для более широкого социокультурного контекста.

           Анализ определения культуры помогает выделить ряд общих исходных положений, характеризующих культуру как область изучения. Наличие таких положений позволяет ограничить эту область. В социальных науках такие границы проходят по трем основным теоретическим линиям: культурное – природное, культурное – социальное, культурное – индивидуальное.

           Различие природного и культурного имеет давнюю традицию. Его теоретический смысл заключается в том, чтобы аналитически развести объекты, созданные людьми, и те, чье существование от них не зависит. Однако, во-первых, люди создают свои объекты по большей части из природных материалов., а также объекты, используемые людьми, даже чисто природные, имеют определенные функции, т.е. люди обращаются к ним и с ними целенаправленно, для реализации собственных интенций (потребностей, желаний, интересов). Соответственно часть природных объектов можно считать интегрированными в культуру, в таком случае границу между природным и культурным можно определить как водораздел между освоенным и неосвоенным, используемым и неиспользуемым в отношениях человека с окружением.

           Различие между культурным и социальным исходно задано неодинаковостью предметных областей социологии и культурологии. Социальная реальность в науке представлена как формы человеческих отношений (конфликт, социабельность, ассоциации, диссоциации, мобильность) и структуры взаимодействия и взаимосвязей людей в их совместной жизни и деятельности (социальные институты, вертикальные и горизонтальные связи, направления мобильности). Культурная реальность теоретически определяется через содержательные аспекты общественной жизни, т.е. тем, каким содержанием наполняются социальные формы; каково функциональное содержание институциональных структур (ролевых предписаний, нормативных представлений, ценностных приоритетов), - все эти и подобные вопросы составляют сферу компетенции культурологии. Следовательно, граница между социальным и культурным теоретически проходит там, где становятся заметными различия между людьми в отношении форм и структур связей между ними и в отношении конкретных действий, оценок, символизаций этих связей в процессе их реализации.

           Различие между культурным и индивидуальным проводится в психологической антропологии по ряду оснований, прежде всего это различие между категориями "индивид" и "личность": первая указывает на человека как представителя вида, вторая – на его принадлежность к социокультурному миру. Т.е. личность – это социализованный индивид, обладающий определенной культурной компетентностью, т.е. определенными специально освоенными, неврожденными знаниями и навыками, умением их применять. Далее, разграничивают индивидуальные задатки, потенции и поле их реализации. В этом смысле  понятие "культура" означает то окружение, которое существует до рождения индивида, из которого он черпает свои знания и навыки и в пределах которого он их реализует. Наконец, различие между культурным и индивидуальным выступает как качественное различие между непосредственными ощущениями и переживаниями индивида и их выражением в понятных для других формах.

           Таким образом, между миром интрасубъективной жизни  и интерсубъективного взаимодействия, субъективным мировосприятием и разделяемыми с другими представлениями проводится различие. Иными словами, индивидуальные особенности могут быть внекультурными (биологическими, психическими и проч.), но любой же коллективный стереотип действий, поведения, суждений относится исключительно к миру культуры. Скажем, психологически установленные особенности людей, такие как конституция организма, темперамент, врожденные способности к какому-либо типу активности индивидуально специфичны для соответствующих категорий людей, эти свойства не предопределяют в абсолютном смысле конкретных полей  и способов культурной активности каждого индивида. Ему придется осваивать образцы действий, поведения, суждений, вещей, технологий в тех социальных нишах, в которых он окажется после рождения и в зависимости от того, как будет складываться его жизненный путь. В то же время индивидуальные особенности могут сказываться в вариациях использования подобных образцов вплоть до их полного изменения. Культурным фактом такое изменение становится только при условии его признания и воспроизведения другими людьми.

           Социологический анализ содержания общественной жизни с необходимостью предполагает знание о границах понятия "культура", а поскольку культура определяется в многомерном аналитическом пространстве, необходимо также придать форму объекта исследования многочисленным процессам и явлениям, относимым к культуре. При этом применяются следующие важнейшие исходные допущения.

1.        Понятие "культура" обычно употребляется как ограничивающее, выделяющее из реальной жизнедеятельности людей ее "неприродные" аспекты. Соответственно, предметом анализа становятся: мир искусственных предметов (от организации освоенных территорий до предметов личного пользования), технологии, характер социальных взаимодействий и их регуляция, социальные предпочтения и оценки.

2.        Культура рассматривается как целостность, как особая качественная определенность совместной жизни и деятельности людей, которая обладает своей спецификой в каждом обществе и в каждый исторический период. Так, можно судить о правовой культуре определенного общества, основываясь на выделении устойчивых сочетаний легитимной и узурпированной власти, действий юридического и обычного права, концепций уравнительной и распределительной справедливости, а также степени освоенности и рационализованности массового поведения в ситуациях, имеющих правовую значимость. Таким

 

 способом выделяется один из аспектов социокультурной жизни – правовой – и оценивается его значение для общества в целом.

3.        Культурные объекты обладают системным качеством, т.е. имеют внутреннюю целостность, могут вступать во взаимосвязь друг с другом и находятся в определенных отношениях с другими аспектами человеческой жизнедеятельности. Например, если рассматривается определенное художественное произведение, то выделяются те его компоненты, которые придают ему системный характер законченного, имеющего цель культурного высказывания. По композиции, акцентам, принципам организации такого произведения можно судить как о его культурной определенности (принадлежность к эстетическому течению, художественному стилю), так и о внекультурной, например психической, детерминированности (скажем, темперамент, особенности восприятия художника).

4.        В культуре существует внутренняя упорядоченность, структурированность ее компонентов, причем структура имеет конкретную историческую конфигурацию и изменяется во времени. Компоненты культуры обладают относительной независимостью существования, что, в частности, обусловливает неравномерность их движения по отношению друг к другу. В качестве примера можно привести художественный стиль или научную парадигму. Оба феномена включают в себя набор исходных принципов или оснований, задающих отношениям человека с окружением определенные характер и направленность; ограничения в выборе предмета и объекта деятельности, процедуры деятельности; требования к ее результатам. Соответственно и весь процесс создания художественного произведения или построения научной теории оказывается организованным этими нормативными предписаниями. Как показывают исследования М. Фуко, Т. Куна, П. Фейерабенда, такого рода порядки исторически преходящи и определяют изменения картины мира. Из их же исследований видно, что корреляции между сдвигами в этих двух типах феноменов могут иметься. Но могут и отсутствовать.

5.        Культурная жизнь людей, с одной стороны, детерминируется природными и искусственными условиями их существования, а с другой – она сама оказывает влияние на их изменение. Так, людям приходится приспосабливаться к климату, почве, составу воды, характеру флоры и фауны на территории проживания. Однако они могут со временем изменить состав почвы внесением удобрений, создать технологию дезинфекции воды, усилить полезные и ослабить вредные для себя компоненты флоры и фауны. То же относится и к искусственной среде. Например, такие жизненные неудобства, порожденные развитием урбанизации, как шум, загрязнение воздуха, могут быть преодолены техническими средствами – звукоизолирующими материалами, фильтрацией выбросов газов в атмосферу и др.

6.        Культурная динамика имеет историческую природу, т.е. последующие культурные изменения причинно обусловлены предыдущим ее состоянием. Например, смена стиля в искусстве или парадигмы в науке предопределяется накоплением эмпирического материала (индивидуальных образных представлений, научных данных), не укладывающегося в рамки принятых оснований. В частности, романтизм в искусстве характеризовался вниманием к динамическим и неравновесным явлениям, которым в классицизме практически не оставалось места. В свою очередь, функционализм в науках об обществе и культуре пришел на смену эволюционизму из-за спекулятивности и чрезмерной абстрактности трактовки социокультурной динамики, из-за отсутствия систематической ее картины в пределах определенного общества. Так, смена парадигмы образования в настоящее время в нашей стране обусловлена необходимостью повышенного внимания к формированию личности и ее культурной самореализации в условиях информационных технологий. Направление поисков преодоления кризиса определенного социокультурного порядка можно предвидеть достаточно достоверно.

7.        Культура имеет дифференцирующее классовое, этническое, региональное, цивилизационное содержание, то есть определенные ее элементы направлены специально на поддержание и укрепление специфических, отличающихся друг от друга социальных объединений. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические документы, научные данные, обыденные наблюдения. Так, представители различных социокультурных слоев даже по внешним признакам стараются отличаться друг от друга – одеждой, речью, движениями и т.д. , то есть стилем жизни. Этнические различия проявляются в языке, нравах, обычаях, обрядах социальных сообществ. Причем, эти черты культуры, как правило, тщательно сохраняются и передаются от поколения к поколению. Региональная и цивилизационная культурная специфика фиксируется в таких признаках как язык межэтнического общения; определенная разделяемая идеология (моральный кодекс, религиозная, политическая доктрины); общие стилистические принципы, распространенные в культуре (отношение к пространству и времени, закономерности построения формы, степень активности в отношениях с окружением, степень рационализованности действий и взаимодействий). Такого рода специфика, проведение различий имеют символическое закрепление в произведениях искусства, нормативных актах, приписывании сакрального значения определенным их проявлениям, т.е. объективируются и специально демонстрируются.

 

 

           В методологическом отношении правомерно структурные и динамические аспекты культуры изучать раздельно. Это подразумевает возможность самостоятельного исследования феноменов каждого из них. В сфере внимания, таким образом, оказывается преимущественно либо поддержание объектов культуры в устойчивом состоянии, либо их изменение.

 

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

           Если исходить из того, что культура – это содержание социальной жизни, ограниченное указанными выше рамками, то построение динамической модели культуры имеет смысл начинать с обращения к процессам социальных действий и взаимодействий, сущность которых прямо связана с осмыслением динамики общества и культуры. Данными понятиями обозначается обобщенная предметная и интеллектуальная активность человека, направленная на поддержание его адекватных связей с окружением. Человеческая деятельность – источник и основа культуры как искусственно созданного мира. Поэтому фундаментальным основанием строения динамической модели культуры является понимание деятельности как процесса, в котором актуализируются связи человека с окружением. В самом общем виде деятельность определяется как специфически человеческая форма активности, содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего человека мира (ФЭС, М., 1983).

           При рассмотрении категории "деятельность" в социальном аспекте можно выделить ее объективированные области, представляющие собой классы объектов, участвующих в процессах обмена действиями, такие как: предметный уровень объектов культуры (функциональные предметы, которыми люди пользуются в совместной жизни для удовлетворения своих потребностей, запросов, желаний);  идеальный – рациональный и образный – уровень (это идеи, образы, категории и т.д.). На пересечении цели, средств ее достижения и результатов определяется область описания содержания самой деятельности. В культурном плане – это наборы стереотипных элементарных действий в стандартных ситуациях и навыки владения ими.

           При обращении к анализу социального взаимодействия следует выделить организационный аспект деятельности. Культурный аспект такой организации находит воплощение в регулятивных образованиях; нормах, задающих пределы эффективного взаимодействия; правилах, указывающих оптимальные пути действий в определенных условиях.

           Наконец, соотнесение целей и результатов, целей и средств, определение эффективности деятельности в социальном плане выражается в предпочтениях и оценках, критерии которых образуются при сопоставлении желаемого с реально достигаемым.  Таким образом, в дополнение к названным выше можно выделить еще один уровень операционных единиц, или объектов культуры, - ценностный.

           Итак, структура категории деятельности и ее социального аналога – взаимодействия позволяет выделить области объектов культуры, которыми люди оперируют, обмениваются и которые они поддерживают, меняют, уничтожают в процессе совместной жизни и деятельности. Например, рассмотрение интеллектуальной деятельности предполагает выделение решаемой задачи, оснований, принимаемых для ее решения; последовательность логических операций; характер решения.

           Динамика взаимодействия прослеживается через его функции (для чего оно осуществляется), структуру (каковы связи между его участниками), характер результатов, эффективность. В любом случае можно проследить, в какой точке процесса и в какой из его составляющих зарождается изменение и как оно распространяется на другие его компоненты. Однако социальные действия и взаимодействия упорядочены не только по объектным признакам, но и с точки зрения общественного разделения социальных функций и, в более узком смысле, труда.

           СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ И ОБЫДЕННЫЙ УРОВНИ КУЛЬТУРЫ

           Общественное разделение социальных функций (труда) фиксирует качественную неоднородность социокультурной жизни, поскольку обозначает дифференциацию и сосуществование в обществе в определенный исторический период различных видов социально значимой деятельности, выполняемо определенными группами людей. Анализ такой дифференциации имеет важное значение для выявления конкретных источников и содержания культурных изменений, что обусловлено следующими важными теоретическими предпосылками.

1. Имеющаяся в обществе структура разделения функций определяет характер связей, отношений людей. Следовательно, с одной стороны, ею ограничены знания и навыки, необходимые людям для выполнения определенных видов деятельности, а с другой – она детерминирует выход за эти границы, ибо устанавливает такого рода связи и отношения.

2. Имея в виду проведенную выше типологию культурных объектов, производную от процессов деятельности, можно определить, на каком из названных уровней объектов последние меняются в первую очередь.

           Таким образом, концепция общественного разделения социальных функций фиксирует в социокультурной жизни структурированную динамическую область, позволяющую проследить источники и характер изменения процессов, происходящих в обществе. Применительно к анализу культуры речь идет о признании того факта, что различные группы людей порождают, поддерживают и распространяют различные черты образа и стиля жизни, ценностные представления, моральные нормы, образцы деятельности и поведения. Кроме того, результаты деятельности, предпочтений и оценок одних групп людей имеют неодинаковые социокультурные последствия для них самих и для представителей других групп. Например, то, что производят одни, потребляют другие; деятельность одних меняет жизненные условия других; переориентация направленности действий одних становится источником напряжения для других; изменение стиля и образа жизни одних стимулирует принятие решения у других. Постоянное воспроизведение такого рода изменчивости вызывает у членов общества необходимость оценивать и осваивать ее.

 

ЛИТЕРАТУРА

           Никифоров А.Л. Культурные формы человеческой активности //Ускорение социально-экономических процессов и культурные проблемы социальной организации. М., 1987.

 

 

           Культура – понятие многоплановое, сложное, неоднозначное. Многообразие научных подходов и породило различные трактовки роли, места и сущности культуры в контексте мировой цивилизации. В социологии сформировались две основные концепции: одна из них состоит в понимании культуры как творческой деятельности, вторая интерпретирует культуру как способ, технологию деятельности.

           Первая концепция (Э.А. Баллер, В.М. Межуев, Н.С. Злобин) : "Культура – это творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, как прошлая, овеществленная в тех или иных культурных ценностях, так и сегодняшняя и будущая, основывающаяся на освоении культурного наследия, направленная на превращение богатства человеческой истории во внутреннее достояние личности, на всемерное развитие сущностных сил человека".

           Культура как способ деятельности рассматривается в трудах В.Е. Давидовича, Э.С. Маркаряна. В самом общем ее значении культура как общественное явление выступает "мерой и способом реализации сущностных сил человека как социального субъекта в его деятельности и в созданных в результате этой деятельности продуктах материального и духовного производства."

           Культура представляет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций и т.д. В культуре отражается и закрепляется социально-личностное качество созидательного труда человека


 

 

ЛЕКЦИЯ 6 ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

 

ДДругое деление на направления социологии:

1. Мир существует объективно, независимо от нашего сознания. И общество тоже. Следовательно, оно должно подчиняться определенным законам и человек подчиняется законам развития и существования общества. Это объективный подход, отвечает на вопрос, что такое общество. Считают, что возможно непредвзятое наблюдение социальных фактов и создание на этой основе представлений об объективных закономерностях общества.

2. Мир и человек – экзистенция. Существую только я как человек, как сущность. Общество развивается по законам нашей свободной воли, требований. Общество выдумано людьми. Это субъективный подход. Отвечает на вопрос, на основе чего строится общество. Считает, что познание базируется на возможностях человеческого мозга сконструировать понятия и при его помощи создать взаимосвязь с действительностью. О существовании этой действительности мы точно не знаем.

3. Совмещение (К.Маркс, Парсонс).

 

           Как изучать общество? Его надо увидеть, получить представление. Изучать общество с точки зрения социологии значит изучать его с помощью институализированных правил, управлящих предметом.

           Каждое направление абстрагировало свои понятия и категории, каждое в своей исходной точке упрощает или абстрагирует нечто, имеющее принципиальное значение для другого направления.

1. понимающая социология исходит из того, что человек обладает свободной волей и сам строит общество, необходимо изучать общество отдельно от человека.

2. Объясняющая социология – человек в принципе обладает свободной волей, но она не важна, когда его рассматривают как общественное единство. Необходимо абстрагироваться от отдельного индивида. Живя в обществе, человек подчиняется общественным законам – это и есть коллективное сознание, управляющее поступками людей.


 

ЗАМЕТКИ О ВЕДЕНИИ СЕМИНАРОВ

 

1. Блоки, не уместившиеся на лекциях, целиком переносятся на семинары

2. Уже со второй недели начать слушать доклады, то есть на втором семинаре предложить темы.

  1. Всеобщее воспитание и положительное образование по произведению О. Конта "Дух позитивной философии".

  2. Г. Спенсер об образовании как социальном институте.

3. Литературу давать не всем, а конкретно по докладам, не тратить на это время на семинарах.

4. Темы курсовых работ вывесить сразу, консультации со студентами по выбранным темам, рекомендации литературы конкретно каждому.

5. На первом семинаре – дискуссия по теме: Что мне надо знать из социологии, Что я хочу узнать, Зачем мне социологические знания. Записать основные результаты в тетради. Также обсудить вопрос, что важнее, личность или общество. Также записать результаты, а на последнем семинаре мы вернемся к этому обсуждению. Ваши представления о смысле жизни.

6. Рефераты (темы в сборнике планов семинарских занятий).

7. Социологический практикум?

8. На семинары вынести вопросы эмпирических методов социологии, технологии проведения конкретно-социологических исследований.

Первая половина семинара – доклады и вопросы по теме предыдущей лекции. Вторая часть – вопросы технологии проведения социологических исследований.


 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

       1. Главные социологические парадигмы в классической социологии 19- начала 20 века

       2. Возникновение социологии как самостоятельной науки (Конт и Спенсер).

       3. Классики социологической мысли 19-20 века (Э.Дюркгейм, М. Вебер).

       4.

       Социологическая мысль в России 19 века1. Понимание общества в трудах крупнейших представителей социологической мысли.

       2. Воспитательно-образовательная деятельность как системо-образующее качество общества.

       3. Социология как инструмент познания психолого-педагогической деятельности.

       4. Социальные законы и педагогическая деятельность.

       5. Использование методов социологического анализа в научной и практической психолого-педагогической работе.

       5. Теория социального действия и структурно-функционального анализа Т. Парсонса.

       6. "Интегральная"6. Методы социологического изучения образования. социология П.Сорокина

       7. Понимание общества в трудах крупнейших представителей социологической мысли (по выбору).

       8. Конфликтологическая линия в современной социологии

       9. Социальные группы и общности в структуре общества

       10. Культура и ее значение для жизнедеятельности общества

       11.Личность и общество

12. Социологические теории социализации личности

       13. Социальная стратификация и социальная мобильность

       14. Проблемы самореализации личности в современных условиях

       15.

       7. Взаимодействие личности и общества по произведениям Замятина Е., Платонова А., Оруэлла Дж. и других представителей антиутопического мышления.

       8. Информационное общество и проблемы народного образования

       9. Общечеловеческие ценности и мировоззрение учителя

       10. Педагогическая интеллигенция и ее место и роль в социальной структуре общества.

       11. Проблемы самореализации личности студента (учителя) в современных условиях.

       12. Преемственность поколений как основа непрерывности человеческой истории и культуры.

       13. Семья как институт воспитания и социализации личности

       164. Социокультурная эволюция семьи.

       17. 15. Роль учителя в формировании этнического самосознания, культуры межнационального общения.

       16. Социология образования, науки, культуры, искусства, религии (общий обзор, тема по выбору).

       187. Религия в современных условиях.

       198. Влияние НТР на образование

       19. Педагогическое образование в современном мире

       20. Дифференцированное образование. Проблема частной школы

       201. Политические права и политическая ответственность

       22. Духовный мир будущего учителя

       213. Культура межнационального общения

       224. Социальный портрет студента

       235. Молодежная субкультура

       24. Политическая система общества

       25. Использование методов социологического анализа в практической работе педагога.

           


 

5. На первом семинаре – дискуссия по теме: Что мне надо знать из социологии, Что я хочу узнать, Зачем мне социологические знания. Записать основные результаты в тетради. Также обсудить вопрос, что важнее, личность или общество. Также записать результаты, а на последнем семинаре мы вернемся к этому обсуждению. Ваши представления о смысле жизни.

6. Рефераты (темы в сборнике планов семинарских занятий).

7. Социологический практикум?

           ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ8. Вопросы к зачету:

 

           1. Почему и когда возникает социология как автономная наука

           2. Объект и предмет социологии как науки

           3. Место социологии в системе общественных наук. Взаимосвязь социологии с психологией и педагогикой.

           4. Структура, методы и функции социологии.

           5. Особенности и задачи обществоведческой подготовки учителя

           56. Основные этапы исторического развития социологической мысли

67. Учение социалистов-утопистов об обществе. Значение социалистических идей для становления социологической науки

78. Становление научной социологии в середине 19 века. Доктрина Огюста Конта.

89. Основные направления развития социологии в 19-начале 20 века.

910. Социология 20 столетия.

101. Уровни анализа и главные парадигмы в социологии.

11. Структурный функционализм  Э.Дюркгейма

12. Конфликтные парадигмы в социологии

13. Интерпретивные парадигмы

14. Принципы интегральной социологии П. Сорокина

15. Общество как субъект исторического развития. Сущность, структура и функции общества.

12. К. Маркс о диалектике взаимодействия личности и общества.

163. Социальный прогресс и его критерии.

174. Образовательно-воспитательная деятельность в структуре общественных отношенийотношений.

185. Основные модели и тТенденции развития современного общества.

196. Современный капитализм, особенности его развития.

17. Диалектика классового и общечеловеческого в современном мире.

2018. Глобальные проблемы современности.

19. Пути преодоления кризиса мировой цивилизации.

2120. Формационный и цивилизационный подходы к анализу развития общества

22. Социальная структура и стратификация. Социальная мобильность.

23. Аномия и девиантное поведение. Социальный контроль.

24. Природа, основные функции и типология социальных институтов.

25. Понятие личности в социологии.  Личность как объект и субъект социального развития.

2621. Сущность, социальная структура личности.

2722. Статусно-ролевая концепция личности.

28. Типология личности.

29.Система социализации личности (этапы, механизмы, социальные институты).

30. Сущность, функции и структура семьи

31. Классифи23. Социальная структура общества. Основания социальной дифференциации.

24. Социальные проблемы экономического развития в условиях НТР.кация семейно-брачных отношений

 

25. Социально-классовая структура общества.

26. Проблемы социального развития и социальной справедливости.

27. Взаимодействие поколений как субъектов социального развития.

28. Социальные проблемы молодежи.

29. Отношения полов как субъектов социального развития.

30. Социальный статус семьи и брака.

31. Особенности развития наций и национальных отношений в современных условиях      .

3232. Культура как форма взаимодействия личности и общества. Особенности социологического анализа культуры.

33. 33. Социальные проблемы развития науки.

34. Искусство и общество.Основные культурные парадигмы

3435. Роль воспитания в социальном прогрессе.

356. Школа и общество.

367. Управление процессом развития социальных отношений.

378. Основные принципы социального управления.

389. Социальные организации.

39. Социальные конфликты. Социальные изменения и социальная стабильность.

40.  Проблемы социального прогнозирования.

41. Политическая система общества как регулятор социальной жизни.

 

 

9. Объявить                     Уусловия получения зачета:

           1. посещение семинаров, активная работа и подготовка доклада

           2. написание реферата (выбор заранее, поставить меня в известность) и посещение семинаров

           3. сдача зачета по вопросам

 


 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА : СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

       1. Вопросы по материалу лекции

1. В чем специфика социологического знания. Соотношение социологии с другими общественными науками

2. Предмет социологии, объект социологии

3. Возникновение социологии (Конт, Спенсер).

4. Основные направления развития русской социологии

5. Методы и функции социологии

6. Уровни анализа в социологической науке

7. Основные парадигмы в социологии

 

 

       2. Обсуждение взглядов представителей различных социологических парадигм

1. Структурный функционализм

 

       Доклады:

Т. Парсонс –

Р.Мертон –

 

 

2. Конфликтные парадигмы, теория социального конфликта

 

       Доклад –

3. Интерпретивные парадигмы

 

       Доклад: Парадигма социального действия М. Вебера –

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!