Немарксистская теория конфликта



       Подчеркивается роль самой классовой структуры обществ, без анализа которой невозможно понять системы образования. В США школы созданы главным образом для формирования и воспроизводства навыков, необходимых для рабочей силы в капиталистическом обществе. Система массовых начальных школ, возникшая в западных странах почти одновременно с развитием промышленного капитализма, по-видимому, прививает людям такие положительные качества, как пунктуальность, аккуратность и подчинение власти, которые важны для дисциплинирования рабочей силы. Однако к людям, которым суждено занимать элитарное положение, предъявляются другие требования: в колледжах и университетах высоко ценятся способность самостоятельно мыслить и принимать решения. Современное обучение способствует упрочению структурного экономического неравенства. Функционалисты, напротив, подчеркивают, что вознаграждение по заслугам содействует равенству возможностей, социальной мобильности.

 

       УЧЕНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

       Исходная проблема социологии образования – в чем суть учения (учебной деятельности) – как достичь ее оптимального состояния? Учение – основная форма деятельности человека в сфере образования. Настоящее и будущее учащегося, все факторы действия сферы образования, в конечном счете, предопределяются содержанием учебной деятельности.

       Существует несколько концепций учения: а именно, учение как усвоение знаний, учение как усвоение опыта и учение как усвоение культуры.

       В отечественной науке теоретические основы понимания учения "как усвоения знаний" заложены выдающимся отечественным психологом С.Л. Рубинштейном. Он считает, что учение и научное познание различны, но не разнородны. Учение в конечном счете – разновидность познания в особых условиях обучения и управления познанием учащихся. Соответственно, основными компонентами учения служат: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение как "общие знаменатели всего познавательного процесса".

       Данный подход дополняется представлениями об учении не только как усвоении знаний, но и усвоении опыта (связывающими учение с изменением поведения людей). Ж. Пиаже провел глубокий экспериментальный анализ форм усвоения опыта в учении. Он выделяет основные из них: ассимиляция – включение нового объекта в старые схемы – и аккомодация – приспособление исходных схем к новым объектам путем изменения структуры последних. В первом случае та или иная задача решается на основе уже известных алгоритмов решения подобного рода задач. Во втором случае человек при столкновении с принципиально новой задачей приспосабливает свои навыки и умения.

       Коварным препятствием, перед которым вынуждены были остановиться исследователи, стало решение задачи: "А какой же опыт усваивается в ходе учения?" Упрощенные представления учения как передачи знания и опыта от учителя к ученику выразительно подверг критике известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев: "Собака жиреет вовсе не жиром тех баранов, которых она поедает, она образует собственный жир".

       Личность воспринимает от учителя информацию, но осмысливает и перерабатывает ее в процессе собственной деятельности, наращивая свойственный только ей собственный жир. В этом процессе знания приобретают личностную форму, тем самым происходит собственное развитие личности. Эти идеи лежат в основе подхода к учению как деятельностному освоению культуры, основы которой были заложены Л.С. Выготстким.

       Освоение культуры человеком происходит в многообразных, исторически сложившихся формах деятельности, таких как труд, быт, познание, общение, учение, игра. В фазах формирования личности как носителя культуры различные формы деятельности играют неодинаковую роль – от элементарного общения к игре, от игры к учебе, от учебе к труду.

       Таким образом, в социальной жизни учение представляет собой

1) необходимый подготовительный этап овладения культурой, включения человека в общественную практику, в трудовую деятельность;

2) функции учения состоят в выработке у субъекта механизмов культурной деятельности, то есть деятельности, которая базируется на достижениях культуры того или иного социума.

3) учение не сводится к познанию, хотя познавательно-ориентационная сторона учения имеет ведущее значение.

4) учение предполагает усвоение опыта, но далеко не любого, а приобретшего значение образца, нормы, то есть культурных достижений;

5) причем, это происходит не в форме прямой трансляции, а активной совместно – разделенной деятельности обучающего и обучаемого. Именно мерой активности, содержанием действий каждого из них предопределяется качество учебного процесса.

6) в ходе учения учащиеся не просто получают чей-то опыт, а приобретают свой собственный опыт культурной деятельности, обучающий организует, направляет  этот опыт с помощью учебных средств.

7) процесс усвоения ценностей предполагает и присвоение той общественной формы, системы общественных связей, в которой эти ценности функционируют. Соответственно, учение выходит на социализацию, формирование личности как субъекта данной системы социальных связей, и потому само является одной из форм воспитания. Это находит свое выражение в социальной системе учения, которая служит удовлетворению технологических, экономических, политических, экологических и прочих потребностей общества.

       Учение составляет основное содержание образования. В свою очередь, образование можно рассматривать как определенную систему учебных форм деятельности. Оно интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание, субъектов в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ.

       В системе образования взаимоотношения обучающего и обучаемого институализируются.

 

       ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ. ШКОЛА

 

       Учение, образование – структурные составляющие социализации. Такая функция закреплена за институтами образования законодательно.

       Социализация выступает как необходимость социального выживания  человеческого индивида, его включения в совместную общественную деятельность. Она позволяет найти приемлемый путь самореализации. Навстречу необходимости самореализации становящегося индивида растет и стремление продолжения себя в другом как неизбежный вывод осознания смысла жизни. Эта потребность продолжения себя в другом выступает как морально-психологический фактор деятельности воспитателя. Но этот фактор закрепился только потому, что был социально целесообразен. Процессы самореализации становящегося в себе человека и  самореализации как продолжения себя в другом человеке двигают процессом воспитания в семье, в школе, в обществе в целом. Этот процесс становится предметно самостоятельным тогда, когда появляется социализирующий субъект – воспитатель. Но для этого в разных культурах должна вызреть общественная идея формирования личности. Именно это нормативное содержание, проникнутое целями формирования, наполняет смыслом действия воспитателя.

       Каков генезис образования?  Простейшая ситуация образования "учитель – ученик" снята с другой элементарной матрицы "родитель – ребенок". Одна из них выросли в институт семьи, другая стала основанием школы. Что же вызвало в культуре новую ветвь образцов взаимоотношений, отличных от семейных традиций. Причина – в разделении труда. Многообразие профессиональных ролей, объем накапливаемого опыта никак не укладывались в структуру распределения функций сначала в первобытной родовой организации, а затем среди членов семьи. Социализирующими факторами становятся внесемейные, внекровнородственные, поколенные и иные структуры общественной организации.

В ранних цивилизациях образование сливается с социализацией, оно рассеяно в отдельных элементах научения, подкрепленного ритуалами и традициями.

       В институте подмастерья наметился первый решительный шаг к выделению образования из связи поколенных преемственных отношений в передаче социального опыта, обозначилась новая ветвь социализации. Специфический общественный статус мастера, его авторитет в профессиональной деятельности, сопутствующий учению уход из семьи. Возникла специфическая самостоятельная форма жизни и социализации со своими адаптивными механизмами, в которой более очевидна доминанта ориентации на обучение, освобожденная от естественных семейных, бытовых связей и обязанностей. Аналогичная традиция закладывалась в культовом отшельничестве и в военных походах.

       Свое влияние на институционализацию образования оказали религиозно-культовые, военные, торговые, политические институты, профессии, ремесла искусств. Решающим в появлении современного института образования – школы – было возникновение и развитие науки. Объективно это было вызвано появлением в культуре чрезвычайно универсальных трансляторов человеческого опыта – письменных текстов. Для их усвоения, осмысления требовалась специфическая форма социализации, воспитания. Обучение текстам не могло сопутствовать обыденным ситуациям общения в трудовой и семейной сфере – такому обучению нужна своя аура. Сфера образования отрывается как от семейного воспитания, так и от института подмастерья. Ядром этой сферы становятся отношения "учитель – ученик", причем учитель в ней не только мастер, но и духовный пастырь.

       Наука как новый способ кодирования социального опыта была бы невозможна без специального института школы. Ее текст принципиально отличен от текстов иного социального опыта и нуждается в собственном канале трансляции.

       Школа нередко наследовала уже испытанные приемы социализации, и до сих пор в современных технологиях обучения можно обнаружить слепки в прежних матриц: заучивание и упражнения как необходимый элемент ритуала, лекция как проповедь, привычные санкции одобрения, порицания. Ступени образования воспроизводят наследования обрядов инициации и сопутствующих им испытаний (экзаменов).

       Школа – основной институт в современном образовании. Ее собственная функция – обучение. Организация школы закрепляет определенные взаимоотношения между обучающим и учащимся и производно от них – взаимоотношения с другими лицами. Каждая школа имеет некий стандарт обучения: ее задача – довести учащегося до определенной степени дееготовности к выполнению конкретных обязанностей, функций. К опытным формам учебных занятий ( как у подмастерья) школа добавила аудиторность – групповое обучение и дисциплинарность – разделение общего потока обучения на отдельные составные части.

       От других форм обучения школу отличает универсальность, полидисциплинарность подготовки. Она располагает своими специфическими педагогическими технологиями. ЕЕ функционирование, статус, материальные и финансовые средства поддерживаются с помощью других институтов: государства, религиозных и иных организаций. В современном образовании существует разветвленная дифференциация школ по возрастным, функциональным, статусным и прочим признакам. Различные формы обучения осуществляют и другие социальные институты: семья, учреждения культуры, средства массовой коммуникации, производственно-хозяйственные и другие общественные организации. В совокупности со школой они представляют систему институтов образования, где школа выступает ее базисом.

       Что придает смысл далеко не очевидным для обыденной практики урокам наставления? В обучении встает проблема: не только зафиксировать действие в стабильную оболочку технологий, но и одухотворить протекающие действия. Обязательными элементами учения становятся поэтому авторитет обучающего, доверие к учителю, трепет перед научным знанием, его творцами. Процесс обучения молодого человека, еще не способного рационально взвесить, что ему необходимо знать, одной из своих опор имеет нечто иррациональное, священное – доверие к опыту учителя, вера в его способность научить полезному. Поэтому естественный ход культуры привел к тому, что первые школы возникли именно при храмах в силу того, что и религия, и учение нуждается в особой вере, отличной от веры привычной бытовой обстановки.

       Данная вера должна иметь свой социальный фундамент – признание значимости знаний обществом. Последнее определяет престиж образования. Престиж образования и священные элементы доверия к преподавателю обеспечивают эффект учения.

       Путь духовности образования – воспитание индивидуальности через самообретение "Я", обращение к внутреннему миру человека в опоре на религию, искусство и науку.

 

       СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В качестве ее основных элементов можно выделить

- учебно-воспитательные учреждения как социальные организации;

- социальные общности (педагоги и учащиеся);

- учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

 

Система образования структурирована и по иным принципам и включает ряд звеньев:

систему дошкольного воспитания;

образовательную школу;

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

послевузовское образование;

систему повышения квалификации и переподготовки кадров;

образование по интересам.

       На уровнях начальной и средней школы разделение процесса обучения на отдельные этапы отражает психологические и биологические возможности учащихся. На более высоких уровнях, когда ученики подрастают, системы образования отличаются по нескольким параметрам. Существуют следующие типы этих систем: массовое и элитарное обучение (в средние века все системы высшего образования в Европе были элитарны; сейчас во многих странах система элитарного образования распадается из-за требований предоставить равные возможности для получения знаний представителям групп меньшинств и низших классов – в США, Канаде, России и Японии): государственное и частное образование (еще Дюркгейм говорил, что образование никогда не бывает одинаковым для всех социальных групп, пока существует стратификация); централизованное и нецентрализованное обучение (по степени взаимосвязи между образованием и государством: в СССР образование было полностью централизованным); техническое и общее образование (в СССР образование было нацелено на овладение техническими навыками; в США – гуманитарное образование).                                                                                                                                       

 

      

Американские школы

       Это своего рода бюрократии: каждый работник школы имеет четко определенную роль, хотя учителя порой переживают ролевые конфликты по поводу дисциплины учащихся и различных профессиональных требований.

       Группы сверстников оказывают влияние на формирование личности учащихся и их успеваемость. Политические и экономические условия определяют, какая из этих групп является самой влиятельной в данное время.

       Общение с людьми из разной среды воздействует на установки и поведение студентов. У студентов колледжей обычно формируются различия вво мнениях, и они становятся более либеральными, тогда как аспиранты склонны усваивать совокупность ценностей, соответствующих мировоззрению большинства представителей их профессии.

       Классовая принадлежность, расовое происхождение и пол оказывают влияние на то, как учащиеся усваивают знания. В системе образования наблюдается косвенная дискриминация учащихся из низших слоев, поскольку учителя, принадлежащие к среднему классу, обычно более доброжелательно относятся к ученикам, разделяющим их ценности.

       Школы должны выражать политические мнения многих групп. На местном уровне их выражает педагогический совет, хотя школы финансируются главным образом из правительственных фондов.

       Американцы обычно считают образование основой успеха, т.к. есть тесная связь между уровнем образования и успехом в работе. Но на возможность успеха оказывают влияние и другие факторы, напримернапример, социально-экономический статус родителей. Более широкий доступ к образованию не повлиял на средний доход женщин и представителей групп меньшинств. Некоторые исследователи показали, что классовая принадлежность в большей мере влияет на успех в карьере, чем на качество образования; другие социологи считают, что выбор предметов для изучения в средней школе и колледже в дальнейшем сказывается на возможности заработка.

 

                   СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

       1. Приобщением к образованию у человека, социальной группы появляются предпосылки для индивидуальной  и социальной мобильности. Образование обладает возможностями отбора и предрасположенности человека к тем или иным формам профессиональных и социальных занятий, либо целенаправленно служит формированию такой пред 1. Основные признаки, характеристики культуры

       2. Основные элементы культуры, социальные функции культуры.

       3. Социокультурный процесс

расположенности.

       2. Роль образования в сохранении или устранении классового, социального неравенства

       3. Функция социального контроля. Воспитание законопослушных граждан; передача определенного уровня функциональной грамотности в пользовании современной техникой, инфраструктурой, на производстве. Также осуществляется прямой социальный контроль специфическими педагогическими средствами, обеспечивая присмотр, контроль за времяпрепровождением.

       4. Роль генератора и хранителя культурного достояния общества. Наука, искусство, СМИ.

 

                       

       ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ


Три модели:

1. Экстенсивная модель. Передать как можно более полно накопленный опыт, культурные достижения, помочь учащемуся самоопределиться на этом культурном базисе, задействовать имеющийся у него потенциал.

2. Продуктивная модель. Подготовить учащегося к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, которые поддерживают развитие социальной общности и его собственное развитие.

3. интенсивная модель. На основе развития универсальных качеств учащегося сформировать у него готовность не только к освоению определенных занятий, но и к их постоянному совершенствованию, к развитию собственных творческих возможностей.

 

       Скорее всего, в их сочетании возможна реализация общей функции образования. Задача усвоения всего человеческого опыта, пусть даже наиболее значимых достижений культуры недостижима. Тем более, что остается неизвестным, ведет ли такая передача культурных ценностей к их возрастанию, продуцированию, или лишь к сохранению, консервации. Более важно, видимо, что субъект исторически наследует структуру форм и видов культурной деятельности и система образования может принять на себя функцию подготовки субъекта к включению в жизненно важные формы деятельности. Третью модель образования можно было бы рассматривать и как сверхзадачу, и как ведущий ориентир, по которому сверяет свое действие, свою меру эффективности система образования.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 334; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!