Темы для обсуждения, подготовки докладов



 

1.Э. Дюркгейм о культуре

       2. П. Сорокин о социокультурных суперсистемах

3. Э. Дюркгейм о социальной аномии

           4. Функционалистская теория аномии Роберта Мертона.

 

       3. Э.Дюркгейм о социальной аномии

Аномия свое первое подлинное теоретическое осмысление получила в социологии Эмиля Дюркгейма. В труде "Разделение общественного труда" аномия рассматривается со стороны социальной структуры как тяжелое моральное состояние, "порождаемое явлениями анатомического и физиологического порядка" – развитием органов и несогласованностью их функций, возникающей на основе роста и развития общества. Аномия – результат неполного перехода от традиционного общества с его механической солидарностью к органической солидарности промышленного общества. Объясняется это тем, что общественное разделение труда, составляющее основу промышленного общества, развивается быстрее нового морального сознания. Возникает необходимое условие существования аномии, заключающееся в противоречии между потребностями и интересами, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения, с другой.

В этой связи Дюркгейм выделяет различия между традиционным, дающим условия для существования неаномичной личности, и промышленным обществами. При традиционных общественных порядках коллективное сознания удерживало человеческие способности и потребности на низком уровне, препятствуя развитию индивидуализма, освобождению личности и устанавливая границы человеческим желаниям и стремлениям. Общество это было устойчиво, поскольку перед представителями различных социальных слоев ставило культурные цели различного уровня, и человек не выходил за рамки целевых стремлений своего социального слоя. В ходе общественной эволюции происходит двойственный процесс: подрываются моральные основы общества – резко возрастает степень свободы индивидуума от действия социального контроля, осуществляемого в форме традиций, обычаев, предрассудков. И возникает такая полоса развития общества, когда твердые жизненные цели, нормы и образцы поведения отсутствуют.

 

2. П. Сорокин о социокультурных суперсистемах

Запад и Восток выявляют свои различия при решении коренных вопросов бытия: 1) в отношении к человеческой личности; 2) отношении к миру, к реальности; 3) в отношении к возможностям разума.

П. Сорокин – акцент на внутренней причинно-смысловой логике функционирования культуры как самостоятельной системы. В качестве основных идеологических предпосылок в социокультурных суперсистемах выступают представления о природе конечной ценности (конечной истинной реальности). По Сорокину, на этот вопрос человечество дало три основных ответа.

- Истинная конечная реальность и ценности воспринимаются с помощью органов чувств. Помимо этого нет другой реальности и нет других нечувственных ценностей. Чувственная суперсистема. Господствует в Европе с 16 по 20 век. Сегодня в войнах и экологических кризисах начался переход к новой культурной суперсистеме.

- Истинная, конечная реальность и ценность – это сверхчувственный и надрациональный Бог. Чувственная и любая другая реальность или ценность – это либо мираж, либо подчиненная псевдоценность. Идеациональная( умозрительная) культура, характерна для суперсистемы христианской Европы 6-12 веков, Индии, Греции 8-6вв до н.э.

- Закат средвековой культуры в Европе заключался именно в разрушении этой идеациональной культуры, замещении ее чувственной культурной суперсистемой. В ходе их взаимодействия возникла в Европе в 13-14 вв. совершенно новая культура. Ее основным посылок было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна. Культурная система, воплощавшая этот посыл, может быть названа идеалистической.

Для всех видных исследователей культурных суперсистем характерно осмысление современного периода как времени величайшего кризиса, конца эпохи чувственно-теоретической – светско-научно-технологической, господствовавшей в течение последних пяти столетий, как переходный период к возникающему интегральному – эстетическому прототипу цивилизации или культуры. Практически все теории ожидают в грядущей культуре воссоединение высших ценностей истины, красоты и добра.

 

       3. Вопросы по материалу лекции "Образование"

       1. Взгляды представителей различных социологических парадигм на образование       

              2. Учение как социокультурная деятельность

       3. Образование и социализация; школа

              4. Структура системы образования

5. Социальные функции и цели образования

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!