Национально –этнические общности и их роль в социальной структуре



       В социальной структуре общества наряду с классами и социальными группами важное место занимают национально-этнические общности. Их роль определяется тем, что они существенно влияют на общие процессы стратификации, интеграции, демократизации, аккумулируют огромные потенции самодвижения и саморазвития. Вместе с тем противоречия и конфликты в межэтнических отношениях могут серьезно затормозить прогрессивные процессы в обществе.

Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологии. Этносы становятся реальностью тогда, когда появляется ощущение внутригруппового единства в противопоставлении с другими, окружающими их общностями, т.е. формируется этническое самосознание. Внешней формой выражения этноса является этноним – самоназвание (русские, французы и т.д.).

Важной естественной предпосылкой формирования этноса является общность территории, которая создает условия для тесного общения и хозяйствования, но и без этого может сохраняться этническая идентичность, даже общность языка не играет решающей роли. Наибольшее значение в этническом единстве имеют такие компоненты культуры и духовной жизни как ценности, нормы, образцы поведения, связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения, то есть самосознание.

       Этнические общности рассматриваются как компоненты социальной структуры общества, в тесной связи с такими социальными группами как классы, слои, территориальные общности. Этническая общность выступает в социальной структуре в качестве важного источника самодвижения и саморазвития, определяя общие условия развития всей структуры.

1. Именно этническая общность вырабатывает и передает новым поколениям национальную культуру, ценности, нормы, образцы поведения;

2. Самосознание этнической общности объединяет людей вокруг идей сохранения и развития духовных, материальных ценностей;

3. Интеракция людей внутри общности во имя ее процветания приводит в движение внутренние потенции человека.

       На  национально-этнической основе происходит развитие конкретных обществ, если они территориально и государственно совпадают с расселением данной национально-этнической общности, а если конкретное общество многонациональное, то характер его развития обусловлен направленностью внутреннего развития входящих в него этнических общностей.

       В современном обществе этническая общность выступает как национальная общность, т.е. как более высокий и развитый тип этноса.
       Нация, согласно концепции П.А. Сорокина, состоит из индивидов, которые:

1. являются гражданами одного государства;

2. имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей;

3. занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки.

       Таким образом, национальная общность – вполне реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся единством и выступающая самостоятельным субъектом поведения, социального действия. Эмпирически не только можно фиксировать ее реальность и как совокупности людей, взаимодействующих между собой внутри данной общности, и как целостности в ее взаимодействии с другими общностями, группами, но и вычленить ее структурные элементы для эмпирического анализа, такие как экономическая, научно-техническая, культурная, образовательная системы и элементы национальной структуры, а также интерес, стереотипы отношения и установки и неприязнь, национальные идеи (т.е. духовно-психологические сферы национальной жизни). Социология также эмпирически изучает процессы национально-этнической стратификации, социализации личности в национально-этнической общности, межэтнические отношения и конфликты и т.д.

 

ЛИТЕРАТУРА

Гвишиани Д.М. Организация и управление. М. 1972

Подмарков В.Х.Социальные проблемы организации труда. М., 1969

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М,, 1995

Пригожин А.И. Организации: системы и люди. М., 1983

Грейсон Дж., О Делл К. Американский  менеджмент на пороге 21 века. М., 1991

Управленческое консультирование \Под ред М. Курба. М., 1992

Беляева Н.Ю. Гражданские ассоциации и государство. – Социс, 1995, номер 11.

 

 Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994 гл.5

Социология. Под ред Осипова Г.В. М., 1995. Гл.7,8

 

М. Вебер "О некоторых категориях понимающей социологии". Гл 12 "Институт" и "Союз". – В кн. "Избранные произведения", М., 1990

 

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

Гумилев Л.Н. Очерки теории этноса. М., 1983

Геллнер Э. Нации и национализм. – Вопросы философии, 1989, номер 7

Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. Гл.5

Духовная культура и этническое самосознание. М., 1990

Иванов К.П. Гумилев Л.Н. Этнические процессы: два подхода к изучению. – Социс, 1992, номер1

Иванов В.Н. Межэтнические отношения в России. – Социс, 1994, номер 6


 

СЕМИНАР 

 

1. ВОПРОСЫ

       1. Признаки общества. Определение общества

       2. Понятие о социальных структурах, их свойства

       3. Классификация обществ

       4. Разделение на этапы развития общества

       5. Понятие социальной стратификации

       6. Понятие социальной мобильности

       7. Понятие социальной аномии

       8. Девиация и социальный контроль

               

 

2. ВЗГЛЯДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ НА ОБЩЕСТВО

 

 

1. Питирим Сорокин об обществе

 

           Доклад – Михайлова

 

       Питирим Сорокин выделял следующие признаки общества:

                                           1) общность территории проживания людей, обычно совпадающая с государственными границами; она служит тем пространством, в рамках которого складывается и развивается связь и взаимосвязь данного общества;

                               2) целостность и единство – коллектив отличает сумму невзаимодействующих людей как особого единого целого;

                                           3) отличается самовоспроизводством, самообеспеченностью, саморегулированием;

                                           4) общество отличается таким уровнем развития культуры, который находит выражение в выработке норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

       Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия и взаимосвязи в целях удовлетворения своих потребностей.

 

 

2. Представители системного подхода к анализу общества

           Дюркгейм

           Вебер

           Парсонс

 

           Доклад – Сидельникова, Аджиба (Дюркгейм)

 

Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Главным смыслообразующим элементом общества, целостность которого обеспечивается коллективным сознанием, является "социальный факт", под которым он понимает "всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение". Социальные факты, по мнению Дюркгейма, являются той реальностью, которую можно наблюдать, а следовательно, изучать, они многообразны и включают все социальные образования, которые вынуждают людей принимать обычаи страны, законы, подчиняться денежной системе, нормам, правилам и т.д. Рассматривая общество как систему социальных фактов, можно понять механизм его функционирования, определить рычаги его воздействия на индивидов.

 По Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Он выделяет четыре вида социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное, которые, по его мнению, составляют основу социальной жизни. В обществе, как правило, доминируют определенные виды социального действия, которые определяют складывающиеся отношения господства-подчинения, а также характер самого общества. Оно может быть традиционным, если в нем преобладают традиционный и аффективный виды ориентации действия; индустриальным, если доминирующими становятся целерациональное и ценностно-рациональное поведение.

Крупный американский социолог Т.Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К.Маркса , общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

 

3. Детерминистский подход к анализу общества

           Марксизм

Ярче всего он выражен в марксизме. С точки зрения этого учения общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношении между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что, согласно марксизму, каждая из этих систем существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти системы представляют собой иерархизированную структуру, то есть находятся в соотношении субординации, подчиненности в том порядке, как они перечислены. В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности.

Однако марксизм – противник упрощенной трактовки социального детерминизма. Он не стремится свести все богатство общественных отношений к экономической обусловленности. С точки зрения марксизма, экономическая система является лишь главной причиной, она лишь в конечном счете определяет развитие других систем общественной жизни. В марксизме подчеркивается обратная связь всех социентальных систем. Каждая последующая система оказывает обратное воздействие на предыдущие. Взаимное воздействие непосредственно связанных между собой социентальных систем носит диалектический характер. Таким образом, в марксизме общество рассматривается как живой, находящийся в постоянном движении и развитии организм, в изучении которого ведущую роль играет анализ производственных отношений.

 

4. Функциональный подход

           Спенсер

           Мертон

           Парсонс

 

 

           Доклад – Петухова (Спенсер)

 

 

Г. Спенсер "Основание социологии" – основные принципы функционального подхода:

1) Общество рассматривается как целостный, единый организм, состоящий из множества частей: экономической , политической, военной, религиозной и т.д.

2) подчеркивается, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

3) функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4)поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям выполнить нарушенные функции

5) большое значение придается социальному контролю. Социальная система сохраняет стабильность главным образом потому, что она содержит в себе элементы контроля. Сюда входят политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы. Главным условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в нем системой ценностей.

 

Работы Р.Мертона:

1)Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

2) вводит понятие дисфункции, то есть разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональны по отношению к другим.

3) вводит различия между явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция – это то следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Латентная функция – это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица, и оно не знает, что вызвало его.

 

Структурный функционализм Р. Парсонса: любая общественная система имеет две основные ориентации, которые он называл "осями ориентации". Первая ось – внешнее-внутреннее. Это значит, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственными проблемы. Вторая ось – инструментальное–консумоторное. Это означает, что ориентация систем связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными, потенциальными потребностями и целями.

Из положения этих осей в крестообразных таблицах возникает набор из 4 основных функциональных категорий: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции – правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры – система верований, мораль и органы социализации, включая системы и институты образования.

 

 

5. Представители методологии индивидуализма

           Теория социального обмена Дж. Хоманса

           Теория справедливого обмена Дж.Адамса, Дж. Уолстера

           Символический интеракционизм Дж.Мида и Г.Блумера

 

Основная идея: всякое социальное явление, в том числе и общественная жизнь, может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий. Следовательно, задача социологической науки состоит в том, чтобы объяснить, что такое индивидуальное действие и их совокупность.

Схема действия включает в себя следующие элементы:

Действующие лицо, т.е. индивида или группу;

Вовлеченность в ситуацию, которая характеризуется наличием определенной доли принуждения;

Преследование какой –либо цели через действие;

Манипулирование ресурсами для достижения цели;

Более или менее четко обозначенное поведение.

 

Понятие совокупности индивидуальных действий объясняют ряд теорий социального взаимодействия. Одна из них – теория социального обмена Дж.Хоманса. Он отмечает влияние на поведение людей вознаграждений и затрат.

1)чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется.

2)если в прошлом получение вознаграждения происходило в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую же ситуацию

3)если вознаграждение велико, то люди, чтобы его получить, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении

4)когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он в меньшей степени стремится прикладывать усилия для их удовлетворения.

Модификацией теории обмена Хоманса является теория справедливого обмена Дж.Адамса, Дж. Уолстера:

1) индивиды всегда стремятся к максимализации личных выгод, что вытекает из эгоистической природы человека

2)группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь "справедливых" отношений

3)индивиды, обнаруживающие свое участие в несправедливых отношениях, испытывают психологический дискомфорт.

4)чем сильнее воспринимается несправедливость, тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить справедливые отношения.

 

Справедливое отношение – пропорциональность вкладов и результатов участников взаимодействия. Достижение социальной справедливости – главный стимул действия индивидов и групп.

 

Другая теория, базирующаяся на методологии индивидуализма, - это символический интеракционизм Дж. Мида и Г.Блумера. Поведение индивида - это реакция на поведение другого индивида. Человеческие существа живут в мире значимых объектов. Значения возникают только в процессе социального взаимодействия. Различные социальные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда составляющие их объекты меняют свое значение.

Согласно символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи стимула с символом в выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление социальной связи, коммуникация становятся возможными благодаря тому, что люди придают одно и то же значение данному символу. Социальное "Я" включает в себя два момента: собственно "Я" и "Мы". Собственно "Я" – это индивидуальное сознание. "Мы" – это индивидуальное сознание в глазах других, или, иначе говоря, задача, поставленная через "Я" другим "Я". "Я" – это всегда диалог "Я" и "Мы". "Я" оценивает свои действия через внутреннее освоение "Мы". Таким образом, общество оказывается как бы внутри "Я". Социальное "Я" утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует.

Таким образом, в объяснении вопроса, что собой представляет общество, каковы механизмы его образования и функционирования, социология располагает рядом методологических подходов, которые нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоречия.

 

6. Взгляды представителей различных парадигм на вопрос о социальной стратификации

       Марксистская парадигма

       Структурный функционализм

Интерпретивная парадигма М. Вебера

Феноменологическая парадигма

Интегральная и объединительная парадигмы

 

7. Взгляды представителей различных парадигм на социальную мобильность

       Конфликтные парадигмы

       Р. Дарендорф

       П.Сорокин

       Объединительные парадигмы

 

8.Теории аномии в социологической науке

 Э. Дюркгейм о социальной аномии

 

       Аномия свое первое подлинное теоретическое осмысление получила в социологии Эмиля Дюркгейма. В труде "Разделение общественного труда" аномия рассматривается со стороны социальной структуры как тяжелое моральное состояние, "порождаемое явлениями анатомического и физиологического порядка" – развитием органов и несогласованностью их функций, возникающей на основе роста и развития общества. Аномия – результат неполного перехода от традиционного общества с его механической солидарностью к органической солидарности промышленного общества. Объясняется это тем, что общественное разделение труда, составляющее основу промышленного общества, развивается быстрее нового морального сознания. Возникает необходимое условие существования аномии, заключающееся в противоречии между потребностями и интересами, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения, с другой.

В этой связи Дюркгейм выделяет различия между традиционным, дающим условия для существования неаномичной личности, и промышленным обществами. При традиционных общественных порядках коллективное сознания удерживало человеческие способности и потребности на низком уровне, препятствуя развитию индивидуализма, освобождению личности и устанавливая границы человеческим желаниям и стремлениям. Общество это было устойчиво, поскольку перед представителями различных социальных слоев ставило культурные цели различного уровня, и человек не выходил за рамки целевых стремлений своего социального слоя. В ходе общественной эволюции происходит двойственный процесс: подрываются моральные основы общества – резко возрастает степень свободы индивидуума от действия социального контроля, осуществляемого в форме традиций, обычаев, предрассудков. И возникает такая полоса развития общества, когда твердые жизненные цели, нормы и образцы поведения отсутствуют.

 

Функционалистская теория аномии Роберта Мертона

 

 

3. ВОПРОСЫ

       1. Социальные институты, их виды, функции и дисфункции в социальной системе. Классификация социальных институтов.

       2. Функционирование социальных общностей (групп). Явления дезорганизации

3. Характерные черты социальной организации, их социальные свойства, цели. Типология организаций

4. Содержание и функции социального контроля

5. Национально-этнические общности и их роль в социальной структуре

 


 

 

ЛЕКЦИЯ 43 ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

       1. Понятие личности в социологии.

 

 2. Социализация личности, ее этапы, основные механизмы и институты.   

3. Социальная структура и типы личности.

                 2. Статусно-ролевая концепция личности.

          43. Типология личности.

       5. Статусно-ролевая концепция личности.

       6. Общественные и личные интересы.              4. Социализация личности, ее этапы, основные механизмы и институты.

           5. Роль личности в современном российском обществе.

 

 

       Проблемы человека и личности занимают в системе современного социологического знания одно из центральных мест. Разумеется, у социологов нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. К человеку обращаются различные науки, и не только науки, но и художественная литература, искусство, религия, публицистика. Здесь важно определение специфики различных наук, в том числе социологии, в подходе к человеку. Не рассматривая специально проблему человека в искусстве и религии, обратимся к научным знаниям.

       Подход каждой науки к человеку определяется ее предметом и спецификой. Традиционно различие гуманитарных и естественных наук: первые занимаются изучением человека как общественного существа, вторые – как биологического, природного. Однако границы такого различия в определенной степени относительны. При изучении социальных аспектов человеческой жизни нельзя не считаться с биологическими факторами, и наоборот, обращаясь к человеку, естественные науки не могут игнорировать социальную сторону его жизни. Без учета личностного фактора не могут быть решены многие теоретические и практические вопросы науки и техники.

       Рассматривая проблему человека, социология взаимодействует прежде всего с социальной философией, социальной и общей психологией, педагогикой, политологией, правоведением, а также историей и экономической наукой. Проблема человека – одно из главных звеньев, соединяющих социологию с другими отраслями научных знаний. В то же время эта же проблема является фактором гуманизации и гуманитаризации всей системы научного знания. Один из крупнейших русских философов 20 века А.Ф. Лосев справедливо писал, что человек – вечная проблема, которая вечно решается, но никогда не будет решена окончательно. Это значит, что в общем, широком смысле проблема типа человека относится к тем вопросам, которые не имеют однозначного и законченного решения.

       Понятия "человек" и "личность" относятся к одному объекту и в обыденной речи часто употребляются в качестве синонимов. Однако между ними имеются существенные смысловые различия, корни которых уходят в глубины человеческой культуры. В современной науке существует два подхода к определению личности. Один из них, назовем его формально-логическим, разделяемый представителями психологической и педагогической науки, хорошо отвечает формальной логике, "здравому смыслу". В соответствии с таким подходом понятие личности определяется через подведение его под более широкое, родовое понятие "человека", а затем указываются его видовые отличия, т.е. перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще. Чаще всего эти признаки включают различные положительные характеристики. Вывод очевиден: личностью признаются не все люди, а только те из них, которые обладают определенными положительными качествами. Следовательно, и процесс социализации человека есть приобретение набора этих качеств.

       В таком подходе есть рациональное содержание, но есть и определенная ограниченность. Слабость его обнаруживается уже при попытке ответить на вопрос: "Кого конкретно нельзя считать личностью?" Если ребенка, то до какого возраста; если преступника, то на основании каких признаков? Вопросы эти далеко неформальны, ибо признание человека личностью связано с его социальным статусом, менталитетом, достоинством, с некоторыми важными социальными правами и этическими нормами.

       Второй подход может быть определен как диалектико-логический. Он позволяет избежать указанных противоречий, связанных с делением людей на личности и "неличности", что, как видим, трудно совмещать с гуманизмом, социальным равенством и справедливостью. В этом случае личность определяется через диалектику общего, особенного и единичного, вследствии чего личность предстает как особенное, взятое в социальном аспекте.

       Все люди обладают определенными общими – биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек имеет свои, только ему присущие особенности, свою биографию, профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности и соотнести их с его индивидуальными особенностями, то мы получим особенное, то есть личность. Под личностью, писал Э.Фромм, я понимаю целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. С этой точки зрения, понятие личности применимо ко всем людям без исключения, поскольку каждый человек является носителем индивидуальных и общих признаков.

       Не надо путать понятия личности и индивидуальности. Понятие индивидуальность обычно сопрягается с несколькими эпитетами, такими как яркая, творческая. Что касается личности, то здесь используются совершенно другие, преимущественно социальные характеристики, показывающие ее функциональную принадлежность к той или иной социальной группе (личность рабочего, студента и т.д.).

       Итак, человек – понятие общее, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность. (Ядов В.А. Личность как предмет изучения. Социальная психология. Л., 1979).

       Два изложенных нами подхода к определению личности было бы неправильно рассматривать как взаимоисключающие. Они составляют единство, которое нельзя не учитывать в социологии личности.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!