К.Боулдинг –общая теория конфликта



Вклад в изучение динамики кризисных ситуаций, понимание которой делает возможным контроль над конфликтами. Теория конфликтов – своеобразная социальная терапия.

 

3. Интерпретивные парадигмы

 

       Доклад: Парадигма социального действия М. Вебера – Михайлова

М.Вебер

Социология должна брать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. В отличие от психологии, социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл.

Социальное действие – такое действие, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании. То есть оно предполагает субъективную мотивацию индивида или группы и ориентацию на другого или других. Полемика с понятием социального факта Дюркгейма.

       Социология, по его утверждению, должна основываться на научных суждениях, свободных от ценностей, то есть разного рода личных пристрастий ученого. Социологические исследования должны сохранять связь с человеческой реальностью, с индивидуальным, но рассмотренными сквозь увеличительное стекло общего, объединяющего людей в группы по любому данному признаку. Она призвана в индивидуальных и групповых действиях видеть раскрытие субъективных мотивов, которые реализуют себя согласно идеальным типам (образцам).

Символический интеракционизм Дж. Мида

Феноменологическая социология А.Шюца               материал есть в лекции, включить его в

Этнометодология Г.Гарфингеля                                                       семинар         

Основоположник символического интеракционизма Дж.Г.Мид считал, что люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, которые не просто обозначают предмет или явление, но и предполагают определенную реакцию на них. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в социальной среде, ибо у них нет ни инстинкта языка, ни инстинктов поведения в обществе. С детства человек усваивает правила общества по символам-реакциям на его поведение родителей.

Представители феноменологической парадигмы основное внимание сосредоточивают на возникновении и сохранении человеческой социальности – на способах, которые используют люди для общения между собой и осмысления окружающего мира. Чтобы понять социальную жизнь, необходимо изучить то, как люди понимают друг друга, формируют обыденные знания о вещах и событиях.

Этнометодология – сравнительно новая социологическая парадигма, которая делает акцент на изучении методов, используемых людьми при трактовках социального мира. Этнометодологов интересует субъективное толкование людьми своей социальной жизни, то, как члены общества в процессе общения друг с другом сами придают ей смысл. Иными словами, в противоположность тем социологам, которые исходят из объективности социального мира, существующего независимо от интерпретаций людей, этнометодологи утверждают, что социальные реалии – суть конструкции и интерпретации самих людей.

 

4. Интегральная социология П. Сорокина

       Доклад: Прищеп

П Сорокин в "Системе социологии" формулирует принципы структурного метода:

Теоретическая социология распадается на три основных раздела: социальная аналитика( социальная анатомия и морфология), социальная механика (ее объект – социальные процессы), социальная генетика (теория эволюции общественной жизни).

       Исходный тезис: социальное поведение основано на психофизических механизмах, субъективные же аспекты поведения суть переменные величины.

       Социальная мобильность есть естественное состояние общества и включает в себя не только социальные перемещения индивидов или групп, но и социальных объектов (ценности), то есть всего того, что создано и видоизменено человеком.

       Закон: степень государственного вмешательства в жизнь общества варьируется пропорционально масштабам и характеру бедствия. И если в будущем великие катаклизмы удастся преодолеть, то тоталитарные режимы будут приходить в упадок.

 


 

ЛЕКЦИЯ 2

ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

       1. Сущность, структура, функции общества.

       2. Формационный и цивилизационный подходы к анализу развития обществаа

       3. Функционирование социальных систем

       4. Основные модели современного общества. Полипарадигматическая модель современного российского общества

       35. Социальная структура и стратификация, социальная мобильность

       46. Аномия и девиантное поведение

 

       Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества, отражающей действительные реалии социальной жизни. Это история теоретических подъемов и спадов, оптимизма и пессимизма, граничащего с отказом от возможности разработки общей теории общества вообще.

       Существует, например, "атомистическая" теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. "Каждый человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно – со всем миром". Дж. Девис. Социология установки \\Американская социология. М., 1972. С.62.

       Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля, который полагал, что "общество" вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. Эротические инстинкты, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а также множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для другого, с другим, против другого, к сочетанию и согласованию внутренних состояний, т.е. к оказыванию воздействий и, в свою очередь, их восприятию. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, "общество". Зиммель Г. Общение\\Социс,1984, №2.

       В современной социологии эта концепция известна как "сетевая теория", основные принципы которой были сформулированы Р. Бертом. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Или в более общей форме: эта теория и ее разновидности в центр внимания в объяснительной концепции общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.

       В теориях "социальных групп" общество интерпретировалось как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле, следуя концепции Ф. Знанецкого, можно говорить о народном обществе, что обозначает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общественности, подразумевая под этим всевозможные совокупности и группы, существующие в рамках католической церкви.

       Если в "атомистической" или "сетевой" концепции существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в "групповых" теориях - человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции по существу отождествляют понятие "общество" с понятием "человечество".

       Существует группа дефиниций категории "общество", согласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций. Общество – большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.

       Согласно этой концепции, системное изложение которой дано в трудах Т.Боттомора и С. Липсета, именно социальные институты и организации гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни, и без них невозможно было бы обеспечение потребностей, гарантирование организованного процесса коллективной деятельности, регулирование конфликтов, развитие культуры и т.д. Определения этого рода можно было бы назвать "институциональными" или "организационными", поскольку в факте существования институтов и организаций они видят характерные черты общества. Без них общество не могло бы гарантировать свою дальнейшую эволюцию и саморазвитие. Такое понимание общества встречается часто в работах этнологов.

       Э.Дюркгейм был одним из первых (после О.Конта) среди социологов, кто сделал попытку интерпретации общества как нечто своеобразное. Полемизируя с Г.Спенсером и Ф.Теннисом, он утверждал, что современное общество, будучи основано на экстенсивном разделении труда, не может быть понято как простое собрание воль изолированных индивидов, собрание договоров, основанных на личном интересе. Оно представляет собой органическое единство не меньше, чем предшествующие формы общества. Такое понимание является исходным, несмотря на существенные концептуальные различия основных социологических парадигм теоретического мышления.

       Функциональная концепция трактует общество как группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему действия.

       На основе различных концептуальных определений в социологии сложилась еще одна аналитическая дефиниция – общество как относительно самостоятельное или самообеспечивающееся население, характеризуемое "внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством". В зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятия "самообеспечение", "организация", "культура" и др. и какое место отводится этим понятиям в той или иной теории, эта дефиниция приобретает различный характер.

       Социологические категории более низкого порядка, чем категория общества, которые включаются представителями различных социологических школ как в аналитическую, так и в концептуальную дефиниции общества, имеют существенное значение для понимания его природы и характера. Но общий недостаток всех названных выше определений понятия "общество" состоит, на наш взгляд, в том, что они отождествляют понятие "общество" с понятием "гражданское общество", опуская вопрос о той материальной основе, на которой возникает и развивается "гражданское общество".

Термин общество в нашем языке используется для обозначения самых различных реалий. Общества книголюбов, акционерные общества, то есть совокупность людей, объединенных  либо конкретными интересами, взаимными симпатиями, либо видом деятельности. В социологии понятие общество имеет более широкое, универсальное значение.

По каким признакам можно судить об обществе? Мы уже говорили о взаимодействии индивидов, о складывающихся между ними взаимосвязях и отношениях. Если попытаться нанести на карту мира всю совокупность таких связей, то мы увидим сгущения, как правило, накладывающиеся на государственно-территориальные единицы. Эти сгущения означают высокую интенсивность социального взаимодействия, резко ослабевающего на границах. Полученная таким образом картина очаговой концентрации социальных связей будет ничем иным, как графическим изображением различных обществ. Общество – это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми.

       Человек – общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творчески свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия. Индивид – личность, наделенная правами на благополучие и независимость.

 

Первым признаком общества называют обычно территорию, на которой происходит консолидация социальных связей. Наша планета предоставила возможность многим общностям найти свою экологическую нишу для обеспечения удовлетворения своих потребностей и придать жизнедеятельности индивидов свои неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом. Территория – это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

Второй отличительной чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Социологи расходятся в объяснении основополагающих причин устойчивости: Дюркгейм видел первооснову устойчивости и единства в "коллективном сознании", в наличии общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма. Р. Мертон считает, что общество сохраняется благодаря "фундаментальным ценностям", усваиваемым большинством населения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности. Э. Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием "общей власти", обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.

Видимо, нельзя однозначно определить факторы устойчивости общества. На ранних этапах человеческой истории она достигалась прежде всего за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и поддержки. Ф. Теннис назвал общество, базирующееся на таких принципах, общиной.

 Однако по мере роста населения устойчивость связей не могла больше поддерживаться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры. Под структурой в социологии понимаются устойчивые социальные образования, связи, отношения. Это могут быть социальные институты, социальные роли, общности. Их отличительной особенностью является функциональная целесообразность, то есть выполнение жизненно важной для общества задачи и относительная независимость от персонального состава исполнителей. Иными словами, институт собственности или государства, социальная группа интеллигенции или профессиональная роль судьи существует в обществе постоянно или на протяжении длительного периода, хотя конкретные люди, обеспечивающие функционирование этих структур, могут сменяться неоднократно.

Социальные структуры возникают не моментально и не на пустом месте. Они – результат закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, возникающих первоначально на основе межличностных контактов и взаимосвязей. Они – результат целерационального отбора оптимальных принципов и норм регулирования совместной жизни, позволяющих индивидам наиболее эффективно решать свои собственные задачи, достигать свои личные цели. Так, процесс становления государственности у всех народов растянулся на многие столетия, прежде чем принял очертания сложившихся институциональных структур, способных выполнять регулятивно-мобилизующую функцию.

Общество обретает устойчивость благодаря прежде всего таким свойствам социальных структур, как их относительное постоянство и функциональная целесообразность. Каждая структура регламентирует и воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Институт денег регулирует товарообмен, институт семьи – брачные отношения, социально-профессиональные общности поддерживают разделение труда. Все в совокупности они обеспечивают преемственность, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.

Однако социальные структуры выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии их легитимности, то есть при условии признания их целесообразности большинством населения. Резкие сдвиги в массовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим структурам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей. В этом случае в обществе будет резко нарастать нестабильность, появится угроза всеобщего хаоса, энтропии, последствия которой могут быть катастрофичными для общества, как, например, в нынешней ситуации в России.

Третьей отличительной чертой общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять последним широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься узкопрофесиональной деятельностью, зная при этом, что всего сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде, только в обществе он может приобрести навыки, сделать карьеру. Иными  словами, общество обладает той самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне выполнять свое основное предназначение – предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей.

Автономность и самодостаточность общества проявляются именно в отсутствии внешних управленческих импульсов. Общество регулируется и управляется исключительно теми институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого. Саморегуляция – важное свойство общества, обеспечивающее его самостоятельность независимо от размера.

В-четвертых, общество отличает большая интегрирующая сила. Оно социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Благодаря указанному качеству общество оказывается восприимчивым к нововведениям, ибо органично вбирает в себя новые социальные образования, институты, нормы, обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития. И сами люди, связанные с обществом невидимыми нитями общности языка, культуры, происхождения, тяготеют к нему. Оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создает неповторимую атмосферу духовного единения.

Итак, общество – это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочивания, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

       Питирим Сорокин выделял следующие признаки общества:

 

                                           1) общность территории проживания людей, обычно совпадающая с государственными границами; она служит тем пространством, в рамках которого складывается и развивается связь и взаимосвязь данного общества;

                               2) целостность и единство – коллектив отличает сумму невзаимодействующих людей как особого единого целого;

 

                                            3) отличается самовоспроизводством, самообеспеченностью, саморегулированием;

                                            4) общество отличается таким уровнем развития культуры, который находит выражение в выработке норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

       Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия и взаимосвязи в целях удовлетворения своих потребностей.

Несводимость общества к сумме индивидов составляет главную проблему его изучения, неизбежно приходится отвлекаться от жизнедеятельности конкретных людей, чтобы за своеобразием и оригинальностью каждого человека не потерять того повторяющегося, устойчивого, что связывает людей, заставляет действовать определенным способом несмотря на самые яркие черты индивидуальности. Схватить, уловить, проанализировать устойчиво-повторяющееся, типическое в жизни общества и составляет главную задачу социологии. На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество, как возможно существование общества, каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Рассмотрение этой проблемы и является нашей задачей      в этой теме.

Начнем с того, как социология трактует понятие общество. Наличие разных подходов к структурированию общества объясняется сложностью самого феномена.

Системный подход

Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Главным смыслообразующим элементом общества, целостность которого обеспечивается коллективным сознанием, является "социальный факт", под которым он понимает "всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение". Социальные факты, по мнению Дюркгейма, являются той реальностью, которую можно наблюдать, а следовательно, изучать, они многообразны и включают все социальные образования, которые вынуждают людей принимать обычаи страны, законы, подчиняться денежной системе, нормам, правилам и т.д. Рассматривая общество как систему социальных фактов, можно понять механизм его функционирования, определить рычаги его воздействия на индивидов.

 По Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Он выделяет четыре вида социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное, которые, по его мнению, составляют основу социальной жизни. В обществе, как правило, доминируют определенные виды социального действия, которые определяют складывающиеся отношения господства-подчинения, а также характер самого общества. Оно может быть традиционным, если в нем преобладают традиционный и аффективный виды ориентации действия; индустриальным, если доминирующими становятся целерациональное и ценностно-рациональное поведение.

Крупный американский социолог Т.Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К.Маркса , общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла  бы стать единой теорией общества.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов.

Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно, что диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т.д.

Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или в обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

       Социальные действия чаще всего происходят на уровне группы.

Социальные группы : по количеству людей – массовые и маленькие;

                                по длительности контакта – устойчивые и кратковременные;

                                по наличию организации структуры группы – организованные и бесструктурные;

                                на основе степени непосредственного контакта – первичные и вторичные (последние предполагают необязательный контакт на уровне общих интересов (например, политические группы), а первичные – непосредственный контакт, как в семье, классе, группе..)

       Существует также деление на классы, социальные слои, социально-демографические группы (мужчины, женщины, взрослые, дети); этно-социальные группы (нации, народности, племена, город, деревня, село).

       Социальный институт - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи.

       В классификации социальных институтов (организаций) социолог Федотов выделял 5 признаков:

1) наличие образцов и установок поведения;

2) наличие культурного символа данного института;

3) наличие утилитарных культурных черт;

4) наличие устных и письменных кодексов поведения, наличие конституции, контрактов;

5) наличие определенной идеологии.

       Закрепление на юридическом уровне этих признаков является институционализацией социального института.

       Культура общества – система ценностей и норм для упорядочения социальных связей и явлений, придания систематического характера, выполняет функцию координации действий отдельных групп. Ценностные ориентации определяют нормы, которым подчиняется общество.

       Социальные ценности – разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям.

       Социальные нормы – образцы поведения в обществе, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей и общества в целом.

 

 

Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но можно ли рассматривать общество как простую сумму индивидов, их связей, взаимодействий и отношений? Сторонники системного подхода к анализу общества отвечают :Нет. Общество – не суммативная, а целостная система, на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое, системное качество.

Системное качество – это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, то есть общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застает определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее.

Целостность достигается за счет множества связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов. Координация – это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качество социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

Общество объединяет свои структурные единицы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости.

Функциональная зависимость – это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни одно из них. Т. Парсонс попытался анализ социальной системы начать не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система как таковая существовать не может.

Общество как система, считал он, может функционировать только при выполнении следующих требований (функций):

1)она должна обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменившимся условиям и возросшим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы;

2) она должна быть целеориентированной, способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения;

3) она должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами, и снимающих напряжение в системе;

4) она должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.

Определив основные функции системы, Т. Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. Вначале он выделяет четыре подсистемы – экономика, политика, культура и родство, ответственные за выполнение каждой из этих функций. Далее указывает те социальные институты, которые в рамках каждой подсистемы осуществляют непосредственное регулирование адаптационными, целеполагающими, стабилизирующими и интеграционными процессами (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья и т.д.)И, наконец, дает совокупность социальных ролей, выполнение которых основывается на соблюдении норм, вытекающих из фундаментальных ценностей и в конечном итоге соответствующих основным функциональным императивам системы.

Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама социальная система. И, напротив, выполнение каким-либо институтом несвойственных ему функций порождает хаос, усиливает внутреннюю напряженность системы, ведет к росту социальной энтропии. Понятие энтропии в социологии противоположно понятию социального порядка. Под последним понимается такой уровень упорядоченности и организации социальных связей и взаимодействий, который позволяет говорить о взаимной согласованности и предсказуемости действий людей. Любая социальная система, и прежде всего общество, должны обладать достаточным уровнем внутренней упорядоченности, которая, по мнению Т. Парсонса, достигается главным образом за счет функциональной целесообразности действий индивидов и социальных институтов.

 

Детерминистский подход

Ярче всего он выражен в марксизме. С точки зрения этого учения общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношении между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что, согласно марксизму, каждая из этих систем существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти системы представляют собой иерархизированную структуру, то есть находятся в соотношении субординации, подчиненности в том порядке, как они перечислены. В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности.

Однако марксизм – противник упрощенной трактовки социального детерминизма. Он не стремится свести все богатство общественных отношений к экономической обусловленности. С точки зрения марксизма, экономическая система является лишь главной причиной, она лишь в конечном счете определяет развитие других систем общественной жизни. В марксизме подчеркивается обратная связь всех социентальных систем. Каждая последующая система оказывает обратное воздействие на предыдущие. Взаимное воздействие непосредственно связанных между собой социентальных систем носит диалектический характер. Таким образом, в марксизме общество рассматривается как живой, находящийся в постоянном движении и развитии организм, в изучении которого ведущую роль играет анализ производственных отношений.

Функциональный подход

Идеи фунукционализма присущи англо-американской социологии.

 

Г. Спенсер "Основание социологии" – основные принципы функционального подхода:

1) Общество рассматривается как целостный, единый организм, состоящий из множества частей: экономической , политической, военной, религиозной и т.д.

2) подчеркивается, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

3) функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4)поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям выполнить нарушенные функции

5) большое значение придается социальному контролю. Социальная система сохраняет стабильность главным образом потому, что она содержит в себе элементы контроля. Сюда входят политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы. Главным условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в нем системой ценностей.

 

Работы Р.Мертона:

1)Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

2) вводит понятие дисфункции, то есть разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональны по отношению к другим.

3) вводит различия между явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция – это то следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Латентная функция – это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица, и оно не знает, что вызвало его.

 

Структурный функционализм Р. Парсонса: любая общественная система имеет две основные ориентации, которые он называл "осями ориентации". Первая ось – внешнее-внутреннее. Это значит, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственными проблемы. Вторая ось – инструментальное–консумоторное. Это означает, что ориентация систем связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными, потенциальными потребностями и целями.

Из положения этих осей в крестообразных таблицах возникает набор из 4 основных функциональных категорий: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции – правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры – система верований, мораль и органы социализации, включая системы и институты образования.

 

Функционализм широко используется в эмпирических научных исследованиях, однако социологи подчеркивают 3 основных недостатка функционализма:

1). внеисторический подход к изучанию общества, статично, вне динамики развития

2). неспособность дать описание и анализ конфликтов, идеологическую ориентацию на стабильность

3). неспособность должным образом отразить в социальном индивидуальное.

 

Решение этой проблемы взяли на себя представители методологии индивидуализма.

 

4. Методология индивидуализма Дж.Хоманс, Дж.Линд, Г. Блумер

 

Основная идея: всякое социальное явление, в том числе и общественная жизнь, может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий. Следовательно, задача социологической науки состоит в том, чтобы объяснить, что такое индивидуальное действие и их совокупность.

Схема действия включает в себя следующие элементы:

Действующие лицо, т.е. индивида или группу;

Вовлеченность в ситуацию, которая характеризуется наличием определенной доли принуждения;

Преследование какой –либо цели через действие;

Манипулирование ресурсами для достижения цели;

Более или менее четко обозначенное поведение.

 

Понятие совокупности индивидуальных действий объясняют ряд теорий социального взаимодействия. Одна из них – теория социального обмена Дж.Хоманса. Он отмечает влияние на поведение людей вознаграждений и затрат.

1)чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется.

2)если в прошлом получение вознаграждения происходило в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую же ситуацию

3)если вознаграждение велико, то люди, чтобы его получить, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении

4)когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он в меньшей степени стремится прикладывать усилия для их удовлетворения.

Модификацией теории обмена Хоманса является теория справедливого обмена Дж.Адамса, Дж. Уолстера:

1) индивиды всегда стремятся к максимализации личных выгод, что вытекает из эгоистической природы человека

2)группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь "справедливых" отношений

3)индивиды, обнаруживающие свое участие в несправедливых отношениях, испытывают психологический дискомфорт.

4)чем сильнее воспринимается несправедливость, тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить справедливые отношения.

 

Справедливое отношение – пропорциональность вкладов и результатов участников взаимодействия. Достижение социальной справедливости – главный стимул действия индивидов и групп.

 

Другая теория, базирующаяся на методологии индивидуализма, - это символический интеракционизм Дж. Мида и Г.Блумера. Поведение индивида - это реакция на поведение другого индивида. Человеческие существа живут в мире значимых объектов. Значения возникают только в процессе социального взаимодействия. Различные социальные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда составляющие их объекты меняют свое значение.

Согласно символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи стимула с символом в выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление социальной связи, коммуникация становятся возможными благодаря тому, что люди придают одно и то же значение данному символу. Социальное "Я" включает в себя два момента: собственно "Я" и "Мы". Собственно "Я" – это индивидуальное сознание. "Мы" – это индивидуальное сознание в глазах других, или, иначе говоря, задача, поставленная через "Я" другим "Я". "Я" – это всегда диалог "Я" и "Мы". "Я" оценивает свои действия через внутреннее освоение "Мы". Таким образом, общество оказывается как бы внутри "Я". Социальное "Я" утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует.

Таким образом, в объяснении вопроса, что собой представляет общество, каковы механизмы его образования и функционирования, социология располагает рядом методологических подходов, которые нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоречия.

 

 

       Наконец, согласно принятому нами теоретическому подходу, общество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

       Человек – общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творчески свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия. Индивид – личность, наделенная правами на благополучие и независимость.

       Питирим Сорокин выделял следующие признаки общества:

                                           1) общность территории проживания людей, обычно совпадающая с государственными границами; она служит тем пространством, в рамках которого складывается и развивается связь и взаимосвязь данного общества;

                             2) целостность и единство – коллектив отличает сумму невзаимодействующих людей как особого единого целого;

                                            3) отличается самовоспроизводством, самообеспеченностью, саморегулированием;

                                            4) общество отличается таким уровнем развития культуры, который находит выражение в выработке норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

       Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия и взаимосвязи в целях удовлетворения своих потребностей.

       Основной элемент социальной структуры общества включает в себя социальное действие, социальные процессы, социальные институты.

       Существуют различные виды классификации социальных действий:

1) социальные отношения. Длительность, устойчивость взаимодействия между людьми, отличающееся длительной устойчивостью и т.д.

2) социальный контакт – внешние, неглубокие, мимолетные связи (метро, автобус, кинотеатр…)

3) социальное взаимодействие – действия одного субъекта – причина и следствие ответных действий других.

Другие классификации: социальные действия можно разграничить

1) по количеству субъектов взаимодействия;

2) по характеру отношений субъектов взаимодействия;

3) по своей длительности;

4) по наличию или отсутствию организации;

5) по сознательности взаимодействия и т.д.

 

       Социальные действия чаще всего происходят на уровне группы.

Социальные группы: по количеству людей – массовые и маленькие;

                                по длительности контакта – устойчивые и кратковременные;

                                по наличию организации структуры группы – организованные и бесструктурные;

                                на основе степени непосредственного контакта – первичные и вторичные (последние предполагают необязательный контакт на уровне общих интересов (например, политические группы), а первичные – непосредственный контакт, как в семье, классе, группе..)

       Существует также деление на классы, социальные слои, социально-демографические группы (мужчины, женщины, взрослые, дети); этно-социальные группы (нации, народности, племена, город, деревня, село).

       В классификации социальных институтов (организаций) социолог Федотов выделял 5 признаков:

1) наличие образцов и установок поведения;

2) наличие культурного символа данного института;

3) наличие утилитарных культурных черт;

4) наличие устных и письменных кодексов поведения, наличие конституции, контрактов;

5) наличие определенной идеологии.

       Закрепление на юридическом уровне этих признаков является институционализацией социального института.

       Культура общества – система ценностей и норм для упорядочения социальных связей и явлений, придания систематического характера, выполняет функцию координации действий отдельных групп. Ценностные ориентации определяют нормы, которым подчиняется общество.

       Социальные ценности – разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям.

       Социальные нормы – образцы поведения в обществе, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей и общества в целом.    При изучении любого феномена важно не только выделить его характерные черты, отличающие его от других социальных образований, но и показать многообразие его проявления, развития в реальной жизни. Современные общества чрезвычайно многообразны и различны. Научное сравнение предполагает выделение основных параметров, на основе которых создается классификация основных видов конкретных проявлений изучаемого феномена. Универсальной классификации не существует.

       1. Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное (общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции, оно примитивное и отсталое)  и индустриальное (термин ввел Сен-Симон, подчеркивая тем самым иную производственную основу общества, для которого характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций). Иначе названы у К. Поппера – закрытое и открытое общества.  

В 60-ые годы   появляется концепция постиндустриального общества как третьей ступени в развитии общества, активно разрабатываемая в американской (Д.Белл) и западноевропейской (А.Турен) социологии. Причина появления этой концепции – структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие по-иному взглянуть на само общество в целом. Прежде всего, резко возросла роль знания и информации, получив которые индивид имеет преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии. Плодотворный творческий труд становится основой успеха и процветания человека и общества. Однако на базе информационного и технологического прогресса развились процессы, вызвавшие серьезную тревогу. Государство, правящая элита, благодаря преимущественному доступу к важнейшей информации и СМИ стали обладателями колоссальной возможности влияния на массы. Таким образом, нарастает реальная угроза усиления социального контроля.

2. Марксизм в основу типологизации кладет различия производственных отношений: первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, буржуазные, коммунистические или социалистические.

 

       Существует два подхода к разделению на этапы развития общества:

1. Формационный подход: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалис-тическая, коммунистическая формации. Или: общество охотников и собирателей; общество производителей; информационное общество. Или на основе развития духовных качеств человека: метафизический этап, философский, духовный.

2. Цивилизационный подход к анализу общества: православная христианская цивилизация; западная христианская католическая цивилизация; индийская; дальневосточная; исламская. То есть Европейская, Западная и Восточная.

 

       Во всех типах человеческого общества существовало неравенство людей, которое определялось не только естественными различиями людей по полу и возрасту, но и статусными различиями. В силу успехов на охоте, житейской и религиозной осведомленностью и т.д. кто-то обладал большими благами и властными полномочиями, чем другие. Социологов прежде всего интересуют сами социально дифференцированные группы людей, критерии, по которым они различаются, а также причины существования и воспроизводства социального неравенства, характер взаимодействия социальных групп.

       Определяющим в понятии общества является социальная структура. Что можно считать структурой общества, то есть тем, без чего общество не может существовать, тем, что, как конструкция несет в себе все другие элементы?

       Социологи разделяются на различные теоретические направления согласно тому, как они отвечают на эти вопросы. Например, согласно К. Марксу, социальная структура есть именно в экономическом базису общества (отношения собственности, способ производства). З.Фрейд считал, что социальная структура общества определяется внутренними инстинктами людей, выражающимися в коллективном поведении. Феноменологи признают, что структура общества определяется конструкциями "чистого сознания", наделяющим смыслом жизненный мир и повседневное существование.

       Социальная структура не представляет собой нечто конкретное, зримое, то что оформлено в виде документа, она незрима, неосязаема. Социальная структура присутствует во всем том, что имеет место в обществе, во всех формах социального поведения, в социальных институтах, группах, движения. Причем социальную структуру имеют не только объекты большого масштаба (цивилизация, национальные государства и т.д.), но и объекты среднего уровня и микрообъекты (семья, группа,…)..

       Социальная структура – это

1) устойчивые связи между любыми элементами общества, устойчивые взаимозависимости, корреляции;

2) регулярность, устойчивость, повторяемость этих взаимодействий;

3) наличие уровней, "этажей", согласно значимости элементов, входящих в структуру;

4) регулирующий, инициирующий, динамичный контроль за поведением элементов.

       Социальное неравенство – термин используется широко для обозначения неодинакового статусного положения людей в обществе. Социальная стратификация – конкретная форма вертикального социального неравенства, выражающаяся в структурированных различиях между группами людей. На разных этапах человеческой истории доминировали различные структуры социальной дифференциации: рабство, касты (социальная иерархизация групп людей по профессиональным, этническим или религиозным признакам), сословия (социальные статусы передавались по наследству), и, наконец, социальные группы и классы – наиболее характерное социальное деление людей в современных обществах.

       Как было отмечено выше, представители разных парадигм по-своему интерпретируют как природу социальной дифференциации, так и причины социального неравенства, характер взаимодействия классов и социальных групп.

       Социологи изучают не только различия между классами и социальными группами, но и то, что происходит с ними. В этой связи они изучают социальную мобильность, под которой подразумевается движение из одной социальной группы в другую. Традиционно различаются два вида социальной мобильности – вертикальная и горизонтальная мобильность. Под вертикальной мобильностью подразумевается движение вверх или вниз по иерархической социальной шкале, в результате которого изменяется и экономическое положение индивидов, и их статусы. Под горизонтальной мобильностью имеется в виду движение индивидов из одной социальной группы в другую при сохранении экономического положения и статусного уровня (переезд в другой город, смена места работы при сохранении профессионального статуса и т. д.). Зачастую имеет место совмещение горизонтальной и вертикальной мобильности.

       Все живые организмы в нормальном состоянии стремятся к сохранению своего здоровья. Истина эта кажется самоочевидной. Но столь же самоочевидно и то, что нас, как в природе, так и в обществе, окружают различного рода отклонения от нормы, причем порой столь серьезные, что мы характеризуем их в качестве болезни.

       Много ли в обществе отклонений от нормы? Конечно, да. Нарушение норм происходят постоянно и повсеместно. От незначительных до преступлений. Построение абсолютно правильных, "чистых" социальных отношений, институтов, структур просто невозможно. Отклонения от нормы всегда будут иметь место в том или ином виде. И это закономерно, НО общество должно максимально точно осознавать свои общие и частные цели, уметь формулировать их и убеждать в их правильности своих членов. Принцип этот касается как больших общностей, целой нации или даже человечества в целом, таки любой организации и даже малой группы, семьи. Но люди действуют разобщенно, постоянно спорят по большим и малым вопросам, подвергают сомнению общие цели. Это приводит к резкому снижению эффективности любой коллективной деятельности, возникновению взаимного непонимания, конфликтам и многим другим дисфункциональным явлениям, с которыми мы, к сожалению, знакомы.

       Развивающиеся и жизнеспособные социальные системы допускают определенные отклонения от своих норм, но динамично регулируют эти отклонения методами убеждения и принуждения, заботясь о том, чтобы эти отклонения не перешли допустимой грани, за которой наступает цикл распада. При этом особое внимание должно уделяться социальному контролю.

       Закономерен вопрос о сущности, пути возникновения и основе социальных болезней. На эти вопросы может дать ответ структурный анализ в самом широком смысле.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!