Вклад в социологию Г. Спенсера



Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г. Спенсер (1820-1903). В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч. Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционирую т в единстве все элементы Вселенной – неорганические, органические и надорганические, т.е. социальные. Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что, собственно, нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того,. кКак его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д.

По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества, характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: на этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки хотя и разные – революционные и реформистские вмешательства в естественный ход эволюции.

Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно взятые общества (также как и подвиды в органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать: "Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути". При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности – простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д.

 

Первые российские социологи

Определенный вклад в становление социологии как самостоятельной науки внесли и российские обществоведы. Социология стала самостоятельной наукой, отвечающей потребностям всего человечества, благодаря усилиям представителей всех национальных школ. Отметим, что российские социологи 19 века на основе данных как естественных, так и конкретных общественных наук ( в отличие от Конта и Спенсера) , свою задачу видели в выявлении ценностныхй связей и отношений меду явлениями, решая тем самым не только частные вопросы изучения институтов общества, социальных слоев и групп, их взаимодействия, но и общие вопросы исторической преемственности и судеб мировой цивилизации. При этом достаточно широк был спектр самих социологических школ. Так, в частности, географическое направление представляли Л.И. Мечников, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Мечников, в частности объяснял неравномерность общественного развития условиями водных ресурсов и путей сообщения, выделяя в человеческой истории три периода – речной, средиземноморский и океанический; психологическое – Л.И. Петражицкий, Н.И. Кареев. Так, Петражицкий анализировал социальные процессы через призму эмоций людей как доминирующего фактора социального поведения; субъективистское – П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский. По мнению Лаврова, индивиды, интерпретируя субъективно исторически объективный процесс, становятся единственной реально движущей силой развития общества. Одним из первых, кто пришел к мысли о необходимости учета совокупности социальных явлений был М.М. Ковалевский, который обосновал многофакторный подход к изучению общества.

 

И все же, несмотря на различия во взглядах, Конт и Спенсер, российские социологи 19 века рассматривали создаваемую ими науку прежде всего в рамках позитивистской традиции, для которой было характерно следующее: вера в возможность объективного познания социальных реалий с помощью поисков взаимозависимости между разными явлениями, выявления между ними причинно-следственных связей, использование естественно-научных методов для изучения общества.

Также необходимо заметить, что с момента своего возникновения социология формировалась как ценностно-нейтральная наука. Большинство социологов исходило из того, что ученые должны быть беспристрастными исследователями, т.е. независимыми от каких-либо идеологических или моральных соображений. Это выражалось в выдвижении и отстаивании принципа свободы от ценностных суждений, который предполагал разделение того, что есть в действительности, что подтверждается фактами, от того, что желательно с позиций социальных групп или политических движений. Объективности ради отметим, что отстаивание данного принципа на словах не означало, что все ученые – социологи были беспристрастны на деле, Ю как в силу личных идеологических пристрастий, так и из-за цензуры со стороны властей.

С тех пор социология и ее предметная область весьма существенно изменились благодаря ряду обстоятельств. Отметим главные:

1) произошла структурализация уровней социологического анализа общества;

2) увеличилось число школ, направлений, теоретико-методологических подходов;

3) существенно обновилось само социологическое знание.

Для того, чтобы представить современное состояние социологической науки , необходимо рассмотреть эти обстоятельства.

УРОВНИ АНАЛИЗА, ГЛАВНЫЕ ПАРАДИГМЫ, ФАКТОРЫ ОБНОВЛЕНИЯ ЗНАНИЯ

Социологические воззрения Конта и спенсера были ориентированы прежде всего на исследование явлений и процессов в масштабе всего общества в целом, на анализе больших социальных общностей и их взаимодействий. Так появилась макросоциология, у которой появилось сразу много приверженцев. Современные макросоциологи изучают глобальные процессы общественного развития, включая возникновение новых социальных институтов при переходе общества от индустриализма к постиндустриализму или, например, социальные общности посткоммунистических стран.

Почти одновременно с макросоциологией возникла и микросоциология, которая изучает поведение людей в небольших социальных группах, роли, которые они играют в этих группах, их ценностные ориентации, межличностные взаимодействия и т.д.

В последнее время все большую популярность стали приобретать теории среднего уровня, понятие и обоснование которых предложил американский социолог Р.Мертон. По его мнению, эти теории необходимы для социологического анализа конкретной группы фактов в отдельных областях знания. Примером тому может быть теория структуры бюрократии или ролей индивидов в том или ином социальном институте.

Различия между социологическими теориями разных уровней условно – все они находятся в тесном взаимодействии и даже взаимно проникают друг в друга, ибо нельзя жестко разграничивать часть и целое в общественных реалиях. И все же они в принципе имеют различную предметную область и раскрывают различные по масштабности связи. Поэтому в социологии с необходимостью существуют как теории общественной системы в целом, так и специальные теории (социологии политики, экономики, права и т.д.). Последние раскрывают характер взаимодействия между обществом в целом и его конкретной сферой, а также присущие этой сфере внутренние взаимодействия.

Естественно, что представители макросоциологии в отличии от, скажем, микросоциологов по-своему, специфически отражают объективную реальность, имеют дело с иными закономерностями развития и функционирования изучаемого объекта, что в конечном счете сказывается на взглядах ученых и нао предмете социологии.

Кроме того, в социологии всегда присутствовали два направления в получении и накоплении знаний. Одно первоначально ориентировалось на методы наблюдения и эксперименты, обосновав эмпирическое направление, которое рельефно оформилось в Чикагской социологической школе в 20-ые годы нашего столетия. Именно представители этой школы разработали общепризнанные и по сей день используемые методы сбора и обработки эмпирических данных, которые имеют прагматическую направленность – обоснование "социальных технологий", пригодных для совершенствования конкретных социальных структур и функций. Другое направление – теоретическое, нацеленное на концептуальное осмысление реалий социальной жизни. Попытки обособить или противопоставить эти направления, создать на этой основе самостоятельные науки безуспешны, реальное приращение социологического знания возможно лишь на основе их взаимодействия и взаимообогащения.

Как было отмечено выше, одним из факторов развития науки и расширения ее предметной области было возникновение ряда относительно самостоятельных школ, каждая из которых предложила и обосновала свои теоретико-методологические подходы. Что же способствовало этому процессу и чем одна школа в принципе отличается от другой?

Социология всегда включала в себя несколько теорий и их разновидностей, очевидно потому, что социальное имеет гораздо большее многообразное проявление и взаимосвязь изучаемых ими предметов и явлений не носит столь жесткого характера. Кроме того, как было отмечено выше, могут быть разными отправные подходы анализа общественных явлений – можно изучать социальные институты, которые дадут представление о людях, живущих в конкретное время, как эти институты влияют на образцы их поведения, а можно по тому, как индивиды оценивают окружающие их объекты и явления социальной жизни.

С момента своего возникновения социология основывалась на нескольких теориях, а к настоящему времени их число значительно возросло. В зависимости от своих научных ориентаций и идейных пристрастий группы социологов руководствуются разными теориями, каждая из которых имеет, как правило, свои методологические и методические принципы. Совокупность основных теоретических положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории или ряда родственных теорий, обладающих единым категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых, называется парадигмой. Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный частичный вклад в его понимание. Все парадигмы условно можно разделить на три большие группы. Первую образуют структурные парадигмы, которые рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого системного целого и в основном на макроуровне. Вторую составляют интерпретивные парадигмы, которые делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения, его мотивов главным образом на микроуровне. К третьей группе относятся объединительные (диалектические) парадигмы, представители которой анализируют социальные реалии через призму единства объективного и субъективного, структуры и индивида.

К основным структурным парадигмам относятся структурный функционализм и марксизм. Социологи функционалисты рассматривают общество как систему взаимозависимых составляющих его структур, которые вместе образуют единое целое. При этом общественные институты истолковываются с точки зрения их предназначения для общества в целом. Согласно взглядам функционалистов (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р.К. Мертон), такие институты как государство, семья, религия и другие являются не столько самостоятельными образованиями, сколько частями социальной системы общества. Представители этой парадигмы в основном занимаются исследованием того, какой вклад разные части общества вносят в интеграцию социальной системы. Для них весьма характерно изучение, например, функций государства по управлению обществом, функций семьи по воспитанию подрастающего поколения или функций религии по укреплению базовых ценностей общества.

В социологии много конфликтных парадигм, которые рассматривают общество как единое целое, исходя из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами, одни извлекают для себя пользу за счет других. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта, вызывающий определенную степень нестабильности. Конфликтные парадигмы различаются основой, по которой происходит деление общества на группы, и природой конфликта, возникающего как результат этого деления. Весьма распространена марксистская парадигма. К Маркс рассматривал общество как целостную социальную реальность. Так, экономические, политические, правовые и религиозные институты могут быть поняты только взятые во взаимозависимом единстве, хотя, по его мнению, экономические факторы оказывают первостепенное влияние и в значительной степени определяют другие аспекты общества. В качестве основного метода Маркс руководствовался материалистическим объяснением общественных отношений, согласно которому противоречия общества встроены в его структуру. Из этого следовало, что противоречия, особенно экономические и социальные, являются исходным пунктом для объяснения любых конфликтов, возникающих в обществе.

К другим конфликтным парадигмам можно отнести неомарксизм Д. Лукача и Г. Грамши, критическую социологию Франкфуртской школы, главными теоретиками которой были Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и немарксистскую социологию конфликта Р.Дарендорфа и Л. Козера. Они использовали сделанное Марксом с целью превзойти его достижения, дать более углубленные представления о новых общественных реалиях, их противоречиях. Именно так двигается наука в отличие от идеологии, подгоняющей канонизированные догмы под интересы конкретных социальных групп людей.

Наиболее известные интерпретивные парадигмы исходят из теории социального действия М. Вебера, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Своими корнями они уходят в так называемую герменевтическую социологическую традицию (герменевтика – учение и искусство толкования различных явлений, понимания чужой индивидуальности, включающее в себя правила, согласно которым должны строиться объяснения; термин происходит от имени Гермеса – вестника богов в греческой мифологии). Суть этой традиции в концентрированной форме представлена в знаменитой "теореме Томаса", сформулированной американским социологом У.А. Томасом: "Если люди определяют какую-то ситуацию как реальную, то она действительно становится реальной по своим последствиям". Иными словами, общество или его социальные институты по своей сути есть то, чему сами люди дают определение. Отсюда следует, чтобы понять поступки людей, надо исходить из того, как они сами их осмысливают в конкретной ситуации.

Сторонники парадигмы социального действия сходятся во мнении, что социологам в первую очередь необходимо понять и интерпретировать поведение людей и раскрыть значения, которые сами люди ему придают, посредством выявления связи между поставленной индивидами целью и доступными средствами. Вебер и его последователи были убеждены, что по мере развития общества люди думают и действуют более рационально, поэтому все большее количество социальных действий делаются понимаемыми, предсказуемыми, что в конечном счете приводит и к пониманию, "расколдовыванию" человеческого бытия.

Основоположник символического интеракционизма Дж.Г.Мид считал, что люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, которые не просто обозначают предмет или явление, но и предполагают определенную реакцию на них. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в социальной среде, ибо у них нет ни инстинкта языка, ни инстинктов поведения в обществе. С детства человек усваивает правила общества по символам-реакциям на его поведение родителей.

Представители феноменологической парадигмы основное внимание сосредоточивают на возникновении и сохранении человеческой социальности – на способах, которые используют люди для общения между собой и осмысления окружающего мира. Чтобы понять социальную жизнь, необходимо изучить то, как люди понимают друг друга, формируют обыденные знания о вещах и событиях.

Этнометодология – сравнительно новая социологическая парадигма, которая делает акцент на изучении методов, используемых людьми при трактовках социального мира. Этнометодологов интересует субъективное толкование людьми своей социальной жизни, то, как члены общества в процессе общения друг с другом сами придают ей смысл. Иными словами, в противоположность тем социологам, которые исходят из объективности социального мира, существующего независимо от интерпретаций людей, этнометодологи утверждают, что социальные реалии – суть конструкции и интерпретации самих людей.

В истории социологической мысли всегда предпринимались попытки ликвидировать противостояние между структурными и интерпретивными, макро и микро социологическими паарадигмами. Определенных же результатов в этом плане добился русско-американский социолог П. Сорокин, создавший так называемую интегральную социологию, которая изучает общество, его явления, взаимоотношения индивида и групп людей с обществом с позиций анализа существования множества социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали, вертикали и в виде флуктуации (колебания). Методологическая основа его парадигмы включает в себя в качестве внутренних компонентов интуитивный, эмпирический и рационалистический методы. При этой парадигме анализ общества на макро- и микроуровнях практически утрачивает свою специфичность.

В последнее время такие социологи, как П.Бурдье, П. Уиллс, П. Штомпка, А Гидденс и другие предприняли попытки объединить структурные и интерпретивные парадигмы. Так, Гидденс, полагая, что ни структура, ни действие не могут существовать независимо друг от друга, считает, что именно социальные де       йствия людей создают и воспроизводят структуры, которые в конечном счете можно рассматривать как образцы поведения людей, существующие в какой-то период человеческой истории.

Наконец, следует отметить, что существенный вклад в развитие мировой социологической мысли стали вносить и российские ученые. Связано это с отходом от считавшейся "универсальной" и "единственно верной" марксистской парадигмы, которая помимо догматизации была еще и заидеологизирована – "советсткая социология", вынужденная выполнять социальный заказ руководства страны, по существу, имела лишь возможность доказывать, что в целом социальные процессы за исключением "некоторых частностей" развивались в русле партийной линии на строительство социализма. Ныне, получив возможность доступа к достижениям других парадигм, российские социологи стремятся найти свою нишу и занять достойное место в мировой социологической науке. Намечается общий фундаментальный сдвиг в анализе социального, исследователи творчески используют методы и приемы ряда парадигм при анализе постсоциалистических реалий. И в целом российскими социологами сегодня активно обсуждаются неклассические, принципиально новые подходы к пониманию как самой социальной реальности, так и предмета социологии.

Каждая парадигма опирается на свою методологию поиска нового знания, имеет свои методы исследования общества. Под методологией понимается совокупность принципов отбора для анализа тех или иных данных, направление поиска взаимосвязей явлений, систематизации информации. Обычно в методологию включаются как общие принципы сбора и анализа данных, так и конкретные методы проведения социологических исследований.

Можно отметить две широко распространенные методологические традиции в социологии. Первая связана с предпочтительным использованием количественных методов ( в частности, - статистических методов), например, функционалисты. вторая – качественных методов как представители интерпретивных парадигм.

Нужно иметь в виду, что каждая парадигма в своих исходных посылках упрощает нечто, имеющее принципиальное значение для других парадигм. Как уже отмечалось выше, эти исходные посылки находятся на разных уровнях абстракции. В этой связи социологической общественностью высказывались соображения, что было бы желательно создать такую парадигму, которая преодолела бы традиционную поляризацию объективного и субъективного, структуры и индивида. Иными словами, возникла потребность в существенном обновлении социологического знания, методологии исследования социальных реалий и, соответственно, самого предмета социологической науки. Наиболее успешные попытки в этом направлении осуществили выдающиеся социологи современности – А. Гидденс (Великобритания) и П. Бурдье (Франция).

       Развитие социологии в 20 веке, во многом исходившее из принципов, выработанных Вебером и Дюркгеймом, характеризуется возникновением многочисленных школ и направлений. Ни одна из этих школ не может дать абсолютно непротиворечивого, универсального теоретического объяснения всего многообразия социального мира, но сквозь призму своего подхода рисует свою картину общества. Среди них чаще всего выделяют три парадигмы: функционализм, конфликтологический подход и символический интеракционизм.

Важно отметить, что предмет социологии находится в постоянном изменении и развитии, что обусловлено двумя решающими факторами: прогрессом самого научного знания, который открывает новые и новые перспективы для научного исследования общества; и изменение, усложнение самой социальной реальности и как следствие этого – меняющиеся потребности общества, появление новых и новых социальных запросов.

 

Итак, социология - наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, теоретически изучает социальную жизнь, социальное поведение и действия людей, функционирование и развитие общества, его институтов и организаций, взаимодействие индивидов и социальных групп, восприятие и понимание индивидами окружающей действительности в контексте социальных изменений на макро и микро уровнях.

Социология в целом представляет собой разветвленную систему знания, состоящую из большого количества общепризнанных парадигм, которые избирательны в смысле приоритетности рассмотрения тех или иных проблем, оценки факторов развития общества и человека.

В современном российском обществе социология выполняет три главные функции. Первая – добыча как фундаментальных, так и прикладных знаний о строении и функционировании посткоммунистического общества и его институтов. Вторая – дает общественности и властным органам информацию о результатах реформирования, о том, как массы на местах реагируют на новые социальные реалии. Третья – в той или иной мере прогнозирует характер и направление развития социальных процессов, делает научные выводы и рекомендации.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!