Девиация и социальный контроль



       Девиация – отклонение, отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой определенное наказание, так как общество пытается сохранить гармонию. Проявляется на разных уровнях. Причины девиантного поведения некоторых людей пытались выяснить многие ученые, увязывая это то с анатомическими особенностями, то с присутствием характерных личностных черт, то с определенными аномалиями половых хромосом и т.д. Но часто преступления совершают нормальные люди.

       Фрейд – причина в сексуальных фантазиях и проблемах.

       Дюркгейм, Мертон – социальная аномия. Человек совершает то, что заставляют его совершать определенные социальные группы. Человек совершает девиантные поступки потому, что общество его так воспитало.

       Первичная девиация – о человеке складывается мнение о возможности совершения этим человеком девиантного поступка. Тогда он может счесть себя возможным перешагнуть через нормы.

       Попытку классификации девиантных поступков предпринял Мертон, выделив пять способов "аномичного приспособления".

1. конформность – соответствие поведенческих установок и моделей как культурным целям, так и институционализированным средствам. Это означает приспособление, некритическое принятие целей общества, это нормальное недевиантное поведение.

2. Инновация – культурное акцентирование цели-успеха и использование институционально запрещаемых, но эффективных средств достижения богатства и власти. Индивид ассимилировал цели социальной системы без равнозначного усвоения институциональных норм, регулирующих пути и средства ее достижения, способность рисковать, идя на новые, инновационные методы достижения цели.

3. Ритуализм – отказ от стремления к выдвигаемым структурой целям при сохранении полной лояльности к нормативным требованиям, выдвигаемым этой структурой. Это уже девиантное поведение, ибо оно игнорирует наличные цели структуры, но такие отклонения не угрожают обществу, ибо они не ведут к расстройству институциональной структуры.

4. Ретритизм – одновременный отказ и от культурных целей и от институциональных средств. Это определенная субкультура, маргинальные группы.

5. Мятеж – выводит личность за пределы существующей социальной структуры и ведет к радикальному преобразованию этой структуры. Причем личность не только отвергает существующий набор ценностей, норм и законоустановлений, но и предлагает свой, новый набор. Такова социальная природа крайнего радикализма и революционности как реакции на требования системы.

       Социальный контроль – это определенные органы, которые призваны контролировать поведение в обществе. Задача социального контроля – коррелировать поведение в обществе, заставлять придерживаться принятых норм и традиций. Это правоохранительные органы, тюрьмы и т.д.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 Бердяев "Смысл истории" 1990

Вазюлин В.А. О социальной философии истории. Социс, 1992, №12.

Краснов Б.И. Конфликты в обществе – Соц-полит журнал, 1992, №6,7.

Поздняков Э. Формационный и цивилизационный подходы. Ж. "Межд. Экономика и межд. отношения", 1990, №5.

Саарес Общество и процесс изменения. Социс, 1991, №12.

Сорокин П. О факторах социальной эволюции 1992

Формация и цивилизация . Вопросы философии, 1989, №10.

Цикличность общественного развития. Социс, 1992, №6.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. 1991.

 

 

Социальная структура общества

 

Беляева Л.А. Средний слой в советском обществе. Перспективы формирования. Соц-полит науки, 1991, №10.

Габидулин И.З. Рабочий класс и мифы уходящего времени .Социс 1990, №11.

Гидес Стратификация и классовые структуры. Социс, !992, №7,9.

Дюркгейм О разделении общественного труда

Капустин Конец утопии. Ж. Москва , 1990, стр. 119-151.

Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура. Социс, 1992, №7.

Мертон Р.К. Социальная теория и структура. Социс, 1992, №2,4.

Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность, 1992, М.

 

           Девис Д. Социология установки\\Американская социология. М., 1972

           Зиммель Г. Общение: Пример чистой или формальной социологии\\Социс. 1984. №2.

           Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993

           Сорокин П. Система социологии.

           Бунге М. Причинность. М., 1962.

           Американская социология. М., 1972

           Дажо Р. Основы экологии. М., 1975

Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985

Реймер Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990

Шепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969

Основы социологии. Курс лекций: в 2 ч. \Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 1994

Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности \\ Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972

Гидденс Э. Стратификация и классовая структура \\Социс. 1992. №9, 11.

Дэвис К., Мур У.Е. Некоторые принципы стратификации \\ Структурно-функциональный анализ в современной социологии. М., 1968.

Динамика социальной дифференциации. М., 1990

Ильин В.И. Социальная стратификация. Сыктывкар, 1991

Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура \\Социс. 1992. №7.

Римашевская Н.М., Римашевский А.А. Равенство или справедливость. М., 1991

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

Социальная стратификация \ Ред. С.А. Белановский. М., 1992. Вып. 1-3.

Удалова И.Б., Гражданников Е.Д. Изменение социальной мобильности. Новосибирск, 1988

Филиппов Ф.Р. Социальные перемещения трудящихся в СССр. Образование и мобильность в социалистическом обществе. М., 1987.

Монтескье Ш. О духе законов. М., 1955

Социология сегодня: Проблемы и перспективы. М., 1965

Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л., 1971

Бобнева М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. М., 1976

Социологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976

Социальные отклонения: Введение в общую теорию. М., 1984

Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988

Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995

Грейсон Дж., О Делл К. Американский менеджмент на пороге 21 века. М., 1991

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990

Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988

Краткий словарь по социологии. М., 1989

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1984

Обозов н.Н. Межличностные отношения.Л., 1979

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969

           Босков А Современная социологическая теория. М., 1961

           Структура инновационного процесса. М., 1981

           Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996

 

СЕМИНАРЫ (4 часа)

 

1. Взгляды представителей различных парадигм на вопрос о социальной стратификации

           Марксистская парадигма

           Структурный функционализм

Интерпретивная парадигма М. Вебера

Феноменологическая парадигма

Интегральная и объединительная парадигмы

 

2. Взгляды представителей различных парадигм на социальную мобильность

           Конфликтные парадигмы

           Р. Дарендорф

           П.Сорокин

           Объединительные парадигмы

 

3. Э. Дюркгейм о социальной аномии

 

           Аномия свое первое подлинное теоретическое осмысление получила в социологии Эмиля Дюркгейма. В труде "Разделение общественного труда" аномия рассматривается со стороны социальной структуры как тяжелое моральное состояние, "порождаемое явлениями анатомического и физиологического порядка" – развитием органов и несогласованностью их функций, возникающей на основе роста и развития общества. Аномия – результат неполного перехода от традиционного общества с его механической солидарностью к органической солидарности промышленного общества. Объясняется это тем, что общественное разделение труда, составляющее основу промышленного общества, развивается быстрее нового морального сознания. Возникает необходимое условие существования аномии, заключающееся в противоречии между потребностями и интересами, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения, с другой.

В этой связи Дюркгейм выделяет различия между традиционным, дающим условия для существования неаномичной личности, и промышленным обществами. При традиционных общественных порядках коллективное сознания удерживало человеческие способности и потребности на низком уровне, препятствуя развитию индивидуализма, освобождению личности и устанавливая границы человеческим желаниям и стремлениям. Общество это было устойчиво, поскольку перед представителями различных социальных слоев ставило культурные цели различного уровня, и человек не выходил за рамки целевых стремлений своего социального слоя. В ходе общественной эволюции происходит двойственный процесс: подрываются моральные основы общества – резко возрастает степень свободы индивидуума от действия социального контроля, осуществляемого в форме традиций, обычаев, предрассудков. И возникает такая полоса развития общества, когда твердые жизненные цели, нормы и образцы поведения отсутствуют.

 

И т.д.

 

4. Функционалистская теория аномии Роберта Мертона

                                                                 

 

ЛИТЕРАТУРА

Социология. М., Наука, 1995. Гл. 6

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М,, 1992

 

Для доклада: Судьбы людей: Россия 20 век. Биография семей как объект социологического исследования. М., 1996

                     Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз (первое полугодие 1995 года). М., 1995

 

Гидденс Э. Стратификация и классовая структура. – Социс, 1992, № 9, 11.

Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура. – Социс, 1992, №7.

 

3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991

Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – М., 1993

Мертон Р. Социальная структура и аномия. – Социс, 1992, № 2-5.

Парсонс Т. Общий обзор. – Американская социология: перспективы, проблемы, методы. – М., 1972.

Покровский Н.Е. Проблема аномии в современном обществе. М., 1995

Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Р. Мертона. – Социс, 1992, №2.

               

 

           Существует, например, "атомистическая" теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. "Каждый человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно – со всем миром". Дж. Девис. Социология установки \\Американская социология. М., 1972. С.62.

           Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля, который полагал, что "общество" вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. Эротические инстинкты, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а также множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для другого, с другим, против другого, к сочетанию и согласованию внутренних состояний, т.е. к оказыванию воздействий и, в свою очередь, их восприятию. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, "общество". Зиммель Г. Общение\\Социс,1984, №2.

           В современной социологии эта концепция известна как "сетевая теория", основные принципы которой были сформулированы Р. Бертом. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Или в более общей форме: эта теория и ее разновидности в центр внимания в объяснительной концепции общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.

           В теориях "социальных групп" общество интерпретировалось как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле, следуя концепции Ф. Знанецкого, можно говорить о народном обществе, что обозначает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общественности, подразумевая под этим всевозможные совокупности и группы, существующие в рамках католической церкви.

           Если в "атомистической" или "сетевой" концепции существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в "групповых" теориях - человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции по существу отождествляют понятие "общество" с понятием "человечество".

           Существует группа дефиниций категории "общество", согласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций. Общество – большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.

           Согласно этой концепции, системное изложение которой дано в трудах Т.Боттомора и С. Липсета, именно социальные институты и организации гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни, и без них невозможно было бы обеспечение потребностей, гарантирование организованного процесса коллективной деятельности, регулирование конфликтов, развитие культуры и т.д. Определения этого рода можно было бы назвать "институциональными" или "организационными", поскольку в факте существования институтов и организаций они видят характерные черты общества. Без них общество не могло бы гарантировать свою дальнейшую эволюцию и саморазвитие. Такое понимание общества встречается часто в работах этнологов.

           Э.Дюркгейм был одним из первых (после О.Конта) среди социологов, кто сделал попытку интерпретации общества как нечто своеобразное. Полемизируя с Г.Спенсером и Ф.Теннисом, он утверждал, что современное общество, будучи основано на экстенсивном разделении труда, не может быть понято как простое собрание воль изолированных индивидов, собрание договоров, основанных на личном интересе. Оно представляет собой органическое единство не меньше, чем предшествующие формы общества. Такое понимание является исходным, несмотря на существенные концептуальные различия основных социологических парадигм теоретического мышления.

           Функциональная концепция трактует общество как группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему действия.

           На основе различных концептуальных определений в социологии сложилась еще одна аналитическая дефиниция – общество как относительно самостоятельное или самообеспечивающееся население, характеризуемое "внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством". В зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятия "самообеспечение", "организация", "культура" и др. и какое место отводится этим понятиям в той или иной теории, эта дефиниция приобретает различный характер.

           Социологические категории более низкого порядка, чем категория общества, которые включаются представителями различных социологических школ как в аналитическую, так и в концептуальную дефиниции общества, имеют существенное значение для понимания его природы и характера. Но общий недостаток всех названных выше определений понятия "общество" состоит, на наш взгляд, в том, что они отождествляют понятие "общество" с понятием "гражданское общество", опуская вопрос о той материальной основе, на которой возникает и развивается "гражданское общество".


 

ЛЕКЦИЯ 3 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. ПРИРОДА, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1. Социальные институты, их виды и функции в социальной системе.

2. Институциональные функции социальных общностей (групп).

3. Социальные организации, их место и роль в обществе.

4. Формы и функции социального контроля.

5. Национально-этнические общности и их роль в социальной структуре.

 

       Социальная структура общества – это

1. устойчивые связи между любыми элементами общества, устойчивые взаимозависимости, корреляции;

2. регулярность, устойчивость, повторяемость этих взаимодействий;

3. наличие уровней, этажей, согласно значимости элементов, входящих в структуру;

4. регулирующий, инициирующий, динамичный контроль за поведением элементов.

       В социальной структуре общества рядом с социальными общностями и социальными группами в качестве ее важнейших компонентов выступают социальные институты и организации.  Социальные группы и особенно общности являются источником самодвижения общества, но само развитие может осуществиться, стать реальностью через институциональный механизм социальных институтов. И если в социальных группах и общностях коллективы людей путем взаимодействия решают самые различные проблемы и удовлетворяют самые разнообразные свои потребности, то социальные институты и организации призваны удовлетворять конкретные и особенно важные их потребности как личного, так и общественного характера.

Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость социальных связей  и отношений в обществе в целом, являются социальные институты. Они могут быть охарактеризованы с точки зрения их внешней, формальной, материальной структуры, а также и их внутренней, содержательной деятельности. Внешне – это совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция – это есть совокупность лиц, учреждений, материальных средств, а содержательно - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию, которые воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т.д.).

       Социальные институты формируются исторически и определяющим условием их появления является соответствующая социальная потребность, для удовлетворения которой необходимы та или иная форма активности, совместной деятельности индивидов. Поэтому социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности и конкретных функций, обеспечивающих достижение этой цели. Реализация социальными институтами любых значимых для социальной системы функций обеспечивается тем, что внутри каждого института существует целостная система стандартизированных образцов поведения, а так же ценностно-нормативная структура с соответствующими ей социальными статусами и ролями. Необходимым условием его функционирования является выполнение индивидами своих социальных ролей, что основано на осуществлении ожидаемых действий и соблюдении институциональных норм поведения. Таким образом, каждый социальный институт характеризуется не только наличием определенных целей своей деятельности и конкретных функций, способствующих достижению этой цели, но и набором социальных статусов и ролей, характерных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающей поощрение желаемых и подавление девиантных поступков в поведении людей.

       Если нарушаются даже часть условий, то есть теряется ясность цели или проявляется неопределенность функций, то деятельность институтов приобретает дисфункциональный характер, то есть нарушается взаимодействие социальной среды и социального института по реализации главной функции последнего – удовлетворение конкретных общественных потребностей.

       Социальные институты взаимодействуют с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Этот процесс может быть нормальным, однако возможны и нарушения. Основой взаимодействия социального института с социальной средой служит реализация главной функции социального института – удовлетворение конкретных общественных потребностей. Потребности индивидов, групп, слоев и классов общества постоянно меняются, следовательно, меняется и характер отношений социальных институтов с общественной средой. Однако, может возникнуть ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не найдут адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. Таким образом возникают явления дисфункций, которые могут сказываться как в сфере внешней, формальной его деятельности, так и в характере, содержании деятельности социального института. Внешне явления дисфункции социального института могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, в организационных недостатках и т.д. С содержательной точки зрения дисфункции выражаются в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падении престижа и авторитета данного социального института.

       Дисфункция в деятельности любого социального института обнаруживается в случае потери его существенного качества – деперсонализации деятельности, которая составляет важное условие его нормального функционирования. Принцип деперсонализации означает, что обеспечение всех функций института не зависит главным образом и исключительно от особенностей личности тех, кто должен выполнять существенные задачи, обеспечиваемые данным институтом, не зависит от их склонностей, предпочтений и иных субъективных моментов. Оно зависит от четкого определения социальных ролей и эффективной работы механизма, обеспечивающего их должное исполнение. Потеря деперсонализации означает, что институт перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств, таким образом институт все менее ориентируется на достижение основной цели своего существования – обеспечение конкретной социальной потребности.

       Неудовлетворенная социальная потребность как результат дисфункции социального института может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию законных институтов, однако за счет нарушения существующих норм и правил (в том числе – правового характера). В крайних своих проявлениях подобного рода активность может выражаться в противоправной деятельности. Такая преступность имеет инструментальных, то есть направленный к достижению определенной цели, и структурированный, то есть внутренне взаимосвязанный характер. Ее признаками являются планируемость преступной деятельности, систематичность, элементы организованности, т.е. распределение преступных ролей.

       Социальные институты можно подразделить по главным сферам общественной деятельности. Это прежде всего политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, правовые и правоохранительные институты, призванные гарантировать правопорядок и общественную безопасность, а также институты экономические, обеспечивающие процесс производства и распределения благ и услуг и обеспечивающие осуществление важнейшей потребности социальной системы – адаптации к условиям внешней среды и удовлетворение материальных потребностей и интересов людей. Также есть социальный институт особого, интегративного характера, в котором находят выражение все сферы и отношения общества. Это семья, деятельность которой определяется системой правовых и социальных норм, характером социально-экономических, духовных и иных отношений. Также в обществе существенное значение имеют и другие социально-культурные институты – образования, здравоохранения, воспитания, наука.

 

       Социальные группы (общности)  могут быть (как и социальные институты) определены и с точки зрения их внешней структуры, и с позиций анализа их функций. Так, характеристика объективных данных о них включает в себя сведения о демографической структуре (половозрастные данные), профессиональной структуре, образовательную характеристику ее членов и т.д. С функциональной точки зрения такие образования характеризуются направленностью действий их членов на достижение групповых целей. Тем самым обеспечивается координация соответствующих действий, что ведет к повышению внутригрупповой сплоченности. Последняя обеспечивается благодаря наличию образцов поведения, норм, определяющих отношения внутри группы, а также иных социально-психологических механизмов, направляющих поведение членов группы в указанных рамках.

       Среди многих видов таких образований особое значение, с точки зрения их влияния  на поведение, имеют различные социальные общности (конкретная семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга), а также различные территориальные общности (село, поселок, небольшой город, микрорайоны крупных городов и т.д.) Например, семья обеспечивает социализацию молодежи, одним из результатов успешного функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни.

       Состояние территориальной общности также сказывается на характере поведения членов данной общности, в сфере неформальных контактов, совместного проведения досуга. Профессиональные группы в случае успешного функционирования кроме возможности решения чисто профессиональных задач снабжают ее членов чувством трудовой солидарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение членов таких групп с позиций профессиональной морали и этики.

       Динамика социальных процессов – демографических, миграционных, процессов урбанизации и индустриализации – в качестве нежелательного результата может оказать деструктивное воздействие на социальные группы и общности, привести к их частичной дезорганизации. Явления дезорганизации отражаются как на внешней, формальной структуре социальных общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике.

       Так, с внешней стороны социальные процессы типа миграции, развития городов и промышленности ведут к распаду больших семей, складывающихся из двух или трех поколений, в производственных группах - к снижению профессионализма, в территориальных общностях – к росту числа мигрантов в  составе коренного населения, то дезорганизация функций таких общностей выражается в расшатывании ценностей, противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры группы, что, в свою очередь, ведет к росту отклонений в поведении членов соответствующих общностей и социальных групп. В числе социальных причин дезорганизации личности следует отметить следующие:

1. участие индивида в нескольких социальных группах, которые навязывают ему противоречащие друг другу системы социальных ценностей и образцов поведения.

2. участие индивида в дезорганизованных группах, для которых характерна неопределенность социальных ролей, то есть социальных требований, предъявляемых к индивиду, отсутствие общественного контроля, неясность критериев оценок поведения.

       Такого рода явления связаны с ослаблением социально-психологического эффекта общности, который служит средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания, направленного против тенденций, ведущих к разрушению общности. В этих условиях нормальные социальные общности не всегда оказываются в состоянии выполнить ряд их существенных функций, то есть снабдить индивида последовательной, внутренне непротиворечивой системой нормативов поведения, чувством солидарности и т.д.

       Степень единства людей в социальных группах, их сплоченности, единство их позиций представляет собой величину, обратно пропорциональную количеству правонарушений. Если степень единства, интегрированности социальной группы растет, то падает количество отклонений в поведении членов этой группы и наоборот.

       В некоторых случаях неэффективность влияния на индивидуума со стороны ближайшей социальной группы, слабость процесса его социализации могут привести к усилению воздействия на него стихийно складывающихся групп, в которых бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Их влияние часто бывает прямо пропорционально уменьшению влияния нормальных социальных групп общества.

 

       Социальные институты тесно связаны с социальными организациями. Более того, сами социальные институты в процессе своей деятельности выступают как социальные организации, то есть структурно оформленные и институционализированные со своими функциями и целями, нормами и правилами. Организации – это, как правило, практическое и деятельное воплощение институтов, причем самих организаций значительно больше, чем институтов. На базе одного института для практической реализации его функций, выполнения целей и задач могут формироваться несколько специализированных социальных организаций. Например, на базе института религии существуют различные церкви, конфессии.

       Социологи выделяют пять характерных черт социальной организации:

1. достижение определенных целей

2. разделение людей по ролям и статусам

3. социализация по функциональному признаку

4. наличие институциональных норм и требований

5. совпадение организации с целостной социальной системой.

       Перечисленные главные параметры социальных институтов становятся свойствами социальных организаций тогда, когда под ними подводится общая характеристика – наличие особых средств в реализации их функций и целей. Поэтому организация имеет свою особую структуру, она всегда строится по вертикальному (иерархическому) признаку, в котором отчетливо выделяются управляющий и управляемый внутренние компоненты.

       Применительно к социальным объектам термин "организация" традиционно употребляется в трех смыслах.

1. Так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. В таком значении слово "организация" относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу.

2. этот термин может означать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию. Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект, и значит с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие "организация" совпадает с понятием "управление", хотя и не исчерпывает его.

3. Имеется в виду характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. Тогда под организацией понимается определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта имеется в виду как свойство, атрибут последнего. В таком контексте термин употребляется, например, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т.д. Именно это значение подразумевается в понятиях формальная и неформальная организация.

       Итак, социальную организацию можно определить как объединение людей, которое создается ради выполнения определенной цели, с присущей ей социальной структурой, иерархией позиций, нормативной регуляцией поведения, строгим разделением функциональных обязанностей и координации деятельности и собственной системой социального контроля.

       Главная отличительная черта любой организации, это – рационально скоординированная и упорядоченная деятельность множества подготовленных специалистов.

       Для социальной организации наиболее характерными являются такие ее имманентно присущие элементы и свойства как ее строение, иерархия соподчинения различных подсистем, групп людей; система и способы, средства управления; самоорганизация; собственная ценностная система и ценностно-нормативные ее стандарты. Последние, особенно ценностная система, призваны также и обеспечить легитимизацию организации, то есть признание обществом важности целей ее деятельности, их нужности и полезности для общества.

       Организации возникают только тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным через достижение индивидуальных целей или, наоборот, когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через объединение усилий вокруг общих целей. Ключевым здесь является человек, его цели и устремления. Организация требует от человека ориентацию на рациональный стиль поведения, компетентность, знания и умения, и такой тип личности является наиболее характерным для 20 века.

       Вместе с тем очевидно, что раз организация создана и аккумулирует в себе множество индивидуальных интересов и целей, то первым и важнейшим условием ее успешного функционирования является возможность служебной карьеры для ее членов, то есть возможность вертикальной мобильности, успешного продвижения по иерархической лестнице должностей. Достигаемый статус, особенно характерный для современного этапа развития постиндустриального общества, в основном реализуется в рамках различных и, в первую очередь, крупных организаций, формальных по своей общественной природе.

       В обществе бывают и организации неформальные, социально-психологического характера, неизбежно возникающие в результате продолжительного общения индивидов и на базе избирательных отношений. Это – группа более интимного характера, где господствуют определенные нравственные принципы и моральные нормы без формализованных стандартов и безличных образцов поведения. Социология прежде всего интересуется большими и малыми формальными организациями (школа, промышленные предприятия, органы правопорядка, учреждения культуры, магазины, спортклубы, политические партии, клубы и т.д.).

Именно формализация существующих в них связей, взаимодействий и отношений, статусов и норм, специализация и разделение труда, а также иерархия соподчинения обуславливают рациональность организации, что выражается в стремлении к достижению известной цели.

Социальные свойства организации:

1. Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, поэтому на первом плане при изучении ее стоят такие проблемы, как выяснение ее целей и функций, эффективности результатов, мотивации и стимулирования персонала.

2. Организация складывается как человеческая общность, специфическая социальность, то есть совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности-конфликтности.

3. Организация объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа организации в этом смысле выступает агрегированная целостность, построенная иерархически и взаимодействующая с внешней средой. А основные проблемы здесь – равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость организации.

 

       Цели организации. Цели организации бывают трех разновидностей:

1. цели – задания: планы, поручения, задаваемые организации по подчинению более широкой организационной системой и отражающие внешнее назначение организации как социального инструмента

2. цели – ориентации: общие интересы участников, реализуемые через организацию, соответствуют свойству организации как человеческой общности; в них проявляются целеустремленные свойства человеческого фактора организации;

3. цели системы: равновесие, стабильность, целостность, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективированной структуры.

       При определенном единстве целей организаций, между ними возможны и некоторые несовпадения, противоречия. Так, заводу – производителю труб, цель – задание было раньше в количестве продукции, а цель-ориентации коллектива склонялись к увеличению веса продукции, что нерационально с точки зрения потребителя. Поэтому согласование всех компонентов целевой структуры организаций – важнейшая задача управления, а их рассогласование – источник дисфункций и патологии в организационных отношениях.

 

Типология организаций

       1. Деловые организации

       2. Общественные союзы

       3.Промежуточные формы организаций, например кооперативные (сельскохозяйственные), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют предпринимательские функции

       4. Ассоциативные организации – семья, научная школа, неформальная группа

       5. Поселение

 


       Содержание и функции социального контроля

 

       Проблема социального контроля занимает важное место в обеспечении стабильности и интегрированности общества, в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений и социальных структур. По существу это один из главных аспектов фундаментального вопроса о взаимоотношении индивида и общества, гражданина и государства. Социальный контроль прямо связан с совокупностью норм и ценностей общества, а также с санкциями, применяемыми для их осуществления. В конечном счете это усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения или наказания девиантов. Стабилизирующая функция  системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений и социальных структур. Социальный контроль имеет дело одновременно и с индивидуальным действием отдельного человека, и социальным действием группы, коллектива, где индивидуальное действие контролируется действием социальных институтов – ценностными стандартами и нормами поведения. Однако механизм социального контроля значительно сложнее и не сводится только лишь к отношению группы, коллектива или общества к индивиду, как объекта к субъекту, т.е. воздействию общества на индивид. Это сложное взаимодействие, а не односторонний контроль.

       Социальный контроль не сводится к девиантному поведению, а имеет прямое отношение ко всякому индивидуальному действию, поведению, связанных напрямую с социальными нормами и ценностями, стандартами и образцами поведения. Важная функция контроля в том. Чтобы полнее учитывать шкалу индивидуальных оценок, считаться с ними и влиять на самосознание каждого человека в интересах социального целого и порядка.

       В широком смысле – социальный контроль – это совокупность средств и приемов, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям.

       Три наиболее важных способа и канала осуществления социального контроля как в группах, так и в обществе в целом:

1. Это осуществление социального контроля через социализацию. Эффективное воспитание, усвоение ценностей и норм, потребностей общества и осознание собственных интересов приводит к тому, что люди добровольно и с большим желанием начинают делать то, что объективно необходимо для функционирования общества. Причем они выполняют свои роли естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений, подчиняются законам, ограничивающим волю. Социализация формирует внутренний контроль на основе самооценки человеком своих действий и поведения.

2. Важным механизмом, способом осуществления социального контроля является групповой контроль и групповое давление. Поскольку каждый человек действует, будучи включенным в определенную социальную группу, на его поведение существенно влияют те культурные ценности и нормы, которые приняты данной группой и составляют формальный и неформальный кодекс ее поведения. Необходимым условием принадлежности к этой группе является принятие, разделение данных групповых норм и ценностей. В зависимости от характера нарушения отдельным членом группы принятых норм и правил, коллектив применяет различные формы и способы давления. Групповой контроль и давление также зависят от статуса нарушителя, от характеристики самих групп – сплоченности, разобщенности и т.д.

3. Социальный контроль может приобретать форму принуждения, применения набора социальных санкций. Это – крайняя форма социального контроля. Когда отдельный индивид не желает следовать законам, различным регуляторам, формализованным процедурам и т.д., группа или общество прибегают к принуждению, таким санкциям, которые соответствуют характеру, типам отклонения от нормы. Парсонс – три формы принуждения: изоляция, обособление и реабилитация.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 377; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!