Глава 5. Развитие мышления в цифровом образовании



 

 

Общее понятие мышления

Вопрос о мышлении непрост главным образом потому, что объект познания – мышление – и средство познания – мышление – совпадают. Несмотря на это знания о нем существуют, и они возможны в силу того, что способ познания, каковым является деятельность, отличается от мышления и исторически меняется. С развитием деятельности открываются все большие возможности для понимания мышления.

В самом общем плане мышление можно определить как работу с информацией, способность принимать, хранить, обрабатывать по определенным правилам, передавать и создавать новую информацию в виде последовательностей символических и материальных элементов на разных языках (по разным правилам оперирования элементами). Живые организмы также могут принимать, хранить, обрабатывать и передавать информацию. Можно говорить о языке животных как способе обмена информацией между ними. Однако только человек способен работать с информацией одновременно в разных знаковых системах. Полиязыковая информационная активность является важнейшим признаком мышления.

В зависимости от того, какие элементы используются для создания новых порядков, мышление осуществляется в символическом и/или материальном мире. Деятельность по созданию новых порядков из символических элементов проявляется как языковая активность человека, продуктом которой являются высказывания (последовательности знаков устной речи) и тексты (последовательности знаков письменной речи). В культуре эта деятельность осуществляется в формах науки, искусства, философии, политики, религии и направлена на создание новых текстов, имеющих социальное значение. Создание новых порядков из материальных элементов происходит в предметно-практической деятельности. Она приводит к появлению физических объектов с необходимыми свойствами. Предметно-практическая, социокультурная и иная деятельность человека, по сути, представляет собой процесс создания информации (новых порядков). С этой точки зрения любую продуктивную человеческую деятельность можно рассматривать как форму проявления мышления. Действительно, необходимым требованием, предъявляемым к поведению человека, является его осознанность, осмысленность, разумность, опосредованность каждого действия мышлением. Языки, мышление и практика образуют три сущностных измерения человеческой субъектности.

Информационная деятельность определяет смысл бытия человека. Он существует во Вселенной, чтобы работать с информаций, создавать новые порядки символических и материальных элементов и повышать степень организованности мироздания. Формирование способности к информационной деятельности является целью образования человека.

В системе общего образования ребенок приобретает навыки чтения, письма и счета, что позволяет ему усваивать информацию, хранящуюся в текстах. Он овладевает языками (системами знаков) и их грамматиками (правила оперирования знаками), которые предъявляются ему в содержании учебных предметов. Также он учится преобразовывать учебную информацию по правилам, установленным изучаемой наукой и методикой ее преподавания в процессах решения несложных задач с известным ответом. Эти алгоритмизированные действия и операции с информацией он усваивает в виде умений. На уровнях профессионального образования обучающийся работает уже не только с информаций в символической форме. Он учится создавать порядки из материальных элементов в процессах предметно-практической деятельности. В системе высшего образования возрастает значение творческой информационной профессионально ориентированной деятельности.

Образование последовательно формирует у человека способности к реализации основных функций информационной деятельности: получение, хранение, передачу, обработку и создание новой информации. На педагогическом языке это означает передачу знаний (информации на языке учебного предмета) и формирование умений (операций, действий и способов обработки информации в границах того или иного языка образования). Появление компьютера существенно меняет характер информационной деятельности и условия образования.

В условиях Пятой информационной революции компьютеры, объединенные в сети, эффективно решают задачи хранения, передачи и алгоритмизированной обработки информации. Их возможности в реальном времени доступны каждому человеку. В то же время они принципиально ограничены своей неспособностью самостоятельно создавать новую информацию, имеющую объективное значение. В информационном обществе функции мышления (работы с информацией) дифференцируются между разными субъектами информационной активности: создаваемыми человеком информационными машинами (компьютерами) и их системами (сетями), с одной стороны, и человеком и социальными группами, с другой. Цифровые сети настолько эффективно выполняют функции хранения, передачи и обработки информации, что к ним все чаще применяется понятие искусственного интеллекта. Сам человек все более специализируется на задачах создания новой информации, имеющей социальное значение. При такой функциональной дифференциации мышление для человека превращается в объективную цифровую реальность, формируемую компьютерными сетями, с которой он взаимодействует, которую познает и совершенствует.

До наступления цифровой эпохи школа формировала у человека готовность к репродуктивной работе с информаций. Учебный процесс строился в ЗУНовской (знания-умения-навыки) парадигме и предусматривал усвоение определенной суммы знаний и правил работы с ними. С 1960-х гг. задачи обучения коренным образом пересматриваются. Э.В. Ильенков формулирует в 1964 г. категорический императив новой педагогики: «Школа должна учить мыслить». В.В. Давыдов разрабатывает систему развивающего обучения, направленную на формирование у школьников теоретического мышления. М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский в 1975 г. определяют новую структуру содержания образования: знания, умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение. Развиваются и массово применяются активные формы обучения, поддерживающие развитие мышления обучающихся. Передача знаний и формирование умений сохраняет свое педагогическое и культурное значение, но утрачивает самодостаточность и превращается в одну из функций процесса формирования готовности к относительно самостоятельной (в пределах возможностей обучения), продуктивной, творческой информационной деятельности. Задача развития мышления приобретает первостепенное значение. Развитие всех его функций: получение, хранение, передача, обработка и создание новой информации - должно быть обеспечено средствами общего образования, и ни одна из них не может игнорироваться.

В цифровую эпоху, прежде всего со стороны экономики, формируется запрос к человеку как к субъекту такой деятельности, которую не могут осуществлять информационные машины. Формирование способности к самостоятельному творческому мышлению – созданию новой информации – становится одной из важнейших педагогических задач. Существенное усиление значения творческой составляющей в информационной деятельности человека в условиях Пятой информационной революции актуализирует вопрос о том, как создается новая информация.

 

Модель «мыслящего объекта»

Решение задачи, которая объективно ставится перед образованием постиндустриальной и цифровой экономикой, – качественное развитие мышления человека – требует модернизации образовательных процессов сообразно процессам мышления. Для этого, прежде всего, требуется рациональное понимание алгоритма осуществления творческой мыслительной деятельности. Какие законы лежат в ее основе? Как создается новая информация? Такое фундаментальное знание не может появиться из ниоткуда, оно должно формироваться исторически последовательно и существовать в границах авторитетных научных школ. Продуктивной для исследования мышления является традиция, берущая свое начало в полифонических романах Ф.М. Достоевского, получившая научное воплощение в теории полифонизма (многоголосия) М.М. Бахтина, дальнейшее развитие в теории диалога культур В.С. Библера и структурно-семиотическом методе изучения культуры Ю.М. Лотмана.

Ю.М. Лотман разработал модель «мыслящего объекта», которая может стать методологической основой исследования закономерностей развития мышления в образовании. Он рассматривает искусство и культуру как «вторичные моделирующие системы», исторически надстраивающиеся над моделирующими системами первого уровня – языками. Важнейшими их функциями являются накопление информации и борьба с энтропией. «Мы живем, – говорит Ю.М. Лотман, – в мире культуры. Более того, мы находимся в ее толще, внутри нее, и только так мы можем продолжать свое существование… Культура есть устройство, вырабатывающее информацию. Подобно тому как биосфера с помощью солнечной энергии перерабатывает неживое в живое (В.И. Вернадский), культура, опираясь на ресурсы окружающего мира, превращает не-информацию в информацию. Она есть антиэнтропийный механизм человечества. К ней можно применить слова Гераклита Эфесского: «Психее присущ самовозрастающий логос». Для того, чтобы культура могла выполнить эту задачу, ей необходима, прежде всего, сложная внутренняя организация».[46]

Способность к созданию новой информации позволяет рассматривать культуру как самую большую из известных интеллектуальных систем. Ю.М. Лотман определяет три класса таких систем, или, как он их еще называет, интеллектуальных (мыслящих) объектов: «естественное сознание человека (отдельной человеческой единицы), текст, культура как коллективный интеллект».[47] «Мыслящий объект» способен:

«1) хранить и передавать информацию (имеет механизмы коммуникации и памяти), обладает языком и может образовывать правильные сообщения;

2) осуществлять алгоритмизированные операции по правильному преобразованию этих сообщений;

3) образовывать новые сообщения.

Сообщения, образуемые в результате операций, предусмотренных вторым пунктом, новыми не являются, выступая лишь как закономерные трансформации исходных текстов в соответствии с некоторыми правилами. В определенном смысле все сообщения, полученные в результате закономерных преобразований какого-либо исходного текста, могут рассматриваться как один и тот же текст… Операции по трансформации сообщений, предусмотренные вторым пунктом, осуществляются в соответствии с определенными алгоритмическими правилами. Если изменить направление операции, то мы получим исходный текст. Трансформации текста обратимы. Для получения нового сообщения требуется устройство принципиально нового типа. Новыми сообщениями мы будем называть такие, которые не возникают в результате однозначных преобразований и, следовательно, не могут быть автоматически выведены из некоторого исходного текста путем приложения к нему заранее заданных правил трансформации».[48]

Способность создавать новую информацию является определяющей характеристикой интеллектуального поведения. Далеко не все системы, работающие с информацией, обладают интеллектом. Радиоприемник, телевизор, компьютер и иные информационные устройства отвечают первым двум условиям: получают, хранят и преобразуют информацию по определенным правилам. Однако они неспособны создавать новые сообщения. Если такие устройства начинают работать не по установленным для них правилам, то выдаваемая ими информация, например, шипение в телефоне или искаженное изображение на экране компьютера, рассматривается как повреждение системы. Компьютер способен быстро обрабатывать большие базы данных, работать с информацией гораздо эффективнее человека, но он не может мыслить, не способен создавать новую информацию, имеющую значение для людей.

Установленные Ю.М. Лотманом принципиальные требования к интеллектуальному поведению позволяют понять ограниченность классического образования и увидеть причину, по которой оно не оказывает существенного влияния на развитие мышления субъектов образования. Знаниево-репродуктивный процесс обучения организуется в последовательности этапов: 1) предъявление знаний, 2) их усвоение обучающимся, 3) воспроизведение знаний в том виде, в каком они изначально были предъявлены педагогом, 4) применение знаний в процессах решения задач по известному алгоритму с целью получения правильных, т.е. уже известных ответов. Такое обучение соответствует первым двум условиям интеллектуального поведения: хранить и передавать информацию, а также преобразовывать ее по предварительно установленным требованиям. Они необходимы, но недостаточны. Если школьник систематически не создает новую информацию, имеющую определенное значение для него, для педагога и для других обучающихся, то в процессе его учебной работы не проявляется и не формируется именно то свойство интеллектуальной деятельности, которое принципиальным образом отличает ее от процессов хранения, передачи и обработки информации. По этой причине знаниево-репродуктивное обучение не оказывает существенного и направленного влияния на развитие мышления человека. Оно формируется и совершенствуется в общем процессе социализации, и школьное образование является в нем одним из многих факторов.

Ю.М. Лотман разрабатывает теоретическую модель «мыслящего объекта». «Представим себе два языка, L1 и L2, устроенные принципиально столь различным образом, что точный перевод с одного на другой представляется вообще невозможным. Предположим, что один из них будет языком с дискретными знаковыми единицами, имеющими стабильные значения, и с линейной последовательностью синтагматической организации текста, а другой будет характеризоваться недискретностью и пространственной (континуальной) организацией элементов. Соответственно и планы содержания этих языков будут построены принципиально различным образом. В случае, если нам потребуется передать текст на языке L1 средствами языка L2, ни о каком точном переводе не может идти и речи. В лучшем случае возникнет текст, который в отношении к некоторому культурному контексту сможет рассматриваться как адекватный первому.

Предположим, что речь идет о переводе с естественного словесного языка на иконический язык живописи XIX в. Если потом произвести обратный перевод на L1, то мы, естественно, не получим исходного текста. Полученный нами текст будет по отношению к исходному новым сообщением. Структура условно-адекватных переводов может выступать в качестве одной из упрощенных моделей творческого интеллектуального процесса. Из сказанного вытекает, что никакое мыслящее устройство не может быть одноструктурным и одноязычным: оно обязательно должно включать в себя разноязычные и взаимонепереводимые семиотические образования. Обязательным условием любой интеллектуальной структуры является ее внутренняя семиотическая неоднородность».[49]

Перевод (условно-адекватный перевод в определении Ю.М. Лотмана) является универсальным методом интеллектуального поведения. Чем более по своей семиотической организации различаются языки перевода, тем выше потенциал заключенного в нем мыслительного действия, тем более оригинальным может быть значение текста, получаемого как его результат.

«На всех уровнях мыслящего механизма – от двуполушарной структуры человеческого мозга до культуры на любом уровне ее организации – мы можем обнаружить биполярность как минимальную структуру семиотической организации... Наблюдая биполярную организацию на самых разных уровнях человеческой интеллектуальной деятельности, можно было бы выделить оппозиционные пары, в которых на одном полюсе будет преобладать дискретно-линейное, а на другом – гомеоморфно-континуальное начало организации, и установить определенную параллель с левополушарным и правополушарным принципами индивидуального мышления человека.

Система подобных оппозиций могла бы быть продолжена. Важно подчеркнуть, что стоит выделиться какому-либо уровню семиотического освоения мира, как в рамках его тотчас же наметится оппозиция, которая может быть вписана в приведенный ряд. Без этого данный семиотический механизм оказывается лишенным внутренней динамики и способным лишь передавать, но не создавать информацию».[50]

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!