Рецепты изъ арабейаго жшуейриптз JOerc’a. 23 страница



ы

Наговоръ отъ золотухи. Берется масло постное, если больной родился въ постъ, и коровье, если онъ родился въ мяеоедъ; надъ этнмъ масломъ знахарка читаетъ трижды следующее, н затемъ натираетъ нмъ больное место.

«Во нмя Отца, и Сына,и Святого Духа. Стану отговаривать я, раба Бож!я (имя рекъ) отъ раба Бож1я (имя рекъ). Красная красавица, белая белавица, черная черна- вица, не жги, не палн моего белаго тела, краснаго мяса! Выйди со-всехъ костей, съ жилъ, съ мозговъ, съ суста- повъ и всего ретнваго сердца. Чтобъ этого и во веки не бывало». (J1. Н. Майковъ).

Наговоръ при отыскиванш кладовъ. «Трнсвятый Владыко страшный, и страшно имя Твое, Элои, Теосъ, Саваофъ, Господь сотворнвын человека по образу и по подоб1'ю Своему, давып ему власть жизни вечныя и отпадша велшмъ гре- хомъ, непрезревый, но устроивый воплощешемъ Христа Твоего cnaceHie Mipy, и паки пршдетъ судити живыхъ и мертвыхъ; отъ гласа Его все громы загремели, восколе- балась земля, разрушились горы и обнажились осиовашя вселенной, и явятся сокровища земныя. Да будетъ ныне втуне стража приставниковъ. За сопротивлеше твое обы- дутъ тя болезни ада п сети смертиыя. Да не иаведешн трепетъ и ужасъ приближающимся и признрающимъ и сретающимъ мя въ поклаже сей на девять саженъ, на тридевять и на девять дсвятей, ничто-же въ глазахъ затмить и помрачить; яко приведетъ вину бытн съ нами Заступнице Пресвятой Богородице. Господи, да будетъ молитва наша, яко кадило предъ Тобою, нршму жертву не вечернюю и услышн насъ молящшхея Тебе и отверзи намъ двери, ихъ-же никто-же можетъ затворити; Ты самъ нзрекъ устами Своими, еще веруете и речете горе сен верзпея въ море н будетъ вамъ; и мы веруемъ и рцемъ: да будетъ при- ставникъ съ поклажею предъ нами; и положить предъ ногами вашима безъ страха и да не наведетъ ужаса, и да не коснется здрав1я нашего и ие повредить семейства нашего.

270

Наговор ь

Сего ради беру съ поклажи эемЛи Ноказати приставнику путь ; сего дела полагаю трехъ местное обиталище. Первое — мучить языки непознававишхъ Господа нашего 1исуса Христа, — дондеже познаютъ п обратятся. Второе — мучить ругающихся надъ святыней Господней, и третье — въ непрохо- днмыя места, изъ трехъ еже хощешн. — Аще-же будешн непокорливъ и ие послушемъ за симъ последуетъ на тя отъ Тршпостаснаго Господа Бога нашего вел1е прокЛяле. Отлучаю тя, приставниче, именемъ страшныхъ, и много- очитыхъ, и шестокрылыхъ херувимовъ и серафимовъ, двема крылома лице свое посрывающихъ во-еже не ополитися отъ неизречеиныя славы Божества; и гласомъ своимъ небо исполняющихъ. Святъ, Святъ, Свять, Господь Саваофъ исполнь земля и небо славы Твоея, аминь».

Прочитавъ означенную молитву, мастеръ беретъ чашку съ водою и, чтобы видеть въ ней, где именно нужно рыть кладь, уже отчитанный, читаетъ надъ водою следуюиця слова:

«Матушко красное солнце, какъ ты освещаешь сво- имъ светомъ видеше зрака, такожде покажи рабу Бож1ю (нмя рекъ) поклажу сйо; а ты, матушка свежая вода, покажи въ себе отъ небес и и земли сквозь камня и песка, и красной глины во-славу всехъ святыхъ». (Jl. Н. Майковъ. — «Великорусски заклинашя»).

Известный въ Симбирской губериЫ кладоискатель, мещанннъ Андрей Мнхайловъ, умерипй въ 1854 г., оста- внлъ записку следующего содержашя: — Въ книге «Изма- рагдъ новый», сиречь «Путеводитель», которая та книга у Михея Петровича Мингаля въ саду была, на странице сказано о поклажахъ: «Зри, яко во Священномъ Писаши глаголется; о великой поклаже царя Соломона; она, поклажа та (иеисчетиы сокровища, два тьму таланта злата), съ ко- раблемъ у Тира и Сидона потонула, и къ тому-же не обрящется до скончашя века, и дана бысть оттолъ, по по- пущеийо Бож1Ю, власть приставникамъ сторожити поклажи на землн: о вы нечисты духи, яко-же и поклажу царя Соломона, до дне страшнаго суда стерегутъ, овы-же про- стыя поклажи молитвами отчитываются, положены на срокъ. У техъ поклажъ черезъ три года приставники ино место — опивпле люди, ино место — проклятые, а коли — и сами кня- зн бесовск1е. Одначе, есть травы, коимъ сила отъ Бога даиа; те травы огиея, царь-трава, Петровъ хрестъ да плакунъ.

271

Наговор!

Возьми плакуна иа Ивана Богослова да загни верхушку; такъ и оставь до Троицы, а какъ Троица придетъ, возьми съ корнемъ ту траву и принеси къ обедни въ церковь. Какъ молитву попъ травамъ даетъ, и та трава годна для кладовъ, печати приставника отпнраетъ; неспроста, а чтись умилешемъ:

«Приступаю я, рабъ Бож1й, къ поклаже сен; окружаю въ ширину и глубину, утверждаю Божьимъ словомъ; пошли мне, Господи, помощника, архангела Уршла, отогнать демонскую силу, отъ сей черты окруженной, отъ еретика и волшебника. Пошли, Господи, грознаго Илпо пророка съ огненной колесницей, съ громовымъ ударомъ истребить нечистыя силы отъ поклажи сей. Утверждаю поклажу Ыю на камне Алатыре, замокъ отмыкаю въ небе, ключъ въ море; какъ морю огиенну ие бывать, изъ моря ключей, кроме меия, не вынимать, а замка ие отпирать; аминь».

Положи ту траву, да смотри, неразумный, не доткнись руками, а отпирай коромысломъ, а деньги бери изъ середины (на верху, говорено, нечистая печать), а если подвохъ сделаетъ — ослепнешь, промой глаза богоявленской водой и чти съ умилешемъ.

«Матушка, богоявлеиская вода, .покажи въ себе отъ небеси и земли, сквозь камня и песка, и красной глины, поклажу: во-славу всехъ святыхъ; аминь». См. Кладъ.

Наговоръ отъ лнхорадки (трясовицы, кумухи).

Аще кому будетъ трясца, то иапиши иа лядв1#яхъ человеку крестомъ:

«Родися Богъ, прославися Богъ, крестъ водрузися, и сатана связася».

А кому будетъ страсца, то напиши на яблоне

wx. wth штт.

(Л. н. Майковъ. — «Великоруссшя закллнащя»).

Ворожея приходить къ больному три раза по зарямъ, выводить больного на зарю и, смотря на воду въ сосуде, говорить: «Заря зарница, красная девица, избавь раба Бож1я (имя рекъ) отъ матухи, отъ знобухи, отъ летучкн, отъ жетучки, отъ Марьи Иродовны и отъ всехъ двенадцати девицъ трясовицъ».

Потомъ старуха крестообразно смахиваетъ хворь съ лба, бороды и обеихъ щекъ стольного, плюя каждый разъ

272

Нарывъ— Н асекомые

на землю, и наконецъ умываетъ его наговоренною водою. (id.).

Пекутъ двенадцать пирожковъ илн пряниковъ, идутъ съ ними на перекрестокъ улицы или въ лесъ, кладутъ эти пирожки, завязанные въ салфетку, на землю и пригова- рнваютъ:

«Вотъ вамъ, двенадцать сестеръ, хлебъ-соль, полноте меня мучить, отстаньте отъ меня».

Кланяются на четыре стороны и уходятъ, такъ чтобы никто не вндалъ.

Берутъ въ правую руку горсть пшена, идутъ къ реке н, оборотясь къ ней задомъ, говорить: «Лихорадки, васъ семьдесятъ семь, наше вамъ всемъ».

Потомъ бросаютъ пшено черезъ голову.

Говорится надъ липовою корою трижды, не переводя духа: «Отъ (нмя рекъ) раба отстань, лихорадка, и плыви вдоль по реке».

Потомъ кладутъ эту кору подъ матицу на три дия, н по исходе ихъ самъ больной долженъ спустить ее на речку и трижды повторить заговоръ (id.). См. Абракадабра. Лихорадка.

Налимъ. См. бельмо.

Наросты. См. Ассо.

Нарывъ, чирей и пр. уничтожить — обвести безымен- иымъ пальцемъ левой руки сучекъ на двери или стеие, произнеся: «какъ тебе»., (подразумевая, — не расти), а затемъ, обведя нарывъ... «такъ и ему».

Нарывы и раны очищаются, н уничтожается воспалительное состояше при прикладывашн кория шестой травы Юпитера, которая обыкновенно называется Octharan, а некоторыми именуется Беленой; ношеше-же этого корня на себе предохраияетъ отъ появлешя ранъ и нарывовъ. (Papus — «Mag. prat.»).

Въ деревняхъ, самые упорные, не поддающиеся лечешю, нарывы разрешаютъ; привязывая теплый собачж калъ, заменяя его, какъ только высохнетъ, свежимъ. (М. П. К.) См. Лягушка.

Наседку сажать — нужно класть подъ нее яйца изъ шапки, или изъ шубы, вообще изъ меховой вещи, чтобы было приплода больше. (Забылинъ).

Насекомые. Заговоръ отъ осы.

18—3283

273

Наузы—Ha'ia.iu

«Оса, мать всемъ Осамъ, ты мне не мать, осятки детки, всемъ детямъ деткн, вы мне ие дети. Беру я за- крученъ траву, сушу на сыромъ бору, жгу на зеленомъ лугу. Осятки, летите на дымъ; оса, беги въ сырой боръ. Слово — замокъ, ключъ — языкъ»! (Сахаровъ — «Сказ. рус. нар.»).

Заговоръ от червей

Се умолвити червь въ чслооеце, или въ коне, или въ ниве: какъ зайдетъ солнце, плюнь на камень, или на руки и глаголи cie надъ масломъ, или надъ солью, да про- молвя: седла греМятъ, узды бренчатъ, въ порожный меха ехати по хмель, по легкой товаръ червямъ, и полетите за море, тамъ у червей свадьба, овча яловица печена, а здесь червямъ огонь, сера горючая, и смола кипучая, — побегите черви отселе за море»! (Изъ рукоп. сборн. XVII стол.).

Наузы или узлы. Въ старину узлы навязывали иа ору- ж1е и думали сообщать ему твердость и уничтожать силу противнаго оруж1я, какъ это видно изъ стариннаго заговора: «Завяжу я по-пяти узловъ всякому стрельцу немирному, неверному, на пищаляхъ, на лукахъ и всякомъ рат- номъ оружш. Вы, узлы, заградите стрельцамъ все пути и дороги, замкните все пищали, спутайте все луки, повяжите все ратныя оруж!я; въ моихъ вся сила могуча»! На этомъ основанш верили, что некоторые изъ ратныхъ людей умели такъ навязывать чужое оруж1е, что ихъ самихъ не брали нн пули, ни сабли.

Такое мнете существовало и сохранилось въ пре- даиш о Степьке Разине. Наузы давались отъ вл1ятя злыхъ чародеевъ и отъ зломыслш враговъ вообще, какъ видно изъ заклятШ: «Завяжи, Господи, колдуну и колдунье, ведуну и ведунье, и упирцу, иа раба Бож1я (такого-то) зла не мыслити, отъ чернеца и чериицы, отъ красной девицы, отъ беловолосаго, отъ черноволоса го, отъ русоволосаго, отъ рыжеватаго, отъ русобородаго, отъ одноглазаго, раз* иоглазаго и упорца». Конечно, отъ этого стариннаго верования во-всемогущество иаузовъ осталось выражеше: завязать, въ мысль не допустить, преградить. (Забылинъ). См. завязка.

Начало какого-либо дела

Произнести пять разъ «Отче Нашъ» и пять разъ «Богородицу», во-славу пяти ранъ нашего Господа. Затемъ" три раза: «Я ухожу въ сорочке Богоматери; да осенять меня

274

Невидимым* способъ сделаться

раны Моего Бога, четыре короны неба, Св. 1оаннъ Еваи- гелистъ. Св. Лука, Св. Матфей, Св. Маркъ. Да сохранять они меня отъ мужчины, отъ женщины, отъ свинца, отъ железа, отъ стали, чтобы не могли они меня ии ранить, ни порезать, нн костей моихъ сломать Миръ Богу». После произнесешя этой молитвы, надо проглотить бумажку со-следующими написанными словами: «Est principio, est in principio, est на verbum, Deiim et tu phantu». (что значить есть действительно, есть въ действительности, есть въ славе, Боге и всюду). Это на двадцать четыре часа. (Grim. Gonor.).

Невидимымъ, способъ сделаться

Въ январе, въ день и часъ Сатуриа, надо вылепить нзъ желтаго воска фигурку человека, награвировать на голове, искусно приподнявъ черепъ, следующей рнсунокъ:

после чего черепъ надо поставить на место затемъ, напиши па шкуре водяной лягушки, убитой во время каникулъ, ея кровью въ тотъ день, когда она будетъ убита, следующее: Hels, Hel, Hels

Потомъ въ полночь повесь слепленную тобою фигурку на своемъ волосе подъ сводомъ пещеры и, окуривъ ее соответствующимъ куреньемъ, скажи: «Metatron, Melach, Berot , Not, Weniblet, Mach et vos omnes conjuro le figura cerea, per Deum, vivum, ut per virtutem horum Caracterum et verborum me invisibilem reddas, ubique te portavero mecLim. Amen».

Переводъ. Метатронъ, Мелахъ, Беротъ, Нотъ, Вени- блетъ, Махъ и вы все, вступаю съ тобою, восковая фигура въ уговоръ, во-имя Бога Живого, чтобы ты силою этихъ нзображешй и словъ сделала меня невидимымъ, куда-бы я ни понесъ тебя съ собою. Аминь.

Окуривъ, после этого, закопай въ сосновомъ ящике п всегда, когда захочешь куда-нибудь войти или пройти пезамечеппымъ, ты долженъ, неся фигуру въ левомъ

275

Bukinistdrhent.wordpress.com

Неверность — Нечуй-оетеръ

кармане, произнести: «Weni ad me et nunquam me dere- linquas, ubicunque ivero».

Переводъ. «Приди ко-мие и никогда меня не покидай, куда-бы я ии пошелъ».

По миновенш надобности, ты снесешь ее иа прежнее место, засыплешь землею до новой надобности. (Ключ. Солом.).

Неверность жене узнать — см. Магнитный камень.

Недугъ. Наговоръ.

И какъ, входя во-дворъ, впредь левою ногою въ по- рогъ въ ворота, и какъ отворять ворота, ино оперетися въ правую верею воротъ правымъ плечемъ и правити вся молитва и перекрестяся молвити:

«Святый государь Спасъ и святый государь, архнстра- тигь Михаилъ, закрой, Господи отъ лиха человека и супостата на всякъ часъ и на всяко время, и иыне, и прнсио, и во веки вековъ, амииь». (J1. Н. Майковъ, — «Великорусски заклииашя»). См. Лихой человекъ.

Непобедимымъ сделаться — см. Алекторинъ.

Непорочность девушки испытать: положить незаметно въ кушанье желтыя тычинки Лил in; если оиа не девственна

—     впадетъ въ состояше оцепеиешя.

Дать понюхать Латукъ — то-же действ!е. (Crisi. — «Magie»).

Непр1ятеля противъ защита — см. Алмазъ.

Непр!ятности.

Средства противъ нихъ отъ недоброжелателя, или неудачъ.

«Аще уловишь Лося, и урежи правыя ноги, копыто, и сделай перстеиь, и иоси на руке, и иа того человека не придетъ никакая злая пригода, ии золъ человекъ». (Изъ Пермск. сборн. I860 г.).

Несчастные случаи и поврежден!я человеческаго тела могутъ быть излечены, если красную и еще теплую кровь («MyMiio») заключить въ куриное яйцо, положить подъ курицу, пока оно загшетъ, а потомъ, смешавъ съ хлебомъ и мясомъ, дать съесть какому-нибудь животному, напри- меръ свинье или собаке. (Д-ръ Фишеръ. — «Лечеше»).

Непобедимость — см. Агатъ.

Нечуй-ветеръ — (Hieracium pilosella).

Растетъ но берегамъ рекъ и озеръ; собирать могутъ слспые (отъ рождешя). Наступивъ на нее, они должны

270

Нечистой силой завладеть—Ногти

почувствовать покалываше глазъ и рвать не руками, а ртомъ; при томъ-же только зимою. Свойство ся — усмирять ветеръ, и возможность ловить рыбу безъ невода. (Абев русск. суев.).

Нечистой силой завладеть

Существуетъ поверье, что надо, поймать змею, оторвать ей голову (съ наговоромъ), набить ее горохомъ, закопать въ землю и, отметивъ место, — поливать. Когда горохъ зацвететъ, сорвать траву (съ иаговоромъ-же) и, свивъ изъ нея кольцо, пойти въ стадо и смотреть сквозь это кольцо правымъ глазомъ, прищурнвъ левый.

Явится нечистая сила, изъ которыхъ одинъ будетъ въ красномъ колпаке. Надо постараться сорвать колпакъ и заставить принести за него «Черную книгу».

Неопрятность наказать.

Кто, ие соблюдая чистоты въ доме нлн во дворе, кладетъ свой пометь, где попало, и особа та неизвестна, то бе- рутъ изъ печи раскаленное уголье и сыплютъ на тотъ пометь, веря точно, что все седалище опаршивеетъ. (Абев. рус. суев.).

Нетопырь. Родъ летучей мыши. Мнопе суеверы, ловя нхъ, сушатъ, и какъ для здоровья, такъ и для счасл'я, иосятъ всегда при себе. (id.). См. Летучая мышь.

Новобрачныхъ соглас'но помочь. — см. Егльетъ.

Ноги, чтобы отнялись.

Взять земли со-свежей могилы, золы изъ семи печей и соль изъ семи домовъ, смешать и зашить въ платье (брюки),'или положить подъ стельку. (А. И. Вер—кая).

Ногти. Суеверы и большею часлю называемые староверы, или раскольники, остригая ногти, кладутъ ихъ въ особый мешочекъ, приказывая по смерти своей полагать ихъ съ собою во-гробъ, веря несомненно, что на томъ свете спросятъ у нихъ отчета во-всякомъ острижениомъ, или отделеиномъ куске ихъ иогтя. (Абев. рус. суев.).

Этотъ обычай имеетъ осиовашя, такъ какъ при помощи ногтей можетъ быть установлеиъ раппортъ, а следовательно и порча. Для подробностей, смотри слово Порча.

277

Носъ—Нравиться

Носъ. Кровотечеше изъ носа останавливается сле- дующимъ способомъ: надо взять чистую соломенку, обмокнуть ее въ текущую изъ носа кровь и написать ею иа лбу больного латинск1я буквы — О. I. P. U. 1-. U. Помощь будетъ наверное!

Средство это считалось совершенно надежньгмъ еще въ XVIII столетш и носило назваше «secretum Doctori Agricolae» (Тайна доктора Агриколы). (Д-ръ Фишеръ — «Ле- чеше»). См. Кровотечеше.

Ночница нли полунощница — болезнь ребенка, при которой дитя не спить и постоянно перемещаетъ ноги. Бабы думаютъ, что мифичесшя существа — ночницы щекочатъ ребенка по подошвамъ, отчего они бываютъ блестящи, и чтобы излечить, носятъ ребенка иа заре по улице и обращаясь къ заре, приговариваютъ трижды: «Заря-заряница, возьми безсоиницу, безгомонницу, а намъ дай сонъ-уго- монъ». (Бурцевъ).

Тоже. Трутъ ноги ребенка въ бане о потолокъ, говоря: «Какъ эта матица съ потолочинами снитъ и молчитъ, никогда не кричитъ, не реветь — такъ-бы и ребенокъ, спалъ и молчалъ, никогда не кричалъ, не ревелъ». (id.).

Тоже. Ножки ребенка складываютъ и иа подошвахъ обгорелой спичкой чертятъ крестъ, говоря: «Ариды и Ма- риды, Ариды и Макарнды, уймите, уговорите у раба Бо- ж1я X ночиицу и полуиощницу, чтобы она векъ не была и не щупала, векъ по веку и отъ ныне до веку. Будь мои слова крепки и заговор исты, и темъ моимъ слова мъ ключь и замокъ. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Огородниковъ).

Нравиться (всякому) — способъ

Надо собрать росу на Ивановъ дени (24 1юня), до 12часовъ ночи; на Тихвинскую (26 1юня) и иа Петровъ день (29 1юия) — до Солнца, всякш разъ въ разныя посуды Брать изъ каждой посудины по три капли росы (всего девять капель) на левую руку, тереть этой росой лицо и приговаривать: «умоюсь росой, девичьей красой, обтычусь звездами, опояшусь луной, покажусь на сей день Господен белее свету белаго, светлее светлаго месяца, краше крас- наго солнышка, рабамъ и рабыиямъ, молодцамъ и деви- цамъ*. (А. И. Вер—кая).

278

Оберегать—Огненный змей

О

Оберегать — см. Орловъ камень.

Обжогъ заговорить

Г. Плюньте на обожженное место, говоря: «Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. Идетъ красная девица съ мок- рымъ веникомъ; тушитъ, гасить огненную реку, огненный искры, огненное пламя». (Бурцевъ).

I.       Приложить на тряпочке мазь: 1 ложку хороша го уксуса, 12 ложекъ воды и меловыхъ белилъ, стсревъ все это до густоты сливокъ. (Pap. — Magie».

II.     «Огонь, потерян свои жарь, как 1уда потерплъ свой цветъ, когда онъ нзменилъ нашему Господу въ садахъ олив- ковыхъ». Произнести эти слова иадъ ожогомъ три раза и после каждаго подуть на больное место (Grim. Gonor.).

IV- Помазать ализариновыми чернилами. (А. В. Т.). См. Огонь.

ОСладаше женщиной или девушкой — см. Вызвать въ свою комнату.

Оборотень

По поверью крсстьянъ, является въ виде знакомаго лица, заведомо-умершаго, главнымъ-же образом въ виде волка и др. зверей.

Когда увидишь оборотня или упыря, надо посмотреть на него черезъ ножъ, приложенный къ глазамъ ocTpieMb внаружу; тогда онъ явится въ своемъ настоящемь виде. (М. К. Йс-въ).

Заговоръ. «На море, иа океане, иа острове па Буяне, па полон поляне светнтъ месяцъ на осиновъ пень, въ зелень лесъ, въ широкш долъ. Около пня ходить волкъ мохнатый, на зубахъ у него весь скотъ рогатый, а въ лесь волкъ не заходить, а въ долъ волкъ не забродить- Месяцъ, месяцъ — золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи измочаль дубины, напусти страхъ на зверя, человека и гада, чтобы они сераго волка не брали и теплой-бы съ него шкуры не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской». (Сахар. — «Сказ. рус. нар.»).

Обрезки ногтей — см. Изурочить (вольтъ)


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!