Если смертная казнь и сможет быть изгнана из цивилизованных обществ, то не была ли она всё же некой необходимостью во времена менее продвинутые?



– «Необходимость» – не то слово; человек всегда считает что-то необходимым, когда не находит ничего лучшего; по мере того как он просвещается знанием, он лучше понимает, что справедливо, а что нет, и отвергает перегибы, совершённые во времена невежества во имя справедливости."

Ограничение случаев для применения смертной казни, является ли оно признаком продвижения в цивилизованности?

– «Можешь ли ты в этом сомневаться? Разве твой дух не содрогается, читая рассказы о мясной бойне, какую учиняли прежде над людьми во имя справедливости и нередко в честь какого-то Божества; о пытках, коим подвергали приговорённого и даже обвиняемого, чтобы вырвать у него в избытке страданий признание в преступлениях, которых он часто и не совершал? Так вот! Жил бы и ты в то время, то ты находил бы всё это вполне естественным для тех времён. И, быть может, будь ты судьёй, ты и сам бы вынес такой приговор. Таким именно образом то, что кажется справедливым в одну эпоху, в другую представляется варварским. Одни лишь законы Божеские вечны; человеческие же законы меняются, соразмерно с прогрессом человечества; они изменятся ещё, и ещё раз, пока не окажутся в гармонии с законами божественными.»

Иисус сказал: «Кто убивал мечом, от меча и погибнет.» Не узаконивают ли и не освящают ли слова эти возмездие по принципу «око за око, зуб за зуб»? И смерть, налагаемая на убийцу, не есть ли она применение этого закона?

– "Осторожнее! Вы ошиблись в смысле этих слов, как и в смысле многих других. «Око за око» – это справедливость Божья; осуществляет её Господь 63  . Всякое мгновение вы претерпеваете её на себе, ибо наказаны Вы в том, ЧЕМ грешите, в этой жизни или в ином воплощении; тот, кто причинял страдания ближним, будет в таком же положении, что он претерпит на себе всё то, что делал над другими; таков смысл этих слов Иисуса; но не сказал ли он вам также: «Прощайте врагам вашим; разрывайте цепи страданий», и разве не учил он вас просить у Бога прощать вам так, как вы сами другим простили, т.е. в той же мере, в какой вы простили: «Как Вы прощаете, так и вам Прощено будет, и более…» - поймите это разумно."

Что думать о смертной казни, налагаемой от имени Бога?

– «Это значит занять место Бога в справедливости. Те, кто поступают так, лишь показывают тем, насколько они на самом деле далеки от того, чтобы понимать Его, а также то, что им самим ещё многое предстоит искупить. Смертная казнь есть преступление, тем более если она налагается от имени Бога; и те, которые делают это, обременяют, и пятнают себя этими убийствами.»

Глава Седьмая

ЗАКОН ОБЩЕЖИТИЯ

 

Необходимость общественной жизни – Уединённая жизнь. Обет молчания – Семейные узы

Необходимость общественной жизни

Общественная жизнь, природное ли она установление?

– «Разумеется; Бог создал человека, чтобы тот жил в обществе. Бог не дал бесполезно человеку слово и все иные способности, необходимые для того, чтобы вести жизнь в общении с другими.»

Полное уединение, противоречит ли оно закону природы?

– «Да, поскольку люди ищут общества инстинктивно, и потому что, все они должны содействовать прогрессу, обоюдно помогать друг другу, и себе, в том числе.»

Человек, ища общества, повинуется ли он тем лишь какому-то личному чувству, или же к этому чувству примешивается более общая цель, указанная Провидением?

– «Человек должен совершенствоваться; один он сделать этого не может, ибо у него нет всех талантов и способностей; ему нужен контакт и соприкосновение с другими людьми. В уединении он лишь тупеет и хиреет.»

Примечание. Ни один человек не имеет полноты способностей; соединившись в общество, люди себя друг другом дополняют, чтобы обеспечить своё благосостояние, жить в достаточной мере и развиваться; сохранять традиции, культуру и баланс; нуждаются друг в друге, они созданы для того, чтобы жить в обществе, а не уединённо.

Уединённая жизнь. Обет молчания

Общее правило таково, что общественная жизнь явление естественное, но ведь различие и множественность вкусов – явление также естественное; так почему же склонность к полному уединению должно считать достойной осуждения, если она приносит человеку удовлетворение?

– «Эгоистическое удовлетворение. Есть люди, находящие удовлетворение в том, чтобы опьяняться, – так что, ты одобряешь их? Богу не может быть угодна та жизнь, которая обрекает человека быть бесполезным для других


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!