Как происходит то, что на лоне самой продвинутой цивилизации порой встречаются существа столь же жестокие, как и дикари?



– «Так же как на дереве, увешанном хорошими плодами, встречаются плоды выродившиеся. Это, если хочешь, те же дикари, у которых от цивилизованности есть лишь верхнее платье; волки, затесавшиеся среди овец. Духи низшего порядка и очень отсталые могут воплощаться среди продвинутых людей в надежде на то, что тогда и они продвинутся; но если испытания оказываются им не по силам, то первоначальная животная природа берёт в них верх.»

Будет ли однажды общество добрых людей очищено от существ зловредных?

– «Человечество прогрессирует; и люди, одержимые стремлением ко злу и неуместные среди людей добрых, мало-помалу исчезнут, как дурное зерно отделяется от хорошего в процессе просеивания; но они исчезнут с тем, чтобы родиться вновь в иной оболочке, и так как у них будет опыт, они уже лучше будут понимать добро и зло. Пример тому ты имеешь в растениях и животных, искусство для совершенствования коих человек открыл и у которых он развивает новые свойства. Так вот ! усовершенствованность становится полной, лишь после многих поколений. Это образ, символизирующий суммарную множественность различных существований человека.»

 

Дуэль

Может ли дуэль рассматриваться как законная защита?

– «Нет, это лишь убийство и безобразный обычай, достойный варваров. При цивилизации более продвинутой и более нравственной человек поймёт, что дуэль настолько же нелепа, как поединки, которые некогда рассматривали как акт возмездия суда Божьего.»

Может ли дуэль рассматриваться как убийство со стороны того, кто, зная собственную слабость, почти уверен в том, что погибнет?

– «Это самоубийство.»

 

– А когда шансы равны, то убийство это или самоубийство?

– «И то, и другое.»

Примечание. Во всех случаях, даже в том, когда шансы равны, дуэлянт виновен прежде всего потому, что он холодно и по трезвому размышлению покушается на жизнь ближнего; во-вторых, потому что он подвергает собственную жизнь опасности бесполезно, и безо всякого толку и значимости для кого-либо.

Какова значимость того, что называется «делом чести» в вопросе дуэли?

– «Гордыня и Тщеславие – две язвы человечества.»

– Но разве нет таких случаев, когда честь действительно оказывается затронутой и когда отказ от дуэли был бы трусостью?

– «Это зависит от нравов и обычаев; у каждой страны и у каждого века свой взгляд на это; когда люди улучшатся и продвинутся в нравственности, они поймут, что истинное дело Чести находится Выше земных страстей и что, отнюдь не убивая кого-то или позволяя убить себя, исправляются ошибки.»

Примечание. Гораздо более величия и подлинной чести в том, чтобы признать себя виновным, когда не прав, или простить, когда прав; чтобы презирать оскорбления, кои не могут и не должны нас задевать.62

                             

Смертная казнь

Смертная казнь, исчезнет ли она однажды из человеческого законодательства?

– «Смертная казнь в конце концов обязательно буквально исчезнет, и упразднение её ознаменует собой новый этап в прогрессе человечества. Когда люди будут более просвещены в понимании своего поведения, их последствий, смертная казнь будет полностью упразднена на земле; у людей больше не окажется надобности «судить» других людей. Я говорю о времени, которое ещё пока весьма далеко от вас.»

Примечание. Социальный прогресс, несомненно, оставляет пока что желать лучшего, но было бы несправедливо по отношению к современному обществу не видеть сдвига в лучшую сторону уже в самих ограничениях, каковые налагаются на смертную казнь у наиболее продвинутых народов, и в самом характере преступлений, коими исчерпывается теперь её применение. И если сравнить гарантии, которыми правосудие у тех же самых народов силится окружить обвиняемого, гуманность, коию оно к нему проявляет тогда даже, когда он признан виновным, если сравнить всё это с тем, что практиковалось во времена ещё не столь далёкие, то нельзя не признать, что человечество идёт по пути прогресса.

Закон самосохранения даёт человеку право заботиться о сохранности собственной жизни; так не пользуется ли он этим правом, когда отрезает от общества член, представляющий опасность?

– «Есть и иные способы предохранить себя от опасности, как убить её носителя. Важнее, во всяком случае, открыть преступнику дверь для раскаяния, а не закрывать её для него.»


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!